Цели и принципы подтверждения соответствия

План лекции

1. Основные понятия в области сертификации.

2. Сущность, цели и принципы подтверждения соответствия.

3. Характер и формы подтверждения соответствия.

1. Основные понятия в области сертификации.

Сертификация— форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия— документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации— совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертифи­кации в целом.

Орган по сертификации— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Оценка соответствия— прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия— документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Форма подтверждения соответствия— определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Аккредитация— официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в опре­деленной области оценки соответствия.

Безопасностьпродукции, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Декларирование соответствия— форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии— документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель— физическое или юридическое лицо, осуществляющее обя­зательное подтверждение соответствия.

Знак соответствия— обозначение, служащее для информирования при­обретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

2. Сущность, цели и принципы подтверждения соответствия.

Сущность подтверждения соответствия.Основные положения ФЗ «О техническом регулировании» определяют, что подтверждение соответствия является одной из форм оценки соответствия. Под подтверждением соответствияпонимают документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов (процессов, услуг, работ) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

По ранее действующему законодательству в РФ документальное подтверждение соответствия могло быть только в форме сертификации. Федеральный закон представляет основу для оценки соответствия. Важными являются перечень обязательных требований к конкретной продукции и процедуры оценки соответствия. Это определяется в ТР, как в общих, так и в специальных. Следовательно, основа подтверждения соответствия, заложенная в ФЗ «О техническом регулировании», будет реализована в соответствии с ТР по-разному для разных групп продукции.

Цели подтверждения соответствия.Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

— удостоверения соответствия продукции, процессов ЖЦП (жизненный цикл продукции), работ и услуг требованиям ТР, стандартам и условиям договоров;

— содействия покупателям в компетентном выборе продукции, услуг, работ;

— повышения конкурентоспособности продукции, услуг, работ на российском и международном рынках;

— создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международ­ного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Основная цель обязательной сертификации — защита безопасности потребителей при пользовании товарами — трансформировалась в содействие приобретателям в компетентном выборе продукции и услуг. Это свидетельствует о переходе российского рынка на более цивилизованный этап развития.

Принципы подтверждения соответствия.Новое законодательство по техническому регулированию в части подтверждения соответствия строится на достаточно обновленных принципах. Наиболее важными из них являются следующие:

1 . Доступность для заинтересованных лиц информации о порядке

подтверждения соответствия. Такая информация включена в технические регламенты и стандарты, которые являются доступными в результате работы Федерального информационного фонда ТР и стандартов. Вся информация при сертификации продукции в конкретном органе, включая условия договоров, стоимость работ и др., также на основе этого принципа должна быть доступной для заявителей работ.

2. Недопустимость применения обязательности подтверждения соответствия к объектам, для которых не установлены требования в ТР, и, наоборот, подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Принцип включен в ФЗ «О техническом регулировании» потому, что в практике сертификационных работ этот принцип достаточно часто нарушался. Это приводило к увеличению стоимости работ по сертификации. Федеральный закон предполагает, что как только по конкретной группе продукции начинает действовать ТР, то все другие требования, которые не внесены в него, становятся добровольными.

Если по продукции не разработан ТР и, следовательно, к ней отсутствуют обязательные требования, она может быть сертифицирована только в добровольном порядке.

3. Недопустимость уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя и одновременно защита имущественных интересов заявителей и соблюдения коммерческой тайны. Эти два принципа направлены на определение взаимоотношений между заявителями работ и органом по сертификации. Отношения должны строиться на открытой информации по срокам и ценам проведения работ, которые не должны нарушаться под давлением одной из сторон.

4. Недопустимость принуждения к осуществлению добровольной сертификации, в том числе в определенной системе добровольной сертификации. Расширение объема добровольной сертификации по сравнению с обязательной не должно проходить под давлением органов по сертификации, аккредитованных в добровольной системе. Основным стимулом обращения для сертификации в определенную систему должны быть авторитетность и широкое признание системы данной организации. Например, такое место в России занимает система Торгово-промышленной палаты.

Отметим, что независимо от страны и места происхождения продукции и других объектов, видов и особенностей сделок подтверждение соответствия проводится по одним и тем же правилам. При этом подтверждение соответствия может проводиться изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями (оптовыми фирмами).

Вышеперечисленные принципы основаны на международном и отечественном опыте проведения работ по подтверждению соответствия и действуют с момента введения ФЗ.

3. Характер и формы подтверждения соответствия.

Значительная часть ФЗ «О техническом регулировании» посвящена регулированию вопросов подтверждения соответствия, так как оно направлено на защиту граждан от потребления опасной и некачественной продукции. Закон предусматривает обязательный и добровольный характер подтверждения соответствия(рис. 1). Объекты подтверждения соответствия различны. Объектом обязательного подтверждения может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ (ст. 23, п. 1), как отечественного производства, так и импортируемая для реализации на российском рынке. Для подтверждения этого приведем норму ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 28, п. 2), в которой установлено, что заявитель обязан «выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия». То есть речь идет о том, что объектом подтверждения соответствия по действующему законодательству является только продукция, но не услуги и процессы. Однако в описании термина «техническое регулирование» дано, что объектами обязательных требований являются продукция и процессы ЖЦП. В настоящее время готовятся изменения в ФЗ «О техническом регулировании», которые внесут уточнения по этому вопросу.

Следует отметить, что продукция, изготавливаемая для собственных нужд, или находящаяся в эксплуатации, или поступающая на территорию страны в качестве гуманитарной или технической помощи, т.е. не предназначенная для реализации, не является объектом обязательного подтверждения соответствия.

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 2851;

Организация работ по сертификации систем качества (производств) основывается на общепринятых в практике сертификации принципах, как:

· добровольность;

· объективность оценок;

· конфиденциальность;

· информативность;

· специализация органов по сертификации;

· обязательность проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере;

· достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом.

Система сертификации бывает:

· международной;

· региональной;

· национальной (государственной).

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Комитет ИСО по сертификации разработал рекомендации по организационным принципам сертификации продукции, на основе которых должны действовать национальные системы сертификации. Если национальные системы сертификации соответствуют требованиям ИСО, то выданные ими сертификаты признаются другими странами – членами ИСО. В противном случае продукция подвергается дополнительным сертификационным испытаниям за счет поставщика.

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией.

В России действует национальная система сертификации, построенная в соответствии с международными нормами и правилами ИСО и МЭК.

Главная цель национальной системы сертификации (РОСС) – содействовать отечественным предприятиям в сохранении устойчивых позиций на внутреннем рынке и повышении конкурентоспособности на внешнем.

Руководит работами по организации и проведению сертификации и возглавляет национальную систему сертификации Государственный Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Основной принцип, заложенный в систему сертификации – сертификация независимой третьей стороной, которой и являются органы по сертификации.

Установлены две формы сертификации – обязательная и добровольная.

Обязательная сертификация проводится с целью подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям ГОСТ, других нормативных документов, в том числе международных и национальных стандартов других стран, введенных в действие Госстандартом России на территории РФ. Обязательная сертификация является средством государственного контроля за качеством продукции.

Обязательные требования включают показатели безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается в законодательном порядке. Это прежде всего продукты питания и продовольственное сырье, медикаменты, детские товары, а также другие товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, имущества, охрану окружающей среды.

Обязательной сертификации подлежит также вся импортируемая в страну продукция.

Запрещается рекламировать и продавать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.

Добровольная сертификация проводится на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции. Она способствует повышению конкурентоспособности продукции.

При добровольной сертификации могут проверяться любые потребительские требования, кроме требований по безопасности и экологической чистоте, которые согласно Закону о защите прав потребителей подтверждаются только обязательной сертификацией.

При добровольной сертификации вид нормативного документа (международный, региональный, национальный стандарт, технические условия и т.д.) определяют орган по сертификации и заявитель.

По результатам проведения обязательной сертификации может быть выдан один из видов сертификата: 1) сертификат на образец; 2) сертификат на товарную партию; 3) сертификат на продукцию; 4) сертификат на производство.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Для продуктов питания, продовольственного сырья, косметических товаров и другой продукции, потенциально опасной для здоровья человека, сертификат соответствия выдается на основании гигиенического сертификата.

Гигиенический сертификат выдается органами Госсанэпиднадзора по результатам испытаний продукции на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, которые одновременно являются и показателями безопасности.

Для некоторых ввозимых в страну товаров, животных после соответствующей проверки оформляются карантинный и ветеринарный сертификаты.

Продукция, на которую выдан сертификат соответствия в системе РОСС, маркируется Знаком соответствия (рис. 4.1).

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Рис.4.1. Знак соответствия

Предприятие-изготовитель при этом получает лицензию на применение Знака соответствия. При обязательной сертификации маркирование продукции Знаком соответствия является обязательным.

Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации регистрируются в Государственном Реестре Системы Сертификации.

Государственный Реестр содержит сведения о центральных органах систем сертификации, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции и знаках соответствия, о сертифицированной продукции, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

Схема обязательной сертификации конкретных видов продукции или услуг определяется Госстандартом.

Схема добровольной сертификации – органом сертификации и заявителем.

Определены восемь схем проведения сертификации третьей стороной:

1. Испытания образца продукции.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.

6. Только оценка заводского управления качеством.

7. Проверка партий изделий.

8. Стопроцентный контроль.

Последовательность процедур сертификации продукции представлена в табл. 6.

Таблица 6.

Последовательность процедур сертификации продукции

1. Подача заявки на сертификацию З
2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы ОС
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания ОС;ИЛ
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) ОС
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия ОС
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия ОС
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией ОС
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия З
9. Информация о результатах сертификации ОС

З – заявитель;

ОС – орган по сертификации;

ИЛ – испытательная лаборатория.

Для оценки надежности поставщика в мировой практике применяется не только сертификация продукции, но и сертификация производств, технологических процессов, систем качества.

Сертификация производств и систем качества подтверждает, что изготовитель способен стабильно обеспечивать заявленное им качество в реальных условиях своего производства и что свойства выпускаемого товара не ухудшаются в течение срока действия сертификата (обеспечивается стабильность качества).

Для организации и проведения работ по сертификации систем качества Госстандарт РФ создал «Систему сертификации систем качества и производств», название «Регистр систем качества».

Регистр систем качества – система сертификации, построенная в соответствии с действующим законодательством РФ, правилами по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами.

В Регистре осуществляются:

— сертификация систем качества;

— сертификация производств;

— инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами;

— международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания результатов сертификации.

Нормативно-методической основой сертификации систем качества и производств являются государственные стандарты:

-ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»;

-ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;

-ГОСТ Р 40.003-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества»;

-ГОСТ Р 40.004-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств».

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

— предварительная оценка системы качества;

— окончательная проверка и оценка системы качества;

— инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификата.

Этапы оценки системы качества представлены в табл. 7.

Таблица 7.

| следующая лекция ==>
Сертификация продукции и систем качества | Этапы оценки системы качества

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 592;

Оценка соответствия — деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются. Оценка соответствия имеет такие формы, как подтверждение соответствия, аккредитация, регистрация, контроль (надзор) и др.

Подтверждение соответствия — частный случай оценки соответствия, результатом которой является документальное удостоверение (заявление) того, что продукция, процесс, услуга (работа), персонал, система менеджмента соответствует установленным требованиям. Подтверждение соответствия — это предрыночный контроль, который вводится для продукции, представляющей потенциальную опасность.

Схема подтверждения соответствия — перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленных требований.

Форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Соответствие — соблюдение установленных требований.

Формы соответствия:

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Сертификация соответствия — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (добровольная, обязательная).

Обязательное подтверждение соответствия- является одним из видов оценочной деятельности по установлению соответствия, а также ее конечным результатом

Целью оценки соответствия является определение соблюдения установленных НДами требований путем измерения действительных значений показателей качества и сопоставления их с регламентируемыми.

Цели подтверждения соответствия согласно ст. 18 ФЗ:

  • 1. удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
  • 2. содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • 3. повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • 4. создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
    • * определение номенклатуры показателей для оценки и подтверждения соответствия;
    • * установление предельно допустимого уровня значений этих показателей и регламентация их в НДах;
    • * выбор средств и методов, предназначенных для оценки и подтверждения соответствия объектов;
    • * регламентация порядка проведения оценки и подтверждения соответствия двумя формами. Рассмотренные цели и задачи, а также порядок проведения оценочной и подтверждающей деятельности должен базироваться на принципах ст. 19 ФЗ:
  • 1. Доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • 2. Недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
  • 3. Установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  • 4. Уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
  • 5. Недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • 6. Защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
  • 7. Недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

  • 1. доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • 2. недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов. Данный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки ТР на соответствующие объекты;
  • 3. установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  • 4. уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
  • 5. недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
  • 6. недопустимости подмены обязательного подтверждения добровольной сертификацией;
  • 7. защиты имущественных интересов заявителя, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
  • 8. презумпции соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. систематический погрешность измеряемый объект

Принципы оценки соответствия:

  • 1. гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;
  • 2. обеспечение идентичности процедур оценки соответствия отечественных и иностранных объектов оценки соответствия;
  • 3. соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ, по оценке соответствия.

Виды оценки соответствия:

  • 1. Государственный контроль(надзор).
  • 2. Потверждение соответствия
  • 3. Акредитация
  • 4. Регистрация
  • 5. Испытания

Вся электронная библиотека >>>

Предпринимательство

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

Раздел: Право, бизнес, финансы

Сертификация — деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Порядок проведения сертификации установлен Законом «О сертификации продукции и услуг».

Закон различает два вида сертификации — добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации.

Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах на которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются государственными органами управления в пределах их компетенции.

Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России).

Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации. Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации, создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в системах сертификации однородной продукции. Каждая система сертификации устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке, определенном Госстандартом России.

В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе. Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации, которые функционируют по руководством специально уполномоченных на проведение сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.).

Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.

Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации, определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.

Порядок проведения сертификации

Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются документами по сертификации и методикам испытаний.

При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет органу по сертификации протокол испытаний, а его копию — заявителю.

Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации после получения протокола(ов) испытаний на партию продукции, каждое изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре Системы.

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года.

Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает к ней документы, установленные правилами международной сертификации или соглашением о сертификации.

В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы.

Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию иностранных сертификатов оплачивает заявитель.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО»

Организация предпринимательской деятельности

Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО ВИДЫ

ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Глава 2. ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Глава 5. КОНКУРЕНЦИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И КОНКУРЕНЦИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ БАЗЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 6. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

СФЕРА ПРИНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ

Глава 7. КАПИТАЛ И СЛАГАЕМЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УСПЕХА

СЛАГАЕМЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УСПЕХА

Глава 8. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ

ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Глава 9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

ПЛАНИРОВАНИЕ, ОТБОР И НАЕМ ПЕРСОНАЛА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕРСОНАЛА

Глава 10. МАРКЕТИНГ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

СЛУЖБА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Глава 11. ТОВАР, ЕГО МЕСТО В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОВАРОВ

БИРЖЕВЫЕ СДЕЛКИ И ПОСТАВКА ТОВАРА

Глава 12. СОТРУДНИЧЕСТВО ПАРТНЕРОВ В БИЗНЕСЕ

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПАРТНЕРОВ

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТОВАРООБМЕНА

ФОРМЫ СДЕЛОК В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 13. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЦЕН

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ НА ЭКСПОРТНУЮ И ИМПОРТНУЮ ПРОДУКЦИЮ

РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ЦЕНЫ

РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Глава 14. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИЙ

ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА — ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Глава 15. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — ЗАЛОГ РОСТА ПРИБЫЛИ

Глава 16. МАЛЫЙ БИЗНЕС, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ РЕШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Глава 17. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

ВИДЫ НАЛОГОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

Глава 18. КРЕДИТОВАНИЕ И СТРАХОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЛИЗИНГ. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЕЗ КРЕДИТОВАНИЯ

ФАКТОРИНГ. ПРЕВРАЩЕНИЕ ДОЛГА В НАЛИЧНОСТЬ

ФРАНЧАЙЗИНГ. КРЕДИТОВАНИЕ И ПРИВИЛЕГИИ ПО КОНТРАКТУ

УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СТРАХОВЫМИ ФИРМАМИ

Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 20. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

ЛИКВИДАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

ОЧЕРЕДНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРСНОЙ МАССЫ ПРЕДПРИЯТИЯ-БАНКРОТА

Глава 21. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

Глава 22. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЭФФЕКТ УСКОРЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Глава 23. ЛИЧНОСТЬ И КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ И ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ДНЯ

Глава 24. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Курс предпринимательства

Глава 1. Понятие и содержание предпринимательства. Становление предпринимательства в России

Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности

Виды и формы предпринимательства

Современные формы предпринимательской деятельности в России

ВЫВОДЫ

Глава 2. Виды предпринимательской деятельности

Коммерческое предпринимательство

Финансовое предпринимательство

Консультативное предпринимательство

ВЫВОДЫ

Глава З. Предприятие в рыночных условиях

Механизм функционирования предприятия

Регулирующая роль цены

Регулирующая роль качества продукции

Прибыль предприятия — цель его функционирования

Предприятие на рынке ценных бумаг

Несостоятельность предприятия

ВЫВОДЫ

Глава 4. Производство и потребление продукции

Техника, технология и организация производства — главные факторы повышения его эффективности

Связь производства и потребления продукции

Сертификация продукции

ВЫВОДЫ

Глава 5. Организация и развитие собственного дела

Разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана

Управление новым предприятием

ВЫВОДЫ

Глава 6. Механизм функционирования частных, коллективных и унитарных предприятий

Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц

Объединения юридических лиц

ВЫВОДЫ

Глава 7. Предпринимательская деятельность малого предприятия

Развитие малого предпринимательства в России

Характеристика экономической деятельности малого предприятия

Государственная поддержка малого бизнеса

Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления

Глава 8. Управление финансами предприятия

Финансовый менеджмент на предприятиях и в коммерческих организациях

Разграничение функций финансового менеджмента

Финансовое планирование и прогнозирование

ВЫВОДЫ

Глава 9. Оценка финансового состояния предприятия

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия

Оценка структуры источников средств

Анализ оборачиваемости активов

Анализ доходности предприятия

Глава 10. Цена и ценовая политика фирмы

Анализ ценообразующих факторов

Виды цен. Источники информации о ценах

Зависимость между ценой и уровнем спроса

Установление цен на экспортную и импортную продукцию

Порядок ведения переговоров по торговой сделке

Глава 11. Налогообложение предпринимательской деятельности

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на прибыль предприятий и организаций

Налог на имущество предприятий

Некоторые итоги анализа налогообложения предпринимателей в РФ

ВЫВОДЫ

Глава 12. Предпринимательские риски

Риски при финансировании проекта

Страхование рисков

Бизнес-план и снижение предпринимательского риска

Предприниматель и эффективные решения

ВЫВОДЫ

Глава 13. Конкуренция предпринимателей

Экономические последствия совершенной конкуренции

Развитие конкуренции в современных условиях

Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России

Система государственного антимонопольного регулирования

Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов

Глава 14. Маркетинг на предприятии

Основной принцип маркетинга

Изучение потребителей

Сегментация рынка

Глава 15. Инновационное предпринимательство

Механизм и функции рынка новшеств

Методы получения экономических и социальных оценок инноваций

Основы инвестирования и организации инноваций

Глава 16. Хозяйственные связи предпринимателей

Биржевые сделки и поставка товарам

Современные экономико-правовые формы предпринимательства

Услуги, предоставляемые кредитными организациями

Услуги, предоставляемые страховыми фирмами

Глава 17. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Условия и предпосылки государственного вмешательства

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Глава 18. Ответственность предпринимателей

Ответственность перед органами государственного управления

Ответственность перед партнерами по хозяйственным договорам

Ответственность за нарушения трудовых прав работников

Ответственность перед собственником имущества предприятия

Органы, рассматривающие споры предпринимателей

Индивидуальная предпринимательская деятельность

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БИРЖА И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНОЕ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *