Централизованное снабжение

Содержание

Как документально оформить и отразить в бюджетном учете поступление объектов основных средств (движимого имущества) в рамках централизованного снабжения при движении объектов между учреждениями разных уровней бюджетов (оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на него будет переходить к другому публично-правовому образованию) расскажут эксперты службы Правового консалтинга «Гарант» А. А. Семенюк, В. В. Пименов

Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие порядок ведения бюджетного учета, не содержат специального порядка организации учета при централизованном снабжении.

Следовательно, учреждениям, постоянно получающим основные средства по централизованному снабжению, в рамках учетной политики желательно определить подробный порядок организации бюджетного учета в подобных ситуациях. При этом положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) и от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 162н), в данном случае следует применять в системной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

Документальное оформление
В рамках централизованного снабжения в учреждение могут поступать следующие виды имущества:
— закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ);
— передаваемое учреждению на праве безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ);
— передаваемое на хранение (глава 47 ГК РФ);
— статус которого не определен.
В дальнейшем на основании поступающих в организацию документов статус имущества может изменяться и, соответственно, будет изменяться порядок его дальнейшего учета.
При осуществлении централизованного снабжения отгрузка конечным получателям имущества может осуществляться:
— поставщиками в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов;
— учреждениями (органами власти, местного самоуправления), ранее принявшими от поставщиков приобретенное в рамках государственных (муниципальных) контрактов имущество.
Обратите внимание: по общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Иными словами, для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения поступающих в рамках централизованного снабжения активов в балансовом учете учреждение должно располагать документами, подтверждающими:
— принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления;
— приемку-передачу имущества на основании такого решения.
Так, решение о закреплении имущества на праве оперативного управления может быть оформлено в виде отдельного правового акта уполномоченного органа власти (местного самоуправления) или же может содержаться в государственном (муниципальном) контракте, иных документах (правовых актах).
Сам факт передачи имущества на праве оперативного управления, кроме Извещения (форма 0504805), может подтверждаться двусторонними актами приема-передачи (иными аналогичными документами) с обязательным приложением пообъектных описей передаваемого имущества и технической документации (при наличии). В том случае, если в соответствии с контрактом отгрузка имущества осуществлялась непосредственно получателям (минуя склады заказчика) и на момент такой отгрузки в установленном порядке было принято решение о закреплении соответствующего имущества на праве оперативного управления в качестве документов, подтверждающих право оперативного управления учреждения на полученное имущество, могут рассматриваться накладные, товарно-транспортные накладные (или их копии), предоставленные поставщиками.

В рассматриваемой ситуации оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на приобретаемое имущество будет переходить к другому публично-правовому образованию. В целях организации учета решение о переходе права собственности должно быть оформлено документально.

По общему правилу имущество в рамках централизованного снабжения передается заказчиком (поставщиком) в собственность соответствующего публично-правового образования (субъекта РФ, муниципального образования) через органы власти (местного самоуправления) по управлению государственным (муниципальным) имуществом, которые отражают такое имущество в составе казны.

В то же время не исключаем, что имущество может быть отгружено конечным получателям, а по факту отгрузки в уполномоченный орган будет направлена информация о поступлении имущества в собственность публично-правового образования для отражения информации в соответствующем реестре. Безусловно, подобный порядок документооборота должен быть согласован с таким органом в установленном порядке.

Бюджетный учет
Основываясь на положениях Инструкций № 157н и 162н, рассмотрим некоторые бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете государственного (муниципального) заказчика и учреждения, принимающего имущество, в том случае, если отгрузка имущества осуществляется непосредственно конечному получателю.

Учет у передающей стороны
Если по условиям контракта материальные ценности поступают на склад заказчика для последующей передачи конечным получателям, могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— заказчиком приняты к учету материальные ценности, подлежащие передаче;

Дебет КРБ 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит КРБ 1 106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— на основании Извещения (форма 0504805) и акта приема-передачи отражена передача имущества.

Если по условиям контракта отгрузка имущества производится непосредственно конечным получателям и на день такой отгрузки принято решение о передаче имущества в собственность соответствующего публично-правового образования, то следует применять следующие корреспонденции:
Дебет КРБ 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит КРБ 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражена отгрузка материальных ценностей в пользу учреждения (грузополучателя) в сумме выплат на их приобретение на основании документов, представленных поставщиком с одновременным отражением увеличения по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».

На основании полученного Извещения (форма 0504805), подтверждающего получение учреждением (грузополучателем) материальных ценностей, отгруженных в его адрес, производится уменьшение по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».

Учет у принимающей стороны
В любом из ниже перечисленных случаев имущество должно быть отражено в казне соответствующего публично-правового образования. При этом оформляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 108 52 310
«Увеличение стоимости движимого имущества, составляющего казну»
Кредит КДБ 1 401 10 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
— отражены в казне, полученные по централизованному снабжению материальные ценности;

Дебет КРБ 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит КРБ 1 108 52 410
«Уменьшение стоимости движимого имущества, составляющего казну»
— органом по управлению имуществом материальные ценности переданы в оперативное управление учреждению.

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования и о закреплении его за учреждением на праве оперативного управления, то оформляются записи:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— получены материальные ценности в оперативное управление от органа по управлению имуществом.

Если условиями поставки предусмотрен переход права собственности по отгрузке вне зависимости от получения материальных ценностей, но в учреждение поступили Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика), удостоверяющие отправку груза, оформляются записи:
Дебет КРБ 1 107 31 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика) поступили в учреждение;

Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 107 31 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»
— отражено фактическое поступление материальных ценностей.

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования, но отсутствуют Извещение (форма 0504805) и иные документы, подтверждающие закрепление полученного имущества на праве оперативного управления, могут быть оформлены следующие записи:
Увеличение по забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» при принятии материальных ценностей учреждением при отсутствии Извещения (форма 0504805) и сопроводительных документы.
Информация о получении имущества направляется учреждением главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и в орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом;
При поступлении Извещения (форма 0504805) и сопроводительных документов, оформленных на учреждение делается запись с одновременным отражением уменьшения по забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»

В отдельных случаях до поступления Извещения (форма 0504805) учреждением может быть получено право на использование фактически полученного имущества. В целях организации обособленного учета имущества с правом использования к забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» могут открываться аналитические счета: «Имущество с правом использования», «Имущество на хранении» и т. п. Кроме того, учетной политикой может быть предусмотрена возможность дополнительного учета имущества, числящегося на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению», на обособленных аналитических счетах, открытых к забалансовым счетам 01 «Имущество, полученное в пользование», 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

При поступлении в учреждение имущества в рамках централизованного снабжения суммы, указанные в документах поставщика (учреждения-заказчика), должны учитываться по дебету счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» наряду с другими расходами учреждения, которые будут формировать первоначальную (фактическую) стоимость основного средства согласно пунктам 23, 47 Инструкции № 157н. После того, как первоначальная (фактическая) стоимость сформирована и объект отвечает условиям отнесения к основным средствам (в том числе оформлены документы, предусмотренные п. 6 Инструкции № 162н), затраты, отраженные на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», переносятся в дебет счетов 0 101 00 000 «Основные средства».

Нередко документы от государственных (муниципальных) заказчиков поступают в учреждения, получившие имущество в рамках централизованного снабжения, со значительными задержками. В то же время объект может не требовать дополнительных вложений и эксплуатироваться в учреждении в соответствии с полученным разрешением. По нашему мнению, при включении в состав основных средств подобных объектов по ним может быть доначислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором выполнялись следующие условия:
— объект фактически был введен в эксплуатацию;
— право собственности на актив перешло к публично-правовому образованию;
— объект был закреплен за учреждением на праве оперативного управления.
Запись в учете в данном случае будет следующая:
Дебет КРБ 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 30 000
«Амортизация иного движимого имущества учреждения».

Значительная часть имущества поступает казенным учреждениям в рамках централизованного снабжения. Централизованное снабжение представляет собой процесс обеспечения материальными ценностями учреждений-грузополучателей при осуществлении расчетов с поставщиками за эти материальные ценности учреждением-заказчиком. О том, как правильно отразить в бюджетном учете операции по централизованным поставкам материальных ценностей, расскажем в статье.

Порядок организации учета операций при централизованном снабжении материальными ценностями закреплен в разд. 6 Инструкции N 162н*(1).

Согласно приведенным в указанном разделе положениям участниками централизованного снабжения выступают:

— поставщик, с которым заключается государственный (муниципальный) контракт (договор) на поставку материальных ценностей;

— учреждение-заказчик, уполномоченное заключать государственный (муниципальный) контракт на централизованное снабжение и осуществляющее расчеты с поставщиком материальных ценностей. В лице заказчика, как правило, выступают главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

— учреждение-грузополучатель, в адрес которого поступают материальные ценности.

Принятие к учету материальных ценностей по централизованному снабжению производится в порядке, установленном Инструкцией N 162н, на основании первичных учетных документов учреждения-заказчика (поставщика), которые помимо обязательных реквизитов, установленных законодательством РФ, должны содержать такие дополнительные реквизиты, как (п. 154 Инструкции N 162н):

— полное наименование государственного (муниципального) заказчика;

— наименование учреждения (учреждений), в отношении которых осуществляется централизованное снабжение (учреждения-грузополучатели);

— реквизиты государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение;

— код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются согласно государственному (муниципальному) контракту на централизованное снабжение бюджетные обязательства;

— иные реквизиты, предусмотренные учреждением-заказчиком в рамках своей учетной политики.

В рамках централизованного снабжения материальные ценности могут поступать непосредственно:

— учреждению-грузополучателю;

— учреждению-заказчику для последующего распределения и отправки учреждениям-грузополучателям.

К сведению. Взаимосвязанные расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805) (в двух экземплярах) согласно прилагаемым к нему первичным учетным документам.

В случае поступления материальных ценностей в адрес учреждения-грузополучателя извещение (ф. 0504805) может быть сформировано учреждением-заказчиком или учреждением-грузополучателем, если это предусмотрено учетной политикой заказчика и условиями государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение.

При формировании извещения учреждением-заказчиком грузополучатель осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет учреждение-заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей.

Если извещение о получении материальных ценностей от поставщика в рамках централизованного снабжения оформляется учреждением-грузополучателем, то оба экземпляра должны быть направлены в адрес учреждения-заказчика, которое, в свою очередь, при получении извещений заполняет их в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр учреждению-грузополучателю.

Примечание. По факту неполучения материальных ценностей в срок, достаточный для их транспортировки, учреждение-грузополучатель должно направить учреждению-заказчику извещение (ф. 0504805).

Отражение в учете операций по централизованному снабжению

Учет операций по централизованному снабжению у учреждения-заказчика. Операции по централизованному снабжению материальными ценностями отразятся в учете учреждения-заказчика следующим образом (п. 156, 159, 161 Инструкции N 162н):

Дебет

Кредит

Расчеты с поставщиком по перечислению аванса

Перечислен аванс поставщику согласно условиям государственного (муниципального) контракта на централизованную поставку:

— основных средств

1 206 31 560

1 304 05 310

— нематериальных активов

1 206 32 560

1 304 05 320

— материальных запасов

1 206 34 560

1 304 05 340

Поступление материальных ценностей учреждению-грузополучателю

Отражено поступление материальных ценностей на основании полученных от поставщика оправдательных документов (счетов, накладных и др.), подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке:

— основных средств

1 304 04 310

1 302 31 730

— нематериальных активов

1 304 04 320

1 302 32 730

— материальных запасов

1 304 04 340

1 302 34 730

Отражена одновременно по забалансовому счету стоимость оплаченных и отгруженных грузополучателю материальных ценностей

Забалансовый счет 05

Списана стоимость материальных ценностей с забалансового счета после получения подтверждения от грузополучателя о принятии их к учету (основание — извещение (ф. 0504805) с отметкой получателя)

Забалансовый счет 05

Отражено поступление материальных ценностей на основании полученного от учреждения-грузополучателя извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих поставку:

— основных средств

1 304 04 310

1 302 31 730

— нематериальных активов

1 304 04 320

1 302 32 730

— материальных запасов

1 304 04 340

1 302 34 730

Поступление материальных ценностей учреждению-заказчику для последующей передачи учреждению-грузополучателю

Отражена стоимость произведенных вложений на приобретение (создание, изготовление):

— основных средств

1 106 31 310

1 302 xx 730

— нематериальных активов

1 106 32 320

— материальных запасов

1 106 34 340

Отражена передача грузополучателю сформированных вложений в объекты:

— основных средств

1 304 04 310

1 106 31 410

— нематериальных активов

1 304 04 320

1 106 32 420

— материальных запасов

1 304 04 340

1 106 34 440

Окончательные расчеты с поставщиком

Произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса в рамках централизованных поставок:

— основных средств

1 302 31 830

1 206 31 660

— нематериальных активов

1 302 32 830

1 206 32 660

— материальных запасов

1 302 34 830

1 206 34 660

Произведен окончательный расчет с поставщиком за поставку:

— основных средств

1 302 31 830

1 304 05 310

— нематериальных активов

1 302 32 830

1 304 05 320

— материальных запасов

1 302 34 830

1 304 05 340

Выявление недостачи, порчи или некомплектности поставленных материальных ценностей

Отражены недостачи, порчи, некомплектности (основание — акты, поступившие от грузополучателя):

— основных средств

1 302 31 830

1 304 04 310

— нематериальных активов

1 302 32 830

1 304 04 320

— материальных запасов

1 302 34 830

1 304 04 340

Отправка возвратной тары поставщику

Предъявлен учреждением-заказчиком счет поставщику за возвратную тару

1 205 74 560

1 304 04 340

Отражена сумма разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой она возвращается поставщику

1 401 20 272

1 304 04 340

Поступили от поставщика денежные средства за возвратную тару

1 210 02 440

1 303 05 830

1 205 74 660

* Вместо символов «хх» указываются соответствующие группа и код вида синтетического счета.

* Извещение (ф. 0504805) оформляется учреждением-заказчиком.

* Извещение (ф. 0504805) оформляется учреждением-грузополучателем, что предусмотрено учетной политикой заказчика и условиями государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение.

* Извещение (ф. 0504805) оформляется учреждением-заказчиком с обязательным приложением первичных учетных документов, подтверждающих передачу сформированных вложений в материальные ценности (акта, распоряжения, т.п.), и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение исполнения им обязанности по поставке материальных ценностей в адрес учреждения-грузополучателя.

Пример 1

Главный распорядитель бюджетных средств (заказчик) заключил контракт на поставку медикаментов на сумму 300 000 руб., предоплата по которому составляет 30% (90 000 руб.) от суммы контракта. Согласно условиям контракта медикаменты поставляются непосредственно казенному учреждению (грузополучателю). На основании полученных от поставщика оправдательных документов, подтверждающих поставку медикаментов, заказчик оформил и направил в адрес грузополучателя извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах. Один экземпляр извещения с отметками грузополучателя о принятии к учету медикаментов вернулся заказчику.

В учете заказчика данные операции отразятся следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику

1 206 34 560

1 304 05 340

90 000

Отражено поступление медикаментов грузополучателю на основании полученных от поставщика оправдательных документов, подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке

1 304 04 340

1 302 34 730

300 000

Отражена одновременно по забалансовому счету стоимость оплаченных и отгруженных грузополучателю медикаментов

Забалансовый счет 05

300 000

Произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса

1 302 34 830

1 206 34 660

90 000

Произведен окончательный расчет с поставщиком за поставку хозинвентаря

1 302 34 830

1 304 05 340

210 000

Списана стоимость медикаментов с забалансового счета после получения от грузополучателя извещения (ф. 0504805)

Забалансовый счет 05

300 000

Пример 2

Орган исполнительной власти муниципального образования (заказчик) в рамках централизованного снабжения заключил договор на поставку хозяйственного инвентаря на сумму 80 000 руб. Согласно условиям договора предоплата составляет 30% (24 000 руб.) от суммы договора. Хозинвентарь поступил на склад учреждения-заказчика и передан казенному учреждению (грузополучателю).

В учете заказчика данные операции отразятся следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику

1 206 34 560

1 304 05 340

24 000

Отражено поступление хозинвентаря на склад учреждения-заказчика

1 106 34 340

1 302 34 730

80 000

Отражена передача хозинвентаря учреждению-грузополучателю

1 304 04 340

1 106 34 440

80 000

Произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса

1 302 34 830

1 206 34 660

24 000

Произведен окончательный расчет с поставщиком за поставку хозинвентаря

1 302 34 830

1 304 05 340

56 000

Пример 3

Вышестоящее учреждение-заказчик заключило контракт на поставку моноблоков на сумму 340 000 руб. (20 шт. по цене 17 000 руб. каждый), предоплата — 30% (102 000 руб.) от суммы контракта. Согласно условиям контракта моноблоки поставляются в рамках централизованного снабжения напрямую учреждению-грузополучателю. Грузополучателем принято к учету 19 моноблоков на общую сумму 323 000 руб., поскольку один из них оказался неисправным (обнаружены видимые повреждения корпуса). Это зафиксировано в соответствующем акте, который был направлен заказчику. По претензии заказчика поставщик вернул ему денежные средства за некачественный товар в размере 17 000 руб. путем перечисления их на лицевой счет.

Учреждение-заказчик отражает данные операции в учете следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику

1 206 31 560

1 304 05 310

102 000

Отражено поступление моноблоков грузополучателю на основании полученных от поставщика оправдательных документов, подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке

1 304 04 310

1 302 31 730

340 000

Отражена одновременно по забалансовому счету стоимость оплаченных и отгруженных грузополучателю моноблоков

Забалансовый счет 05

340 000

Произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса

1 302 31 830

1 206 31 660

102 000

Произведен окончательный расчет с поставщиком за поставку моноблоков

1 302 31 830

1 304 05 310

238 000

Отражена сумма неисправного моноблока (на основании поступившего от грузополучателя акта)

1 302 31 830

1 304 04 310

17 000

Произведена корректировка забалансового счета на сумму неисправного моноблока

Забалансовый счет 05

(17 000)

Списана стоимость моноблоков с забалансового счета после получения от грузополучателя извещения (ф. 0504805)

Забалансовый счет 05

323 000

Поступили денежные средства от поставщика за некачественный товар (восстановление кассовых расходов текущего финансового года)

1 304 05 310

1 302 31 730

17 000

Учет операций по централизованному снабжению у учреждения-грузополучателя. Операции по централизованному снабжению материальными ценностями отразятся в учете учреждения-грузополучателя следующим образом (п. 157, 160 Инструкции N 162н):

Дебет*

Кредит*

Поступление материальных ценностей до получения извещения от заказчика

Приняты на забалансовый счет материальные ценности, поступившие от поставщика до получения извещения от заказчика

Забалансовый счет 22

Отражено поступление материальных ценностей на основании полученного от заказчика извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему первичных учетных документов на поставку:

— основных средств

1 106 31 310

1 101 хх 310

1 304 04 310

— нематериальных активов

1 106 32 320

1 102 хх 320

1 304 04 320

— материальных запасов (в том числе возвратной тары)

1 106 34 340

1 105 хх 340

1 304 04 340

Отражено одновременно выбытие принятых на забалансовый счет материальных ценностей

Забалансовый счет 22

Поступление материальных ценностей после получения извещения от заказчика

Отражена стоимость материальных ценностей, отправленных поставщиком грузополучателю согласно представленным им документам, но не поступивших к моменту получения извещения (ф. 0504805) от заказчика на передачу:

— основных средств

1 107 31 310

1 304 04 310

— материальных запасов

1 107 33 340

1 304 04 340

Отражено поступление материальных ценностей, указанных в извещении (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документах на поставку:

— основных средств

1 106 31 310

1 101 хх 310

1 107 31 410

— материальных запасов (в том числе возвратной тары)

1 106 34 340

1 105 хх 340

1 107 33 440

Отражен возврат тары поставщику

1 304 04 340

1 105 36 440

* Вместо символов «хх» указываются соответствующие группа и код вида синтетического счета.

Пример 4

Казенному учреждению (грузополучателю) в рамках централизованного снабжения поступили продукты питания на сумму 250 000 руб. Согласно условиям контракта извещение (ф. 0504805) формируется учреждением-грузополучателем при получении продуктов питания от поставщика.

В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Централизованные поставки применяются во многих учреждениях. Это может быть снабжение больниц лекарственными средствами и оборудованием, образовательных учреждений пособиями и оборудованием, филиалов учреждений материальными запасами и т.д.
Чтобы разъяснить ряд вопросов, возникающих при организации централизованных поставок, в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее — Инструкция N 162н), внесен разд. 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями», в котором приведен порядок отражения бухгалтерских операций.
В процессе централизованных закупок, как правило, участвуют три стороны: заказчик, грузополучатель, поставщик.
Заказчиком является получатель бюджетных средств, уполномоченный на заключение государственного или муниципального контракта на централизованную поставку. Он же производит расчеты с поставщиками по централизованному снабжению (поставкам). При процедуре централизованного снабжения поставщик в первичных учетных документах должен обязательно отразить дополнительные реквизиты:
полное наименование государственного (муниципального) заказчика;
наименование учреждения (грузополучателя);
реквизиты государственного (муниципального) контракта, договора, по которому осуществляется централизованная поставка.
Одним из обязательных документов, которые нужно оформить при централизованных поставках, является Извещение (ф. 0504805). Его оформляют и учреждение-заказчик (далее — Заказчик) и учреждение-грузополучатель (далее — Грузополучатель).
В случае формирования документа Заказчиком Грузополучатель при получении Извещения (ф. 0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей следит за их прибытием и сообщает Заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр документа. Если в срок, достаточный для транспортировки, материальные ценности не поступили в адрес Грузополучателя, он должен известить об этом Заказчика для принятия мер к розыску и доставке их адресату.
В рамках формирования учетной политики и согласно условиям государственного (муниципального) контракта на поставку учреждение-грузополучатель вправе при получении имущества от поставщика оформить Извещение в двух экземплярах с направлением их учреждению-заказчику. При этом учреждение-заказчик оформляет Извещение в своей части и направляет его учреждению-грузополучателю.
Отражаем в учете
Заказчик
Процедура централизованного снабжения отражается в учете и Заказчика, и Грузополучателя.
В случае если условиями договора на поставку материальных ценностей предусмотрено перечисление аванса, то Заказчик, выполнив указанную операцию, делает следующие записи:
Дебет 1 206 31 560, 1 206 32 560, 1 206 34 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств», «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению нематериальных активов», «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению нематериальных активов», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»
— перечислен аванс поставщику согласно договору.
В зависимости от условий контракта, заключенного с поставщиком, груз может быть доставлен в адрес Заказчика и в дальнейшем распределен им в пользу подведомственных учреждений или напрямую Грузополучателю. На основании полученных от поставщика первичных документов (счетов, накладных и др.), подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке материальных ценностей Грузополучателю, и (или) Извещения от Грузополучателя с приложением документов, подтверждающих поставку, Заказчик отражает хозяйственные операции следующими записями:
— по договору, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу Грузополучателя:
Дебет 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— поставлены материальные ценности подведомственному Грузополучателю;
— по договору, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу Заказчика с дальнейшей передачей приобретенного имущества в рамках централизованного снабжения в пользу Грузополучателя:
Дебет 1 106 11 310, 1 106 31 310, 1 106 32 320, 1 106 34 340
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принята к учету сумма произведенных вложений на приобретение (создание, изготовление) материальных ценностей.
Одновременно с этим Заказчик высылает Грузополучателю или централизованной бухгалтерии, которая исполняет полномочия Грузополучателя по ведению бюджетного учета, ряд документов:
— Извещение (ф. 0504805);
— Акт приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копии документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес Грузополучателя, — и делает запись:
Дебет 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 106 11 410, 1 106 31 410, 1 106 32 420, 1 106 34 440
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Уменьшение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения», «Уменьшение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— сумма произведенных вложений на приобретение (создание, изготовление) материальных ценностей передана подведомственному учреждению;
Дебет 1 302 31 830, 1 302 32 830, 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 206 31 660, 1 206 32 660, 1 206 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств», «Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
— уменьшена кредиторская задолженность в счет перечисленного аванса;
Дебет 1 302 31 830, 1 302 32 830, 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению нематериальных активов», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»
— произведена оплата поставщику принятых денежных обязательств в объеме произведенных поставок (с учетом ранее произведенных авансовых платежей).
Если Грузополучатель в процессе принятия ценностей, полученных по контракту централизованной поставки, обнаруживает какое-либо несоответствие — недостачу, порчу или некомплектность предметов, то им составляются соответствующие акты, на основании которых Заказчик производит следующую запись:
Дебет 1 302 31 830, 1 302 32 830, 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
— уменьшена кредиторская задолженность на сумму выявленной недостачи, порчи или некомплектности предметов.
Грузополучатель
В учете подведомственного Грузополучателя операции централизованной поставки также находят свое отражение.
Получив Извещение (ф. 0504805), Акт приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в свой адрес, Грузополучатель производит следующие записи:
Дебет 1 106 11 310, 1 106 31 310, 1 106 32 320, 1 106 34 340
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
— принята к учету сумма произведенных вложений на материальные ценности, полученные в порядке внутриведомственных расчетов.
Полученные в порядке централизованного снабжения материальные ценности подлежат принятию к учету. Бухгалтерские записи, которыми отражается эта операция, приведены в изменениях к Инструкции N 162н.
Дебет 1 101 XX <1> 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 1 106 11 310, 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету основные средства, полученные в рамках централизованного снабжения;
Дебет 1 102 30 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету нематериальные активы, полученные в рамках централизованного снабжения;
Дебет 1 105 XX <1> 340
«Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету материальные запасы, полученные в рамках централизованного снабжения.
———————————
<1> XX — соответствующие коды аналитического учета.
Документы без груза
Изменениями в Инструкцию N 162н предусмотрена ситуация, когда в адрес Грузополучателя поступили только документы (Извещение (ф. 0504805)), сами нефинансовые активы еще не поступили. В этом случае Грузополучатель отражает указанный факт хозяйственной жизни следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 107 11 310, 1 107 31 310, 1 107 33 340
«Увеличение стоимости основных средств — недвижимого имущества учреждения в пути», «Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути», «Увеличение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения в пути»
Кредит 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
— нефинансовые активы, полученные в порядке внутриведомственных расчетов в пути.
Как только Грузополучатель получит материальные ценности, указанные в Извещении (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документах, он должен принять их к учету в качестве материальных вложений:
Дебет 1 106 11 310, 1 106 31 310, 1 106 32 320, 1 106 34 340
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 107 11 410, 1 107 31 410, 1 107 33 440
«Уменьшение стоимости основных средств — недвижимого имущества учреждения в пути», «Уменьшение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути», «Уменьшение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения в пути»
— принята к учету сумма произведенных вложений на приобретение (создание, изготовление) материальных ценностей.
Груз без документов
Но бывает и обратная ситуация, также предусмотренная изменениями, внесенными в Инструкцию N 162н, — поставщик в рамках заключенного с ним государственного (муниципального) контракта доставил материальные ценности Грузополучателю до поступления Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес Грузополучателя).
В этом случае Грузополучатель производит принятие к учету материальных ценностей с отражением их на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». Как только подведомственное учреждение получит необходимые документы, материальные ценности принимаются к учету с одновременным списанием материальных ценностей с забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
Учет возвратной тары
Тара, используемая поставщиком при поставке материальных ценностей, может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара). Договором поставки может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщику (возвратная тара). За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с материальными ценностями, поставщиком может взиматься с покупателя залог (вместо стоимости тары), который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии. Взимание залоговых сумм за тару производится в случаях, предусмотренных договорами. Эта плата возвращается покупателю после получения от него порожней тары в исправном состоянии. К возвратной таре, как правило, относятся: деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.), текстильная тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.), а также специальная тара, то есть тара, специально изготовленная для упаковки определенной продукции (товаров).
При поступлении материальных запасов в возвратной таре Грузополучатель делает запись на сумму поступивших материальных запасов (в том числе возвратной тары):
Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
— принята к учету сумма произведенных вложений в материальные запасы, в том числе возвратной тары, полученных в порядке внутриведомственных расчетов.
Возвращая поставщику возвратную тару, Грузополучатель высылает Заказчику для расчетов с поставщиком все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости. По этим операциям Грузополучатель производит следующие записи:
Дебет 1 304 34 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 105 31 440 — 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости материальных запасов»
— уменьшена стоимость материальных запасов на сумму стоимости возвратной тары.
Заказчик операции отправки поставщику возвратной тары в учете отражает следующими записями:
— по получении документов от Грузополучателя на отправленную возвратную тару и предъявлении за нее счета поставщику:
Дебет 1 206 34 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия материальных запасов»
— отражена дебиторская задолженность по авансам по приобретению материальных запасов на сумму стоимости возвратной тары;
Дебет 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия материальных запасов»
— отражена разница между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику.
При получении от поставщика денежных средств за возвратную тару Заказчик делает запись:
Дебет 1 210 02 440, 1 303 05 830
«Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов», «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 206 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
— получены от поставщика денежные средства за возвращенную ему тару.
Если возвратная тара приобреталась в прошлом году, Заказчик перечисляет средства с лицевого счета получателя бюджетных средств в доход соответствующего бюджета.

Централизованное снабжение бюджетных учреждений материальными ценностями — это поставки в централизованном порядке товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях удовлетворения потребностей учреждений в пределах средств, предусмотренных сметой доходов и расходов, и выделенных лимитов бюджетных обязательств.

В настоящее время размещение заказов на централизованную поставку продукции осуществляется в соответствии с ГК РФ, БК РФ, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ), Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ, приказами Минфина России и приказами и распоряжениями ФНС России. До 2006 г. в данной области действовал Федеральный закон N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» <1>.

<1> Сравнительный анализ федеральных законов о поставках продукции для государственных нужд (от 06.05.1999 N 97-ФЗ и от 21.07.2005 N 94-ФЗ) дан в Письме ФНС России от 26.10.2005 N ВЕ-6-17/906@. Комментарии к данному Письму читайте в журнале «Бюджетные организации: акты и комментарии», 2006, N 3.

Участниками централизованного снабжения могут выступать следующие лица:

  • поставщик — организация, с которой заключен договор на поставку товаров, работ, услуг. Им может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель;
  • заказчик — организация, заключившая договор с поставщиком и производящая расчеты с ним. Обычно в лице заказчика выступают главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • грузополучатель — бюджетное учреждение, которое получает материальные ценности.

Бухгалтерский учет операций централизованных поставок ведется в соответствии с ч. IV Инструкции N 70н, которая посвящена централизованному снабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете. Однако этот вопрос в Инструкции отражен недостаточно полно. На практике операции по централизованному снабжению выходят за рамки, предусмотренные Инструкцией, так как она содержит разъяснения только в отношении операций по расчетам с поставщиками материальных ценностей и операции по централизованному снабжению распорядителем (заказчиком) подведомственного учреждения (грузополучателя). Между тем централизованные поставки продукции, работ, услуг осуществляются не только в рамках одного бюджета, но и между бюджетами бюджетной системы РФ. Ранее действовавшая Инструкция N 107 содержала правила отражения операций по централизованному снабжению, возникающих между заказчиком и грузополучателем, состоящими как на одном, так и на разных бюджетах. Способы отражения операций в бюджетном учете операций по централизованному снабжению в случае принадлежности заказчика и грузополучателя к разным бюджетам бюджетной системы РФ отличаются от отражения этих же операций в случае принадлежности заказчика и грузополучателя к одному бюджету. Учитывая сложившуюся ситуацию, Федеральное казначейство выпустило в конце прошлого года Письмо, в котором разъяснило методологию учета операций по централизованным поставкам (Письмо Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397) <2>. Так, указанным Письмом выделены четыре вида централизованных поставок материальных ценностей.

<2> Письмо Федерального казначейства от 29.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-397 «Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам».

1. Централизованное снабжение подведомственных заказчику бюджетных учреждений.

2. Централизованные поставки бюджетным учреждениям (грузополучателям), не находящимся в ведомственной подчиненности заказчика, но состоящим с ним на одном бюджете.

3. Централизованные поставки бюджетным учреждениям (грузополучателям), состоящим на других бюджетах бюджетной системы РФ.

4. Централизованные поставки со склада заказчика и в случае приобретения материальных ценностей с целью их дальнейшей передачи:

  1. подведомственным получателям;
  2. неподведомственным получателям, но состоящим с заказчиком на одном бюджете;
  3. бюджетным учреждениям, состоящим на других бюджетах.

Ниже мы рассмотрим отдельно каждый из них.

Централизованное снабжение подведомственных заказчику бюджетных учреждений

Разъяснения по отражению операций по централизованным поставкам материальных ценностей у заказчика и у грузополучателя, приведенные в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397, в случае если заказчик является вышестоящим учреждением, не отличаются от правил учета, предусмотренных п. 245 Инструкции N 70н. Прокомментировать их можно следующим образом:

  • суммы перечисленных авансов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и кредиту аналитических счетов счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков проводки делаются по дебету аналитических счетов счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов;
  • зачет аванса отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • оплата заказчиком счетов поставщиков отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • у бюджетного учреждения — получателя материальных ценностей суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 106 00 000 <3> как увеличение капитальных вложений в соответствующие нефинансовые активы и кредиту аналитических счетов счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». Затем стоимость полученных активов подлежит отражению на счетах учета нефинансовых активов.

<3> Автор допускает отражение затрат по получению материальных запасов на счете 1 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг».Обратите внимание: в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397 не упоминается о централизованных поставках услуг, работ. Если обратиться к Инструкции N 70н, то в ней также не упоминается о работах и услугах. Речь в указанных нормативных документах идет лишь об основных средствах, нематериальных активах и материальных запасах. Это следует из приведенных в указанных документах корреспонденций счетов. Однако на данном этапе многие бюджетные учреждения в порядке централизованного снабжения получают не только нефинансовые активы, но и работы, услуги.

Например, поставка учреждениям программного продукта, адаптированного к новому Плану счетов, в основном осуществляется в централизованном порядке. В свою очередь, программное обеспечение нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше нефинансовых активов. В соответствии с правилами новой Инструкции программный продукт, на который у учреждения отсутствует исключительное право пользования, должен учитываться в составе расходов по подстатье 226 «Прочие услуги» ЭКР <4>, а следовательно, сразу списываться на расходы учреждения, минуя счета учета материальных ценностей. Как в этом случае поступать? По мнению автора, счета учета расходов (в данном случае счет 1 401 01 226 «Расходы на прочие услуги») следует ставить в один рад со счетами учета материальных ценностей, а счета учета увеличения (уменьшения) кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг (в данном случае счет 1 302 07 xx0) в один ряд со счетами учета увеличения (уменьшения) кредиторской задолженности по оплате соответствующих материальных ценностей.

<4> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Пример 1. В январе 2006 г. распорядитель, он же заказчик, заключил договор на поставку программного продукта в количестве 30 ед. для подведомственных организаций на общую сумму 1 200 000 руб. В этом же месяце в соответствии с договором был перечислен аванс в размере 30% от общей стоимости договора. В феврале распорядитель получил от поставщика счета-фактуры на отгрузку программного продукта грузополучателям на сумму 320 000 руб., в марте — на сумму 880 000 руб.

В учете у распорядителя-заказчика операции отражаются на счетах бюджетного учета следующими записями.

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Январь 2006 г.

Перечислен аванс под поставку

программного продукта

(1 200 000 руб. x 30%)

1 206 06 560

1 304 05 226

360 000

Февраль 2006 г.

Согласно документам поставщика

программный продукт отправлен

грузополучателю

1 304 04 226

1 302 07 730

320 000

Зачтен ранее перечисленный

аванс

1 302 07 830

1 206 06 660

320 000

Март 2006 г.

Согласно документам поставщика

программный продукт отправлен

грузополучателю

1 304 04 226

1 302 07 730

880 000

Зачтен ранее перечисленный

аванс

1 302 07 830

1 206 06 660

40 000

Произведен окончательный

расчет с поставщиком

программного продукта

1 302 07 830

1 304 05 226

840 000

В учете у грузополучателей (каждого бюджетного учреждения в отдельности) операции отражаются в месяце получения от распорядителя Извещения (ф. 05048050) и копии счета поставщика об отправке в его адрес программного продукта следующими записями.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поставлен на бухгалтерский

учет программный продукт

1 401 01 226

1 304 04 226

40 000

Централизованные поставки бюджетным учреждениям, не находящимся в ведомственной подчиненности заказчика, но состоящим с ним на одном бюджете бюджетной системы РФ

Схема проводок по отражению операций по централизованным поставкам неподведомственным учреждениям и у заказчика, и грузополучателя несколько изменится. У заказчика суммы перечисленных авансов, зачет аванса и оплата счетов поставщика отражаются теми же проводками, что и в первом случае. У заказчика меняется корреспонденция счетов по отражению сумм отправленных ценностей согласно документам поставщиков. Указанные суммы отражаются по дебету счета 1 401 01 241 «Расходы на субсидии государственным организациям» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов.

У грузополучателя — бюджетного учреждения, не подведомственного заказчику, суммы поступивших нефинансовых активов отражаются по кредиту счета 1 401 01 180 «Прочие доходы» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Пример 2. Заказчик заключил договор с поставщиком на поставку основных средств для централизованного снабжения учреждений на сумму 1 350 000 руб. Основные средства на сумму 1 000 000 предназначены для централизованного снабжения подведомственных учреждений и 350 000 руб. — не подведомственных заказчику.

Предоплата составила 30%, или 405 000 руб.

В учете у заказчика операции отражаются на счетах бюджетного учета следующими записями.

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Перечислен аванс под

поставку программного

продукта

(1 350 000 руб. x 30%)

1 206 08 560

1 304 05 310

405 000

Согласно документам

поставщика основные средства

отправлены грузополучателю,

подведомственному заказчику

1 304 04 310

1 302 17 730

1 000 000

Согласно документам

поставщика основные средства

отправлены грузополучателю,

не подведомственному

заказчику

1 401 01 241

1 302 17 730

350 000

Зачтен ранее перечисленный

аванс

1 302 17 830

1 206 08 660

405 000

Произведен окончательный

расчет с поставщиком

программного продукта

1 302 17 830

1 304 05 310

945 000

В учете у грузополучателей, подведомственных заказчику, операции отражаются следующими записями.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На основании Извещения

ф. 05048050 и копии счета

поставщика об отправке

основных средств

оприходованы основные

средства

1 106 01 310

1 304 04 310

1 000 000

В учете у грузополучателей, не подведомственных заказчику, операции отражаются следующими записями.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На основании Извещения

ф. 05048050 и копии счета

поставщика об отправке

основных средств оприходованы

основные средства

1 106 01 310

1 401 180

350 000

Централизованные поставки материальных ценностей грузополучателям — бюджетным учреждениям, состоящим на других бюджетах бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ — это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Эффективное функционирование бюджетной системы предполагает определенные экономические отношения между бюджетами разного уровня. Однако Инструкция N 70н не содержит правила отражения операций по межбюджетной передаче материальных ценностей. Как один из вариантов межбюджетной передачи в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397 рассмотрен вопрос по межбюджетным централизованным поставкам.

Обратите внимание: для того чтобы отразить в учете межбюджетную передачу товаров, работ, услуг как централизованные поставки, необходимо оформить эти операции документально в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Примечание. Централизованные поставки бюджетным учреждениям, состоящим на других бюджетах, возможны только после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись.

Операции у заказчика в этом случае отражаются аналогично операциям по централизованным поставкам материальных ценностей неподведомственному грузополучателю с той лишь разницей, что на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков записи делаются по дебету счета 1 401 01 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в корреспонденции с кредитом счета 1 302 xx 730.

У грузополучателя в этом случае суммы поступивших материальных ценностей (основных средств, нематериальных активов, материалов) отражаются по кредиту счета 1 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в корреспонденции с дебетом аналитических счетов счета 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Пример 3. Изменим условия примера 2. Заказчик, состоящий на федеральном бюджете, заключил договор на поставку основных средств на сумму 1 350 000 руб. Основные средства предназначены для централизованного снабжения бюджетных учреждений, финансируемых из местных бюджетов. Размер перечисленного аванса составляет 30% от общей суммы договора.

У заказчика операции отражаются следующим образом.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс под

поставку основных средств

1 206 08 560

1 304 05 310

405 000

Согласно документам

поставщика основные

средства отправлены

грузополучателям,

состоящим на местных

бюджетах

1 401 01 251

1 302 17 730

1 305 000

Зачтен ранее выданный

аванс

1 302 17 830

1 206 08 660

405 000

Оплачен счет поставщика

основных средств

1 302 17 830

1 304 05 310

945 000

У грузополучателей в учете делается следующая бухгалтерская запись.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили основные

средства

1 106 01 310

1 401 01 151

1 305 000

Операции по централизованным поставкам материальных ценностей со склада заказчика — вышестоящего бюджетного учреждения, а также в случае приобретения материальных ценностей с целью их дальнейшей передачи

Особенность таких операций заключается в том, что материальные ценности вначале приходуются (ставятся на учет) заказчиком как ценности, находящиеся на складе. Схема отражения операций следующая:

  • полученные ценности согласно документам поставщика отражаются в учете у заказчика вначале по дебету аналитических счетов счета 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» как увеличение капитальных вложений в соответствующие нефинансовые активы в корреспонденции с кредитом счетов 1 302 xx 730 (счета учета увеличения кредиторской задолженности по приобретению нефинансовых активов);
  • затем стоимость затрат, собранная на счете 1 106 00 0000, списывается в дебет счетов учета нефинансовых активов (1 101 xx 310, 1 103 01 320, 1 105 xx 340).

Таким образом, финансовое ведомство отвечает на вопрос: на каких счетах учитывать материальные ценности, находящиеся на складе: на счетах учета вложений в нефинансовые активы или на счетах учета нефинансовых активов? С момента введения в действие новой Инструкции по бюджетному учету этот вопрос часто возникал у бухгалтеров бюджетных учреждений. Теперь можно считать, что он решен. Материальные ценности, находящиеся на складе, следует учитывать на тех же счетах, что и ценности, находящиеся в эксплуатации. Однако, по мнению автора, в этом случае следует организовать раздельный учет материальных ценностей, находящихся на складе и в эксплуатации, путем открытия дополнительного субсчета (дополнительного уровня аналитического учета).

Отражение операций по распределению материальных ценностей со склада заказчика также имеет свои особенности, обусловленные статусом грузополучателя. Как указывалось выше, грузополучатель может быть:

  1. подведомственным учреждением;
  2. не подведомственным заказчику учреждением;
  3. бюджетным учреждением, состоящим на другом бюджете бюджетной системы РФ.

От статуса грузополучателя зависит, в дебет какого счета заказчик списывает стоимость материальных ценностей, учтенных на счетах 1 101 xx 000, 1 103 01 000, 1 105 xx 000. Так, при отправке ценностей:

  1. подведомственному учреждению дебетуются счета аналитические учета счета 1 304 041 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» (1 301 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340);
  2. не подведомственному заказчику учреждению, но состоящему с ним на одном бюджете, дебетуется счет 1 401 01 241 «Расходы на субсидии государственным организациям»;
  3. грузополучателю другого бюджета операции отражаются по дебету счета 1 401 01 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Особенность отражения операций по получению материальных ценностей у грузополучателя в том, что ценности приходуются в дебет счетов 1 101 xx 000, 1 103 01 000, 1 105 xx 000, минуя счета учета вложений в нефинансовые активы. При этом у подведомственного грузополучателя кредитуется счет 1 304 04 000, у неподведомственного — счет 1 401 01 180, у бюджетного учреждения, состоящего на другом бюджете, — счет 1 401 01 151.

Операции по перечислению, зачету перечисленных авансов и по окончательному расчету заказчика с поставщиками отражаются во всех случаях централизованных поставок однотипно (см. выше), поэтому в приведенном ниже примере мы не будем их рассматривать.

Пример 4. Заказчиком получено и оприходовано на склад оборудование, предназначенное для централизованных поставок, на сумму 981 000 руб., в том числе для снабжения:

  • подведомственных учреждений на сумму 408 000 руб.;
  • неподведомственных, но состоящих на одном бюджете, на сумму 226 000 руб.;
  • бюджетных учреждений, состоящих на других бюджетах, на сумму 347 000 руб.

Затем оборудование направлено грузополучателям.

У заказчика в учете операции отражаются следующим образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *