В каком веке были образованы налоговые инспекции

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Возникновение Федеральной Налоговой Службы России………………2
  2. Федеральная Налоговая Служба России и ее назначение……………….3
  3. Система Налоговых Органов………………………………………………5
  4. Главные задачи и обязательства Налоговых Органов……………………7
  5. Управление Федеральной Налоговой Службы России………………….8
  6. Взаимодействие системы Налоговых Органов с Государственными Органами Власти………………………………………………………….10
  7. Заключение………………………………………………………………..13
  8. Приложение № 1………………………………………………………….15
  9. Список Литературы………………………………………………………16

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ.

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

Декретом Совета Народных комиссаров от 31 октября 1918 г. утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов. Одновременно были упразднены ранее действовавшие налоговые органы.

Перемены, происходившие в стране в конце 80-х — начале 90-х гг. затронули и сферу налогообложения. В результате реорганизации на основе существовавших налоговых органов в 1990 году созданы:

  • Главная государственная налоговая инспекция министерства финансов СССР;
  • Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных республик;
  • Государственные налоговые инспекции министерств финансов автономных республик;
  • Государственные налоговые инспекции финансовых аппаратов областей, краев, округов, городов, районов.

Государственные налоговые инспекции различных уровней выполняя возложенные на них задачи, подчинялись соответствующим министерствам финансов и их аппаратам на местах, а также вышестоящим инспекциям.

В 1991 — 1992 г. состоялось создание единой централизованной Государственной налоговой службы Российской Федерации. Единая централизованная система налоговых органов состояла из:

  • Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС РФ);
  • Государственных налоговых инспекций (ГНИ) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов с районным делением;
  • Государственных налоговых инспекций (ГНИ) по районам, городам без районного деления и районным в городах.

С 1996 г. создана Всероссийская государственная налоговая академия Государственной налоговой службы России. Кроме того, при Правительстве РФ действует Институт налогов и налогообложения Финансовой академии.

В конце 1998 г. Государственная налоговая служба Российской Федерации переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России действовала до сентября 2004 г., когда была преобразована в Федеральную налоговую службу, вновь введенную в состав Минфина.

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИИ И ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции , а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов состоит единая централизованная система налоговых органов.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Место нахождения Федеральной налоговой службы — г. Москва.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

  1. СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Управление ФНС по субъекту

Российской Федерации

В систему ФНС входят подведомственные организации.

Подведомственные организации ФНС:

  • Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России);
  • Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы ФНС России (ГНИИ РНС);
  • Государственные лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФНС России;

Территориальные органы ФНС:

  • управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
  • межрегиональные инспекции ФНС;
  • инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления;
  • инспекции ФНС межрайонного уровня.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

В центральный аппарат ФНС РФ входят следующие структурные подразделения:

  • Управление организации налогового контроля
  • Управление крупнейших налогоплательщиков
  • Управление налогообложения прибыли (дохода)
  • Управление косвенных налогов
  • Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины
  • Управление единого социального налога
  • Управление ресурсных и имущественных налогов
  • Управление налогообложения малого бизнеса
  • Управление кредитных организаций
  • Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции
  • Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц
  • Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
  • Управление учета и отчетности
  • Управление анализа и планирования налоговых поступлений
  • Управление контроля налоговых органов
  • Управление международного сотрудничества и обмена информацией
  • Юридическое управление
  • Управление информационных технологий
  • Управление безопасности
  • Сводно-аналитическое управление
  • Управление делами
  • Управление по модернизации налоговых органов
  • Управление государственной службы и кадров
  • Управление финансового обеспечения
  • Управление материально-технического и социального обеспечения
  • Управление организации капитального строительства.

  1. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.

Налоговые органы обязаны:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  4. бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  5. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  6. соблюдать налоговую тайну;
  7. направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

  1. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ.

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации — территориальный орган ФНС — является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Основное бремя работы с налогоплательщиками лежит на инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня. Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту Федерации. Будучи юридическим лицом инспекция самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю. Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли.

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *