Учет в учреждении журнал

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях значительно отличается от бухучета в коммерческих организациях. В нашей статье вы найдете общую информацию, которая поможет определить направления для дальнейшего изучения темы.

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2016 год

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бюджетные учреждения и налогообложение

Итоги

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2016 год

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.

Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н действует для бюджетных;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н разработан для казенных организаций.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.

Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.

Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.

Разряды

КБК

Счет

Согласно п. 2.1 приказа № 174н бюджетные учреждения в разрядах 1–17 могут отражать 0. Разряды 18–26 используются в бухучете учреждения.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), а также таблице плана счетов для бюджетных учреждений и п. 2.1 инструкции к нему (приказ № 174н).

Номер разряда счета

19–21

24–26

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110535440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

За счет средств бюджета

Материальные запасы

Иное движимое имущество

Мягкий инвентарь

Уменьшение стоимости

План счетов состоит из 5 разделов. Первые 2 предназначены для учета активов — как в виде имущества, так и денежных средств, дебиторки и пр. Следующий раздел — для обязательств. В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов.

В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются отличия как в составе счетов, так и в их учете. Подробности можно найти в инструкции к Единому плану счетов, перечень проводок — в плане счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н).

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…»

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования ассигнований из бюджета, лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов, плановых доходов и расходов. То есть, получив от вышестоящих инстанций уведомления на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов, учреждение отражает это на счетах учета. Отражение находит и использование этих лимитов.

Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 167–180 плана счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н). Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

Бюджетные учреждения и налогообложение

Бюджетные учреждения также являются налогоплательщиками. Они могут подпадать под налогообложение любым налогом. Налог на добавленную стоимость уплачивается при ведении деятельности, приносящей доход. Однако согласно ст. 149 НК РФ существуют необлагаемые виды операций, например некоторые медицинские и образовательные услуги.

Налог на прибыль в некоторых случаях должен быть исчислен, даже если учреждение не ведет коммерческую деятельность. Например, при безвозмездном получении имущества. Также в ст. 251 НК РФ содержатся виды необлагаемых доходов, применимые к бюджетным учреждениям.

Бюджетные учреждения уплачивают страховые взносы, являются агентами по НДФЛ, вносят налог на имущество, а также прочие платежи в бюджет РФ, если подпадают под определение плательщика.

Качество организации и ведения бухучета зависит от работы бухгалтера, который должен знать, чего от него ждет руководитель.

О том, как составить должностную инструкцию для данного ответственного лица, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец 2015».

Итоги

Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны подразумевает использование специальных кодов, знать которые необходимо и бухгалтерам бюджетных структур, поскольку они задействуются непосредственно при составлении рутинных проводок.

Бюджетные учреждения ведут не только бухгалтерский, но и налоговый учет, соблюдают порядок оформления законодательно утвержденных форм первичных документов и сдают отчетность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что такое Система Госфинансы?

Это справочная система, созданная специально для бухгалтеров и экономистов бюджетных, казенных и автономных учреждений. Система дает однозначный и гарантированно верный ответ на любой бухгалтерский вопрос. Рекомендации дают авторитетные специалисты министерств и ведомств. Все материалы снабжены ссылками на нормативные документы, которые можно посмотреть тут же, во встроенной правовой базе. А еще в Системе Госфинансы есть свежие номера и архив журналов: «Учет в учреждении», «Казенные учреждения: учет, налоги и отчетность» и другие профессиональные издания, большая база унифицированных и нетиповых форм с подсказками по заполнению, удобные справочные таблицы, видеосеминары от лучших лекторов России.

В чем отличие Системы Госфинансы от справочно-правовых систем?

Система Госфинансы создана не для компаний вообще, а специально для бухгалтера, приспособлена именно к его потребностям. Она дает возможность быстро и с минимальными усилиями получить на свой вопрос четкий, однозначный, подробный, соответствующий действующему законодательству ответ от авторитетного специалиста Минфина, Казначейства, Минобра, Минздрава (ведь Система Госфинансы обновляется ежедневно). Вам не придется тратить время на самостоятельный анализ тонны нормативных актов и разрозненных статей с неизвестной актуальностью.

Могут ли пользователи Системы Госфинансы получить помощь экспертов?

Да, все подписчики могут задавать вопросы в экспертную поддержку Системы Госфинансы. Эксперты по учету и налогам отвечают в течение 24 часов с момента вашего звонка или отправки письма. Причем можно задавать экспертам неограниченное количество вопросов, все лимиты сняты.

Нужно ли иметь специальное техническое или программное обеспечение, чтобы работать с Системой Главбух?

Нет, не надо ничего скачивать или устанавливать, ждать обновлений. Не нужно никаких специальных знаний или устройств. Компьютер и доступ в Интернет — это все, что понадобится для работы.

У нас вводят профстандарты. Чем можете помочь?

Обучение в Школе Главбуха госучреждения даёт сертификат профстандартов. Просто пройдите обучение и сдайте тесты. Вся информация о профстандартах также присутствует в системе Госфинансы

Где посмотреть, как работает Система Госфинансы?

Вы можете быстро и абсолютно бесплатно попробовать в работе Систему Госфинансы, для этого просто получите демодоступ. А еще можно заказать презентацию — наш представитель проведет ее в любое удобное для вас время, в вашем офисе или даже по телефону, а также ответит на вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *