Участником закупки не может быть 223 ФЗ

Кто может являться участником закупки?

Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

Участником закупки не может выступать:

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ. Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Закупки по 223-ФЗ Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным. Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц.

По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.

Судебная практика по делам о нарушении антимонопольного законодательства в период 2016-2017 годов сложилась преимущественно по направлениям:

  • доказывание фактов злоупотребления доминирующим положением;
  • выявление картельных сговоров, иных антиконкурентных соглашений участников рынка;
  • нарушения в сфере закупок;
  • недобросовестная конкуренция при использовании товарных знаков и иных средств индивидуализации.

Самые интересные дела и полезные выводы судов представлены ниже:

1. Антимонопольный орган обязан сам доказать факт установления и поддержания монопольно высокой цены компанией

Если антимонопольный орган выступает заявителем по спорам о нарушении компаниями и ИП п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены), то он обязан представить доказательства превышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, либо доказательства отсутствия сопоставимых рынков.

Так, антимонопольный орган должен определить границы рынков, привести конкретные данные о процентном росте цен на товары (услуги), проанализировать соотношение степени увеличения цен на товары и степени увеличения себестоимости этих товаров с учетом их видов, исследовать цены на сопоставимых товарных рынках (постановления 16ААС от 19.04.16 №А63-803/2015, АС Волго-Вятского округа от 25.02.16 № А38-1745/2015).

Вывод: такой вывод суда актуален для компаний, являющихся монополистами на «своем» товарном рынке. Так как содержит доводы, которые компания может использовать при аргументации своей позиции в споре с ФАС России.

2. Отказ принять протокол разногласий к договору, инициатором заключения которого была компания, занимающая доминирующее положение, не означает, что она злоупотребляет правом и навязывает невыгодные условия сделки.

Согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции не являются навязыванием невыгодных для контрагента условий договора случаи, когда такие условия являются экономически или технологически обоснованными или прямо предусмотрены нормативными актами.

Навязывание невыгодных условий – это включение в проект договора условий, противоречащих нормативным актам, неприведение условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученным разногласиям в установленный срок (постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.02.16 № А53-17307/2015).

Вывод: позиция суда подчеркивает принцип свободы договора, закрепленный в ст. 421 ГК РФ. Если отказ монополиста от заключения объективно не обоснован, то контрагент может его оспорить в судебном порядке согласно ст. 445 и 446 ГК РФ.

3. Если одновременно нескольких компаний обязывают своих клиентов заключать дополнительные договоры при подписании основного, то это признак антиконкурентного соглашения.

П.1 ч. 4 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Подтверждает устную договоренность компаний о синхронных действиях определенная модель их поведения. В частности, временные рамки включения условий в договоры, схожесть таких условий, отсутствие целесообразности включения условий в договор, масштабы территории деятельности, отсутствие иных конкурентов (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.01.16 № А74-1028/2015).

Вывод: суд напоминает компаниям об ответственности за заключение любых соглашений со своими партнерами, достижение устных договоренностей по установлению параллельных условий реализации своей продукции, в том числе навязыванию определенных условий договора. Особенно актуально это в условиях ограниченной конкурентной среды.

4. Подача несколькими участниками торгов заявок с использованием одного IР-адреса и минимальное изменение цены закупки подтверждают сговор на торгах.

Направление заявок на участие в торгах, конкурсной документации и ценовых предложений с одного IР-адреса, совпадение учетных записей, на которых изменялись файлы заявок, совпадение дат и времени создания файлов заявок, идентичное содержание файлов заявок, в части предлагаемых товаров, их производителей и технических характеристик являются подтверждением соглашения участников торгов об осуществлении закупочных действий в общих интересах.

Отсутствие конкурентной борьбы, искусственное или минимальное снижение первоначального ценового предложения от начальной максимальной цены контракта также является нарушением п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции и подтверждает сговор на торгах (постановление 9ААС от 15.12.17 № А40-35064/2017, 9ААС от 23.08.16 № А40-37651/2016).

Вывод: это дело поможет победить добросовестным участникам закупок своих конкурентов, заключивших картельный сговор на торгах. Оно содержит в себе основные аргументы, используемые антимонопольным органом при доказывании антиконкурентных соглашений участников торгов.

5. Поведение участников торгов, направленное на достижение заранее определенной ими общей цели, отсутствие конкурентной борьбы в ходе самих торгов подтверждает картельный сговор участников закупки.

Доказательствами сговора на торгах являются следующие факты:

  • согласованные действия участников торгов основываются на их договоренности;
  • результат действий соответствует интересам каждого из участников;
  • отсутствуют объективные причины одинакового поведения участников закупки. В том числе нет существенного изменения спроса на товар, изменения регулируемых тарифов, цен на сырье.

Согласованные действия на торгах могут не иметь документального оформления. Факт их осуществления подтверждают координированные, сознательные действия участников закупки, направленные на ограничение конкуренции. При этом синхронность начала действий не имеет значения. Важен факт их осуществления на момент выявления антимонопольным органом и их цель – достижение победы одного из участников сговора с наименьшим снижением цены контракта (постановление АС Уральского округа от 07.03.17 № А71-3150/2016, 9ААС от 06.09.2017 № А40-192883/2016).

Вывод: судебная практика предупреждает компании об опасности участия в картельных сговорах и напоминает главную цель торгов – выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия субъектов рынка в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

6. Определение в конкурсной документации дополнительных требований к объекту закупки с учетом специфики его использования не ограничивает доступ к участию в торгах.

Описание объекта в конкурсной документации должно носить объективный характер. При необходимости в таком описании указываются функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Заказчик устанавливает требования к объекту закупки с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.

Задачей законодательства о закупках является прежде всего выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре. Если включение в документацию специфичных условий отвечает интересам Заказчика, то не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке (постановление АС Центрального округа от 27.01.16 № А35-10818/2014).

Вывод: позиция суда подтверждает право компаний-инициаторов торгов указывать в конкурсной документации требования к объекту закупок, наиболее отвечающие их интересам и нуждам, для обеспечения которых проводится закупка.

7. Некорректное сравнение товаров является актом недобросовестной конкуренции.

Для квалификации действий компаний или ИП по ст.14.3 Закона о защите конкуренции устанавливается одновременное выполнение нескольких условий:

  • хозяйствующие субъекты являются конкурентами;
  • действия конкурента были направлены на получение преимущества в предпринимательской деятельности;
  • действия противоречат правовым нормам, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • итогом действий является причинение убытков и/или вреда деловой репутации.

Если компания распространяет информацию о превосходстве своего товара над аналогичными товарами конкурентов при отсутствии критериев сравнения, то это считается некорректным сравнением и, как следствие, актом недобросовестной конкуренции.

Использование при описании продукции слов «лучший», «первый», «номер один» должно иметь объективное подтверждение (постановление АС Поволжского от 02.11.17 № А65-31748/2016, АС Московского от 24.10.16 № А40-14198/2016 округов).

Вывод: при размещении информации о своих товарах, услугах надо быть внимательными. Нельзя использовать прилагательные в сравнительной и превосходной степени, словесные обороты, подчеркивающие превосходство товаров. Если компания говорит о преимуществе своего товара перед аналогичным товаром конкурента, она должна это подтверждать конкретными цифрами. И помнить, что сравнивать товары и услуги можно только по сопоставимым критериям.

8. Сходство обозначений устанавливается на основе общего впечатления. Принимаются во внимание все словесные, графические элементы обозначения, общая композиция, цвета, используемый шрифт.

При доказывании нарушения по ст.14.6 Закона о защите конкуренции – недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения, – оцениваются все признаки сравниваемых обозначений. В том числе анализируются фонетический и графический признаки, размер и цвет шрифта, расположение надписей, логотипов, размеры и внешняя форма упаковок товаров, их доминирующие элементы. Также устанавливаются однородность продукции и ее восприятие потребителем.

Более того, компания сама может проанализировать сходство до степени смешения своего обозначения и обозначения конкурента и подготовить заключение, чтобы впоследствии использовать его в качестве доказательства в суде (определение Верховного Суда РФ от 30.06.2017 № А51-8585/2016, постановление Суда по интеллектуальным правам от 20.04.17 № А33-13207/2016, от 23.06.17 № А14-8230/2016).

Вывод: аргументы судов следует взять на заметку добросовестным компаниям и использовать при защите своих прав в спорах с конкурентами. Главный довод в обосновании позиции – это общее восприятие товаров, этикеток, обозначений. Незначительные расхождения являются несущественными и не могут исключить риск смешения товаров в глазах потребителей, так как они считают, что приобретают товар одного производителя.

Стать участниками закупки, реализуемой в рамках 223-ФЗ, могут как юридические, так и физические лица. При этом они должны отвечать всем требования, предъявляемым к потенциальным поставщикам. В противном случае заявка будет отклонена. Поэтому важно понимать, кто устанавливает подобные требования, и какими они могут быть.

Основные принципы формирования требований к участникам

Правилами пункта 6 статьи 3 предусмотрена обязанность заказчика самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки. Они прописываются в закупочной документации и положении о закупках. В противном случае установление требований признается незаконным.

Участником закупки может стать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и даже физическое лицо. Организационно-правовая форма и местонахождения уставного капитала значения не имеют. Исключение составляют только сами организаторы тендера, а также родственники руководителя заказчика и членов комиссии.

При составлении требований, предъявляемых к участникам процедур, заказчик должен руководствоваться нормами закона, а также принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые приводят к ограничению конкуренции или дискриминации.

Нельзя также устанавливать неизмеряемые требования. Каждый участник должен еще на стадии подготовки заявки оценить свои возможности. Измеряемые критерии помогут ему понять свои шансы на допуск к участию в процедуре. Поэтому заказчик не имеет права устанавливать требования, которые нельзя измерить.

Часто встречающиеся требования

У большинства заказчиков перечень требований к участникам выглядит примерно одинаково. В него входят следующие пункты:

  1. Потенциальный поставщик должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке. У него должны иметься все необходимые разрешительные документы, допуски и лицензии на ведение своей деятельности.
  2. В отношении участника не должны быть инициированы процедуры банкротства и ликвидации, деятельность фирмы не приостановлена в соответствии с нормами Административного Кодекса России.
  3. Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.
  4. Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год. Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.
  5. Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом. У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.
  6. Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.
  7. При проведении особо важных закупок заказчик может устанавливать требования о наличии у участника системы контроля качества, отвечающей определенным стандартам.
  8. Нормами части 7 статьи 223-ФЗ заказчикам разрешено устанавливать требования об отсутствии информации о потенциальном поставщике в РНП. Причем компания не должна значится в реестрах, ведущихся по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

В закупочной документации прописываются четкие параметры, по которым потенциальный поставщик сможет определить свое соответствие установленным требованиям. Заранее предусмотреть все возможные аспекты и прописать их в положении о закупках удается не всегда. Поэтому заказчикам рекомендовано оставлять этот перечь открытым и корректировать его для каждой процедуры в отдельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *