Уполномоченный представитель

об уполномоченном представителе собственников

1.1. Настоящее Положение определяет порядок избрания и прекращения обязанностей уполномоченного представителя собственников помещений в многоквартирном доме (далее по тексту – уполномоченный представитель), порядок осуществления уполномоченным представителем возложенных на него полномочий.

1.2.Уполномоченный представитель избирается на общем собрании собственников с целью повышения эффективности управления многоквартирным домом, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

1.3. В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ контроль за деятельностью уполномоченного представителя осуществляют собственники помещений.

2. Назначение и прекращения полномочий уполномоченных представителей собственников

2.1. Уполномоченный представитель должен являться собственником помещения в многоквартирном доме, обладать необходимыми знаниями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, муниципальных правовых актов города Новосибирска, регулирующих вопросы управления многоквартирными домами.

2.2. Уполномоченный представитель выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

2.3. Уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ЖК РФ), и на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме.

Доверенность должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4, 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально и содержать сведения об уполномоченном представителе (фамилия, имя, отчество, данные паспорта), адрес многоквартирного дома, иные сведения, необходимые для реализации полномочий представителя.

Доверенность выдается сроком на один год.

2.4. Полномочия уполномоченного представителя прекращаются в следующих случаях:

— истечения срока полномочий, на который он избирался;

— по инициативе собственников помещений многоквартирного дома, в связи с принятием соответствующего решения о прекращении полномочий уполномоченного представителя на общем собрании (решение принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании);

— по инициативе самого уполномоченного представителя;

— в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

2.5. Собственники помещений имеют право принять решение о прекращении полномочий уполномоченного представителя в следующих случаях:

— неисполнения уполномоченным представителем своих обязанностей;

— при возникновении объективных обстоятельств, препятствующих исполнению уполномоченным представителем своих обязанностей.

2.6. В случае принятия решения о прекращении полномочий уполномоченного представителя собственники помещений в многоквартирном доме отзывают доверенность, уведомляют администрацию района и управляющую организацию о принятом решении.

3. Участие уполномоченного представителя в управлении многоквартирным домом

3.1. Основными задачами уполномоченного представителя по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут быть:

— соблюдение и защита интересов собственников помещений в многоквартирном доме, путем участия в комиссиях по осмотру дома и объектов благоустройства на придомовой территории, сетей подачи тепловой, электрической энергии, воды, канализации с целью определения видов работ для производства текущего и капитального ремонта, а также по приемке готовности дома к эксплуатации в зимний период;

— организация информационной работы с собственниками для принятия решения об участии в федеральных и муниципальных программах, направленных на повышение эффективности управления многоквартирным домом;

— организация жителей на работы по уборке, благоустройству, озеленению придомовой территории, уходу за зелеными насаждениями мест отдыха собственников;

— ведение работы по установлению добрососедских взаимоотношениях между собственниками, проживающими в многоквартирном доме;

— обеспечение наличия и сохранности информационного щита и размещение на нем необходимых материалов. Информирование собственников о предстоящих перебоях в обеспечении коммунальными услугами, об иных важных для собственников событий в сфере управления многоквартирным домом;

— обеспечение контроля за качеством предоставления жилищно-коммуналь-ных услуг в пределах предоставленных полномочий.

3.2. Уполномоченный представитель обязан:

— ежегодно, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, требовать от управляющей организации отчет, предусмотренный частью 11 статьи 162 ЖК РФ;

— ежегодно отчитываться о проделанной работе на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме;

— осуществлять иные действия в пределах предоставленных полномочий.

3.4. Уполномоченный представитель вправе:

— инициировать созыв общего собрания в порядке, предусмотренном статьей 45 ЖК РФ;

— обращаться в органы власти и управляющую организацию от имени и в интересах собственников помещений в многоквартирном доме;

-совершать иные действия, связанные с исполнением полномочий.

4. Оплата труда уполномоченного собственника

Порядок внесения платы и размер вознаграждения уполномоченного представителя определяется собственниками и утверждается общим собранием собственников (решение принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании).

Ответы для вагонников на часто встречающиеся вопросы в системе дистанционного образования РЖД (http://new.sdo.rzd.ru)

2019-05-03

ДТО ЦВ май 2019. ЦВ. Тема 10

ДТО ЦВ май 2019. ЦВ. Осмотрщики и др (стаж более 5 лет). Тема 10

Допустимый зазор между рамой тележки и потолком буксы тележки типа КВЗ-И2?
► Не менее 50 мм

Суммарный зазор между скользунами тележки КВЗ-5 и рамы вагона?
► Не менее 2 мм и не более 6 мм

На сколько подклассов разделяются опасные грузы класса 1?
► 6

Какие общие опасные свойства веществ являются у опасных грузов класса 2?
► Быстрое увеличение давления при повышении температуры

Что необходимо сделать в случае обнаружения нарушения пломбы радиационной упаковки или повреждения радиационной упаковки?
► Составляется акт общей формы без вскрытия упаковки и проверки ее содержимого и немедленно извещается грузоотправитель, санэпидстанция дороги и местные органы санитарного надзора и Министерства внутренних дел

Что рекомендуется пройти руководителю и членам рабочей группы до начала работ по внедрению в структурном подразделении системы 5С?
► Пройти повышение квалификации в области технологий бережливого производства

Максимальная температура вспышки опасных грузов класса 3 (легковоспламеняющиеся жидкости)?
► Не более 60°С

Назовите поочередности основные этапы оптимизации и упорядочения рабочих мест (система 5С).
► Сортировка, создание порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование

Что является основным средством визуализации результатов организации, внедрения и функционирования системы 5С?
► Информационный стенд визуального менеджмента Программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД»

Чем характеризуются опасные грузы класса 1 подкласса 1.1?
► Опасностью взрыва массой

Какие рабочие места в первую очередь должны подлежать оптимизации с применением системы 5С?
► Типовые рабочие места, на которых осуществляются основные технологические процессы структурного подразделения

Какое количество актов о техническом состоянии вагона составляется перевозчиком в случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза, происшедших по причине технической неисправности вагона?
► Не менее чем в двух экземплярах

Может ли подписывать акт общей формы лицо, сопровождающий и охраняющий груз?
► Может

Суммарный зазор между скользунами тележки КВЗ-5и рамы вагона?
► Не менее 2 мм и не более 6 мм

О какой неисправности грузового вагона при осмотре ходовых частей вагона при стоянке поезда свидетельствует — перекос надрессорной балки, смещение пружин рессорного подвешивания?
► Излом фрикционного клина
► О какой неисправности грузового вагона при осмотре ходовых частей вагона «сходу» свидетельствует — тележка «галопирует»?
► Неравномерный прокат

Требуется ли составление нового акта общей формы повторно если вагон поступил на станцию с неисправным ЗПУ, наличием признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера, уже оформленные актом общей формы на предыдущей станции и состояние вагона (груза) по сравнению с описанием в ранее составленном акте не изменилось?
► Не требуется

О какой неисправности грузового вагона при осмотре ходовых частей вагона «сходу» свидетельствует — перекос боковины тележки и кузова вагона, характерный шум, свист от трения металла, искры между колесной парой и буксой, между рамой тележки и колесной парой, скрежет металла?
► Излом оси или шейки оси колесной пары

В каких количествах составляется перевозчиком Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования?
► В необходимом количестве экземпляров
На каждый поврежденный вагон осмотрщики вагонов ПТП или другие работники вагонного хозяйства, а там, где их нет, работники других хозяйств, обученные и назначенные приказом начальника отделения железной дороги, должны оформить:
► Акт формы ВУ-25М
► Акт формы ГУ-23
► Уведомление на ремонт формы ВУ-23М

Какие документы составляются при выявлении поврежденных вагонов в прибывшем на железнодорожную станцию поезде?
► Акт формы ВУ-25М
► Акт формы ГУ-23
► Уведомление на ремонт формы ВУ-23М

В течение какого времени руководитель вагонного депо должен направить телеграмму начальнику станции о факте прибытия повреждённых вагонов?
► В течение суток

Может ли подписывать акт общей формы лицо, сопровождающий и охраняющий груз?
► Может

За что несут ответственность за постановку целей, задач внедрения системы 5С работники структурного подразделения?
► За наведение и поддержание порядка на своем рабочем месте, правильное выполнение технологии работы в соответствии с требованиями нормативной документации

Что должен сделать уполномоченный представитель владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица при несогласии с содержанием акта общей формы?
► Изложить свое мнение, в этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением»

Допускается ли оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика?
► Допускается на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи

Для представления в различных организациях и защиты своих интересов собственники многоквартирных домов (МКД) вправе наделять определенными полномочиями своих представителей. Для этого оформляется доверенность на представление интересов собственника.

Для представления в различных организациях и защиты своих интересов собственники многоквартирных домов (МКД) вправе наделять определенными полномочиями своих представителей. Для этого оформляется доверенность на представление интересов собственника.

Кто может быть представителем

Учитывая уровень правового сознания в современном обществе, с уверенностью можно утверждать о достаточно развитом и стабильном институте представительства в нашей стране.

Согласно ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела через представителей. Дела организаций ведут их органы, действующие в пределах своих полномочий.

Для того что бы запросить и получить выписку из единого реестра юридических лиц, должностное лицо, в нашем случае бухгалтер, должно представить в налоговые органы доверенность с четко прописанным кругом полномочий.

Но законодатель не ограничивает круг представителей для организаций только лишь сотрудниками, возможно представительство интересов организаций и приглашенным специалистом.

Представлять интересы в суде могут дееспособные лица, за исключением лиц, предусмотренных в ст. 51 ГПК РФ, а лица, указанные в ст. 52 ГПК РФ, имеют представительские полномочия в силу закона.

Суд может самостоятельно назначить представителя по делу в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Форма и содержание доверенности

Полномочия представителя должны быть указаны в доверенности. Доверенность является письменным уполномочием, выдаваемым одним лицом (представляемым, доверителем) другому (представителю) для представительства перед третьими лицами. Доверенность – это документ, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени и определяет условия и границы этих прав.

Субъекты сферы жилой недвижимости нередко не имеют возможности самостоятельно представлять свои интересы при подписании договоров

Доверенность является односторонней сделкой, и к ней применяются общие правила, установленные для сделок такого рода. Согласие представителя на ее выдачу не требуется, однако осуществление полномочий зависит от воли представителя – он вправе отказаться от нее (ст. 155, 156 ГК РФ). Допускается выдача доверенности от имени нескольких лиц, а также в качестве представителя может выступать как одно, так и несколько лиц.

В зависимости от характера и объема предоставляемых полномочий принято различать генеральные, специальные и разовые доверенности.

  • Генеральные доверенности выдаются для управления и распоряжения имуществом доверителя, совершения всех возможных сделок, представительства перед любыми третьими лицами (такая форма доверенности широко распространена при определении круга полномочий между родственниками).
  • Специальные доверенности уполномочивают на юридические действия в определенной сфере или для заключения ряда однородных сделок. Примером может быть доверенность, выдаваемая на ведение дел в суде. Важно, чтобы в такой доверенности было специально оговорено право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу, обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег (приложение 1).
  • Разовая доверенность выдается на совершение одного юридического действия (подписания договора, получение товара, документа и т. д.). Примером может послужить приведенный случай получения документа из налогового органа (приложение 2).

Доверенность совершается только в письменной форме в виде особого документа, письма, телеграммы и др. В суде полномочия представителя могут быть определены в устной форме самим доверителем и занесены в протокол судебного заседания.

Документ должен содержать данные, необходимые для признания его доверенности, а именно: дату и место составления, реквизиты представителя и представляемого, круг полномочий. Когда доверенность выдается на совершение сделок, требующих нотариальной формы, она удостоверяется нотариально (ст. 163 ГК РФ).

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

Доверенности, выдаваемые гражданам, могут быть удостоверены помимо нотариуса организацией, в которой работает или учится доверитель, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление МКД, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром соответствующих воинских частей, соединений, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенность выдается военнослужащим, работником этих частей, соединений, и т. д.

На защиту своих прав и законных интересов мы имеем полное право в силу закона. Защищать свои права можем самостоятельно либо через институт представительства.

Как узаконить полномочия представителя собственников

Для защиты своих интересов ТСЖ необходимо исходить из того, что товарищество является юридическим лицом и полномочия учредителей очерчены уставом. Так, полномочия председателя товарищества могут предусматривать его личное представительство в суде при защите прав и законных интересов ТСЖ, но не исключают защиту прав через представителя. В последнем случае председатель товарищества наделяет представителя соответствующими полномочиями на совершение определенных действий. В зависимости от характера и объема полномочий это могут быть специальные и разовые доверенности.

Что касается собственников жилья, не избравших какой-либо организационно-правовой формы, то здесь алгоритм действий при защите прав следующий. Необходимо провести общее собрание собственников жилья в соответствии с требованиями Жилищного кодекса. Повесткой дня очертить круг лиц и объем полномочий при защите прав и интересов собственников МКД (зачастую такие полномочия делегируются председателю домового комитета). Если же в силу обстоятельств не удается определить конкретное лицо, способное взять на себя подобные полномочия, можно посоветовать передать полномочия председателю домового комитета с правом привлечения представителя по делу. В этом случае выдаваемая доверенность (ст. 185 ГК РФ) удостоверяется в управляющей организации, обслуживающей МКД. В судебном процессе, как правило, доверенность предоставляется вместе с протоколом общего собрания о принятом решении по защите прав собственников МКД.

Полномочия собственников могут быть делегированы коллегиальному органу дома, например совету дома. В этом случае доверенность на представителя составляется от коллегиального органа и заверяется аналогично. Нужно учесть, что в голосовании имеют право принимать только собственники жилья, наниматели таким правом не обладают, за них голосует собственник помещений, как правило, это либо администрация города, либо территориальное подразделение соответствующего ведомства.

Полностью текст статьи можно прочитать в январском номере журнала «Управление многоквартирным домом»

Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Законодатель допускает участие налогоплательщика в отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя.

Пунктом 2 статьи 26 установлено, что личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

При этом действия (бездействие) представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства (пункт 7 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130).

НК РФ разделил налоговых представителей на две группы:

— законных — действующих в силу закона (родители, опекуны — для несовершеннолетних детей) либо учредительных документов (директора);

— уполномоченных, действующих на основании специально оформленных полномочий (доверенностей и приравненных к ним документов). НК РФ предусмотрел ограничительные нормы для полномочного представительства (для сотрудников налоговых органов, судей, прокуроров и других).

Смотрите статью 24 НК РФ.

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «законный представитель налогоплательщика-организации» и «законный представитель налогоплательщика — физического лица», используемых в налоговом законодательстве.

Полномочия законного представителя — организации могут быть основаны на законах и на положениях учредительных документов организации, в которых предусмотрен круг лиц, являющихся законными представителями организации, в том числе и в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Приложение №28) и статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Приложение №12) правами законных представителей обладают единоличные исполнительные органы (генеральные директора, директора, президенты) акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью. Отметим, что главный бухгалтер не является законным представителем организации, следовательно, для признания бухгалтера представителем организации, необходима доверенность.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (родители, усыновители, опекуны, попечители, некоторые иные категории граждан).

Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 26 ГК РФ).

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 28 ГК РФ).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (Письмо Минфина Российской Федерации от 13 ноября 2006 года №03-06-02-05/13) (Приложение №76).

Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации

В комментируемой статье идет речь только о законных представителях организаций. Необходимо иметь в виду, что:

— действия (бездействие) законных представителей организаций признаются действиями (бездействием) самой организации в связи с ее участием в налоговых правоотношениях;

— ответственность за действия (бездействие) законного представителя несет организация — налогоплательщик:

за несвоевременное представление налоговой декларации (статья 119 НК РФ);

за нарушение установленных правил открытия или закрытия счета в банке (статья 118 НК РФ);

за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (статья 126 НК РФ);

за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест (статья 125 НК РФ) и так далее.

Доказывание наличия вины в совершении налогового правонарушения возложено на налоговые органы (статья 108 НК РФ).

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «уполномоченный представитель налогоплательщика», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 29 уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

По смыслу положения пункта 1 комментируемой статьи уполномоченным представителем налогоплательщика могут быть физические и юридические лица.

Законодатель допускает осуществление уполномоченным представителем налогоплательщика своих полномочий в интересах налогоплательщика, связанных:

— с постановкой налогоплательщика на учет в налоговых органах (статьи 83, 84 НК РФ);

— с обжалованием актов и решений налоговых органов (статьи 137 — 142 НК РФ);

— с осуществлением выездной налоговой проверки налогоплательщика (статьи 89, 100, 101 НК РФ).

Когда законодатель указывает, что уполномоченный представитель вправе представлять интересы налогоплательщика в отношениях с иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, подразумеваются: другие налогоплательщики, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, органы исполнительной власти всех уровней, финансовые органы (смотрите статью 9 НК РФ). То есть, во всех отношениях с упомянутыми «иными участниками» налогоплательщик (по общему правилу) может прибегнуть к «уполномоченному представителю».

Уполномоченный представитель налогоплательщика всегда действует от имени налогоплательщика.

Пунктом 2 статьи 29 установлены ограничения на представительство, именно: не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения (пункт 8 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130).

Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (статья 185 ГК РФ) (Приложение №2).

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Отметим также, что ранее не допускалось подписание налоговых деклараций представителем налогоплательщика. С 1 января 2007 года были внесены изменения в статью 80 НК РФ, согласно которым декларацию вправе подписывать и представитель налогоплательщика:

«Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете)».

При этом, налогоплательщики должны помнить, что полномочия представителя должны быть надлежащим образом подтверждены.

51. Законные и уполномоченные представители налогоплательщика. Общие положения

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – организации – признаются лица, уполномоченные представлять данную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – физического лица – признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Представительство, как известно, является институтом гражданского права. Однако в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым отношениям, гражданское законодательство применяется в случаях, если это предусмотрено законодательством.

Норма, предусматривающая применение гражданского законодательства, регулирующего представительство в налоговых отношениях, закреплена в ст. 27 НК РФ.

В соответствии со ст. 26, 28, 29, 30 ГК РФ законными представителями являются родители, усыновители, попечители, опекуны. Родители, усыновители, а также в соответствии со ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и обязанностей своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специального полномочия.

Уполномоченным представителем налогоплательщика и плательщика сборов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком или плательщиком сборов представлять его интересы в налоговых отношениях. В п. 2 ст. 29 НК РФ содержится запрещающая норма, согласно которой не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщиков или плательщиков сборов должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя Петрова Г.В. Налоговое право. М., 2007. — 48с..

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемым законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права участие в указанных правоотношениях.

Представительство в отношениях, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, — новшество в налоговом законодательстве, хотя и до принятия общей части НК РФ налогоплательщик так или иначе выступал в налоговых правоотношениях не только самостоятельно, но и через своих представителей.

В соответствии с налоговым законодательством главной обязанностью налогоплательщика является своевременная уплата налогов. Как правило, налогоплательщик сам стремится исполнить все необходимые действия для уплаты налогов, — самостоятельно исчислить налог, представить необходимую документацию в налоговый орган и.т.д. Но иногда в силу объективных причин определённые действия выполнить не возможно или очень затруднительно, например, в случае отдалённости налогоплательщика от налогового органа и.т.д., и в этом случае плательщик налогов может прибегнуть к помощи третьих лиц путём использования института налогового представительства.

Вместе с тем НК, установив право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемым законодательством о налогах и сборах, через представителей, не раскрывает понятие налогового представительства, поэтому в данной ситуации, по моему мнению, можно воспользоваться принципом аналогии права и обраться к гражданскому законодательству, в котором институт представительства разработан довольно детально.

В соответствии со статьёй 182 ГК РФ Гражданский Кодекс РФ. — 1994. — 21 октября., определяющий понятие представительства в гражданском праве, сделка, совершённая одним лицом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на того государственного орган или орган местного самоуправления, непосредственно создаёт, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Исходя из этого, можно определить понятие налогового представительства, а именно: действия совершённые одним лицом от имени другого лица в силу полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акте компетентного государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создают, изменяют и прекращают налоговые права и обязанности налогоплательщика.

Порядок оформления статуса налогового представителя регламентирован ст.27 и п.5 ст.29 НК РФ.

Как указывалось выше, кроме налогоплательщиков, Кодекс выделяет ещё и других участников налоговых правоотношений, в частности плательщиков сборов под которыми понимается организации и физические лица, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать сборы; и налоговых агентов, исчисляющих, удерживающих у плательщика налоги и перечисляющих их в соответствующий бюджет.

§1. Законный представитель налогоплательщика

Законными представителями налогоплательщиков — организаций является лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или её учредительных документов.

Законным представителями налогоплательщиков — физических лиц согласно п.2 ст.27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, статья 27 НК РФ предусматривает две формы законного налогового представительства для организаций — налогоплательщиков — представительства в силу закрепления статуса представителя в учредительных документов организации и представительства на основании закона.

В соответствии со статьи 52 ГК РФ учредительными документами юридического лица являются его устав и (или) учредительный договор. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками); в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица.

Вместе с тем, в силу диспозитивности гражданского права в учредительные документы можно включить и другие сведения, в частности определить в них налогового представителя, который будет представлять и защищать интересы, организации — налогоплательщика в налоговых органах. При указании налогового представителя в учредительных документах юридического лица последней будет осуществлять законное налоговое представительство данной организации.

Законное налоговое представительство на основании закона возможно на государственных и муниципальных предприятиях, в государственных учреждениях, то есть на предприятиях, собственником которых является государство. Для осуществления такого представительства необходимо, чтобы налоговый представитель организации-налогоплательщика был указан в качестве такового в акте соответствующего высшего представительного органа государства или органа местного самоуправления.

В соответствии с гражданским законодательством законным представителем физического лица может являться:

— опекун физического лица;

— усыновитель несовершеннолетнего ребёнка;

— родитель несовершеннолетнего ребёнка.

При законном налоговом представительстве необходимо учитывать, что законные налоговые представители физических лиц действуют без особых полномочий, т.е. для осуществления ими налогового представительства им необходимо иметь только документы, подтверждающие их статус законного представителя. Таковыми являются:

— для родителей — паспорт с отметкой о рождении ребёнка (детей);

— для усыновителей — решение суда или органа записи актов гражданского состояния об усыновлении (удочерении);

— для опекунов — решение суда об установлении опеки.

Согласно статьи 28 НК Российской Федерации любые действия (бездействия) законных представителей организации-налогоплательщика признаются действиями (бездействиями) представляемой организации, т.е.как в случае, если бы данная организация сама лично осуществляла данные действия (бездействия).

Так, требование об уплате налога и сбора может быть вручено под расписку налоговым органом не только руководителю организации, но и законному или уполномоченному представителю. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признаётся датой направления требования.

При аресте налогоплательщика налоговый орган не вправе отказать его законному и (или) уполномоченному представителю присутствовать при этом. Аналогичные права имеет налоговый представитель и при проведении осмотра, при подготовке объяснении и возражений на акт проверки, а так же при получении копии решения налогового органа о применении налоговых санкций.

Необходимо так же учитывать, что в соответствии со статьёй 106 НК РФ при определении налогового правонарушения установлено, что таковым признаётся виновно совершённое противоправное деяние не только налогоплательщика, но и его представителей.

Так, в частности, согласно ст. 119 НК РФ при нарушении срока представлении налоговой декларации или иных документов налогоплательщик несёт ответственность даже в том случае, когда такое нарушение допущено его представителем.

§2. Уполномоченные представители

Уполномоченным представителем признаётся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношения с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений (ст.29 НК РФ). Указанную норму следует применять с поправкой на упомянутые положения НК о законном представительстве. Лицо, упомянутое учредительными документами, в соответствии с НК РФ признаётся не уполномоченным, а законным представителем организации. Данный вопрос имеет принципиальное значение, так как по ст. 28 НК РФ действия (бездействия) законных представителей организации, совершённые в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействиями) самой организации. Уполномоченное налоговое представительство может быть как возмездным, так и безвозмездным в зависимости от того, к какому соглашению придут стороны — налогоплательщик и его представитель.

Для осуществления налогового представительства физическими лицами необходимо, чтобы они к моменту налогового представительства были полностью дееспособными, т.е. достигли установленном законом возраста. Уполномоченными представителями плательщиков налогов могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть как индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, так и физические лица, не обладающих правовым статусом.

Уполномоченным представителем налогоплательщика могут быть и юридические лица, коммерческие (например, ЗАО, ОАО, ООО, и.т.д.) и не коммерческие организации (например, ассоциации, союзы, фонды и.т.д.). Коммерческие организации осуществляют свою предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, поэтому налоговое представительство будет носить преимущественно возмездный характер. Основание возмездного налогового представительства может служить, например, договор на оказание возмездных юридических услуг, договор на оказание консультационных услуг и.т.д.

Некоммерческие организации могут осуществлять уполномоченное налоговое представительство как за определённое вознаграждение, так и на безвозмездной основе. Однако в первом случае необходимо помнить, что некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п.3 ст. 50 ГК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что уполномоченные представители налогоплательщика могут представлять интересы последнего в отношениях не только с налоговыми органами, но и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, например налоговыми агентами, сборщиками налогов и.т.д.

Представление интересов налогоплательщика в арбитражном суде и суде общей юрисдикции Налоговым кодексом не регулируется, и право на судебное представительство не распространяется. В данном случае надо руководствоваться гл. 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ. — 2002. — 14 июня. и гл.5 ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ. — 2002. — 23 октября..

Перечисленные в пункте 2 статьи 29 НК РФ лица являются представителями власти и служащими правоохранительных или контролирующих органов, поэтому должны представлять в налоговых правоотношениях исключительно интересы государства. Чтобы исключить личную (материальную) зависимость, данные субъекты выведены из круга лиц, имеющих право осуществлять уполномоченное представительство налогоплательщиков.

Кроме того, в вышеуказанном пункте лица, в силу ограничений законодательства, регулирующих деятельность данных должностных лиц, не вправе заниматься иной деятельностью, кроме профессиональной, за исключением преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельностью.

Отношения уполномоченного представительства налогоплательщика- организации оформляются доверенностью, выдаваемой последним своему представителю по правилам, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 185 ГК РФ доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, иначе говоря, доверенность — это письменный документ, который выдаётся налогоплательщиком и в котором закреплены полномочия представителя на совершение определённых действий от имени представляемого.

Доверенность может быть выдана как гражданину, так и физическому лицу. В последнем случае юридическое лицо действует через свои органы управления. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В случае выдачи доверенности нескольким лицам, то они все поимённо должны быть перечислены в доверенности.

В зависимости от содержания полномочий, указанных в доверенности, можно различать специальные, генеральные и разовые доверенности. Специальная доверенность выдаётся для совершения однородных действий лицом которому она выдана. Генеральная доверенность выдаётся для совершения представителем самых разнообразных действий от имени представляемого. По содержанию генеральная доверенность шире остальных. Разовая доверенность, выдаётся представляемым представителю для совершения строго одного действия.

Согласно ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 статьи 185 ГК РФ).

Срок действия доверенности указывается непосредственно в выдаваемой доверенности, однако с тем условием, что данный срок не должен превышать трёх лет. В случае если в доверенности срок действия не указан, она сохраняет силу в течении одного года с момента её выдачи (ст.186 ГК РФ). При выдачи доверенности необходимо обратить внимание на то, чтобы в ней была указана дата выдачи.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ нотариально удостоверенным доверенностям приравнивают доверенности:

. военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

. военнослужащих, членов семей военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений учреждений и военно- учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, удостоверенные командиром этих частей, соединений, учреждений или заведений;

. лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

. совершеннолетних дееспособных граждан, находившихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем соответствующего органа социальной защиты населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *