Уплата утилизационного сбора

Актуально на: 12 апреля 2018 г.

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

Плательщики утилизационного сбора — это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора – один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на автомобили, на прицепы или спецтехнику, мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его повышение с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Отчетность по утилизационному сбору

Плательщики утильсбора составляют Расчет суммы утилизационного сбора, который вместе с иными документами (копии платежных документов, одобрения типов ТС и т.д.) представляется туда же, куда идет утилизационный сбор:

Федеральный закон от 29.12.2015 № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 392-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2016, установил утилизационный сбор в отношении самоходных машин (тракторов сельскохозяйственных колесных, комбайнов зерноуборочных и пр.) и прицепов к колесным транспортным средствам (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее – Постановление № 81), вступившим в силу 10.02.2016, установлены ставки утилизационного сбора. Таким образом, производители самоходных машин стали плательщиками утилизационного сбора. В комментируемом письме дан ответ на частный запрос такой организации.

НДС с компенсации на уплату сбора

На дату вступления в силу Постановления № 81 у организации на исполнении находились хозяйственные договоры на поставку самоходных машин собственного производства. Указанные договоры были заключены с покупателями в ноябре-декабре 2015 года со сроками поставки в феврале-апреле 2016 года. Цена на технику была сформирована без учета утилизационного сбора, поскольку на момент заключения указанных договоров обязанность по уплате утилизационного сбора действующим законодательством не предусматривалась, ставки сбора определены не были. Каких-либо положений, касающихся корректировки ранее заключенных хозяйственных договоров, Постановление № 81 не содержит.

Финансисты указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и согласно статье 146 Налогового кодекса РФ не является объектом налогообложения НДС. Поэтому при возмещении покупателем затрат производителя на уплату утилизационного сбора по самоходным машинам, реализуемым в рамках договоров, заключенных до 01.01.2016 (до вступления в силу Закона № 392-ФЗ), НДС не взимается.

НДС со сбора в составе договорной цены

В отношении цены договоров поставки отмечено, что по отдельным составляющим договорной цены НДС не исчисляется – он исчисляется с налоговой базы в целом. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ). Таким образом, при установлении договорной цены не имеет значения, уплачивает плательщик НДС утилизационный сбор в отношении реализуемой техники или нет. И если этот сбор входит в договорную цену, он в ее составе подлежит обложению НДС.

В соответствии с пунктом 9 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 115, № 14, ст. 1646) и в целях реализации статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2012, № 31, ст. 4317; 2013, № 43, ст. 5448, № 48, ст. 6165) приказываю:

1. Утвердить форму штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор» согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму штампа об уплате утилизационного сбора для проставления отметки «Утилизационный сбор» плательщиком, признанным организацией — крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси (далее — крупнейший производитель) в порядке, определенном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и включенным в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить Порядок изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор», согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М. Мишустин

* Пункт 19 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 115, № 14, ст. 1646).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 августа 2014 г.
Регистрационный № 33648

Приложение № 1

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор»

Утилизационный сбор
код налогового органа подпись лица, проставившего штамп
(размер штампа 40 мм х 25 мм)

1. В поле 1 указываются слова «Утилизационный сбор».

2. В поле 2 указываются код налогового органа, состоящий из четырех цифр, согласно значениям классификатора «Система обозначения налоговых органов» (СОНО); подпись лица, проставившего штамп.

Приложение № 2

Утилизационный сбор
ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп
(размер штампа 40 мм х 25 мм)

1. В поле 1 указываются слова «Утилизационный сбор».

2. В поле 2 указываются ИНН плательщика, признанного организацией — крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и включенного в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; подпись лица, проставившего штамп.

Приложение № 3

Порядок изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор»

Руководители (исполняющие обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальники (исполняющие обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, начальники (исполняющие обязанности начальника) инспекций межрайонного уровня, начальники (исполняющие обязанности начальника) инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления организуют изготовление штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор» (далее — штампы) в разделе «Особые отметки» паспорта транспортного средства (шасси, самоходной машины) по утвержденному образцу в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций, на содержание соответствующих территориальных органов ФНС России (далее — территориальные органы), в количестве, необходимом для осуществления территориальными органами функций по администрированию утилизационного сбора, но не менее 2 штук в расчете на территориальный орган.

Штампы изготавливаются в строго ограниченном количестве и исключительно в служебных целях по заявкам структурных подразделений, осуществляющих администрирование утилизационного сбора и проставление отметки о его уплате.

Учет имеющихся в территориальном органе штампов ведет структурное подразделение, ответственное за учет, регистрацию и использование печатей и штампов, в журнале учета и выдачи печатей и штампов с проставлением их оттисков. Листы журнала учета и выдачи печатей и штампов нумеруются, прошнуровываются и заверяются печатью.

Порядок использования штампов определяется структурными подразделениями территориальных органов, осуществляющими администрирование утилизационного сбора и проставление отметки о его уплате.

Выдача штампов работникам, персонально ответственным за их использование и хранение, осуществляется под роспись в журнале учета и выдачи печатей и штампов.

Хранение штампов производится в сейфах структурных подразделений территориальных органов, осуществляющих администрирование утилизационного сбора и проставление отметки о его уплате.

При увольнении должностное лицо структурного подразделения территориального органа, персонально ответственное за использование и хранение штампа, сдает штамп в структурное подразделение, ответственное за учет, регистрацию и использование печатей и штампов.

Передача штампов посторонним лицам и вынос их из помещений, занимаемых территориальным органом, не допускается.

Штампы, пришедшие в негодность и утратившие значение, подлежат возврату по месту выдачи, где они уничтожаются по акту об уничтожении с соответствующей отметкой в журнале учета и выдачи печатей и штампов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *