Услуги экспедитора

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них — письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

  1. «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» (по правилам, действовавшим до 1 января 2013 г.).
  2. «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» (начиная с 1 января 2013 г.).

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

ДОГОВОР

на оказание транспортно-экспедиционных услугг. «» 2020 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а Экспедитор принимает на себя организацию перевозок автотранспортом экспортных и импортных грузов в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Европейского соглашения о режиме труда и отдыха водителей (ЕСТР). Стороны будут придерживаться положений Конвенции о дорожной перевозки опасных грузов (ADR) И Европейского соглашения о перевозке скоропортящихся грузов.

1.2. Экспедитор выполняет поручения Заказчика от его имени и по доверенности (Приложение №).

ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Заказчик обязан:

2.1.1. Подать заявки на перевозку не позже чем за пять дней до начала выполнения перевозки с указанием нижеследующего:

  • характера груза, вес, объем;
  • даты подачи транспорта под загрузку;
  • страны, города, адреса загрузок (маршруты загрузок), контактные телефоны;
  • место доставки груза;
  • при необходимости в заявке указывать место таможенного оформления.

2.1.2. Обеспечивать загрузку и таможенное оформление документов транспорта в день подачи транспорта под загрузку согласно заявке за один рабочий день.

2.1.3. Определять задание Экспедитору с указанием маршрута, пограничных переходов, видов транспорта, инструкции по оформлении документов в местах перегруза или переоформления документов.

2.1.4. По прибытии автотранспорта в пункт назначения обеспечивать таможенное оформление документов и разгрузку данного грузовика не более, чем за два рабочих дня.

2.1.5. В случае необходимости оплачивать конвойное сопровождение при перевозке дорогостоящих грузов.

2.1.6. Оплачивать страхование груза от возможных рисков.

2.1.7. Обеспечивать перевозчика необходимыми сопроводительными документами (сертификатами, транзитными ветеринарными разрешениями и т.д.), относящимися непосредственно к перевозимому грузу.

2.2. Экспедитор обязан:

2.2.1. В однодневный срок рассматривать заявку Заказчика (не позже чем за два дня до начала выполнения перевозки давать подтверждение на ее выполнение.

2.2.2. От имени Заказчика заключать договоры перевозки с Перевозчиками.

2.2.3. Принимать все необходимые меры для соблюдения интересов Заказчика и сохранности грузов.

2.2.4. Обеспечивать необходимые для перевозки транспортные документы (визы, накладные).

2.2.5. При необходимости оказывать помощь Заказчику в осуществлении таможенных формальностей за пределами СНГ на дополнительно согласованных условиях.

2.2.6. Подать под загрузку транспорт в часы, согласованные сторонами согласно заявке в технически исправном состоянии, пригодный в коммерческом и таможенном отношении к выполнению международных перевозок и отвечающий санитарным требованиям. Подача под загрузку неисправного транспорта приравнивается к срыву перевозки.

2.2.7. Выполнять перевозки грузов по кратчайшему маршруту, открытому для международного автомобильного движения, обеспечивать доставку груза из расчета 450 километров в сутки.

2.2.8. На основании заявок Заказчика составлять задание Перевозчикам, а в случае мультимодальних перевозок – инструкции для дальнейшего следования груза после перегруза на другое транспортное средство или переоформления документов на транзитном терминале. Заказчик вправе проверить правильность составления задания (инструкций) на каждом этапе перевозки. Отсутствие проверки означает одобрение Заказчиком действий Экспедитора.

2.2.9. На каждую перевозку составлять договор (СMR) с Перевозчиком, где указываются отправитель, получатель, перевозчик, описание груза, место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Экспедитор действует в отношениях с третьими лицами (администрация портов, железных и автомобильных дорог, таможенные, пограничные и санитарные органы, полицейские власти, судебные органы, договорные партнеры и т.д.) от имени и по поручению Заказчика.

3.3. Экспедитор не отвечает за таможенное оформление документов и соответствие груза перевозным документам, если иное не оговорено в задании Экспедитора.

3.4. За сверхнормативный простой транспорта (в ожидании загрузки, выгрузки, из-за неправильного оформления товарно-транспортных документов, в ожидании таможенной обработки и т.д.) Заказчик выплачивает штраф Экспедитору в размере рублей за каждые 12 часов простоя.

3.5. В случае отказа Заказчика менее, чем за двое суток от подтверждений им ранее загрузки при подаче транспорта под загрузку в соответствии с заявкой, Заказчик выплачивает Экспедитору штраф в размере % от цены договора.

3.6. Перевозчик несет ответственность перед Заказчиком за сохранность груза на основании КДПГ по CMR или страховому полису в пределах, определяемых законодательством.

3.7. Экспедитор обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках Заказчика и во время и после исполнения перевозок.

3.8. Экспедитор несет ответственность исключительно за те действия, которые он обязан выполнить по настоящему договору.

РАСЧЕТЫ ПО ДОГОВОРУ

4.1. Расходы, связанные с таможенным оформлением груза, оплатой паркинга в месте доставки груза и штрафом из-за простоя и перегруза, несет Заказчик.

4.2. Порядок оплаты устанавливается следующим образом:

  • за каждую перевозку, Заказчик рассчитывается с Перевозчиком по выставленному счету;
  • за представление интересов и за исполнения обязательств по настоящему договору, Заказчик расплачивается с Экспедитором по выставленному счету.

4.3. Заказчик оплачивает выставленные счета в срок. В случае просрочки платежа, Заказчик выплачивает штраф в размере % от суммы счета за каждый день просрочки.

4.4. Заказчик дополнительно оплачивает Экспедитору, каждую не предусмотренную загрузку, выгрузку в одном пункте назначения.

4.5. За каждую дополнительную разгрузку, выгрузку в двух и более пунктах назначения Заказчик оплачивает:

  • при расстоянии до 100 км. рублей;
  • при расстоянии от 100 до 200 км. рублей;
  • при расстоянии от 200 до 300 км. рублей;

ФОРС — МАЖОР

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате событий чрезвычайного характера, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые сторона не может оказать влияния и за возникновение которых он не несет ответственности, например, землетрясение, наводнение, забастовка, война, а также действия властей разных стран.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Все споры, которые могут возникнуть между сторонами в отношении выполнения настоящего договора, стороны будут решать путем переговоров.

6.2. В случае не достижения согласия, спорные вопросы подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. .

6.3. Стороны обязуются исполнить арбитражное решение в срок, указанный в самом решении.

ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

7.1. Отношения сторон, не урегулированные настоящим договором, будут регулироваться по материальному праву Российской Федерации.

7.2. Настоящий контракт составлен на русском и английском языках. Вся переписка по поводу настоящего контракта ведется на русском и английском языках.

7.3. В случае возникновения разночтений или каких-либо несовпадений в смысловом содержании терминов, преимуществом обладает текст, составленный на русском языке.

7.4. Контракт вступает в силу с момента подписания уполномоченными на то лицами.

7.5. Настоящий договор составлен в трех экземплярах на русском и английском языках. Каждой из сторон принадлежит по одному экземпляру.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ЗаказчикЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК: ЭкспедиторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

ПОДПИСИ СТОРОН

Заказчик _________________ Экспедитор _________________

​В России появится новый профессиональный праздник: День работника транспорта. Его будут отмечать осенью. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Министерство транспорта должно в течение трех месяцев закрепить принятое решение нормативным актом.

В правительстве предложили отмечать праздник 29 ноября, так как именно в этот день в 1809 году император Александр I учредил первый в Российской империи единый государственный орган в сфере транспорта — Управление водяными и сухопутными сообщениями — и Корпус инженеров путей сообщения, ставший специальным формированием Вооруженных сил Российской империи. Также при последнем был создан институт. Почему хотят отменить День железнодорожника и День радио? Подробнее

Учрежденное императором ведомство занималось управлением всеми видами транспорта: речным, морским и сухопутным. Помимо этого, в функции управления входили строительство каналов и прокладка шоссейных дорог. Управление водяными и сухопутными сообщениями не раз преобразовывалось и меняло название, в 1833 году оно было переименовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а в 1865 году — преобразовано в Министерство путей сообщения.

Какие еще есть профессиональные праздники для работников транспорта?

В последнее воскресенье октября в России традиционно отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, или, как его еще называют, День водителя. День работников автомобильного транспорта был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1976 года. После распада СССР одни страны перенесли этот праздник на другой день, другие изменили его название либо упразднили. Сейчас, помимо России, День водителя продолжают отмечать Украина и Белоруссия. Указ «О Дне работника автомобильного и городского пассажирского транспорта» президент Владимир Путин подписал 26 июня 2012 года.

Кроме того, в России есть отдельный праздник для военных автомобилистов: День военного автомобилиста, который отмечается 29 мая, в день образования первой российской автомобильной роты. В соответствии с указом императора Николая II, в этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая в Российской империи учебная автомобильная рота. Ее основной задачей являлась подготовка механиков-водителей для автомобильных частей русской армии.

Вопрос-ответ Когда профессиональный праздник у пожарных? 29 мая — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск РФ, а также всех военнослужащих и военнообязанных граждан, управляющих транспортными средствами. Праздник был учрежден 24 февраля 2000 года по приказу министра обороны Игоря Сергеева.

Кроме того, в первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника. Это первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден приказом Министерства путей сообщения 9 июля 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. Каждый год 25 июня (6 июля по новому стилю) железнодорожники отдыхали, а вечером в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги для них устраивался торжественный прием с концертом. После революции праздник был забыт на 20 лет. Традицию празднования Дня железнодорожника возобновили в 1935 году по инициативе самих железнодорожников, перевыполнивших план перевозок. Праздник также отмечается в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Молдавии и Болгарии.

Новая редакция Ст. 801 ГК РФ

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 801 ГК РФ

1. Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе.

Специальный закон.

В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов специальным Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Этот Закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов), на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта.

Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором. По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

— возмездным;

— двусторонним.

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

2. Клиентом, т.е. грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо.

Экспедитором, т.е. лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

3. Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Другой комментарий к Ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор транспортной экспедиции по сути — посреднический договор, близкий к агентированию. Однако поскольку его целью является посредничество при заключении и исполнении договора перевозки, а также связанных с этим договором обязательств (по предъявлению груза к перевозке, его таможенному оформлению и т.д.), он относится к транспортным обязательствам.

Договор транспортной экспедиции — консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный. Его предмет — оказание услуг, которые могут носить как фактический (организация погрузки-разгрузки, упаковка), так и юридический характер (заключение договора перевозки груза).

В предмете договора транспортной экспедиции можно выделить основные и дополнительные услуги, оказываемые экспедитором. Основными являются услуги, непосредственно связанные с организацией перевозки, — заключение договора перевозки, погрузочно-разгрузочные работы. Дополнительные услуги не имеют неразрывной связи с процессом перевозки. К услугам такого рода относится оформление таможенных документов, организация хранения груза до предъявления к перевозке или до принятия груза получателем, проверка количества, качества и состояния груза. Если основные услуги по организации перевозки должны присутствовать в любом договоре транспортной экспедиции, то дополнительных услуг может не предусматриваться.

Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

2. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. Если не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. Экспедитор должен незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.

Если клиентом экспедитору даны указания по поводу исполнения договора транспортной экспедиции, отступление от указаний клиента без предварительного запроса допустимо, если возможность такого запроса отсутствует или ответ на него не получен экспедитором в течение суток. Экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан представить по его требованию информацию, предусмотренную ст. 8 — 10 Закона о защите прав потребителей.

При приеме груза экспедитор должен выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных им в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.

Экспедитор не вправе заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Поскольку деятельность экспедитора осуществляется за счет клиента, последний обязан возместить понесенные при исполнении договора расходы. Кроме того, клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение. Его размер и порядок уплаты определяются договором. Если стоимость услуг не установлена, она может быть определена в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.

3. Стороны договора транспортной экспедиции — экспедитор — лицо, оказывающее соответствующие услуги, и клиент, в роли которого выступает грузоотправитель или грузополучатель. Экспедитором может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Действующее законодательство не предусматривает лицензирования экспедиционных услуг, однако лицензированию подлежат некоторые виды деятельности, которые могут входить в договор на экспедиционное обслуживание, например, погрузочно-разгрузочные работы на морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте, сюрвейерское обслуживание (деятельность по осмотру судов, грузов и иных объектов морского бизнеса и морского страхования и выдаче заключений об их техническом состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.).

Пункт 2 статьи 801 предусматривает возможность принятия на себя функций экспедитора непосредственно перевозчиком. При включении в договор перевозки условий об экспедиционном обслуживании договор приобретает смешанный характер (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и к нему соответственно применяются положения гл. 40 и 41 ГК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *