УК рсо

Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 N 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями»

Предмет договора включает предоставление услуг холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Предусмотрены права и обязанности сторон договора, порядок учета объема (количества) коммунальной услуги, а также положения, касающиеся размера платы за коммунальную услугу и порядка расчетов, ограничения, приостановления, возобновления предоставления коммунальной услуги и др. Договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок.

Управляющая организация будет предоставлять ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, по установленному перечню.

Предусмотрены в том числе условия для начала предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги соответствующего вида, перечень информации, которую ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме до даты начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.

Также, в частности, скорректирован порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как объяснили в энергосбытовой компании, нулевое или отрицательное значение ОДН возможно, когда объём электроэнергии по общедомовому счётчику меньше, чем сумма объёмов, потреблённых во всех жилых и нежилых помещениях дома по отдельности. Так бывает, скажем, если несколько квартир в доме платят по нормативу, а на деле потребляют куда меньше. Отрицательное значение ОДН ресурсоснабжающие организации должны учитывать в расчёте платы за индивидуальное потребление электроэнергии каждой квартирой.

— Образовавшуюся разницу исполнитель коммунальной услуги обязан распределить между всеми жилыми помещениями пропорционально количеству проживающих в них человек и на эти объёмы уменьшить индивидуальное потребление, — подтвердили и в Государственной жилищной инспекции Нижегородской области. — Соответственно при отрицательном значении потребления ОДН снижается сумма индивидуальных платежей.

Например, разница объёмов потреблённой электроэнергии, согласно общедомовому счётчику, составила 127 кВт.ч. В многоквартирном доме зарегистрированы 147 человек. Разница на каждого человека -127 / 147= -0,864 кВт.ч. 98 кВт.ч — объём, потреблённый квартирой, где живут 3 человека. Значит, их потребление с учётом «отрицательного» ОДН составит 98 кВт.ч — (0,864 х 3)= 95,41 кВт.ч в месяц. Тогда объём потребляемой электроэнергии на жилое помещение уменьшился на 2,59 кВт.ч.

Если после распределения «отрицательного» ОДН полученный объём оказывается выше, чем индивидуальное потребление гражданина, то излишек на следующий месяц не переносится и не учитывается. Порядок всех расчётов определён в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.

В работе управляющей компании (УК) иногда случаются проблемы, которые могут дорого ей обойтись. Из-за поломки общедомового счетчика ресурсоснабжающая организация может выставить счет в 20 раз больше, если применит отраслевые правила расчета. Если услуга некачественная, но управляющая компания неправильно составила акт — ей придется заплатить полную цену. Кроме того, ресурсоснабжающая организация может вынуждать УК содержать фактически бесхозные коммунальные сети или оплатить услуги, за которые УК не собирала деньги с жильцов. Есть ли выход из этих ситуаций? Сергей Сергеев из МКА «Арбат” рассказывает, когда управляющей компании можно не переплачивать.

Управляющие компании против ресурсоснабжающих: ловушка переплаты

Управляющие компании (УК) оплачивают коммунальный ресурс, как правило, согласно показаниям общедомовых счетчиков. Большинство домов содержат такие приборы, а с 2010 года их обязательно устанавливают в новостройках. Проблемы начинаются тогда, когда счетчики не работают. Первые три месяца счета выставляют исходя из средних показателей, а дальше объем определяется расчетным способом. Как именно считать, единого ответа нет.. Наоборот — в нормативно-правовых актах существует противоречие, которое может дорого обойтись потребителю.

2,2 млн руб. за месяц – такова может быть разница в расчетах управляющей компании и ресурсоснабжающей организации (РСО). Эту цифру приводит юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев, который делится случаем из своей практики. Одна управляющая компания ведала четырьмя домами по 110-130 человек в каждом, в которых некоторое время не было счетчиков, рассказывает он. По версии РСО, за водоснабжение и водоотведение ей были должны 2,3 млн руб. Эту сумму организация посчитала по пропускной способности трубы (согласно отраслевым «Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства от 4 сентября 2013 г. N 776).

2,2 млн руб. в месяц

Такова может быть разница в расчетах управляющей компании и ресурсоснабжающей организации

У управляющей компании, по словам Сергеева, получилось в 20 раз меньше — 113 012 руб. Она считала согласно другим нормам — пп. «в» п. 21 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями» № 124, которые Правительство утвердило 14 февраля 2012. Там приводится формула, которая, в частности, учитывает показатели других приборов учета (в том числе квартирных), а если их нет – нормативы потребления ресурса.

Здесь права управляющая компания, уверен Сергеев: ведь в силу ст. 4 Жилищного кодекса специальное правовое регулирование (правила № 124 или другие, аналогичные правила № 354) имеет приоритет над отраслевым (например, правилами № 776). Поэтому УК должна оплатить коммунальные ресурсы именно в том объеме, что и конечные потребители – собственники квартир, а не больше, подчеркивает Сергеев. По его словам, РСО может оправдывать использование отраслевых правил тем, что она не имеет отношений с жильцами и продает коммунальный ресурс, а не оказывает услугу. Однако, как решил Верховный суд, управляющая компания действует лишь как посредник между РСО и конечными потребителями, без собственного экономического интереса (Определение от 18 августа 2016 г. N 305-ЭС16-3833 по делу № А40-39666/2015). Это, опять-таки, значит, что УК оплачивает ровно столько, сколько все конечные потребители.

Свобода договора как аргумент в пользу управляющей компании

Еще один аргумент, которым РСО объясняют использование выгодных им отраслевых правил – это договор с управляющей компанией. В нем может быть прописан порядок расчетов, которые противоречит новому закону — это характерная примета для договоров, заключенных до 2014 года, комментирует Сергеев. Этим пользуются некоторые ресурсоснабжающие организации, чтобы насчитать больше. Но публичные договоры не могут противоречить актам Правительства, а значит, спорные условия просто перестают действовать, когда акты вступают в силу. С новыми договорами проще: об их условиях можно спорить, перед тем как подписать документ. Со старыми договорами сложнее.

Сергеев рассказывает, как определить, не переплачивает ли управляющая компания:

  1. Сначала нужно изучить порядок расчета в договорах ресурсоснабжения и проверить, соответствует ли он нормам № 124.
  2. Проверить платежно-расчетные документы (счета, счета-фактуры), особенно за те периоды, когда домовой прибор учета не работал. Это нужно, чтобы понять, как затраты считает РСО.
  3. Рассчитать сумму, которая подлежит оплате, может сама управляющая компания, ведь она выставляет счета собственникам квартир и обладает всей нужной информацией.

Если обнаружены переплаты, здесь можно пойти двумя путями, рассказывает Сергеев. Можно перечислять РСО завышенные суммы, а затем потребовать в суде переплату (неосновательное обогащение), а также проценты за пользование деньгами. Второй способ, по словам Сергеева, — оплачивать ресурс по своим данным и дождаться иска от РСО, которая захочет взыскать «недоплаченное”. А в суде заявлять, что требования безосновательны, потому что доначисления противоречат закону.

«Золотая» вода для управляющей компании

Оспорить доначисления в суде удалось ООО «ДЭЗ» (дело № А41-81723/16). «Водоканал» предъявил к ней иск на 3,4 млн руб., и первая инстанция его удовлетворила. Но апелляция отменила это решение и подтвердила долг в размере всего лишь 140 444 руб. – в 24 раза меньше. Спор возник вокруг оплаты холодной воды и приема сточных вод за сентябрь 2016 года, когда в пяти домах не работали счетчики. «ДЭЗ» снял их весной 2016 года, а экспертиза показала, что они завышают показания. В сентябре они еще не работали. Поэтому «Водоканал» счел правильным посчитать оплату исходя из пропускной способности труб, согласно отраслевым правилам № 776. Судя по выставленному многомиллионному счету, вода оказалась практически «золотой». В то же время, по расчетам «ДЭЗ», она должна была за сентябрь всего 140 444 руб. (согласно правилам № 124). РСО отказывалась исправлять счет, управляющая компания отказывалась по нему платить. Встретились они в суде.

Арбитражный суд Московской области занял сторону «Водоканала». Первая инстанция сочла, что правила № 124 можно применять в тех случаях, если прибор вышел из строя или был утрачен (в результате аварии и т.д.), а «не самовольно демонтирован». Поэтому плату следует считать по отраслевым правилам.

10 Арбитражный апелляционный суд с этим не согласился. Жилищное законодательство не предусматривает расчета по пропускной способности трубы, если между сторонами есть договор. Кроме того, цена и способ ее определения не зависят от того, по чьей вине не работает прибор учета и действий, которые по этому поводу предпринимаются. Ответчик не допускал здесь злоупотреблений – в этом апелляция убедилась, изучив переписку сторон. В итоге суд признал правоту управляющей компании и освободил ее от оплаты 3,4 млн руб.

Некачественная услуга: как подтвердить

Если из-под крана вместо холодной воды течет теплая или электричество отключили на значительный срок (в том числе из-за ремонта или профилактики) – это повод требовать перерасчета или вовсе отказаться от оплаты услуг. Об этом говорит ст. 98 правил № 354, которые также устанавливают требования к качеству коммунальных услуг.

Если услуга некачественная, управляющей компании очень важно это правильно зафиксировать, чтобы получить подтверждение самого факта нарушения и его периода. Как это сделать, рассказывает юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев. Получив жалобу жителя, управляющая компания должна оперативно провести проверку и составить акт. При проведении проверки Сергеев советует учитывать некоторые нюансы: «Например, давление и температуру в системах холодного или горячего водоснабжения надо измерять в часы пик: с 7:00 до 9:00 или с 19:00 до 22:00». Чтобы подтвердить, что некачественный ресурс поставляет именно ресурсоснабжающая организация, Сергеев предлагает проводить замеры не только в помещениях, но и на границе балансовой принадлежности сетей.

По результатам замеров составляется акт. Если участник проверки на нее не пришел или отказался его подписывать, документ должны подписать другие участники и не менее двух незаинтересованных лиц. Это не могут быть сотрудники управляющей компании, предупреждает Сергеев. Пригласить можно муниципальных чиновников или сотрудников инженерной службы. МОЭК с этой целью направлял уведомления в управы районов или местные ГУ ИС, делится Сергеев. По его словам, в акте важно отразить данные незаинтересованных лиц (к примеру, реквизиты паспорта или номер удостоверения).

Кроме того, нужно точно определить период нарушения качества. О том, что исполнитель возобновил подачу качественного ресурса, могут свидетельствовать:

  • запись об этом в журнале регистрации;
  • сообщение потребителя в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя;
  • показания общедомового или индивидуального прибора учета.

Если период не совсем ясен, нужно провести повторную проверку. Сергеев также советует в любом случае составлять акт о том, что коммунальные услуги опять оказываются качественно. После окончания процедуры можно обратиться в ресурсоснабжающую организацию за перерасчетом. РСО должна отразить это в корректировочных счетах-фактурах и первичной документации, обращает внимание Сергеев.

План Б: как выйти из бюрократического тупика

Управляющие компании нередко нарушают правила актирования недостатков коммунальных услуг. РСО обычно не посылают своих сотрудников для участия в проверке, а УК не может самостоятельно соблюсти процедуру. Однако некачественную услугу обязательно надо задокументировать, перед тем как оплатить ее «со скидкой”, иначе РСО через суд потребует оставшуюся сумму. А суд встанет на ее сторону, потому что нарушение договора не доказано согласно правилам № 354.

Безвыходная ситуация? Вовсе нет, обнадеживает Сергеев. Ведь закон не запрещает защитить свое право иным способом. Его предлагает п. 2 ст. 542 Гражданского кодекса, который позволяет абоненту отказаться от оплаты некачественной энергии. С учетом показаний приборов учета, а также факта использования данных показаний РСО – суд может принять решение и без установленных документов, говорит Сергеев.

«Отказаться от оплаты некачественной энергии» — значит, не платить вообще ничего, уточняет Сергеев. С другой стороны, если энергия все-таки пригодилась, РСО вправе потребовать неосновательное обогащение – по сути, «компенсацию» за ее использование. Но от юридической формулировки этой суммы, по сути, зависит судьба иска в суде. РСО должна заявить ко взысканию именно неосновательное обогащение (не основанное на договоре). Если она потребует долг по договору – УК может защищаться тем, что она в принципе отказывается оплачивать услугу согласно п. 2 ст. 542 ГК, подсказывает Сергеев. В этом случае суд откажет, а РСО вынуждена будет подать другой иск. Второй вариант – оплатить некачествественный ресурс в полном размере и, наоборот, взыскать неосновательное обогащение с РСО.

Есть еще одно обязательное условие для того, чтобы УК снизили плату за коммунальный ресурс – нужно доказать, что она уже «симметрично» пересчитала плату конечным потребителям. «Это есть во всех судебных актах без исключения,» — подчеркивает Сергеев.

Как Верховный суд облегчил задачу доказывания

27 июня 2017 года вышло Постановление Пленума Верховного суда № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности”

Согласно п. 22 документа, при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей”).

Таким образом, процесс доказывания факта оказания услуг ненадлежащего качества должен существенно упроститься. К чему это приведет, покажет практика. Сергеев готовит подобное исковое заявление в отношении нескольких РСО.

Споры о точке присоединения: когда компромисс невозможен

Границы балансовой принадлежности определяют ответственных за части инженерной инфраструктуры. Их устанавливают в акте разграничения – обязательном приложении к договору ресурсоснабжения. Закон говорит, что такие границы определяются по признаку собственности (законного владения), говорит юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев. Казалось бы, все просто: если оба собственника известны – точка поставки будет находиться на границе их сетей. Как правило, граница балансовой принадлежности проходит по внешней стене дома, если иное не установлено законодательством (п. 8 правил № 491). Есть также позиция, что обслуживание имущества на участке под многоквартирным домом (например, теплового пункта) – это прерогатива собственников помещений (определения Мосгорсуда от 26 февраля 2015 N 33-6038 и от 16.04.2014 по делу N 339112).

Проблема заключается в том, что многоквартирный дом присоединен к сетям ресурсоснабжающей организации опосредованно через сети третьих лиц, рассказывает Сергеев. По его словам, они обычно не находятся на балансе УК, РСО или иной теплосетевой организации. РСО обычно давит на УК, чтобы та согласилась взять под свою ответственность этот «ничейный» участок. Таким образом ресурсоснабжающая организация хочет снять с себя ответственность за нарушения качества, которые могут случиться на этом отрезке. Получается, управляющая компания должна будет оплачивать содержание и ремонт спорного участка сетей, а также потери коммунального ресурса, которые на нем неизбежны, предупреждает Сергеев.

Здесь сложно найти компромисс, потому что никто не хочет отвечать за чужое имущество. Если техусловия или инвестконтракт не предусматривают, что спорный отрезок должен входить в состав общего имущества дома – значит, управляющую компанию нельзя заставить его содержать, полагает Сергеев. В подобных ситуациях управляющая компания должна быть готова отстаивать свои права в суде. Там Сергеев советует в первую очередь доказывать, что спорный участок сетей не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, поэтому они не обязаны его содержать.

Многоэтажки подключают к коммунальным сетям через участки сетей, владелец которых неизвестен. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации спорят, кто должен содержать и ремонтировать «бесхозное» имущество. Делать это, понятно, не хочет никто.

Судебная практика здесь на стороне управляющих компаний. Если собственник сетей неизвестен, но они не имеют статуса бесхозяйных – это еще не повод «вешать» ответственность на собственников помещений дома. Такую позицию занял в деле А40-141381/2013 Верховный суд. Более того – суды признают незаконным бездействие муниципальных чиновников, которые не передают бесхозяйные сети в ведение РСО. Так закончилось, например, дело А40-95542/14, в котором московская фабрика подала соответствующий иск к местным властям. Спор разгорелся из-за «ничейного» теплопровода: фабрика просила подготовить его к зимнему отопительному сезону (опрессовать), а МОЭК отказывалась, ссылаясь на отсутствие договора. Чиновники сообщили, что передадут бесхозные сети в ведение МОЭК в течение полутора лет, а пока фабрика должна готовиться к зиме за свои средства. Но суды встали на сторону истца, а бездействие властей признали незаконным.

А в деле А40-45275/12 суд решил: акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности еще не говорит о том, что управляющая компания владеет спорным участком сети. А других доказательств того, что он передавался ей во владение, РСО не представила. В итоге суд признал акт разграничения недействительным, поскольку он противоречит п. 8 правил № 491 о том, что точка поставки находится на внешней стене многоквартирного дома. В 2013 году правоту такого решения подтвердил Высший Арбитражный суд.

Сложности «переходного” периода

В судебной практике часто встречаются дела, когда РСО требуют у УК долги за коммунальный ресурс в отсутствие договора. Такая ситуация может сложиться, когда жители только избрали новую управляющую компанию, а соглашение с РСО она еще не заключила, или в процессе перезаключения договора. Должна ли УК платить в «переходный» период — решают суды. Ответчики-управляющие компании обычно возражают, что нет договора, а значит, и обязанности платить, рассказывает юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев. До 2015-2016 года суды отклоняли подобные аргументы: раз УК фактически стала исполнителем коммунальных услуг, то должна платить ресурсоснабжающим организациям. И это правило действует даже тогда, когда конечные потребители рассчитываются напрямую с РСО – ответственной за оплату коммунальных ресурсов остается управляющая компания (Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее — АС СЗО; до 06.08.2014 — ФАС СЗО) от 10.10.2014 по делу N А21-7874/2013, от 27.10.2014 по делу N А21-10174/2013, от 28.04.2015 по делу N А21-7468/2013). Эта позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного суда от 24 декабря 2014 года.

Однако вскоре после этого судебная практика начала меняться в направлении, интересном для управляющих компаний. Теперь (чего раньше не было) законодательство допускает прямые отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений (ч. 17–18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ, п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

«Таким образом, в момент выбора новой управляющей компании собственники должны решить, передавать ли ей полномочия или остаться на прямых договорах с ресурсоснабжающей организацией, — рассказывает Сергеев. – Но даже если УК с одобрения жильцов обратится в РСО за договором – его заключение может растянуться на месяц-два или даже дольше». В этот период, продолжает Сергеев, может возникнуть противоречие:

  • РСО выставляет счета напрямую жителям, поскольку договор с УК ещё не заключен, или не выставляет их вообще никому;
  • Жители в свою очередь не получают, а если получают — то не оплачивают счета от РСО, поскольку передали полномочия по оплате в УК;
  • Выставить счета в адрес УК РСО не может, поскольку между ним и УК еще не заключен договор.

Управляющая компания должна будет платить поставщику ресурса только с момента заключения договора. Конечно, его можно подписать и «задним числом», говорит Сергеев. Но если УК до этого не собирала деньги с жителей – логично проявить принципиальность и заключить соглашение текущим числом. В этом случае ресурсоснабжающей организации ничего не останется, кроме как попытаться через суд взыскать с УК деньги за ресурс, который был фактически поставлен в «переходный» период.

Управляющая компания может защищаться тем, что договор не заключен или еще не был заключен в этот период, поэтому предъявлять требования надо собственникам помещений в домах. Особенно если те совершали конклюдентные действия – то есть оплачивали счета.

Если иск к управляющей компании будет отклонен – ресурсоснабжающая должна будет взыскивать задолженность с жильцов. Если УК ведает 5 домами по 300 квартир и достаточно было подать один иск и одну претензию – то теперь их должно быть по 300, делится Сергеев. По словам эксперта, это серьезная нагрузка на юристов РСО, которые и так, мягко говоря, не сидят без дела. «Конечно, РСО может напрячься в отношении одной УК, но это потребует от нее колоссальных усилий и ресурсов,» — признает эксперт.

Получается, что, с одной стороны, у управляющей компании есть обоснованные аргументы, чтобы защищаться от иска. С другой стороны – РСО все-таки имеет больше шансов получить деньги с управляющей компании, чем с 300 собственников, рассуждает Сергеев. Заплатить кому-то в итоге, конечно, придется. Но существующие противоречия грозятся серьезно обострить проблему. Известны случаи, когда управляющая компания расторгала договор, а затем затягивала подписание нового, делится Сергеев.

Впрочем, проблема может решиться путем перехода РСО на прямую оплату услуг собственниками помещений, когда управляющая компания перестанет быть «передаточным звеном» для денег между ними. Например, в Московской области местные чиновники заставляют УК передать списки всех собственников подшефных им домов. «С какой целью – никто не говорит, — рассказывает Сергеев. – Но мы предполагаем, что сведения нужны как раз для перехода на прямую модель договоров и защиты прав РСО»

Получая счёт на плату коммунальных услуг, не всем плательщикам понятно значение некоторых аббревиатур в содержании. С начала 2017 года, по причине изменений в законодательстве в расчётных документах появились новые строки с названием СОИ(содержание общего имущества). Рассмотрим, что подразумевается под этим термином, и особенности начисления данных платежей.

СОИ вместо ОДН

В прежних платежках средства, перечисляющиеся управляющей компаний на обеспечение содержания жилого дома, обозначались привычной аббревиатурой ОДН – оплата общедомовых нужд.

Указанная статья предполагала возмещение затрат на содержание общедомовой собственности, не принадлежащей к квартирам жильцов:

  • покраску и побелку подъездов, косметический ремонт стен;
  • ремонтные работы для поддержания в надлежащем состоянии строительных конструкций здания;
  • техническое обслуживание и ремонт технических систем, лифтового хозяйства;
  • освещение подъездов, энергозатраты лифта;
  • потери холодной и горячей воды при поставке потребителям;
  • содержание прилегающей территории и другие позиции.

Однако управляющие компании и жилищные товарищества регулярно несли потери по причине недобросовестного отношения со стороны некоторых жильцов, нерегулярно оплачивающих указанные позиции. В результате оставшуюся разницу приходилось возмещать за счёт организации, управляющей домом.

С января 2017 года указанные расходы стали относить не к коммунальному хозяйству, а жилищному. Вместо ОДН в платежках появилось обозначение СОИ – содержание общедомового имущества.

СОИ предусматривает оплату:

  • капитального ремонта;
  • холодного и горячего водоснабжения;
  • электроэнергии.

Перечисленные статьи расходов обозначены отдельными строками.

Разница с прежним порядком состоит в том, что указанные суммы разрешили начислять по нормативам, чтобы жильцы смогли платить только за себя, не возмещая дефицит управляющей компании из-за недобросовестности некоторых потребителей.

Порядок расчёта

Размер затрат энергоресурсов, начисляемых на общедомовую собственность, рассчитываются по следующей формуле:

С = Н*So*Sк/S,

в которой:

  • Н – установленный норматив по региону на электроэнергию, холодную или горячую воду;
  • So – данные по величине площади общедомовой собственности, включающей кроме подъездов чердачные и подвальные помещения;
  • Sк – площадь квартиры потребителя;
  • S – значение общей площади многоквартирного дома, не зависимо от принадлежности.

Данные по величине жилых и нежилых площадей МКД можно узнать из технического паспорта объекта, разработанного проектной организацией. Нормативы утверждаются постановлениями местных органов власти.

Указанную информацию управляющая компания обязана предоставлять жильцам по соответствующему запросу, для подтверждения обоснованности выставленного счёта.

По нормам законодательства владельцы жилплощади не должны платить больше, чем сумма, определённая расчётом с использованием установленных нормативов. Внесённые изменения принимались с целью стимулирования управляющих компаний, ведь теперь именно этим организациям придётся возмещать поставщикам коммунальных услуг недостающую разницу между оплатой жильцов и реально потреблённым количеством энергоресурсов.

Потребители вправе потребовать у управляющей компании объяснений по поводу размеров начислений. И если результат самостоятельного расчёта существенно расходится с фактически предъявленной суммой, а управляющая компания отказывается аргументированно обосновать предъявленный к оплате счёт, потребитель вправе отстаивать свои интересы в жилищной комиссии местного муниципалитета или органах прокуратуры.

Казалось бы, понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР СОИ), введенного с 01 января 2017 года вместо понятия ОДН (общедомовые нужды), действует уже почти 3 года, и все спорные вопросы должны были быть разрешены и разъяснены за это время. Но Верховный суд РФ любит преподносить новые «сюрпризы» в виде толкования тех или иных норм жилищного законодательства РФ при рассмотрении спорных ситуаций.

Часто по судебным спорам по КР СОИ возникает вопрос о том, какие площади должны быть правильно использованы для целей расчета этих расходов. Органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) в этом вопросе придерживаются того мнения, что для расчета этих площадей необходимо придерживаться только данных технического паспорта. Но уже не один год градостроительные нормы не требуют оформления данного документа при окончании строительства. Однако бОльшая часть жилого фонда в регионах состоит все-таки из домов застройки прошлого века, когда технический паспорт должен был быть у каждого МКД. Должен, да не обязан… В период становления законодательства по ЖКХ, а также войн за дома, задолго до лицензирования деятельности управляющих организаций (УО), технические паспорта сохранились не у всех и не везде.

Да и содержание этих документов не всегда отображает все необходимые сведения о площадях МКД. Такой документ, как «МИ 3290-2010 ГСИ. Рекомендация по подготовке, оформлению и рассмотрению материалов испытаний средств измерений в целях утверждения типа (с Изменениями № 1, 2, 3)» до сих пор является действующим. А в пунктах 24-26 Правил содержания общего имущества МКД, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.06.2006 г (далее — Правил 491), отсутствует такой документ, как технический паспорт МКД, хотя ссылки на него есть и в нормативно-правовых актах (НПА), и в письмах Минстроя РФ, да и в судебных решениях.

Кроме того, при абсолютном нежелании собственников помещений МКД оплачивать в экономически обоснованном размере услуги управляющих организаций, актуализация технических паспортов практически никем и нигде не производится (очень редко). Хотя по закону (п. 27 Правила 491) техническая документация должна содержать актуальную информацию. И делаться это должно за счет платы за содержание общего имущества (СОИ) МКД, то есть, за счет собственников. Но на обновления технического паспорта МКД цены совсем недетские, непонятно, откуда и из чего рассчитанные в организациях, оказывающих эти услуги…

Еще в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 апреля 2017 г. № 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» указывалось:

«…При расчете по формуле 26 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам».

Так органы ГЖН и толкуют данные вопрос о площадях МКД для целей расчета КРСОИ по водоснабжению и водоотведению. Хотя в силу пункта 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу МКД относится, в том числе и:

  1. помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

  2. иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Состав ОИ содержится и в пункте 2 Правил 491, который включает в себя также:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В пункте 29 Постановления Правительства № 306 от 23 мая 2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Правила 306) нормативы потребления КРСОИ в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают …также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Если обратиться к минимальному перечню работ по содержанию МКД, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года (далее — Перечень 290), то в нем содержится много видов работ, когда искпользуется вода, соответственно, и водоотведение.

К таким работам можно отнести также: очистку, промывку загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; очистка кровли и водоотводящих устройств от грязи, промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе, промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений, промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений,поливка летом газонов (зеленых насаждений).

В пункте 23 Перечня 290 указано, что работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме следующие: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов), а в пункте 24 Перечня 290 указано о промывке урн возле подъездов.

Также не стоит забывать об уборке после проведения ремонтов в подъездах МКД. А органы ГЖН и суды очень даже активно применяют Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Правила 170), правомерность применения которых весьма спорна.

Например, в Правилах 170 (пункт 3.2.7) указано про мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д., которые следует производить не реже чем через пять дней, а стен — не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

В пункте 3.3.1 указано об обязанности УО обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения, а в пункте 3.4.1 — чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья. Пункт 3.6.10, 3.6.11 Правил 170 также говорит об обязанности УО мыть тротуары, поливать их в жаркое время не реже 2 раз в сутки., пункты 3.8.3, 3.9.1 — обязанность обеспечения сохранности зеленых насаждений (газоны, цветники, деревья, кустарники), в том числе и их полива.

В пункте 4.2.3.9 Правил 170 установлена обязанность очистки и промывки фасадов МКД (на этот счет имеется даже судебная практика), в пункте 4.6.1.24. — очистка водостока и водосточных воронок, в том числе и промывка водой. Интересно, все ли эти работы и площади, учитываются при установлении нормативов на КРСОИ? Думаю, вряд ли. Но исключить и заставить пересчитать — запросто, это в духе органов ГЖН.

Подтверждением этого и является Определение ВС РФ от 4 апреля 2019 г. № 306-ЭС19-3279. После проверки органом ГЖН вынесено предписание в адрес ТСЖ о некорректном учете площадей ОИ МКД, которые использованы для расчета КР СОИ по водоснабжению и водоотведению.

По мнению ГЖН, при начислении за июль 2017 года собственникам помещений в многоквартирном доме расчет платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод), потребляемые в целях содержания общего имущества (в платежном документе отображены строками «Содержание жилья (холодная вода на ОДН)», «Содержание жилья (горячая вода на ОДН)», «Содержание жилья (водоотведение на ОДН)») осуществлен с учетом площади помещений, указанных в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов (необходимо исключить из расчета данной платы площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех. подполья), пожарных выходов)…

Особенный интерес вызывает вопрос о лифтах и мусоросборниках, мытье которых вообще-то включено в Перечень 290. Да и помещения теплоузлов, техподполий, пожарных выходов должны содержаться в чистоте, так как они также относятся к ОИ МКД. Или, по мнению ГЖН, их можно вообще никогда не мыть? За грязь в лифтах или в мусоросборниках при проверке ГЖН по этому факту однозначно укажет на нарушения Правил 491 и остальных НПА, и легко составит протокол об административном правонарушении за нарушение лицензионных требований и влепит штраф.

Причем в предписании обоснованием неправомерности применения спорного расчета указаны следующие нормы закона: пункт 9 (в кассации и ВС — пункт 9.1) ст. 156 ЖК РФ, пункт 27 Приложения № 1 Правил 306, пункт 29 Правил 491.

В статье 156 ЖК РФ указано:

Пункт 9. Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Пункт 9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.

Пункт 27 Приложения № 1 Правил 306: Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственника.

Но, несмотря на явные «косяки» органа надзора в правовом обосновании своего предписания, суды всех инстанций дружно встали на сторону надзорного органа, особо не заморачиваясь, исходя их понятий только Правил 306, которые в общем то противоречат ЖК РФ в этом вопросе и не включают все площади МКД, на которые расходуется вода при выполнении работ. Остальные помещения и места в МКД, по мнению, нормотворцев не нуждаются в воде для целей КРСОИ. Ведь надзорные органы у нас априори правы для судов, какие бы, бредовые порой, предписания не выносили.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 05 декабря 2018 года№ Ф06-39864/2018 по делу № А57-26118/2017 указано:

«…Суды пришли к выводу, что указанный расчет площади мест общего пользования для определения размера платы за холодную и горячую воду в целях содержания общего имущества противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

…Таким образом, Правительством РФ для расчета платы за горячую и холодную воду на ОДН многоквартирного жилого дома приняты площади не всех помещений, поименованных в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень их индивидуализирован для расчета конкретной услуги.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судами доказательствами, суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что включение площадей спорных помещений для платы за потребления данных коммунальных ресурсов является неправомерным.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям жилищного законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

В Определении ВС РФ от 4 апреля 2019 г. № 306-ЭС19-3279 указано:

«…При этом суды установили, что площадь помещений названого многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу составляет 5053,3 кв.м (в соответствии с техническим паспортом — площадь лестниц, коридоров, колясочных). Тогда как ассоциация в своем расчете использует площадь 5816,2 кв.м, добавляя к площади лестниц, коридоров, колясочных, площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (технического подполья), пожарных выходов, что повлекло завышение платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

…С учетом установленных обстоятельств суды признали оспариваемое предписание соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы ассоциации в сфере предпринимательской деятельности.Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено. Иное толкование заявителем норм права не свидетельствует о неправильном применении их судами или допущенной судебной ошибке».

Вот такое дело, то есть, лифты, мусоросборники и иные площади ОИ МКД, которые по Правилам 170 и Перечню 290 требуют очистки и мытья, можно теперь не мыть. Но почему-то меня «терзают смутные сомнения» в том, что, когда дело коснется чистоты этих мест, надзорные органы и суды резко поменяют свое мнение при рассмотрении дел по привлечению управляющей организации к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, выразившихся в нарушении Правил содержания общего имущества МКД и иных норм закона.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2020». Заявка и вся необоримая информация .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *