Учет ремонта автомобиля

УЧЕТ техническое обслуживание, ремонт и модернизаций АВТОМОБИЛЕЙ

Изучив эту тему, вы должны знать:

— Виды технического обслуживания автотранспорта и их характеристику;

— Какими документами оформляются работы по замене запасных частей, узлов, агрегатов;

— С какой целью и как организуется аналитический учет технического обслуживания, ремонтов и модернизаций автомобилей;

— Порядок синтетического учета технического обслуживания, ремонтов и модернизаций автомобилей и отражение в финансовой отчетности.

На основе полученных знаний вы должны уметь:

— Отличать набор работ при осуществлении различных видов технического обслуживания автотранспортных средств;

— Отличать периодичность видов технического обслуживания на грузовые и легковые автомобили;

— Различать набор работ, относящихся к текущему ремонту, капитальному ремонту, модернизации автотранспортных средств;

— С каких статей расходов состоят прямые расходы автотранспортного предприятия на техническое обслуживание, ремонт и модернизацию автомобилей;

— Каким первичными документами оформляются расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей;

— Какими проводками на счетах финансового и налогового учета оформляются расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей;

— В каких формах финансовой и налоговой отчетности отражают расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей.

План

5.1. Виды техобслуживания и состав.

5.2. Первичный и аналитический учет работ.

5.3. Синтетический учет и отчетность.

5.4. Налоговый учет ремонта и улучшений транспортных средств.

Виды техобслуживания и состав

Состав работ по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств (далее — ТС) изложен в «Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.1998 г.. № 102 (далее — Положение № 102) .

Под техническим обслуживанием транспортных средств

(ТС) понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта во время его использования по назначению, хранения и транспортировки. К техническому обслуживанию ТС относятся: ежедневное обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).

ЧТО осуществляется после работы с целью подготовки ТС к дальнейшей эксплуатации.

ТО-1 проводится после пробега определенного количества километров, например, легковые автомобили и автобусы — 5 тыс. Км.

ТО-2 проводится после ТО-1 и определенного количества километров пробега, например 20 тыс км.

СО осуществляется два раза в год (весной и осенью), вместе с очередным ТО-2.

К ЧТО относятся:

1) проверка технического состояния;

2) выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида;

3) заправки эксплуатационными жидкостями;

4) устранение выявленных неисправностей;

5) санитарная обработка ТС.

К ТО-1 относятся:

1) смазки узлов трения и проверка уровней масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов; проверка уровня жидкости в гидроприводе тормозов, выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя стекла;

2) промывка воздушных фильтров гидровакуумного усилителя тормозов, поддона и фильтрующего элемента воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтра грубой очистки топлива;

3) слив конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;

4) в автомобилях с дизелями — слив отстоя из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки; проверка уровня масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

5) в условиях значительного загрязнения пылью — замена масла в поддоне картера двигателя, слив отстоя из корпусов фильтров очистки масла, очистка отложений внутренней поверхности крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла;

6) после обслуживания — проверка работы агрегатов, узлов и устройств автомобиля во время движения или на посту диагностирования.

К ТО-2 относятся:

1) очистка и промывка клапана вентиляции картера двигателя, замена фильтрованного элемента фильтра тонкой очистки масла;

2) прочистки сапунов и добавления масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля;

3) после обслуживания — проверка работы агрегатов, узлов, устройств автомобиля на ходу или на диагностическом стенде.

К СО относятся:

1) промывки системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувка трубопроводов (осенью), радиаторов отопителя кабины (кузова) и пускового подогревателя;

2) проверка состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;

3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировки плотности электролита;

4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывка и проверка состояния и работы их на стенде (осенью);

5) снятие топливного насоса высокого давления, промывка и проверка состояния и работы его на стенде (осенью);

6) снятие прерывателя-распределителя, очистка, проверка его состояния и при необходимости регулировка на стенде;

7) снятие генератора и стартера, очистка, продувка внутренней полости, замена изношенных деталей и смазки подшипников;

8) замена масла в оборудовании спидометра, проверка правильности пломбирования спидометра и его привода;

9) проверка исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;

10) проверка работоспособности шторок радиатора, плотности дверей, окон, установка (снятие) чехлов утепления;

11) сезонная замена масла в соответствии с химмотологической карты. Положением предусмотрена периодичность проведения технического обслуживания ТС (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Периодичность проведения технического обслуживания ТС

Тип ТС

Периодичность видов технического обслуживания, км

ЧТО ТО-1 ТО-2

Автомобили легковые, автобусы

Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен

Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов, автомобили полно приводные, прицепы и полуприцепы

+4000

Эта периодичность ориентировочная и может быть изменена в соответствии с требованиями сервисных центров. Несоблюдение периодичности не является тем нарушением, которое влечет за собой налоговые или штрафные последствия — в финансовом учете отражаются фактические, а не нормативные затраты по техобслуживанию.

В соответствии с пунктом 3.8 Положения №102, работы в рамках ЕО, ТО и СО не относятся к реконструкции, модернизации, технического перевооружения и других видов улучшения ТС.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности, восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей.

Ремонты бывают текущие и капитальные:

а) текущий ремонт проводится для обеспечения или восстановления работоспособности Тз и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Замена шин и аккумуляторных батарей (п. 3.19 Положения №102) к ремонту (улучшение, модернизации) ТС не относится;

б) капитальный ремонт проводится для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса ТС с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых.

Итак, техническое обслуживание заключается в проверке работы узлов автомобиля и их регулировке, наладке, а также замене технических жидкостей и масел. Если же проводится замена отдельных частей (запчастей) автомобиля (за исключением шин и аккумуляторов) — это уже ремонт.

В финансовом учете расходы на ремонты и другие улучшения ТС относят, согласно П (С) БУ 7, на увеличение балансовой стоимости ТС, если такие расходы приводят к увеличению будущих экономических выгод от его использования. Если же указанные расходы не способствуют увеличению будущих экономических выгод — то на расходы периода.

Для того чтобы не допустить ошибки в этом плане, бухгалтер должен требовать от инженерно-технических служб информацию о том, какие работы в период осуществления ремонта были сделаны и как они повлияли на технические характеристики объекта. А уже исходя из полученной информации, делать выводы об изменениях экономических показателей отремонтированного ТС.

ТО и ремонт ТС могут осуществляться двумя способами: подрядным, с привлечением станции технического обслуживания (далее — СТО), и хозяйственным, то есть силами самого предприятия.

В случае подрядного способа ремонтов в соответствии с требованиями статьи 28 Закона № 2344, с СТО заключается договор. Фактически выполненные работы на СТО оформляются следующими документами: наряд-заказ, акт выполненных работ, квитанция о техническом обслуживании и ремонте ТС. В договоре с СТО желательно заложить требование выписки счетов (нарядов-заказов, актов и т.д.) с разделением расходов на техническое обслуживание и ремонты ТС. В таком случае обеспечивается раздельный первичный учет текущих расходов и расходов, подлежащих капитализации.

В случае хозяйственного способа затраты на ТО и ремонты также целесообразно дифференцировать. Это обеспечивается применением различных аналитических счетов: 2311 «Расходы по техобслуживанию»,

2 312 «Расходы по текущему и капитальному ремонтам». В свою очередь, на каждом из них аналитический учет может быть обеспечен группировкой прямых затрат на статьи:

1. Стоимость израсходованных запчастей и материалов.

2. Зарплата рабочих на ремонтах и обслуживании (водителей, слесарей-ремонтников) по установленным нормам и расценкам за выполненные работы.

3. Отчисления в фонды соцстрахования и пенсионный фонд.

4. Амортизация используемых средств в процессе осуществления работ по ТО и ремонту ТС.

5. Общепроизводственные расходы (переменные в полной сумме и постоянные распределенные).

В случае подрядного способа работ расходы сторонних организаций группируются на тех же аналитических счетах (2311, 2312) с выделением отдельной статье «Услуги сторонних организаций».

Если на предприятии внедрена управленческий учет, последние группировки затрат могут проводиться в реестрах управленческого учета с последующим переносом итогов к финансовому учету — на счет 23.

Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией

ИА ГАРАНТ

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по замене автомобильного двигателя необходимо понять, что было сделано – капитальный ремонт основного средства или его модернизация.

Пример

Двигатель в нерабочем состоянии, т.е. дальнейшая эксплуатация его невозможна. Если в результате замены двигателя на новый первоначальные технико-экономические характеристики автомобиля не изменились, можно говорить о ремонте основного средства. Если же в результате замены двигателя в автомобиле произошли качественные (функциональные) изменения (увеличилась мощность двигателя, сократилось время разгона автомобиля и т.п.), тогда можно говорить о модернизации основного средства.

Если мощность нового двигателя больше, то даже при наличии дефектной ведомости и письменного заключения эксперта или автосервиса о невозможности эксплуатации автомобиля без замены двигателя безопаснее расценивать такую замену как модернизацию (техническое перевооружение, реконструкцию). Например, Минфин России отнес к расходам по техническому перевооружению замену на самолете сломанных агрегатов на новые с улучшенными техническими характеристиками (письмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358). Судебная практика в этом вопросе неоднозначна.

При этом стоимость двигателя и затрат на его установку в автомобиль не является критерием для разграничения ремонта и модернизации автомобиля (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29).

  1. Ремонт автомобиля

Двигатель, приобретенный для автомобиля, относится к материально-производственным запасам (МПЗ) организации и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01).

После ремонтных работ стоимость самого двигателя и затрат на его установку включается:

  • в расходы по обычным видам деятельности, если автомобиль используется в производственной деятельности или для управленческих нужд организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • в прочие расходы в иных случаях (п. 11, п. 12 ПБУ 10/99).

В налоговом учете расходы на произведенный ремонт автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) признаются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (независимо от оплаты), в размере фактических затрат (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Затраты на ремонт автомобиля, который не используется в деятельности, направленной на получение доходов, при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются (п. 1 ст. 252 НК РФ).

  1. Модернизация автомобиля

В бухгалтерском и налоговом учете затраты на модернизацию автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 26, п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Входной НДС по принятому к учету двигателю и работам по его установке в автомобиль (вне зависимости от того, ремонт это или модернизация) можно принять к вычету в обычном порядке, если автомобиль используется в облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *