Условия труда учителя

Трудовой кодекс РФ под условиями труда понимает достаточно широкий круг обстоятельств, к которым относятся, в том числе права и обязанности работника. Широкое понимание условий труда обусловлено договорной основой трудовых отношений. Основным правовым документом, определяющим условия труда, является трудовой договор с конкретным работником. Законодательство делит условия трудового договора на обязательные и факультативные.

Так в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными являются следующие условия:

· место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

· трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности. При этом если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениям профессиональных стандартов;

· сроки действия договора (бессрочный или на определенный срок);

· условия оплаты труда, включая размеры ставок, окладов, а также доплаты, надбавки и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие;

· режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

· компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

· условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы;

· условие об обязательном социальном страховании работника;

· другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных условий, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

· об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

· об испытании;

· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

· о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

· об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

· об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Также необходимо иметь в виду, что директивными документами, принятыми Правительством РФ, предусматривается переход на так называемый «эффективный контракт», т.е. трудовой договор, в котором подобно должны быть изложены права и обязанности работников, показатели эффективности и качества работы и другие условия, в частности, условия стимулирования за качественную и результативную работу (об эффективном контракте).

В Федеральном законе №273-ФЗ содержатся ряд норм, относящихся к условиям труда педагогических работников, однако сформулированных с высокой степенью нормативной обобщенности. Так, ст. 28 Закона, определяющая компетенцию образовательной организации, предусматривает компетенцию (следовательно и обязанность) образовательной организации обеспечить материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с действующими нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями. Упомянутые в ст. 28 нормы и требования должны определять материально-технические условия труда педагогических работников, которые вправе настаивать на их исполнении.

Аналогично, установленная законом обязанность администрации по созданию условий и организации дополнительного профессионального образования работников, также относится к условиям труда педагогических работников, которые должны быть созданы в образовательной организации в соответствии с существующими нормами и требованиями.

Ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ налагает обязанность на образовательную организацию по обеспечению охраны и укрепления здоровья и организации питания, в том числе работников организации (пункт 15), а также по организации научно-методической работы, проведение научных и методических конференций, семинаров (пункт 20).

В соответствии с частью 6 ст. 28 образовательная организация обязана создавать также безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания, обеспечивающие охрану жизни и здоровье не только обучающихся, но и работников образовательной организации (пункт 2).

В Федеральном законе №273-ФЗ прописаны дополнительно к условиям о правах и обязанностях педагогических работников лишь немногие специфические условия их труда, поскольку этот вопрос относится в большей части к сфере регулирования трудового законодательства.

Традиционно государственные органы, осуществляющие подзаконное регулирование в сфере образования регламентируют своими правовыми актами вопросы рабочего времени, учебной нагрузки и, отчасти, должностные обязанности педагогических работников образовательных организаций разных типов, не предусмотренные законодательством об образовании и трудовым законодательством.

Так, на основании уполномочивания ст. 333 Трудового кодекса РФ в настоящее время Минобрнауки России определяет своими подзаконными актами (приказами) продолжительность рабочего времени, режим работы, примерное распределение собственно учебной деятельности и другой педагогической работы в образовательных организациях разных типов, например, «норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы» в общеобразовательных и некоторых типах образовательных организаций и т.п.

Федеральный закон ФЗ-273 содержит лишь некоторые общие правила по этим вопросам, которые относятся ко всем организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

В частности, согласно ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ, которая посвящена правовому статусу педагогических работников в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Ст. 47 предусматривается, что режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Из данной статьи следует, что Минобрнауки России уполномочено регламентировать только особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Основные же нормы, определяющие рабочее время и время отдыха, содержатся в специальной главе 52 Трудового кодекса РФ, имеющей название «Особенности регулирования труда педагогических работников», а также в других главах ТК РФ, устанавливающих общие для всех правила рабочего времени и времени отдыха.

Согласно ст. 333 главы 52 ТК РФ в новой редакции для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 334 ТК РФ предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, что также отражает специфику педагогической работы. Продолжительность удлиненного оплачиваемого отпуска устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» в соответствии с которым в зависимости от типа и вида образовательной организации и занимаемой работником педагогической должности установлены оплачиваемые отпуска продолжительностью от 56 календарных дней (общеобразовательные учреждения, учебные комбинаты и мастерские, учреждения СПО и вузы) до 42 календарных дней (дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования детей).

В соответствии с новой редакцией статьи 335 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет при условии непрерывной педагогической работы. Порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т.е. Минобрнауки России.

В целом же вопросы нормирования педагогического труда, особенно неаудиторной нагрузки педагогов, находятся в последнее время в фокусе внимания органов государственной власти. В частности, обсуждаются такие проблемы, как нечеткая фиксация имеющихся должностных обязанностей в рамках неаудиторной нагрузки, отсутствие внятного нормирования временных затрат на выполнение этих обязанностей, перегруженность педагогов, с одной стороны, и невозможность администрации образовательных организаций контролировать реальное выполнение неаудиторной части нагрузки, с другой стороны. Обсуждаются также различные подходы, которые бы позволили связать нормирование и качество педагогического труда. В этой связи любые изменения в системе нормирования рабочего времени педагога могут оказать значимое влияние на условия труда педагогических работников.

Как выявляют вредные факторы в школе

Образовательные учреждения бывают разных видов, такие как общеобразовательные, технические, высшие образовательные учреждения и т. п. Специальная оценка условий труда преподавателей, так же как и других рабочих мест, проводится один раз в пять лет. Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест.

Эксперт, проводящий спецоценку, вначале идентифицирует вредные и опасные факторы. Их выявление происходит на основе изучения предоставленных работодателем:

  • технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;
  • технологической документации, характеристик технологического процесса;
  • должностных инструкций и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
  • проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Если экспертом вредные факторы не идентифицированы, условия труда признаются допустимыми. При этом исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. На такие рабочие места оформляется декларация соответствия. Если же вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов.

Процедура идентификации не предполагает измерений. Но и не запрещает эксперту, если тот сочтет нужным, провести какие-либо выборочные измерения. Их результаты не войдут в отчет о проведении спецоценки.

В ходе идентификации эксперт вправе самостоятельно предложить комиссии по спецоценке совокупность факторов производственной среды, которые могут быть измерены. При этом те же самые факторы могут замеряться в рамках производственного контроля, несмотря на то, что они уже измерялись в процессе спецоценки.

Какие особенности спецоценки имеются в школах

В ходе спецоценки в общеобразовательных учреждениях рассматриваются и измеряются параметры гигиенических условий труда, степень сложности и напряженности трудового процесса, уровень освещенности рабочего места.

В группу рабочих мест, наиболее подверженных вредным воздействиям, входят кабинеты химии, физики, информатики, биологии, физической культуры, столовой и кабинет директора. Эти помещения являются наиболее сложными объектами при проведении спецоценки, так как в них используется большое количество оборудования, применяемого для выполнения технических процессов.

Одна из особенностей спецоценки в школах заключается в том, что не все работники, которые там трудятся, состоят в штате заведения. Например, медсестра является сотрудником поликлиники. И проводить спецоценку ее рабочего места должна не школа, а поликлиника. Кроме того, не проводится обследование мест учащихся, так как они тоже не являются работниками школы.

Перед началом проведения спецоценки важно правильно определить аналогичные рабочие места (ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Это снизит финансовую нагрузку на бюджет учреждения. Аналогичными могут считаться рабочие места учителей, если сотрудники выполняют одинаковый функционал и работают в аналогичных условиях.

Предупреждает: Алексей СУТЯГИН, главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Количество вредных и опасных факторов, по которым проводится спецоценка, значительно сокращено по сравнению с перечнем, который использовался при аттестации рабочих мест. Особенно это касается тяжести трудового процесса. Поэтому после спецоценки многие преподаватели лишатся льгот за вредные условия труда, хотя фактически эти условия не изменились. Однако работодатель должен будет и дальше предоставлять льготы, если они установлены коллективным договором.

Нельзя считать, что все рабочие места учителей являются аналогичными. Например: учителя начальных классов и учителя физики. Первые проводят свои уроки в одном блоке школы, а вторые – в других, строго определенных классах. Данные рабочие места не могут являться аналогичными, так как учителя работают в разных условиях.

Кроме того, ввиду уникальности какого-либо предмета (химия, физика, биология, труд) его преподавание в других кабинетах невозможно или сильно затруднено. Эти кабинеты оснащаются специфическим оборудованием, и данные рабочие места не могут считаться аналогичными.

Но с другими учителями ситуация иная. Например: шесть преподавателей русского языка работают в школе. У каждого есть свои кабинеты или один на двух-трех преподавателей. Также они могут заменять друг друга и находиться в других кабинетах русского языка. Такие места считаются аналогичными, поэтому будет проведен замер только двух рабочих мест. Кроме того, замеры проводятся и в учительской.

Если в школе имеется столовая, ее сотрудники могут входить в штат школы. Поэтому нужно провести спецоценку и на их рабочих местах. При этом четыре повара могут быть объединены в одну профессию. И на кухне они могут везде заменять друг друга. В этом случае рабочие места также будут аналогичными.

Какие вредные факторы характерны для образовательных учреждений

В ходе спецоценки труда в общеобразовательных учреждениях рассматриваются и измеряются параметры гигиенических условий труда, степень сложности и напряженности трудового процесса, уровень освещенности рабочего места.

Обратите внимание, что теперь не оцениваются:

  • естественное освещение;
  • яркость;
  • коэффициент пульсации освещенности.

Причем прямая блесткость и отраженная блесткость оцениваются, но класс условий труда можно определить только по параметру «освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении». Значение освещенности рабочей поверхности установлено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03″Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34.

Электромагнитные поля от ПЭВМ в рамках проведения СОУТ не идентифицируются как вредный и (или) опасный фактор и не измеряются. Однако это не отменяет возможность провести такие замеры в процессе производственного контроля.

Измерения ионизирующего излучения и химического фактора также проводиться не будут. Но это можно сделать во время производственного контроля.

Тяжесть трудового процесса измеряется только на рабочих местах, на которых работники выполняют обусловленные технологическим процессом (трудовой функцией) работы по поднятию и переноске грузов вручную, работы в вынужденном положении или положении стоя, при перемещении в пространстве. Поскольку у учителя присутствует работа стоя, то данный фактор оценивается.

Напряженность трудового процесса измеряется и оценивается:

  • при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов;
  • производственных процессов конвейерного типа;
  • на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования;
  • при управлении транспортными средствами.

Количество параметров напряженности в Классификаторе вредных и опасных производственных факторов значительно сокращено по сравнению с Руководством Р 2.2.2006-05. И фактор напряженности из трудового процесса преподавателей исключили.

Ответы на ваши вопросы

Нужна ли стажировка на рабочем месте?

На рабочих местах Испытательного центра не установлено вредных условий труда. Однако его работники вынуждены выезжать на испытания различных объектов повышенной опасности. Необходимо ли проводить в этом случае стажировку?
Дмитрий БЕКИРОВ (Новочеркасск)

1

Нет, не нужно. Стажировка проводится только в тех случаях, когда работник трудится во вредных или опасных условиях труда. Если спецоценкой такие условия не подтверждены, то ее проводить не нужно.

Как определить факторы для проведения производственного контроля?

Кто определяет, какие факторы должны быть исследованы при проведении производственного контроля? Роспотребнадзор постоянно указывает на их недостаточность и штрафует за это, а все факторы исследовать не реально.
Сергей НОВИКОВ (Саратов)

Производственный контроль проводится на основании программы, которую разрабатывает работодатель. Ранее ее нужно было согласовывать с Роспотребнадзором. Сейчас согласование заменили консультациями. Если работодатель не может самостоятельно определить, какие факторы нужно оценить, он может заключить договор с Роспотребнадзором. Его специалисты подготовят необходимый документ. Подробнее о подготовке программы производственного контроля можно прочитать здесь.

Обязательно ли психиатрическое освидетельствование при трудоустройстве машиниста бульдозера?

Обязательно ли проходить психиатрическое освидетельствование при устройстве вновь принятому работнику (машинисту бульдозера) для работы в условиях повышенной опасности или будет достаточно данному работнику проходить это освидетельствование не реже одного раза в 5 лет?
Николай ЕРМОЛАЕВ (Красноярск)

Работникам, которые выполняют работы, связанные с источниками повышенной опасности, психиатрическое освидетельствование при трудоустройстве обязательно. В дальнейшем работник должен проходить его не реже одного раза в пять лет (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695, постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377).

https://ekspert-lab.ru/specocenka-v-shkole-kakie-osobennosti-sushhestvuyut.htmlhttps://ekspert-lab.ru/wp-content/uploads/2015/12/ec7b74d809ba6c0198bc6b9b1c2aed63-1024×576.jpg https://ekspert-lab.ru/wp-content/uploads/2015/12/ec7b74d809ba6c0198bc6b9b1c2aed63-150×150.jpg2015-12-29T10:15:55+00:00 adminНовостиКак выявляют вредные факторы в школе Образовательные учреждения бывают разных видов, такие как общеобразовательные, технические, высшие образовательные учреждения и т. п. Специальная оценка условий труда преподавателей, так же как и других рабочих мест, проводится один раз в пять лет. Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест. Эксперт, проводящий спецоценку, вначале…admin rusyaykin@ekspert-lab.ruAdministratorЭксперт

Оптимизация факторов учебной среды способствует совершенствованию условий труда учащихся и учителей.

Условия труда — совокупность производственных, экономических, социальных и других факторов трудовой среды, которые влияют на здоровье я и работоспособность человека в процессе труда.

На современном этапе исторического развития общества в сфере образования и воспитания используют понятие «эргономико-педагогические условия труда».

Эргономико-педагогические условия труда — совокупность специфических факторов, влияющих на объем и продолжительность учебно-информационного, психофизиологического и эмоциональной нагрузки в процессе учебно-воспитательной деятельности учителей и учеников.

Сущность этого понятия более конкретизирована по сравнению с общим определением условий труда, речь идет не только об учебном процессе, но и нагрузки на психофизиологическую сферу участников образовательного процесса.

Педагогическая эргономика сосредоточена на оптимизации условий труда школьников, поскольку от их качества зависит здоровье учащихся, заинтересованность и способность усваивать учебный материал. Значительное влияние на формирование и поддержание качества условий обучения школьников могут осуществлять учителя.

В педагогической эргономике выделяют следующие условия труда: санитарно-гигиенические, методические, психофизиологические и эстетические.

Санитарно-гигиенические условия труда

Они охватывают такие элементы:

— освещение (естественное, искусственное);

— микроклимат (физические параметры: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха; ионизация, химический состав воздуха);

— звуковое наполнение (шум).

Человек может переносить умеренные изменения внешних условий без заметного ухудшения своей работоспособности, поскольку ее организм благодаря механизмам саморегуляции способен поддерживать состояние жизнедеятельности на определенном оптимальном уровне (гомеостаз). Однако часто изменения внешних условий могут превышать возможности регуляционных механизмов, в результате чего нарушается деятельность центральной нервной системы, органов чувств, мышц, желез, что вызывает ухудшение психофизиологических показателей человека. С целью профилактики таких нежелательных последствий к учебному среды предъявляют санитарно-гигиенические требования, соблюдение которых снижает или даже полностью исключает негативное влияние на школьников и учителей.

Освещение

Учебные помещения и рабочие места максимально благоприятно освещают, что имеет большое значение для обеспечения работоспособности учащихся. Недостаточное освещение угнетает психику ребенка и остроту зрения и слуха, а следовательно, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Школьное освещение устраивают с соблюдением следующих критериев:

— достаточность;

— равномерность во времени и пространстве;

— отсутствие теней на рабочем месте и вероятности ослепления;

— избежание перегрева помещения.

Для освещения школьных помещений используют естественное и искусственное освещение.

1. Естественное освещение. Оно является лучшим за биологическими свойствами для глаз человека, однако для создания оптимальных условий обучения естественное освещение тоже нормируют, придерживаясь таких требований:

а) окна классов, кабинетов и лабораторий (кроме кабинетов черчения и рисования) ориентируют на юг, юго-восток или восток, при необходимости применяют солнцезащитные устройства. Рекомендуется двустороннее освещение гимнастического зала с запада и востока;

б) для максимально длительного проникновения солнечных лучей в помещение окна должны быть вытянутыми в горизонтальном направлении и расположенными как можно ближе к потолку, а от пола — на высоте 75-80 см;

в) окна должны иметь достаточные размеры и качественное стекло (показатель светопропускания не менее 80%), а межоконные промежутки не должны превышать ЗО-50 см.

Гигиеническую оценку естественного освещения определяют комплексом показателей: коэффициентом естественного освещения, световым коэффициентом, углом светового отверстия, углом падения света, коэффициентом заглубления.

Коэффициент естественного освещения (КПО) — это отношение освещенности (в люксах) горизонтальной поверхности на рабочем месте к освещенности рассеянным светом горизонтальной поверхности вне здания, выраженное в процентах (для учебных помещений не менее 1,25-1,50% ).

Световой коэффициент — это отношение общей площади застекленной поверхности окон к площади пола в помещении (в учебных помещениях — более 0,20; в жилых комнатах — более 0,12).

Угол светового проема — угол, под которым видно небо с точки на рабочем месте (не менее 5°). Этот показатель зависит от зоны разрыва, то есть расстояния между окнами и объектами, которые заслоняют свет (дома, деревья и тому подобное). Зона разрыва должна составлять 2-3 высоты затуляючого объекта.

Угол падения света — угол в вертикальной плоскости, под которым видно остекленную площадь окна с точки на рабочем месте (не менее 27°).

Коэффициент заглубления — отношение высоты верхнего края окна от пола до глубины (ширины) помещения (не менее 0,5).

2. Искусственное освещение. Им пользуются для освещения школьных помещений в пасмурные дни и темное время суток. Искусственное освещение имеет недостатки по сравнению с естественным, например, лишено ультрафиолетовой и некоторых других составляющих спектра.

В учебных помещениях рекомендуется использовать люминесцентные лампы, минимальная санитарная норма освещения обычного учебного места которых составляет 300 люксов, а в кабинетах черчения и рисования — 400 люксов. Общая мощность всех люминесцентных ламп в классе должно быть не меньше 1200 Вт. С целью продления срока годности люминесцентных ламп не рекомендуется выключать их во время перерывов, потому что частое выключение и включение приводит к повреждениям. При необходимости естественное и искусственное освещение используют одновременно. При этом ряды ламп у окна и противоположной стены включают в зависимости от интенсивности естественного освещения. Использование открытых ламп (без светильников) запрещено, так как это вызывает головную боль и быструю усталость (рис. 2.2).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *