Учет спецтехники

ДОКУМЕНТООБОРОТ ПО УЧЕТУ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

При возведении зданий, сооружений, строительных конструкций, осуществлении ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ используются различные виды строительных машин и механизмов, показатели работы которых определяются на основании рапортов, рапортов-нарядов, путевых листов. В статье мы кратко рассмотрим первичные документы, подтверждающие работу строительных машин и механизмов, а также документооборот по учету их работы.
Как Вы знаете, все экономические субъекты, на которых распространяется действие Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), обязаны вести бухгалтерский учет. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закон N 402-ФЗ).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, причем не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (пункт 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (пункт 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не содержит требования о применении унифицированных форм первичных учетных документов, как не содержит и запрета на их применение. Таким образом, организация может принять решение о применении унифицированных форм первичных документов, разработанных Госкомстатом России, либо разработать свои собственные формы первичных документов организации, закрепив выбранное решение в приказе по учетной политике.
Руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г.

Андрей Дата: 13.09.2014 Рубрика: Учет простоев и потерь

Учет и анализ простоев – это одна из основополагающих в формуле повышения эффективности производства. Адекватный учет простоев оборудования позволит увидеть реальные узкие места в производстве. Правильная организация учета и анализа простоев позволит повысить эффективность производства и, в конечном итоге, минимизировать затраты и увеличить прибыль.

При отсутствии автоматизированной системы учета простоев для начала можно организовать его для ведения в ручном режиме в формате Excel. Ниже приведу шаги, исходя из личного опыта, которые были проделаны на начальных этапах внедрения единой системы учета простоев в реальной компании.

Создаем три уровня простоев

Уровень 1 – самый верхний уровень простоев. Это самая вершина пирамиды и состоит она буквально из нескольких пунктов (например: простой производственной линии; общезаводской простой; ненадлежащее снабжение ТМЦ и т.д.).

Уровень 2 – более расширенный список простоев. Это список, который расшифровывает простои уровня 1 (например: общезаводской простой 1-го уровня состоит из таких простоев 2-го уровня: аварийное отключение электроэнергии; аварийность ЖД; аварийность автотранспорта и т.д.).

Уровень 3 – детальный список простоев. Это самый детальный список поломок и простоев. Но, исходя из личного опыта, хочу предупредить, что список простоев 3-го уровня всё-таки не стоит делать слишком большим. Список в 500 пунктов уже будет довольно тяжел в работе и рискует не прижиться. В нашем случае был разработан список из 200 таких позиций, и, поверьте, даже с таким списком на первых порах было затруднительно работать. Итак, список простоев 3-го уровня – это именно тот список, с которым придется работать конечному пользователю (работнику, который будет на своем рабочем месте фиксировать простои). Но все же, необходимо сделать его максимально полным, при этом сохранив его компактность, и попытаться максимально избежать таких пунктов, как «прочие» (например: простой 2-го уровня «аварийное отключение электроэнергии» может состоять из таких пунктов: выход из строя центральной трансформаторной подстанции; повреждение линий электропередач; выход из строя одного ввода; аварийное отключение электроэнергии из-за погодных условий (гроза) и т.д.).

Почему, как указано выше, нужно прилагать максимальные усилия для исключения из списка простоев 3-го уровня пункт «прочие»? Всё очень просто. Имея в перечне из 100 или 300 позиций простоев пункт «прочие», человек при фиксации простоев может перестать пользоваться списком как таковым и все его простои станут «прочими», что значительно затруднит анализ. И таких пользователей, поверьте, будет не мало.

Кодируем простои 3-го уровня

Каждому простою 3-го уровня теперь необходимо присвоить индивидуальный код. При этом можно оставить запасные свободные номера в каждой из групп для последующего, при необходимости, дополнения простоями этих самых групп.

Внимание! Для корректной работы журнала учета простоев в Excel, коды простоев не должны повторяться, т.е. каждый простой 3-го уровня должен иметь свой индивидуальный код.

Пример кодирования простоев 3-го уровня:

Код 1 уровень 2 уровень 3 уровень
1 Общезаводской простой Аварийное отключение электроэнергии Выход из строя центральной трансформаторной подстанции
2 Общезаводской простой Аварийное отключение электроэнергии Повреждение высоковольтных линий электропередач
3 Общезаводской простой Аварийное отключение электроэнергии Выход из строя одного ввода
4 Общезаводской простой Аварийное отключение электроэнергии Аварийное отключение электроэнергии из-за погодных условий (гроза)
5 Общезаводской простой Аварийное отключение электроэнергии Свободный (запасной)
6 Общезаводской простой Аварийность ЖД Отсутствие порожних ЖД вагонов
7 Общезаводской простой Аварийность ЖД Выход из строя ЖД весов
8 Общезаводской простой Аварийность ЖД Выход из строя маневровой лебедки на пункте погрузки
9 Общезаводской простой Аварийность ЖД Отсутствие сотрудников на пункте погрузки
10 Общезаводской простой Аварийность ЖД Свободный (запасной)

Самым последним пунктом можно включить пункт типа «Для информации». Он будет служить для фиксирования информации, которая простой за собой не повлекла, но может быть важной для производства (например: при работе конвейера 1Л-120 греется подшипник на приводном барабане).

Создаем журнал учета простоев (файл в формате Excel)

Самый простой журнал учета простоев будет иметь вид (пример):

Столбцы B, C, E, I заполняются пользователем.

Рассмотрим заполнение журнала простоев более детально. Мы решили, что фиксируются все простои длительностью более одного часа (пересменки и прочие технологически необходимые простои мы учитывать не будем). Файл мы отдали диспетчеру нашей производственной линии, если нет возможности вести пользователю данный файл на компьютере, можно отдать его в бумажном режиме, при этом, для простоты работы, исключив столбцы, которые будут вычисляться автоматически. Вместе с файлом или журналом учета простоя на бумажном носителе у пользователя должен быть распечатанный перечень кодов простоев 3-го уровня с их текстовым пояснением. Для удобства пользования простои 1-го и 2-го уровня в этот список лучше не включать, чтобы не усложнять работу сотрудника при фиксации факта простоя. Список простоев 1-го и 2-го уровня он нужен уже непосредственно для анализа возникших простоев.

Итак, Столбец A – это обыкновенный порядковый номер записи простоя (этот столбец совсем не обязателен в журнале). Столбец D – время начала простоя, которое заноситься сотрудником при возникновении такового. Столбец C – время окончания простоя опять же заноситься сотрудником. Столбец D – расчетное значение времени простоя (его мы вычисляем по формуле «Столбец C» – «Столбец B»), если предприятие работает круглосуточно и производственные сутки считаются, скажем, с 8:00 до 8:00, то применяем формулу =ЕСЛИ(C2<B2;C2+1;C2)-B2 ). Столбец E – код соответствующего простоя, который сотрудник находит в списке простоев 3-го уровня. Столбцы F, G, H заполняются автоматически при помощи функции ВПР (пример такой функции для простоев 1-го уровня будет выглядеть так: =ЕСЛИОШИБКА(ВПР(E2;’Коды простоев’!$A$1:$D$800;2;ЛОЖЬ);0) ). Т.е. формула работает следующим образом, при вводе кода простоев на вкладке файла Excel, где находиться наш журнал, из таблицы, размещенной на другой вкладке этого же файла Excel и называемого «Коды простоев», автоматически в ячейку Е2 будет «подтянуто» пояснение простоя 1-го уровня к коду простоя 8. Столбец I – это пояснение к простою, которое заноситься сотрудником при фиксировании простоя и содержит в себе необходимые краткие пояснения причин возникновения простоя или его следствия.

Таким образом, мы получаем весьма упрощенный журнал для ведения учета простоев. Но, тем не менее, эту информацию уже можно изучать и анализировать. Далее мы рассмотрим создание более функциональных журналов учета простоев и системы их анализа.

Скачать для примера файл «Журнал учёта простоев»

Если материал поста был для Вас полезен, поделитесь ссылкой на него в своей соцсети:

При использовании материалов сайта наличие активной ссылки на www.blogbusiness.com.ua обязательно

Вам также может быть интересно:

Создание журнала учёта потерь производства в формате Excel

Материалы партнеров:

… другие посты автора Андрей

Журнал учета работы строительных машин (механизмов). Форма ЭСМ-6 – документ, необходимость составления которого появляется в случае учета, а так же контроля ежедневной работы строительных механизмов независимо от их мощности и иных параметров (как большие, так и малые). Документ имеет унифицированную форму, а так же код по классификатору ОКУД 034006.

До начала заполнения данный документ должен быть пронумерован, прошнурован, титульная страница документа должна быть корректно заполнена и содержать в себе все необходимые подписи. Составляется журнал прорабом конкретного строительного участка, на котором находятся строительные машины и механизмы.

Информация, обязательная к отображению в журнале формы ЭСМ-6:

  • данные о машине: марка, год выпуска, а так же инвентарный номер;
  • данные об объекте: адрес, а так же наименование объекта;
  • количество отработанных часов по числам за отчетный месяц;
  • стоимость почасовой работы;
  • объем выполненных работ;
  • коэффициент выработки;
  • причины простоя (неисправность машины, внеплановый ремонт, отсутствие машиниста, отсутствие фронта работ, необеспеченность подъездных путей и др.)

Журнал учета работ строительных механизмов формы ЭСМ – 6 ведется всеми предприятиями, которые имеют соответствующую строительную технику на балансе предприятия.

Бухгалтерский учет аренды спецтехники во многом определяется, с одной стороны, учетной политикой участников сделки, с другой – условиями внесения арендной платы.

Юридические аспекты аренды спецтехники регламентированы ГК РФ. Действующее законодательство разрешает сдавать и брать в аренду транспортные средства специального назначения с экипажем и без. В том и другом случае обязательным является оформление соответствующего договора.

Договорные отношения арендатора и арендодателя

Аренда спецтранспорта с экипажем регулируется ст. 632 ГК. Такой формат сделки предусматривает предоставление движимого имущества арендатору за договорную плату. Весь период временного владения, пользования спецтехникой услуги по управлению ею, техобслуживанию и т.п. оказывает арендодатель. Его обязанностью является предоставление квалифицированного экипажа. Он же берет на себя обеспечение его работы (взаиморасчеты, исчисление и уплату зарплатных налогов, страховых взносов).

Аренда без экипажа регулируется ст. 642 ГК. В рамках данной сделки арендатор получает от арендодателя спецтранспорт во временное возмездное пользование. Техническая эксплуатация и управление машинами полностью ложатся на плечи арендатора.

Отдельно в договоре рекомендуется прописывать условия страхования арендуемой спецтехники. Если таковое является обязательным по закону, расходы несет арендодатель. Инициативное страхование может брать на себя арендатор в целях минимизации финансовых рисков при повреждении арендованного имущества.

Арендная плата

Условия, сроки, порядок взаиморасчетов с арендодателем прописываются в договоре. Чаще всего арендная плата определяется как твердая сумма платежей, вносимых периодически либо единовременно.

В счет арендной платы также могут засчитываться услуги, продукция, переданные арендатором арендодателю. В бухучете это проводится не единицами товара, а его денежным эквивалентом, соответствующим актуальной стоимости.

Арендная плата может меняться по соглашению сторон. По закону вносить подобные изменения в договоры аренды разрешается не чаще раза в год. На практике норма нередко нарушается.

Бухгалтерские счета

Спецтехника, взятая компанией в аренду, относится к арендованным основным средствам. Учет ведется на соответствующем забалансовом счете (001). В бухучете отражаются все без исключения арендованные основные средства или средства, находящиеся во временном пользовании.

Учитывается арендованная спецтехника по оценке (стоимости), указанной в договоре. Если в данный документ вносятся изменения относительно оценки объекта аренды, меняются и данные на забалансовом счете.

Аналитический учет ведется отдельно по арендодателям и арендованным транспортным средствам.

Специфика и нюансы учета

Арендная плата за пользование находящейся во временном владении спецтехникой может учитываться в составе расходов. Если движимое имущество арендатор использует непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности (производства продукции, оказания услуг и т.п.), сумма арендной платы относится на расходы по обычным видам деятельности. Данная норма закреплена действующими ПБУ.

Признаваться расходы должны в том отчетном периоде, в котором они возникли. Фактическое время выплаты денежных средств значения не имеет. То есть арендатору необходимо отразить в учете арендную плату в том месяце, к которому она относится.

Взаиморасчеты с арендодателем рекомендуется отображать на счете 76, предназначенном для расчетов с кредиторами, дебиторами. К данному счету обычно открывается субсчет для отображения непосредственно расчетов с арендодателем. Если арендодателей несколько, открывается соответствующее количество субсчетов. Практический бухучет взаиморасчетов предусматривает отражение суммы арендной платы, НДС и операции перечисления указанной суммы арендодателю.

Если арендатором арендованная спецтехника используется для осуществления облагаемой НДС деятельности, после отражения в учете услуг по аренде сумма налога может быть предъявлена к вычету. Данная норма закреплена в НК (ст. 171). При использовании арендованной спецтехники для деятельности, не облагаемой НДС, стандартный вычет не используется. Арендатор в таком случае включает сумму налога в расходы, которые принимаются к вычету по налогу на прибыль. В бухучете вычеты по налогам отражаются на соответствующих субсчетах к счету 68, предназначенному для расчетов по сборам, налогам.

Для отражения арендной платы в учете, отнесения ее на расходы, исчисления налогов и последующего принятия сумм к вычету арендатор должен получить первичные бухгалтерские документы от арендодателя. Это могут быть счета, акты.

Отдельно следует отметить учет арендной платы в целях расчета налога на прибыль. Согласно НК РФ, такие платежи стоит относить к прочим расходам, которые связаны с производством, реализацией.

Бухучет аренды спецтехники при единовременном внесении платы

Стандартная схема ежемесячной уплаты арендных платежей и принятия сумм к учету сложностей не вызывает. Она проста, понятна, прозрачна. При единовременном внесении арендной платы возникают некоторые учетные нюансы. Рассмотрим их подробнее.

Актуальные нормы бухучета предписывают отражать отдельной статьей в бухгалтерском балансе затраты, произведенные компанией в одном учетном периоде, а относящиеся – к следующим. Расходы будущих периодов списываются в порядке, установленном организацией. Списание происходит в периоде, к которому фактически относятся такие расходы.

По действующим нормативам отражать расходы будущих периодов рекомендуется на счете 97. Но, согласно инструкции по применению Плана счетов, в описании счета 97 отсутствует прямое указание на такие расходы, как единовременная (или любая другая) арендная плата. Согласно действующим ПБУ, отражать указанные выше расходы рационально на счете 60, предназначенном для расчетов с подрядчиками, поставщиками (при условии открытия специального субсчета для учета предварительной оплаты). Также можно воспользоваться счетом 76 для расчетов с кредиторами, дебиторами. К нему тоже потребуется открыть специальный субсчет.

Учет затрат на ремонт арендованной техники

Если техобслуживание и ремонт арендованной спецтехники производятся за счет арендатора, такие расходы должны быть отражены в учете. Если налогоплательщик использует метод начисления, то затраты принимаются к учету в том периоде, в котором были понесены. Фактическое время их оплаты значения не имеет (НК, ст. 272). Относятся затраты к расходам по производству, реализации.

Если налогоплательщик пользуется кассовым методом, он имеет право признать расходы на ремонт и обслуживание арендованной спецтехники только после их фактической оплаты (НК, ст.273).

Ответ

О нормах расхода топлива

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Таким образом, НК РФ не содержит условий о необходимости нормирования расходов на содержание служебного транспорта, в том числе расходов на приобретение ГСМ.

Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина РФ от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875:

«На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). При этом Кодексом не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.

Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р.»

В данном Письме Минфин РФ подчеркнул рекомендательных характер Методических рекомендаций.

При этом, ранее Минфин РФ придерживался противоположной позиции. Например, Письме Минфина РФ от 03.09.10 № 03-03-06/2/57:

«Таким образом, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением от 14.03.2008 N АМ-23-р.»

Судебная практика по данному вопросу складывается следующим образом.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.08 по делу № А09-3658/07-29 содержится вывод:

«В части непринятия в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затрат на приобретение ГСМ в сумме 354 780 руб. Инспекция исходила из необоснованного установления Обществом нормы расхода ГСМ на автомобиль Нисан в размере 18 л. на 100 км., а также из отсутствия должного оформления путевых листов, а именно в нарушение Постановления Госкомстата России N 78 от 28.11.1997 они заполнялись водителем не ежедневно, не указывалось количество пройденных километров

Разрешая спор в названной части, суд правомерно указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» N Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.2003), на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.»

В данном Постановлении суд пришёл к выводу, что НК РФ не предусматривает нормирование расходов на ГСМ, а нормы расхода, утверждённые Минтрансом РФ носят рекомендательный характер.

«Следует заметить, что статья 265 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает включения в состав внереализационных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль сверхнормативные расходы по топливу.

Как следует из материалов дела, расчет нормы расхода ГСМ является элементом учетной политики организации, они утверждаются приказом руководителя организации.

Ссылка Общества на «экономию» топлива по отдельным транспортным средствам как доказательство возможности перерасхода топлива по другим транспортным средствам не может быть принята, поскольку расход топлива рассчитывается по каждому конкретному транспортному средству, показания машинограмм, в которых отражается расход горючего согласно путевых листов за июнь 2006 по автоколоннам N 6,7,8, правомерно не приняты во внимание.

При указанных обстоятельствах Обществом в нарушение пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены на расходы необоснованные затраты за счет того, что при списании топлива за июнь 2006 в сумме 10 656 рублей превышены нормы расхода топлива.»

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.12 по делу № А27-8757/2011 содержится следующий вывод:

«По эпизоду включения затрат на горюче — смазочные материалы (далее — ГСМ), превышающие нормы расхода ГСМ, в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 252, 264, 313 НК РФ, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», учитывая письма Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2005 N 03-03-01/1/223, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640, Методические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р, установил, что налоговое законодательство не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ и конкретного перечня первичных документов, непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных затрат.

Судом установлено и следует из материалов дела, что общество включило в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в 2008, 2009 годах, затраты на ГСМ в части, превышающей нормы расхода на ГСМ, которые рассчитаны налогоплательщиком самостоятельно на основании вышеуказанных рекомендаций и утверждены приказами общества; представленные налогоплательщиком документы, в частности, путевые листы (форма N 3), акты на списание ГСМ, сводные ведомости расхода горючего, свидетельствуют об учете сверх установленных норм расходов на ГСМ в указанных периодах.

Действительно глава 25 НК РФ не предусматривает нормирование расхода ГСМ, более того, не содержит и отсылок к нормам, вместе с тем спорные суммы расходов должны учитываться при исчислении налога на прибыль в полном размере с учетом положений статьи 252 НК РФ о необходимости экономического обоснования произведенных расходов; доказательства указанного обоснования в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен представить налогоплательщик.

Довод налогоплательщика о правомерности включения спорных сумм затрат на ГСМ в состав расходов судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен, как неподтвержденный достаточными доказательствами, обосновывающим производственный характер спорных затрат, их экономическую оправданность, следовательно, правомерность их включения в расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При этом судом приняты во внимание приказы, изданные самим налогоплательщиком и устанавливающие нормы расхода ГСМ в зависимости от марки автомобиля.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба налогоплательщика по рассматриваемому эпизоду не содержит.

С учетом изложенных обстоятельств кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о неподтверждении налогоплательщиком правомерности включения указанных затрат в расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.»

Суды пришли к выводу, что несмотря на то, что НК РФ не содержит условий о нормировании расходов на ГСМ, данные расходы должны быть экономически обоснованы (в том числе они должны соответствовать нормам расхода, разработанными налогоплательщиком).

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № Ф08-5527/2015 по делу № А53-24671/2014 содержит следующий вывод:

«Доначисляя обществу налог на прибыль инспекция руководствовалась данными о нормативах самого налогоплательщика: приказ об установлении норм расхода топлива на 2012 год от 30 декабря 2012 года N 107. Налогоплательщик сам определил норму расхода топлива, так как в Методических рекомендациях по норме расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р, отсутствует информация по автобусам, используемым обществом. Произведя расчет на основе километража, указанного в путевых листах налогоплательщика, и нормах расхода ГСМ, определенных в приказе общества от 30 декабря 2012 года N 107 (т. 1, л.д. 83, 91-128), инспекция установила значительное превышение расходов общества на ГСМ.

Податель кассационной жалобы не учитывает, что инспекция доначислила налог на прибыль не в связи с отсутствием путевых листов, а в связи с тем, что имеются существенные основания полагать использование обществом меньшего количества топлива на маршрутах, по которым представлены путевые листы. Суды установили, что расхождения между нормативами, утвержденными обществом, и заявленными объемами приобретенного ГСМ являются существенными.»

В данном судебном решении рассматривался вопрос о списании ГСМ в объёмах, существенно превосходящих установленные налогоплательщиком нормы расхода топлива.

Из анализа арбитражной практики можно сделать вывод, что несмотря на то, что нормирование расходов на ГСМ не предусмотрено положениями НК РФ, утвержденные организацией нормы расхода топлива являются документом, подтверждающим экономическую оправданность расходов (в пределах установленных норм).

О подтверждающих документах

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль необходимо наличие документов, составленных в соответствии с нормами действующего законодательства.

Перечень документов, подтверждающих расходы на ГСМ, указан в Письме Минфина РФ от 11.01.06 № 03-03-04/2/1:

«В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного. Причем расходы, перечисленные в запросе, учитываются по служебному автотранспорту, принадлежащему банку на праве собственности и относящемуся к амортизируемому для целей налогообложения имуществу.

В отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, гл. 25 Кодекса не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов.

В целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат (в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, акты выполненных ремонтных работ и т.п.). При этом согласно Разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117 организация вправе самостоятельно разработать форму путевого листа при условии, что разработанный путевой лист будет содержать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».»

Следовательно, по мнению Минфина РФ подтверждающими документами являются:

путевые листы (в т.ч. разработанные самостоятельно);

кассовые чеки.

Однако, следует отметить, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по составлению путевого листа на работу автопогрузчика, не покидающего территорию склада, равно как и не предусмотрена специальная форма путевого листа.

Обращаем Ваше внимание на Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.13 № Ф03-2842/2013 по делу № А51-22128/2012:

«Основанием для доначисления налога на прибыль организаций и НДС, исчисления пени и штрафа в оспариваемых суммах явился вывод налогового органа о необоснованном отражении в расходах 2010 года затрат на списание дизельного топлива в количестве 9733 литров на сумму 162 423 руб. 49 коп. (127 912 руб. 15 коп. по актам списания дизельного топлива на контейнерный погрузчик Toyota 62-8FD15 V3000 и 34 510 руб. 85 коп. по актам списания дизельного топлива на погрузчики ТСМ и ТСМ LT-34/2). Представленные обществом в ходе выездной проверки акты на списание дизельного топлива не приняты инспекцией в качестве надлежащих первичных документов.

На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 65, 71 АПК РФ, суды, учитывая, что заявитель не относится к автотранспортным организациям, осуществлял эксплуатацию автопогрузчиков только в пределах территории склада, обоснованно пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае путевой лист не является обязательным первичным документом по учету работы контейнерных погрузчиков, выполняющих погрузо-разгрузочные работы и работы по перемещению угля по территории склада.

При этом суды правомерно исходили из того, что общество вправе применять иной документ, подтверждающий произведенные расходы на использование дизельного топлива и содержащий реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».»

В данном Постановлении суд пришёл к выводу о том, что путевой лист не является обязательным документом для автопогрузчиков, работающих на территории склада, а для подтверждения расходов достаточно составить акт на списание.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, для списания расходов на ГСМ по работе автопогрузчиков целесообразно составлять следующие документы:

утвержденные руководителем нормы расхода топлива;

документ, подтверждающий количество отработанных часов;

чеки или иные документы, подтверждающие приобретение топлива.

Отсутствие каких-либо указанных документов, по нашему мнению, может привести к спорам с налоговыми органами.

Коллегия Налоговых Консультантов, 30 августа 2017г.

Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 03.06.13 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.13 № 03-03-06/2/12

Распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 14.01.09 № 03-03-06/1/15, от 14.01.09 № 03-03-06/1/6

Определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ

Определением ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ

Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина РФ от 07.04.06 № 03-03-04/1/327

За исключением используемого в целях охраны труда Приложения № 6 к «ПОТ РМ-008-99. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», утверждены Постановлением Минтруда РФ от 07.07.99 № 18

Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *