В налоговые органы представляется баланс

Каждый руководитель предприятия знает, что в его организации должна вестись бухгалтерская и налоговая отчетность. Разумеется, составлением необходимых документов занимаются специалисты, которые получили соответствующее образование и набрали за годы работы необходимый опыт, но все же хороший руководитель должен разбираться в любом вопросе, который касается его предприятия.

Что такое бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность сведений о финансовом и экономическом состоянии предприятия. Как правило, говоря о бухгалтерской отчетности имеют в виду бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия. Эти два документа могут составляться как ежемесячно (или ежеквартально), так и ежегодно и содержат самую полную и достоверную информацию не только про активы и обязательства предприятия, но и про суммы «чистого» дохода, налогообложения, задолженности кредиторским организациям и акционерам и так далее.

Что такое налоговая отчетность?

Налоговая отчетность также представляет совокупность документов, которые отражают результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. То есть в первую очередь налоговая отчетность отражает сведения об исчислении и уплате налогов.

Налоговая отчетность зависит от размеров предприятия и численности его сотрудников, от деятельности предприятия, а также от формы налогообложения, которая установлена на предприятии – это решающий и главный фактор.

Как правило, под налоговой отчетностью подразумевают налоговую декларацию, которую руководители предприятий и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке раз в год сдают в налоговую службу. К налоговой отчетности относится также расчет авансового платежа, сведения о среднесписочной численности работников, прочие отчеты, обусловленные деятельностью предприятия.

Как заполняется и подается налоговая и бухгалтерская отчетность?

Как уже было указано выше, каждое предприятие в обязательном порядке ведет налоговый и бухгалтерский отчет и в установленном порядке предоставляет необходимые сведения контролирующим органам. Бухгалтерская и часть налоговой отчетности сдаются в налоговую службу, некоторые сведения по налогам – в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования.

Разумеется, вся документация должна быть составлена с учетом установленных и утвержденных государственных требований. Существуют установленные бланки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности

Так, например, приказами Министерства финансов Российской Федерации утверждены формы для следующих бухгалтерских документов:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании полученных средств.

В некоторых случаях используется также утвержденная форма приложения к бухгалтерскому балансу, которая содержит, например, данные об объектах интеллектуальной собственности предприятия, расходы на освоение природных ресурсов, сведения о государственной помощи – все то, что по каким-либо причинам невозможно или затруднительно отразить в бухгалтерском балансе.

Формы налоговой отчетности

Приказами Федеральной налоговой службы утверждены официальные бланки следующих документов, которые использует большинство организаций:

  • Сведения о среднесписочной численности работников за отчетный период;
  • Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;
  • Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;
  • Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;

Поскольку деятельность у различных предприятий самая разнообразная предусмотрены также официальные бланки для, например, декларации по единому сельскохозяйственному налогу, использованию водных ресурсов и лесов, доходам от иностранных организаций и в результате деятельности за рубежом и так далее.

Взаимосвязь бухгалтерской и налоговой отчетности

Несмотря на то, что бухгалтерская и налоговая отчетности в чем-то схожи, данные документов, как правило, друг друга не дублируют, а показатели по вроде бы одинаковым параметрам – например, доход предприятия без учета налогообложения, который учитывается как в бухгалтерском отчете, так и при расчете для единой налоговой декларации – могут не совпадать. Это обусловлено разностью производимых расчетов, а также отчетного периода.

Тем не менее, руководитель предприятия, в случае возникших подозрений, может сравнить показатели бухгалтерского отчета о прибылях и убытках и сведения из декларации по налогу на прибыль по следующим параметрам:

  • строку «Выручка» из бухгалтерского отчета и строку «Доходы от реализации» налогового;
  • сумму показателей строк «Проценты к получению, «Доходы от участия в других организациях» и «Прочие доходы» из бухгалтерского документа и строку «Доходы от реализации» налогового;
  • общую сумму расходов по «Себестоимости продаж», «Коммерческим расходам, «Управленческим расходам» из бухгалтерского отчета и «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» из налогового;
  • общую сумму расходов по «Процентам к уплате» и «Прочим расходам» из бухгалтерского отчета и внереализационные расходы из налогового;
  • строку «Текущий налог на прибыль» из бухгалтерского отчета и сумму исчисленного налога на прибыль из налогового.

Как правило, эти показатели должны быть равны. Впрочем, расхождения еще не свидетельствуют о нарушении, но дают повод задуматься и попросить объяснений у бухгалтера.

Коды налогового периода и бухгалтерской отчетности

При заполнении и бухгалтерских отчетов, и налоговых, необходимо указывать коды деятельности предприятия, а также коды отчетного периоды.Данные коды будут разными не только для налоговой и бухгалтерской отчетности (как правило, отчетные периоды не совпадают), но и, например, для каждой отдельной налоговой декларации.

Посмотреть коды и их значения можно в соответствующих приказах Министерства финансов и Федеральной налоговой службы.

Была информация интересна или полезна? Да48 Нет18 Поделиться в сети

Документ

Приказ ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@

С отчетности за 2019 год годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение организации должны представлять только в налоговый орган. В органы государственной статистики бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к балансу и аудиторское заключение не представляются. Подробнее см. .

ФНС России утвердила порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в налоговый орган. В Порядке изложены требования, предъявляемые к отчетности, а также указаны причины, по которым в приеме отчетности может быть отказано.

Согласно Порядку бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение представляются в виде электронных документов. При этом субъекты малого предпринимательства вправе представить отчетность за 2019 год на бумажном носителе.

Отчетность и заключение, представляемые в электронном виде, должны быть защищены средствами криптографической защиты информации, а также подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Налоговый орган может отказать в приеме отчетности и заключения по следующим причинам:

  • несоблюдение формата представления отчетности и заключения;
  • отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи в отчетности и заключении;
  • представление отчетности не в тот налоговый орган.

Согласно Порядку отчетность считается принятой, если организация получит квитанцию о приеме. При отказе в приеме отчетности организация получит уведомление об отказе в приеме. Квитанцию о приеме и уведомление об отказе в приеме налоговая инспекция должна сформировать в течение одного рабочего дня с момента получения отчетных документов.

При получении уведомления об отказе в приеме отчетности организация должна устранить указанные в этом уведомлении ошибки и повторно направить отчетность в налоговый орган.

Приказ ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Актуально на: 13 июня 2017 г.

В обязанности большинства организаций и ИП входит сдача налоговой отчетности, в которой содержится информация о полученных плательщиком суммах доходов и произведенных расходах, о налоговой базе, о сумме исчисленного налога/сбора/взноса и т.д. (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Если плательщик обнаружил ошибку в ранее представленной налоговой отчетности, то он может, а в некоторых случаях просто обязан, представить уточненку (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сдача налоговой отчетности: важные нюансы

Бухгалтеру нужно учесть некоторые важные моменты, связанные со сдачей налоговой отчетности:

1. У каждой налоговой отчетности свои тонкости. При подготовке к сдаче той или иной отчетности внимательно изучите порядок ее заполнения, а также требования НК РФ к этой отчетности. Ведь бывает, что плательщик сдает отчетность, а налоговики считают ее непредставленной. Такое, например, возможно, если инспекторы в представленном расчете по страховым взносам обнаружат, что совокупная сумма страховых взносов за расчетный/отчетный период не совпадает с суммой взносов по каждому застрахованному лицу (п. 7 ст. 431 НК РФ).

2. Способ представления отчетности. По общему правилу плательщик сам выбирает, каким способом представлять отчетность в ИФНС – на бумаге или в электронном виде (п. 3, 4 ст. 80 НК РФ). Однако в определенных ситуациях выбора у плательщика нет – он обязан подать налоговую отчетность именно в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Например, исключительно электронную отчетность обязаны представлять плательщики, у которых среднесписочная численность работников за год, предшествующий отчетному, превысила 100 человек. Также бывает, что плательщик может представлять всю отчетность на бумаге, за исключением отчетности по конкретному налогу. Такая ситуация обстоит с декларацией по НДС – она всегда представляется в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если плательщик нарушит способ сдачи налоговой отчетности, то налоговики его оштрафуют (ст. 119.1 НК РФ).

3. Срок представления отчетности. Сдать отчетность в налоговую инспекцию необходимо в установленный Налоговым кодексом срок. В случае же нарушения срока представления налоговой отчетности организации/ИП грозит штраф (п. 1 ст. 119, п. 1.2 ст. 126 НК РФ), а иногда и блокировка счетов (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Поэтому здесь важно понимать, какой конкретно день считается днем представления отчетности:

Способ представления налоговой отчетности Какой день считается днем представления (п. 4 ст. 80 НК РФ)
Лично в ИФНС День непосредственной подачи (на отчетности налоговики ставят отметку о дате ее приема)
По почте День отправки почтового отправления с описью вложения
По ТКС День отправки отчетности в электронном виде

То есть, например, плательщик должен был представить декларацию не позднее 28.04.2017 года, он направил ее в этот день по почте, а налоговики получили отчетность, допустим, 10.05.2017 года. Так вот, в этом случае штрафовать плательщика за несвоевременное представление отчетности не будут, так как декларацию он направил вовремя – 28.04.2017.

Календарь сдачи налоговой отчетности в 2017 году вы найдете в отдельном материале, а наш Калькулятор поможет, при необходимости, рассчитать сумму штрафа за просрочку сдачи отчетности.

4. Форма, по которой представляется уточненка. Если у плательщика возникла необходимость сдать уточненную отчетность, то представить он ее должен по форме, действовавшей в периоде, за который подается уточненка (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию

Организации обязаны ежегодно представлять в свою ИФНС бухгалтерскую отчетность (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Что касается способа предоставления бухгалтерской отчетности в налоговую, то абсолютно все организации могут представить бухотчетность на бумаге (подать лично или направить по почте), а ее предоставление в электронном виде (рекомендуемые форматы утверждены Приказом ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-6/228@) является правом, а не обязанностью (Письмо Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055).

Кстати, за просрочку сдачи бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф: 200 руб. за каждую форму, которая должна входить в состав бухотчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@).

Один из самых ответственных периодов в деятельности организаций — подготовка и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. В какие сроки следует подавать налоговую декларацию, по каким налогам придется отчитаться организациям, применяющим общий режим налогообложения, и о том, какие формы бухгалтерской отчетности они обязаны представлять, мы попросили рассказать экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Макаренко Елену и Мягкову Светлану.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета:

  • налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Налоговая отчетность

Налоговая декларация (расчет) представляется каждым налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, по окончании отчетного (налогового) периода по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 и п. 6 ст. 80 НК РФ).

Сроки сдачи налоговой отчетности зависят от таких понятий, как «налоговый период» и «отчетный период».

Под налоговым периодом в соответствии со ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Независимо от получения доходов организации придется отчитаться по следующим налогам.

1. НДС

Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками НДС.

Налоговым периодом по НДС с 01 января 2008 года для всех налогоплательщиков является квартал (ст. 163 НК РФ).

Соответственно, декларацию по НДС организация представляет ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

Заметим, что организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Условия и порядок предоставления такого освобождения определены в ст. 145 НК РФ. В случае получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ у организации не возникает обязанности по представлению налоговой декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 18.08.2008 N 19-11/077280).

2. Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.

Налоговый период по налогу на прибыль установлен в ст. 285 НК РФ для всех налогоплательщиков как календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Декларации по налогу на прибыль представляются организацией, независимо от наличия у нее обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, ежеквартально в следующие сроки:

  • по итогам отчетного периода — в срок не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ);
  • по итогам календарного года — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н.

Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Однако воспользоваться этим правом возможно только с начала нового года, т.к. для этого необходимо уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В этом случае налоговые декларации нужно будет представлять в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей, — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого рассчитывается налог (п. 3 ст. 289 и п. 1 ст. 287 НК РФ).

3. Налог на имущество организаций

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными — I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст. 379 НК РФ).

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

Налоговая отчетность представляется плательщиками налога на имущество организаций в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

  • по итогам отчетного периода — налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ),
  • по итогам календарного года — налоговые декларации в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Но, если законодательные органы субъекта РФ воспользовались правом, предоставленным им п. 3 ст. 379 НК РФ, и не установили отчетные периоды по налогу на имущество, отчитываться по нему в течение календарного года не надо. В этом случае сдается только декларация по итогам налогового периода. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

4. Зарплатные налоги

4.1. ЕСН

Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются налогоплательщиками ЕСН.

Налоговым периодом по ЕСН на основании ст. 240 Налогового кодекса РФ признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговая отчетность представляется плательщиками ЕСН в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

  • по итогам отчетных периодов представляются расчеты в сроки не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 243 НК РФ);
  • по итогам налогового периода — налоговая декларация в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, организация не позднее 01 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н.

Форма декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н.

4.2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляется организацией в налоговые органы ежеквартально независимо от наличия объекта обложения страховыми взносами в следующем порядке:

  • данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей организация отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ);
  • по итогам расчетного периода представляется декларация по страховым взносам в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

Форма расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 24.03.2005 N 48н, а форма декларации — приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н.

Копию расчета с пометкой налогового органа следует представить в отделение Пенсионного фонда РФ (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Сведения представляются страхователем (организацией) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и за которых организация уплачивает страховые взносы (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ)).

В комплект документов для сдачи индивидуальных сведений входят: формы СЗВ-4-1 и АДВ-6-1, формы СЗВ-4-2 и АДВ-6-1, пояснительная записка и форма АДВ-11 (утверждены постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»).

Указанные сведения должны представляться один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

4.3. ФСС

На основании п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики ЕСН обязаны представлять сведения (отчеты) в региональные отделения Фонда социального страхования РФ.

Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.12.2004 N 111.

В этой же форме указываются сведения о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.4. НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Организации, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами и в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ при каждой выплате дохода.

Налоговым периодом по НДФЛ в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.

По окончании календарного года налоговые агенты, на основании п. 2 ст. 230 НК РФ, представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@.

5. Другие налоги

Если организация имеет зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, то она является плательщиком транспортного налога (ст. 357 НК РФ). Объекты налогообложения перечислены в ст. 358 НК РФ.

При наличии у организации земельных участков на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организация признается налогоплательщиком земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Налоговыми периодами по транспортному и земельному налогам признается календарный год, а отчетными периодами для организаций признаются I квартал, II квартал, III квартал (ст. 360 и ст. 393 НК РФ).

При установлении обоих налогов законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360, п. 3 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

Налоговые декларации по транспортному и земельному налогам представляются налогоплательщиками не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты сумм по авансовым платежам по обоим налогам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 398 и п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Если законодательными (представительными) органами субъектов РФ не предусмотрены расчет и уплата авансовых платежей в течение года, то налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов не сдаются.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, а форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу — приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н.

6. Среднесписочная численность

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.

Рекомендации по порядку заполнения формы «Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год» содержатся в письме ФНС от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@.

7. Единая (упрощенная) налоговая декларация

Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ, если организация признается налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, но не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения, то организация вправе представить по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Бухгалтерская отчетность

Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года.

Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности определены ст. 13 Закона N 129-ФЗ, нормами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и конкретизированы приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Все организации (кроме кредитных и страховых, а также бюджетных учреждений) обязаны представлять следующие формы годовой отчетности:

Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, которые имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы N 3, N 4, N 5, а также некоммерческие и общественные организации, состав отчетности которых установлен п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Заметим, что критерии отнесения организации к категории малых были определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года (п. 2 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Хотим обратить ваше внимание на то, что все формы и сроки подачи указанных налоговых отчетов представлены в системе ГАРАНТ в разделе «Справочная информация» подраздел «Бизнес-справки».

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Макаренко Елена, Мягкова Светлана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *