Требования к общественному питанию

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителеи? и сохранность их имущества и соблюдение деи?ствующих правил оказания услуг общественного питания .

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных правовых актов России?скои? Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительнои? власти , .

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели .

Территория, прилегающая к предприятию, должна быть благоустроена и освещена в темное время суток .

Архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы здании? предприятии? общественного питания и используемое техническое оборудование должны соответствовать строительным нормам и правилам , .

На предприятиях общественного питания должны быть предусмотрены аварии?ные выходы, лестницы, инструкции о деи?ствиях в аварии?нои? ситуации, а также хорошо заметные ин- формационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителеи? как в обычнои?, так и в чрезвычаи?нои? ситуации .

Предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимыи? уровень комфорта по ГОСТ 30494, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь.

Технические нормативы в сфере общественного питания

Национальныи? стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятии? общественного питания» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. No 475-ст)

Дата введения — 1 января 2009 г. Взамен ГОСТ Р 50762-95

Цели и принципы стандартизации в России?скои? Федера- ции установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . No 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила при- менения национальных стандартов России?скои? Федерации — ГОСТ Р 1 .0-2004 «Стандартизация в России?скои? Федерации . Основные положения» .

Настоящии? стандарт устанавливает классификацию пред- приятии? общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов .

Настоящии? стандарт распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателеи? .

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30494-96 Здания жилые и общественные . Параметры микроклимата в помещениях .

ГОСТ 30523-97/ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания . Общие требования .

ГОСТ 30602-97/ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения . , ,.

Примечание — при пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить деи?ствие ссылочных стандартов в информационнои? системе общего пользования — на официальном саи?те национального органа России?скои? Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому ин- формационному указателю «Национальные стандарты», которыи? опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году .

При размещении предприятии? общественного питания в жилых зданиях их помещения должны соответствовать требованиям строительных правил по уровню шума, вибрации и требованиям звукоизоляции по ГОСТ 30494 и . Предприятия общественного питания, занимающие часть жилого здания, должны быть оборудованы отдельным входом (выходом) .

Предприятия общественного питания всех типов обязаны в нагляднои? и доступнои? форме довести до сведения потребителеи? необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своеи? организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и в других местах, удобных для ознакомления потребителеи? , .

На строящихся и реконструируемых предприятиях общественного питания для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных двереи? для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалиднои? коляски в залах, специально оборудованные туалетные комнаты согласно деи?ствующим строительным нормам и правилам .

На предприятиях общественного питания в соответствии со спецификои? обслуживаемого контингента могут быть предусмотрены зоны специального обслуживания, например диетического, лечебно-профилактического, детского питания и др .

Размещение производственных помещении? и оборудования в этих помещениях должно обеспечивать последовательность (поточность) технологических процессов производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарно-эпидемиологических норм и правил.

На предприятиях общественного питания должно обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки столов или отражаться специализация предприятия общественного питания (тематическая или национальная направленность).

Национальныи? стандарт РФ ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования».

Настоящии? стандарт устанавливает перечень услуг общественного питания, общие требования к услугам, методы оценки качества услуг .

Стандарт распространяется на услуги общественного питания, оказываемые предприятиями общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателеи? . В стандарте дается определение терминам: услуга общественного питания, процесс обслуживания, условия обслуживания, безопасность услуги .

Стандарт дает классификацию видам услуг общественного питания:

  • — на услуги питания;
  • — услуги по изготовлению продукции общественного питания; — услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию;
  • — услуги по реализации продукции общественного питания

и покупных товаров;

  • — услуги по организации досуга, в том числе развлекательные; — информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
  • — прочие услуги общественного питания .

Стандартом определены требования к услугам общественного питания дана их подробная характеристика: — социальная адресность;

  • — функциональная пригодность;
  • — безопасность;
  • — эргономичность; — эстетичность;
  • — информативность; — гибкость .

Национальныи? стандарт РФ ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. No 474.

Дата введения стандарта — 1 января 2009 г . Стандарт введен взамен ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению . Общие технические условия» .

Стандарт устанавливает общие технические требования к продукции общественного питания, реализуемои? населению: требования к ее производству, реализации, правилам приемки, методам контроля, упаковке, маркировке, хранению и транспортированию .

Положения стандарта распространяются на продукцию, изготавливаемую предприятиями общественного питания различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями .

К продукции общественного питания предъявляются следующие требования:

— продукция общественного питания, реализуемая по месту изготовления, в том числе в зале предприятия общественного питания, через стол заказов, в магазине (отделе) кулинарии и структурных подразделениях предприятия, изготавливается по деи?ствующим сборникам рецептур блюд, кулинарных изделии?,

булочных и мучных изделии? для предприятии? общественного питания или по технико-технологическим картам (ТТК);

  • — продукция общественного питания, реализуется в раздаточных и доготовочных предприятиях, изготавливается по деи?ствующим сборникам рецептур блюд, кулинарных изделии?, булочных и мучных кондитерских изделии? для предприятии? общественного питания или по ТТК и доставляется в соответствии с технологическими инструкциями по производству или доставке;
  • — продукция общественного питания, реализуемая вне пред- приятия, через розничную торговую сеть, должна соответствовать требованиям национальных стандартов, стандартов организации, технических условии? на продукцию конкретных видов и изготавливаться по технологическим инструкциям по производству;

Продукция общественного питания вырабатывается в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем пред- приятия общественного питания. Каждая партия поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов должна сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность сырья и пищевых продуктов .

Последовательность технологических процессов приготовления продукции общественного питания, временные и температурные режимы механическои? и тепловои? кулинарнои? обработки пищевых продуктов, взаимозаменяемость продовольственного сырья и пищевых продуктов устанавливаются соответствующими нормативными и техническими документа- ми, в том числе стандартами организации?, сборниками рецептур блюд, технологическими инструкциями, ТТК .

Изготовитель продукции общественного питания обязан осуществлять постоянныи? технологическии? контроль качества и безопасности процессов производства на всех этапах изготовления продукции от поступления сырья до реализации продукции с применением корректирующих мероприятии?, направленных на устранение выявленных нарушении?.

Результаты технологического контроля оформляют документально .

Лицензирование и сертификация услуг общественного питания

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

— наличие необходимых лицензий, установленных законом;

— сертификация продукции общепита;

— санитарно-гигиенические правила;

— правила оказания услуг общественного питания.

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон №128-ФЗ). Положения статьи 17 Закона №128-ФЗ не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна.

Но, открытие любого предприятия общественного питания сопровождается сбором, получением и согласованием различных документов, которые должны быть у каждого кафе, бара, ресторана.

В каждом конкретном случае может меняться порядок согласований и состав необходимой документации и зависит это от различных факторов, связанных с помещением, в котором планируется открыть ресторан.

Организации, оказывающих услуги общественного питания, должны пройти сертификацию данных услуг согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Орган сертификации услуг Всероссийского Научно-исследовательского Института Сертификации. Сертификат выдается сроком на один год. При этом владелец ресторана уплачивает пошлину и подает ряд документов:

Устав.

Учредительный договор (если более двух учредителей).

3. Свидетельство о регистрации организации.

4. Свидетельство об изменениях (если были изменения).

5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

6. Договор аренды.

7. Заключение СЭС, УГПС (оригиналы).

8. Печать организации.

9. Список сотрудников.

10. Медицинские книжки сотрудников.

11. Сертификаты продуктов питания от поставщиков.

12. Акт проб блюд (на выбор три блюда).

Перед получением сертификата из ВНИИС выезжает проверка, в составе двух человек, которая проверяет объект сертификации. После этого в течение трех дней выдается сертификат.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

— ГОСТ Р 50762-95;

— ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199;

— ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.

В Письме Роскомторга от 11 июля 1995 года №1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания» указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

— создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;

— содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

— защиты потребителей от некачественной продукции;

— контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

С целью контроля за проведением дезинсекционных и дератизационных мероприятий каждый стационарный объект пищевого профиля должен быть обеспечен санитарным паспортом. Это документ, в котором регистрируются проводимые работы, направленные на борьбу с насекомыми и грызунами, с периодичностью, соответствующей санитарным правилам. Санитарный паспорт оформляется в территориальном управлении Роспотребнадзора.

В ТУ Роспотребнадзора необходимо предоставить на согласование программу (план) производственного контроля. Ее основная цель — организация на объекте производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Деятельность таких предприятий, как кафе, бар, ресторан, ночной клуб и.т.д., связанных с розничной продажей алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15%, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Для получения лицензии необходимо выполнить ряд требований вот некоторые из них:

— общая площадь торговых и складских помещений должна быть не менее 50 квадратных метров

— помещение должно быть оборудовано охранной сигнализацией

— также необходимо получить заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

Безопасность ресторанных услуг тоже регламентируется нормативно-правовыми документами. В связи с тем, что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, то соответственно изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а именно:

— СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 6 ноября 2001 года;

— СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России от 6 ноября 2001 года.

На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается в Приказе Минздрава РФ от 15 августа 2001 года №325 «О санитарно — эпидемиологической экспертизе продукции».

Нужно отметить, что санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественного питания, но и к ее персоналу.

Так работники общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить специальное медицинское обследование. Таково требование статьи 213 Трудового Кодекса Российской Федерации. Кроме того, аналогичное требование закреплено в статье 34 Закона №52-ФЗ.

Сертификация услуг общественного питания

При обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в общественном питании следует руководствоваться Правилами сертификации работ и услуг в РФ от 5 августа 1997 г. № 17.

При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям, в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг.

При добровольной сертификации подтверждают работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации.

Сертификация работ и услуг — деятельность по подтверждению соответствия их требованиям законодательных актов РФ, государственных стандартов, санитарных правил и норм, строительных норм и правил и других документов, которые в соответствии с законами РФ устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

Цели сертификации — подтверждение третьей независимой стороной услуг общественного питания требованиям нормативных документов. Основные требования при сертификации услуг общественного питания — обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, защита их прав от недобросовестности исполнителя услуг, содействие повышению их конкурентоспособности, а также защита окружающей среды.

Сертификат соответствия — документ, гарантирующий, что продукция, процесс или услуга соответствует требованиям нормативно — технической документации.

Услуги общественного питания имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности человека и могут представлять для него потенциальную опасность. Действительно, некачественная продукция общепита может нанести вред здоровью потребителя, а иногда привести и к трагическим последствиям. Чтобы исключить нанесение вреда человеку при потреблении таких услуг, государство предъявляет к ним специальные требования. Такие требования заключены и в федеральных законах и в специальных государственных стандартах.

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

· наличие необходимых лицензий, установленных законом;

· сертификация продукции общепита;

· санитарно-гигиенические правила;

· правила оказания услуг общественного питания.

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ). Положения статьи 17 Закона №128-ФЗ не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна.

Обратите внимание!

Закон №128-ФЗ определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение.

Вспомним, что организации, оказывающие услуги общественного питания, в процессе своей деятельности осуществляют не только производство и реализацию продукции собственного изготовления, но и реализуют потребителям покупные товары, среди которых огромную долю составляет алкогольная продукция. Кроме того, бары и рестораны используют винно-водочные изделия для изготовления фирменных напитков. То есть, фактически указанные субъекты хозяйственной деятельности осуществляют деятельность в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, на осуществление которой требуется лицензия. Такое требование установлено Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ). Так как оборот алкогольной продукции в сфере общественного питания может производиться только в случае ее розничной продажи населению через предприятия общепита, то, следовательно, такие предприятия общепита должны иметь лицензию на осуществление деятельности в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 18 Закона 171-ФЗ).

В статье 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 (далее — Постановление №1036) также указывают на то, что услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации.

Начиная с 1 июля 2003 года основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному закону услуги общественного питания также подлежат обязательной сертификации.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги, соответствуют установленным требованиям.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

· создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;

· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

· защиты потребителей от некачественной продукции;

· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством России. Добровольная же сертификация проводится по собственной инициативе заявителя.

Обратите внимание!

Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию.

Сертификация услуг общепита относится в разряд обязательной сертификации. Правила и процедура проведения обязательной сертификации услуг общественного питания установлены «Временным порядком сертификации услуг общественного питания. Рекомендациями», утвержденными Постановлением Госстандарта России, Роскомторга, Госсанэпиднадзора России от 18 января 1995 года №4/3/3.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

— ГОСТ Р 50762-95;

— ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199;

— ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.

В Письме Роскомторга от 11 июля 1995 года №1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания» указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.

Все вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.

Обратите внимание!

Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно — правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Нужно отметить, что сертификация — процедура не бесплатная. В бухгалтерском учете затраты на проведение сертификации включаются в расходы организации в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таково требование Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″.

Так как сертификат соответствия выдается на определенное количество лет (для услуг общепита этот срок составляет не более 3-х лет (пункт 4.3. Временного порядка)), то и затраты на сертификацию нужно включать в состав затрат организации в течение всего этого срока.

Первоначально, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете необходимо учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В отношении налогового учета, расходы на сертификацию относятся к прочим расходам организации, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это следует из пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Обратите внимание!

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ. А именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что для расходов в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:

· расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

· предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

· последний день отчетного (налогового) периода.

Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» абзац второй пункта 1 статьи 272 дополнен предложением следующего содержания:

«В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».

Теперь налогоплательщик обязан при разработке учетной политики для налогового учета предусмотреть технологию распределения расходов по сделкам, в которых расходы напрямую не определяются, исходя из условий договора. Это может быть и единовременное списание расходов.

В случае сертификации мы имеем договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение действия всего срока сертификата. Поэтому если организация до 1 января 2006 года списывала данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Теперь, что касается кассового метода. Если организация использует данный метод, то расходы на сертификацию можно учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.

Услуги по сертификации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с этим орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога.

У бухгалтера, естественно, возникает вопрос можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата на расходы?

НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

Поэтому, если организация оплатила работы, а орган по сертификации оказал ей данные услуги, то НДС организация, осуществившая сертификацию, может возместить из бюджета в полном объеме сразу.

Покажем на примере.

Пример.

Организация общественного питания ООО «Богатырь» подала заявку на получение сертификата соответствия. Согласно договору с органом по сертификации, стоимость работ составила 23 600 рублей (в том числе НДС 18% 3600 рублей).

После процедуры сертификации ООО «Богатырь» получило сертификат сроком на 3 года.

Учетной политикой организации предусмотрено, что ООО «Богатырь» определяет доходы и расходы методом начисления. При этом и в бухгалтерском и в налоговом учете организация решила расходы на сертификацию списывать равномерно.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер данные хозяйственные операции отразил следующим образом:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей
Дебет Кредит
97 76 20 000 Получен сертификат соответствия
19 76 3600 Учтен НДС по услугам сертификации
76 51 23 600 Оплачены услуги сертифицирующего органа
68-1 19 3 600 НДС по услугам сертификации принят к вычету
Затем бухгалтер в течение 3 лет будет ежемесячно в учете делать проводку:
26 97 555,55 Списана на затраты часть стоимости сертификата

В налоговом учете организации бухгалтер будет ежемесячно включать в расходы также по 555,55 рублей.

Окончание примера.

В связи с тем, что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, то соответственно изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а именно:

· СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 6 ноября 2001 года;

· СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России от 6 ноября 2001 года.

На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается в Приказе Минздрава РФ от 15 августа 2001 года №325 «О санитарно — эпидемиологической экспертизе продукции».

Нужно отметить, что санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественного питания, но и к ее персоналу.

Так работники общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить специальное медицинское обследование. Таково требование статьи 213 Трудового Кодекса Российской Федерации. Кроме того, аналогичное требование закреплено в статье 34 Закона №52-ФЗ .

Результаты медицинского осмотра и гигиенической аттестации сотрудников предприятия общественного питания вносятся в личные медицинские книжки работников.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Приказе Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» утвердила форму личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Установлено, что личные медицинские книжки работникам выдаются центрами гигиены и эпидемиологии.

Обратите внимание, что УМНС по городу Москве в письме от 7 октября 2004 года №28-11/64374 указало, что расходы в виде не предусмотренных Трудовым кодексом РФ компенсаций работникам за оформление медицинских книжек, приобретаемых потенциальными работниками за свой счет, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации. Для сферы общественного питания такие правила утверждены Постановлением №1036.

Согласно данным Правилам все организации общественного питания, независимо от организационно-правовой формы обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.

Более подробно с вопросами, особенностей учета на предприятиях общественного питания, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Общественное питание».

Кафе или ресторан — учреждения, часто попадающие под жесткий контроль проверяющих органов. У властей, следует отметить, есть все законные основания для воздействия на общепит, и, прежде всего — большое количество нормативов санитарно-эпидемиологического характера (и смежных с ними), на которые можно ссылаться, вменяя рестораторам те или иные нарушения. Ознакомимся с требованиями СанПиН к общепиту, со спецификой нормативов (и ключевых норм, на которые имеет смысл обратить внимание владельцу точки общепита) подробнее.

Основные требования и санитарные правила для предприятий общественного питания: законодательная база

Деятельность предприятий общепита — в том числе как объектов санитарно-эпидемиологического контроля, действительно, относится к самым регулируемым. Находится она в юрисдикции нескольких десятков нормативных актов (и СанПиНы — лишь часть из них). К числу ключевых можно отнести:

  1. Федеральные законы:
  1. СП (санитарные правила) и СанПиНы (санитарные правила и нормы):

Посмотреть и скачать основные санитарные правила для предприятий общественного питания можно .

  1. Гигиенические нормативы:
  • ГН 2.2.5.1313-03 (о предельно допустимых концентрациях веществ);
  • ГН 2.2.5.1314-03 (о безопасных уровнях воздействия веществ).
  1. Санитарные нормативы:
  • СН 2.2.4/2.1.8.566-96 (о вибрации в помещениях);
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (о шуме в помещениях).
  1. Методические указания:
  • МУ 2.3.975-00 (об обеззараживании продуктов ультрафиолетом);
  • МУК 4.2.1122-02 (о выявлении опасных бактерий Listeria Monocytogenes (вызывают листериоз), очаги которых распространенны в сфере пищевой промышленности и общепита);
  • МУК 4.2.577-96 (о методах контроля детского и лечебного питания).
  1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ 011-2000).
  1. Общеотраслевые нормативные акты: ТК РФ, ГК РФ (в части норм, имеющих отношение к безопасности организации труда).

Указанные документы могут содержать сотни и тысячи различных норм, которые, в целом, подлежат применению предприятием общепита. Понятно, что на практике обеспечить следование каждой крайне сложно (хотя это «идеал», к которому ресторатор вынужден стремиться — чтобы точно избежать санкций от надзорных органов). Но хотя бы в некоторых ключевых нормативах ответственным лицам на точке общепита полезно ориентироваться.

Рассмотрим ряд примеров таких ключевых нормативов и санитарных правил для предприятий общественного питания — регулирующих основные участки управления предприятием. Условимся, что эти участки будут связаны:

  1. С подбором персонала.
  1. С подготовкой к использованию помещения предприятия общепита (как объекта недвижимости) на территории населенного пункта (здания, сооружения).
  1. С обустройством производственных помещений (представленных цехами, линиями и иными объектами).
  1. Со обустройством помещений, связанных с обслуживанием посетителей (залов, буфетов, баров, вестибюлей, санузлов).
  1. С обустройством административно-бытовых помещений (для работников предприятия, не связанных с производством).
  1. С приобретением и инсталляцией производственного оборудования, инвентаря, посуды, тары, упаковок.
  1. С организацией перевозки, приемки и хранения продуктов на предприятии общепита.
  1. С осуществлением обработки продукции в рамках различных производственных процессов.

Условимся учитывать — наряду с предписаниями, также общераспространенные рекомендации, актуальные для приведенных выше участков управления производством на предприятии общепита (и иными участками, которые могут быть в той или иной степени связаны с ними).

Требования к работникам общепита: квалификация и санитарные нормы

Самая, вероятно, главная задача предприятия общепита в части обеспечения соответствия деятельности тем требованиям, что определены в санитарно-эпидемиологических нормах — подбор персонала, который будет готов выполнять свою работу, не давая повода проверяющим органам (и иным заинтересованным лицам — хотя бы самим посетителям) вменить предприятию то или иное неправомерное действие.

При подборе работников общественного питания руководству необходимо учитывать следующее:

  1. Каждый сотрудник должен иметь личную медкнижку (а если ее нет — нужно завести данный документ).

В медкнижке фиксируются итоги медосмотров, обследований, а также сведения о прививках.

  1. Время от времени руководство предприятия должно проводить обучающие мероприятия по санитарному минимуму для работников общепита.

Понятно, что сотрудники не должны знать в подробностях все те нормы, что отражены в приведенных выше нормативных актах. Но об общих правилах — касающихся обеспечения соответствия деятельности предприятия санитарно-эпидемиологическим требованиям, им знать необходимо.

По завершении обучения имеет смысл провести экзаменацию полученных знаний — в форме теста или собеседования, с последующей документацией факта освоения работником общепита санитарного минимума. Если такого документа оформлено не будет, то проверяющие органы отстранят человека от работы (и, не исключено, оштрафуют предприятие).

  1. В соответствии с установленным графиком должны производиться:
  • предварительные медосмотры (при поступлении людей на работу);
  • периодические медосмотры (в общем случае — ежеквартально);
  • рентгеноскопия (в общем случае — раз в год);
  • проверка на бациллы (при приеме на работу, далее — раз в год).

Цель каждого медосмотра (и сопутствующего мероприятия в рамках медицинского обследования) — выявление работников, у которых имеются инфекционные и иные заболевания, препятствующие его трудовой деятельности на предприятии общепита. Медосмотры должны проводиться в специальных учреждениях, у которых есть лицензия.

Видео — варианты контроля за прохождением медосмотров работниками общепита:

Еще одно важное условие обеспечения безопасности производства на предприятии общепита — своевременное и качественное мытье рук персоналом. В отношении данной процедуры также разработан ряд санитарно-эпидемиологических норм.

Правила мытья рук в общепите по СанПиНу

Работники общепита должны мыть руки с учетом следующих особенностей:

  1. Мытье необходимо производить:
  • перед тем, как приступать к работе;
  • после визита в туалет;
  • после обработки сырых продуктов;
  • после контакта с внешней тарой;
  • после прикосновения к иным открытым частям тела;
  • после курения;
  • после приема пищи;
  • после работы с отходами, инструментарием для уборки, химической обработки помещений и инвентаря;
  • просто по мере загрязнения.
  1. Процедура мытья включает:
  • тщательное намыливание рук в течение 2 минут и более;
  • смывание пены теплой водой из-под крана;
  • просушивание рук с помощью салфетки;
  • закрывание крана с помощью той же салфетки;
  • выбрасывание салфетки в бак (без осуществления контакта с ним).
  1. Процедуру мытья дополняют:
  • нанесение дезинфектанта на руки — перед началом непосредственной обработки продукта (при этом, разумеется, нужно дождаться, пока он высохнет);
  • своевременная стрижка ногтей;
  • своевременное удаление лака с ногтей — в случае его использования (до начала работы он должен быть удален);
  • периодическое использование профилактических средств для защиты ногтей от расслоения.

Нельзя работать с поврежденными руками — с ранами, фурункулезом. Если повреждения незначительные, то они должны быть обработаны перекисью и закрыты пластырем.

Видео — о правилах мытья рук в общепите по СанПиНу:

На предприятии общественного питания всегда должна быть аптечка с необходимыми медикаментами для оперативной обработки повреждений на руках.

Внешний вид работника предприятия общественного питания

Следующая категория санитарно-эпидемиологических требований касается внешнего вида сотрудников точки общепита.

Работнику следует:

  1. Снимать украшения, часы и иные предметы, которые он носит на себе во время работы.
  1. Удалять из непосредственной близости от рабочего места предметы личного пользования (расчески, заколки, гаджеты).
  1. Во время работы надевать головной убор, который покрывает все волосы.
  1. Следить за симптомами ЛОР-заболеваний, и при их обнаружении — немедленно прекращать работу (или не выходить на нее вообще).
  1. Следить за состоянием зубов, носоглотки, и при наличии проблем — обращаться в медучреждения соответствующего назначения за лечением.

Обработку продуктов в производственных цехах работник осуществляет с использованием специальной санитарной одежды. Основные требования к ней:

  • чистота;
  • достаточный размер (нижняя одежда должна полностью закрываться);
  • удобство в надевании и снятии (не должно быть проблем с застегиванием).

После стирки (производится после каждой смены) санитарная одежда подлежит проглаживанию горячим утюгом. Храниться она должна в отдельных полиэтиленовых пакетах. Надеваться — только после надевания сменной обуви и последующего первичного мытья рук, сниматься — после выхода из производственного цеха.

Видео — выбор спецодежды для поваров и официантов:

Подготовка помещения для точки общепита: требования и рекомендации

Речь идет об участке управления предприятием общественного питания, по существу, еще на стадии до того, как оно начинает фактически работать — то есть, на стадии строительства объекта или обустройства помещения, взятого в аренду, а также на стадии ремонта. Владельцу будущего кафе или ресторана при решении задач, связанных с подготовкой помещения предприятия к использованию, следует иметь в виду, что:

  1. Если точка общепита размещается в жилом здании (в нежилой его части, где допустимо такое размещение), то общая его площадь не должна быть больше 700 кв. метров, а количество посадочных мест не должно превышать 50.
  1. Размещенная в жилом здании точка общепита должна иметь, как минимум, по одному эвакуационному входу и выходу — которые обособлены от каких-либо жилых помещений.
  1. Приемка сырья и продуктов от поставщиков не должна осуществляться со стороны здания, на которую выходят окна жилых помещений.
  1. Деятельность предприятия общепита, расположенного в жилом здании, не должна доставлять дискомфорта (который считается достигнутым при соблюдении установленных уровней шума, запахов, вибрации и прочих факторов воздействия на людей) тем гражданам, что проживают в жилых помещениях того же здания (и соседних).

Широкий круг нюансов требуется учитывать и при планировании ремонта здания (помещения) точки общепита. В частности, нужно иметь в виду, что:

  1. Материалы, используемые для отделки, должны быть приспособлены для регулярной влажной уборки.

Оптимально использование при отделке стен и потолков, таким образом, масляной либо водоустойчивой краски. Производственные помещения должны быть (на высоту не менее 2 метров) отделаны плиткой или иным водоустойчивым материалом. Часть стены, не покрытая плиткой, должна быть окрашена водоэмульсионной краской. Исключение — холодный цех, там вся стена должна быть покрыта плиткой.

  1. Ни в одном из помещений точки общепита пол не должен быть скользким при нормальных условиях использования.

При этом, нормальным условием использования пола в горячем цеху будет периодическое попадание на него жиров и масел: на этот случай участок пола в соответствующих помещениях должен быть покрыт плиткой с рифленой или шершавой поверхностью, которая не будет скользить, даже если указанные вещества прольются.

Игнорирование указанных особенностей при проектировании точки общепита заметно повысит риски применения санкций со стороны проверяющих органов: поэтому, специфику размещения и обустройства объекта следует учитывать заранее.

Структурирование производственных помещений

Размещенное в соответствии с установленными правилами помещение предприятия общественного питания необходимо структурировать на различные участки. Прежде всего — в части выделения на территории объекта различных производственных участков. Необходимо, чтобы такое структурирование:

  1. Обеспечивало необходимое распределение производственных процессов по разным потокам.

Обработка сырых продуктов должна происходить отдельно от отпуска готовых блюд в зал. Полуфабрикатов — отдельно от готовых изделий. Продуктов — отдельно от отходов. Чистой посуды — отдельно от грязной.

  1. Обеспечивало обособленность любых производственных процессов от тех, что связаны с непосредственным обслуживанием посетителей.
  1. Обеспечивало необходимый уровень санитарно-эпидемиологической безопасности на местах, где, соответственно, работает персонал и располагаются посетители — с учетом специфики организации производства (условно говоря, запахи с кухни не должны доставлять дискомфорта клиентам).

Оптимально:

  1. Размещение горячего цеха на значительном удалении от складов.
  1. Размещение горячего и холодного цехов в помещении с окнами на солнечную сторону — поскольку в таких производственных помещениях важно наличие естественного освещения.
  1. В случае наличия кондитерского цеха — выделение в рамках него отдельного помещения, в котором будут изготавливаться кремы для пирожных и тортов, поскольку кремы — один из наиболее чувствительных к воздействию микроорганизмов ингредиентов (и, к тому же, один из самых скоропортящихся).

Соответствующее отдельное помещение должно быть обустроено так, чтобы можно было разместить там необходимое оборудование для обеззараживания инструментария, используемого кондитерами. Имеет смысл поставить там бактерицидную лампу — для повышения уровня стерильности.

  1. Использование двух отдельных моечных:
  • для столовой посуды (в которой блюда выдаются посетителям);
  • для кухонной посуды (которая используется только в производственных целях).

Как минимум — следует иметь две обособленные моечные ванны, если нет возможности использовать два отдельных помещения. Грязная посуда из зала должна напрямую доставляться в «столовую» моечную. Чистая — наиболее коротким путем подаваться в раздаточную или сервизную (место, где образуется запас посуды на выдачу). «Кухонная» моечная должна располагаться в непосредственной близости от горячего цеха (но, вместе с тем, быть связанной и с холодным цехом).

В помещениях, где предполагается использование большого количества воды — в тех же моечных, поверхность пола должна иметь небольшой уклон в направлении дренажных отверстий (которые, очевидно, должны в таких помещениях быть), чтобы вода стекала туда.

В случае, если ресторан или кафе изготавливает блюда для доставки на дом, то место, с которого осуществляется отпуск готовой продукции, должно быть изолировано от других производственных помещений — кроме холодного и горячего цехов.

Структурирование помещений для посетителей

При проектировке залов для посетителей необходимо учитывать следующее:

  1. Зал в общем случае не должен располагаться в подвале без доступа к естественному освещению.
  1. Необходима изоляция зала от вестибюля (но при этом желательно наличие удобного перехода от одного помещения к другому).
  1. В случае, если зал предполагает самообслуживание, то вход в него должен располагаться относительно недалеко от раздаточной.

При этом, ширина входа не должна быть менее 1,5 метров (а проходов между разными частями зала — 1,2 метров).

  1. При перемещении продуктов в буфет — в случае его наличия в зале, потоки блюд и продуктов не должны пересекаться с потоками посетителей.

При проектировании санузлов следует иметь в виду, что:

  • на предприятии общепита должно быть не менее 2 туалетов (с количеством умывальников в расчете не менее одного на 50 посадочных мест);
  • подвод холодной и горячей воды к умывальникам обязателен.

Если на предприятии более 100 посадочных мест, то в нем необходимо обустроить умывальную комнату. А если нет возможности — разместить умывальники так, чтобы люди могли пользоваться ими до входа в туалет.

Структурирование административно-бытовых помещений

Общее требование к помещениям, о которых идет речь, заключается в необходимости обустройства отдельного входа в них — которым сможет пользоваться только персонал предприятия общественного питания.

Типичные разновидности административных помещений — кабинет руководителя, бухгалтерия. Иногда — отдельная касса. Каждое из них желательно размещать в месте, где есть естественное освещение.

Примеры бытовых помещений — гардеробы, бельевые, санузлы для работников. Главное — не размещать их над производственными цехами (и, разумеется, нужно размещать бытовые помещения обособленно от них).

Гардеробы для официантов и других работников должны быть раздельными. При необходимости следует обустраивать обособленные гардеробы для верхней, санитарной и производственной одежды (как и для домашней — той, в которой сотрудник приходит на работу).

Распространено размещение на предприятиях общепита душевых кабинок. При этом, предполагается, что на каждые 10 человек персонала будет, как минимум, одна кабинка.

Туалеты для работников должны стоять отдельно от тех, что предназначены для посетителей. В них должны быть установлены крючки, на которые предполагается вешать санитарную одежду. Необходимо, чтобы работник имел возможность пользоваться сантехникой, не загрязняя об нее руки (в этих целях предполагается оснащение унитазов элементами педального спуска, кранов — элементами с локтевым управлением). Должен быть отдельный кран, из которого берется вода для мытья полов (причем, он должен располагаться на уровне порядка 0,5 метров от пола).

Инвентарь и посуда на предприятии общественного питания: пользование и обработка

Персонал точки общепита в своей работе использует широкий спектр оборудования, инвентаря, приборов, тары. При использовании технологического оборудования важно обеспечить отсутствие контакта между сырьем (или полуфабрикатами) и готовыми блюдами. В этих целях может потребоваться закупка необходимого количества единиц отдельных экземпляров оборудования (либо достаточного количества сменных его элементов).

Предполагается обязательная маркировка того или иного инструмента с учетом вида блюда, в целях обработки которого он используется. Яркий пример дифференцирования однотипного инструмента — применение раздельных столов для обработки мяса (причем, отдельные столы используются для сырого и вареного), овощей (аналогично — для сырых и вареных), хлеба, рыбы.

Каждый стол, таким образом, маркируется посредством того или иного условного обозначения (например, ВО — это «вареные овощи»).

Важнейшая составляющая пользования инструментарием ресторатора — своевременная его обработка с учетом специфики применения (которая влияет в том числе и на периодичность такой обработки). Так, промывка инструмента горячей водой осуществляется после каждой обработки продукта на производственных столах любого назначения. В конце смены — инструмент должен промываться с помощью специальных моющих средств и горячей воды.

Можно отметить, что требования к процедуре помывки инвентаря не унифицированы — все определяется с учетом особенностей конкретного инструмента. Но в отношении некоторых из них, безусловно, могут устанавливаться различные специфические требования. Например, если речь идет о металлических рабочих элементах механического оборудования, то их — не считая промывки, рекомендуется после нее обрабатывать пищевыми жирами — чтобы они не ржавели. Очистка машин для взбивания кремов — если речь идет о кондитерском цехе, во многих случаях более эффективна не в выключенном состоянии, а на рабочем ходу (к слову, та же закономерность характерна и для оборудования, из которого сложно извлечь рабочие элементы для ручной промывки).

Отдельные требования устанавливаются в отношении посуды. Как мы уже знаем, она делится на кухонную и столовую. Первая задействуется в производственных операциях — и потому должна быть выполнена из специальных износостойких материалов (нержавейки, чугуна или нелуженого железа). Из алюминия — в общем случае не подойдет (только в целях краткосрочного хранения продуктов). Недопустимо использовать посуду с трещинами и сколами. Важно промаркировать посуду на различные типы в привязке к конкретной разновидности блюд. Мытье производственной посуды допускается осуществлять в двухсекционной ванной.

В отношении столовой посуды правила в некоторой степени строже — поскольку предполагается регулярный ее оборот между клиентами, которые могут «приносить» с собой разные источники рисков. Мытье такой посуды осуществляется, как мы уже знаем, обособленно от посуды кухонной — причем обязательно в ванне с пятью секциями (если не используется посудомоечная машина). Промытые столовые приборы следует размещать в специальных кассетах — в которых они располагаются ручкой вверх. Эти кассеты также ежедневно нужно чистить.

Подносы, на которых размещаются блюда при выносе в зал, после промывки должны храниться в зале — причем, отдельно от тех, что еще не помыты.

Следует иметь в виду, что при выходе из строя посудомойки и отсутствии возможностей для ручной помывки любой посуды предприятие общепита должно приостановить свою работу. Если проверяющий орган обнаружит иное — штрафов не избежать.

Практически на любом предприятии общепита используются различные упаковочные материалы — и в отношении них также установлен ряд санитарно-гигиенических требований. К числу основных можно отнести два:

  • в составе упаковки недопустимо присутствие токсичных веществ;
  • упаковка не должна влиять на потребительские свойства товара (по крайней мере, в рамках допустимых норм).

При использовании в том числе упаковок предприятиями общепита осуществляются перевозка, приемка и хранение продовольственного сырья. Данные направления хозяйственной деятельности организации также должны осуществляться с учетом ряда санитарных требований.

Перевозка и хранение продуктов

В части перевозки пищевой продукции основные требования следующие:

  1. Перевозка продуктов должна производиться на ТС со специальным кузовом — который имеет внутреннюю оцинковку (или алюминиевое покрытие), и в его конструкции должны быть предусмотрены портативные стеллажи.
  1. У водителей ТС, перевозящих продукты, должны быть оформленные в установленном порядке медицинские книжки и специальная одежда.

Аналогичные требования устанавливаются и для сотрудников предприятия общепита, которые осуществляют приемку привезенных товаров.

Хранение продуктов, привезенных на склад предприятия общепита, должно осуществляться с учетом следующих требований:

  • сырье, полуфабрикаты и готовые блюда должны храниться раздельно;
  • продукты, имеющие несовместимые запахи, также должны распределяться.

Существует ряд оптимальных характеристик условий хранения различных продуктов в части температуры и влажности. Так, в холодильнике для размещения мяса желательны (проверяющие могут измерить и сделать замечание):

  • температура 2 градуса;
  • влажность 85%.

Для сравнения, при хранении рыбы желательна более высокая влажность — 90%.

Мясо и рыба в размороженном виде не должны храниться дольше 1 дня. Замороженное мясо — не дольше 5 дней, рыба — не дольше 3 дней.

В холодильнике для молочных продуктов оптимальны:

  • температура 4 градуса;
  • влажность 85%.

Те же условия — оптимальны для хранения фруктов и зелени.

Предельные сроки хранения:

  • молока — 20 часов;
  • сметаны — 72 часа;
  • сыра — 20 дней;
  • творога — 36 часов.

Отметим, что довольно велика разница в предельных сроках хранения колбас и сыра — продуктов, часто используемых одновременно (для бутербродов, салатов). Вареные колбасы не должны храниться в холодильнике дольше 48 часов, но сыр можно держать там 20 дней. В холодильнике для молочных продуктов, как правило, также размещаются яйца. Длительность их хранения не должна превышать 6 дней.

В камерах (на специальных участках склада) для сухих продуктов оптимальная температура — 15-17 градусов, влажность — 65%. Стандартный предельный срок хранения таких изделий составляет 10 дней.

Оптимальные условия хранения хлеба — температура 17 градусов и влажность 70%. Длительность хранения хлеба — 24 часа. Все виды хлеба должны храниться раздельно.

Картофель следует хранить в помещении с температурой 2 градуса, и при этом не дольше 5 дней.

Тара, используемая для размещения принятых от поставщика продуктов, должна быть промаркирована.

На склады для пищевых продуктов должен быть исключен доступ насекомых, грызунов и иных амбарных вредителей.

Обработка продуктов

Вероятно, основной с точки зрения объема трудозатрат вид хозяйственной деятельности предприятия общепита — обработка различных продуктов (в целях подготовки к выдаче или использования при приготовлении подлежащих выдаче блюд).

Общие санитарные требования к процедурам обработки продукта следующие:

  1. Сама обработка должна осуществляться в объемах, соотносимых с темпами реализации готовых блюд.

Не следует допускать «затоваривания» раздаточных — особенно в части блюд, которые содержат скоропортящиеся ингредиенты.

  1. Сырые и готовые продукты должны обрабатываться:
  • на разных столах (промаркированных по типу продукта);
  • с использованием раздельного инструментария (досок, ножей).

При этом, каждый инструмент также должен быть промаркирован (в привязке к типу продукта, который будет с помощью него обрабатываться) и прикреплен к определенному рабочему месту.

Необходимо иметь достаточный запас разделочных досок и ножей — на случай интенсивного загрязнения используемых в текущий момент.

Можно также выделить ряд специальных рекомендаций по обработке отдельных типов продуктов. К числу самых часто используемых относятся:

  1. Свежие овощи и зелень.

Если они предназначены для салатов, то их необходимо, прежде всего, тщательно промыть, а затем обработать солевым раствором. Если овощи требуется перед последующим помещением в салат (и иные холодные блюда) сварить, то очищать их от кожуры при варке необязательно. Большинство овощей варятся в подсоленной воде.

Салаты и винегреты следует изготавливать и заправлять непосредственно перед отправкой на раздачу.

  1. Мороженое мясо, курица, рыба.

Разморозка мяса осуществляется в отдельном помещении (именуемом дефростер) либо в мясном цехе как можно большими кусками. Нельзя размораживать мясо в воде или методом нагрева. По аналогичным принципам размораживается курица. Рыбу уже можно размораживать в воде — но с температурой не более 20 градусов (рекомендуется — с добавлением небольшого количества соли). Но если рыба относится к осетровым породам или представлена в виде филе, то ее разморозку лучше осуществлять на воздухе, не погружая продукт в воду.

Обязательна вторичная температурная обработка вареного мяса (методом кипячения или обработки в духовке при температуре от 220 градусов) непосредственно при отпуске в составе первого или второго блюда.

  1. Яйца.

Важнейшее санитарно-гигиеническое требование к обработке яиц — обеспечить своевременную профилактику сальмонеллеза. В этих целях производятся:

  • обработка яиц моющим средством;
  • дезинфекция.

Для этого используется отдельная промаркированная емкость и вода температурой 50 градусов. Нельзя размещать необработанные яйца непосредственно в производственных цехах.

Непосредственно после завершения обработки яиц, а также перед осуществлением их разбивки сотрудники цехов должны мыть руки с мылом, а также производить дезинфекцию слабым раствором хлорной извести. Одежда, использованная при обработке яиц, должна быть заменена.

  1. Творог.

Оптимально, если он изготовлен из пастеризованного молока. В этом случае его можно использовать для приготовления, в принципе, любых блюд, в состав которых он должен входить. Но если творог — непастеризованный, то его можно использовать для приготовления только тех блюд, которые готовятся при высокотемпературной обработке в духовке (например, сырников и запеканок). Блины с непастеризованным творогом делать нельзя.

Резюме

Организация работы предприятия общепита предполагает следование тысячам различных нормативов — закрепленных на разных уровнях законодательства. Формально при каждом нарушении могут последовать штрафные санкции, поэтому практическое следование всем установленным нормам — крайне сложная задача. Но это вполне объяснимо — поскольку деятельность точки общепита тесно связана с факторами риска для здоровья населения, и потому повышенная регулируемость деятельности такого хозяйствующего субъекта имеет смысл.

Правомерно говорить о том, что проверяющие органы при оценке деятельности предприятия общепита руководствуются не только прописанными нормативами, но и здравым смыслом — и где-то могут закрывать глаза на мелкие нарушения. Но владельцу бизнеса следует быть готовым к обратному, и по возможности не упускать из вида нарушения, которые могут обратить на себя внимание с наибольшей вероятностью.

Во многих случаях «наказуемые» нарушения связаны с рисками в области обеспечения качества продуктов (факторами, которые могут на него повлиять). Проверяющий, возможно, не посмотрит на габариты и цветовую гамму помещения — но всегда обратит внимание на условия хранения тех или иных видов продуктового сырья, а также условия работы сотрудников предприятия общепита. Даже при идеальных условиях хранения продуктов сотрудник, пренебрегающий нормами гигиены, даст повод проверяющим применить к предприятию общепита строгие санкции.

Читайте статью про онлайн-кассы для ИП на ЕНВД: отсрочка до 2021 года, последние новости с учетом новых поправок в 54-ФЗ.

Рекомендуем ознакомиться с информацией о том, когда и как выдавать кассовый чек при оплате физлицом на расчетный счет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *