В спортивной школе

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Приложение 2

к приказу Министра культуры и

спорта Республики Казахстан

от 22 ноября 2014 года № 106

Заголовок изложен в редакции приказа Министра культуры и спорта РК от 19.05.16 г. № 136 (см. стар. ред.)

Правила деятельности детско-юношеских спортивных школ, спортивных школ для инвалидов, в которых осуществляется учебно-тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.05.2020 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Заголовок главы 1 изложен в редакции приказа Министра культуры и спорта РК от 19.09.18 г. № 263 (см. стар. ред.)

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила деятельности детско-юношеских спортивных школ, спортивных школ для инвалидов, в которых осуществляется учебно-тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса (далее — Правила) определяют порядок деятельности детско-юношеских спортивных школ, спортивных школ для инвалидов (далее — спортивные школы), а также, в соответствии с подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах» (далее — Закон), определяют порядок оказания государственной услуги «Прием документов в детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы для инвалидов» (далее — государственная услуга).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. В детско-юношеских спортивных школах реализуются образовательные учебные программы дополнительного образования с целью подготовки детей, юношей, юниоров и молодежи, в том числе и с ограниченными возможностями (далее — инвалиды), по видам спорта (далее — учащиеся).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Пункт 3 изложен в редакции приказа Министра культуры и спорта РК от 19.05.16 г. № 136 (см. стар. ред.)

3. К детско-юношеским спортивным школам относятся неспециализированные детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Спортивные школы могут иметь республиканский, областной, городской и районный статус. Статус спортивной школы определяется ее учредителем и отражается в уставе спортивной школы.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Пункт 5 изложен в редакции приказа Министра культуры и спорта РК от 19.05.16 г. № 136 (см. стар. ред.)

5. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) резервный состав — спортсмены, не вошедшие в состав основных групп отделений по видам спорта, но занимающиеся под руководством тренеров-преподавателей данной школы;

2) спортивные нормативы — контрольно-переводные требования, предъявляемые к учащимся спортивных школ с учетом выполнения ими определенных спортивных упражнений по видам спорта, выполнение которых является основным условием для перевода в соответствующую группу;

3) постоянный состав — спортсмены, зачисленные приказом директора спортивной школы в контингент спортивной школы.

Слушатель 1 курса 254 уч. гр. ФЗО

лейтенант вн. сл. ПЕТРОВ В.А.

Проверил: ФИО преподавателя

Санкт-Петербург

Задание на контрольную работу (вариант 2):

Разработать фрагмент базы данных по учету спортивных достижений учебной группы.

В начальной (постановочной) части работы слушатель должен продумать содержание предметной области своего варианта задания и определить возможный перечень и содержание запросов для получения информации заинтересованными должностными лицами. Далее следует вариант подхода к выполнению этой части работы.

В интересах повышения информированности должностных лиц факультета создается автоматизированная информационная система на основе персонального компьютера (компьютерной сети), реализуемая по технологии баз данных. Предполагается, что в базе данных будут содержаться сведения о личном составе подразделения. Должностные лица (начальник факультета, начальник курса) будут выступать пользователями этой базы данных.

Объектами учета в базе данных являются слушатели учебной группы.

Должностными лицами может быть востребована следующая информация относительно указанных объектов учета, выражаемая в форме запросов.

Начальник факультета:

Специальное звание Фамилия Имя Домашний адрес

Начальник курса:

Специальное звание Фамилия Дата рождения Вид спорта Спортивный разряд

Перечень запросов может быть гораздо шире. В рамках учебного примера целесообразно ограничиться только приведенными запросами.

Информационно-логическая модель предметной области

Приведенные запросы служат основой построения информационно-логической модели (в графическом виде). Пример построения такой модели показан ниже.

Множественность ветви «Спорт» свидетельствует о том, что любой слушатель (курсант) может иметь квалификацию (разряд) по нескольким видам спорта. Если слушатель (курсант) не имеет спортивного разряда, то это не меняет сущности информационно-логической модели. В этом случае позиции «Вид спорта» и «Спортивный разряд» для него будут пустыми. В дальнейшем, по мере совершенствования спортивного мастерства данного слушателя (курсанта) они могут заполняться и даже неоднократно. Дополнительно можно заметить, что в информационно-логической модели предусмотрена позиция «Отчество», хотя в исходных запросах она отсутствует. Учитывая тот факт, что в ходе ведения базы данных могут появляться новые пользователи и/или запросы, в которых весьма вероятно будет встречаться и этот атрибут, введение рассматриваемой позиции в модель оправдано.


Таким образом, в качестве объектов учета в базе данных выступают слушатели (курсанты) учебной группы. Их характеристики (атрибуты) показаны в виде «листьев» дерева информационно-логической модели.

Далее необходимо описать сами атрибуты. Это описание целесообразно представить в виде следующей таблицы.

Атрибут Тип атрибута Размер атрибута Обязательность атрибута Повторяемость атрибута
Специальное звание Текст 15 символов Обязателен Не повторяется
Фамилия Текст 15 символов Обязателен Не повторяется
Имя Текст 12 символов Обязателен Не повторяется
Отчество Текст 14 символов Обязателен Не повторяется
Дата рождения Дата 10 символов Обязателен Не повторяется
Домашний адрес Текст 14 символов Обязателен Не повторяется
Вид спорта Текст 10 символов Не обязателен Повторяется
Разряд Число 1 разряд Не обязателен Повторяется

Обоснование выбора и характеристики системы управления базами данных

В этой части необходимо привести аргументы в пользу выбора той или иной системы управления базами данных из известных обучающихся. Также следует указать, на каком компьютере предполагается использовать эту систему управления и строить саму базу данных. При перечислении характеристик системы управления базами данных особое внимание надо обратить на тип поддерживаемой модели данных.

Структура базы данных

Выбор системы управления базами данных определяет логическую структуру самой базы. В случае реляционной системы управления данные в базе будут храниться в виде одной или нескольких таблиц. В последнем случае необходимо обеспечить связи между таблицами.

Очевидно, что если непосредственно преобразовать граф информационно-логической модели в табличную форму, то эта таблица будет выглядеть следующим образом.

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес Вид спорта Спорт. разряд …… Вид спорта Спорт. разряд

Этот подход имеет явный недостаток: размер таблицы по вертикали не определен. Возможен другой вариант, с фиксированным числом столбцов:

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес Вид спорта Спорт. разряд

Но в этом случае некоторые записи (строки таблицы) придется частично дублировать, например:

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес Вид спорта Спорт. разряд
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва Футбол
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва Бокс

Такое положение является весьма нежелательным, и подобной ситуации на практике стараются избегать. Причина заключается в том, что при корректировках каких-либо атрибутов могут возникать технические ошибки, связанные с работой оператора базы данных. Например, изменился домашний адрес сержанта Иванова. В этом случае требуется внести изменения во все строки, связанные с сержантом Ивановым. Если же будет пропущена хотя бы одна строка и адрес в ней останется прежним, то содержание базы данных не будет соответствовать реальному положению дел. Кроме того, такое дублирование ведет к неоправданному возрастанию объема базы данных.

Выход из сложившейся ситуации состоит в разбиении исходной таблицы на несколько меньших по размеру.

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва
Фамилия Вид спорта Спорт. разряд
Иванов Футбол
Иванов Бокс

В этом случае необходимо организовать связь между таблицами. Связующим звеном выступает поле «Фамилия»:

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва

Фамилия Вид спорта Спорт. разряд
Иванов Футбол
Иванов Бокс

Назовем верхнюю таблицу главной (ее имя Слушатель или Курсант), а нижнюю — подчиненной (ее имя — Спортивные успехи). В главной таблице не должно быть повторяющихся фамилий, а в подчиненной — повторяющихся сочетаний Фамилия — Вид спорта. Первое условие введено искусственно для упрощения примера (в случае однофамильцев пришлось бы вводить дополнительный столбец, например с номерами слушателей или курсантов для их однозначной идентификации). Второе условие вполне естественно: у человека не может одновременно быть двух разных разрядов по одному и тому же виду спорта. Таким образом, обнаруживается, что в главной таблице ключевым является столбец Фамилия, а в подчиненной — столбцы Фамилия и Вид спорта (составной ключ). Поскольку каждой строке главной таблицы может соответствовать несколько строк подчиненной (один человек имеет разряды по нескольким видам спорта), то связь этих таблиц характеризуется как «один-ко-многим». Схематично это изображается следующим образом.

Слушатель (Курсант)
Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес

Спортивные успехи
Фамилия Вид спорта Спорт. разряд

Характеристики таблиц, схема данных, содержимое таблиц, примеры запросов и отчетов приведены ниже в виде форм машинных документов. Учебный пример реализован в среде системы управления базами данных Microsoft Access.

Машинная реализация базы данных) структура таблицы Слушатель (курсант)

б) пример заполнения таблицы Слушатель (курсант)

в) структура таблицы Спортивные успехи

г) пример заполнения таблицы Спортивные успехи

д) схема базы данных

е) пример связанных записей таблиц Слушатель (курсант) и Спортивные успехи

ж) общая структура запроса Начальник факультета

з) пример выполнения запроса Начальник факультетабез условий

и) пример структуры запроса Начальник факультетас условием

Специальное звание = Курсант

к) пример выполнения запроса Начальник факультета с условием

Специальное звание = Курсант

л) общая структура запроса Начальник курса

м) пример выполнения запроса Начальник курсабез условий

н) пример структуры запроса Начальник курса с условием

Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2

о) пример выполнения запроса Начальник курса с условием

Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2

п) пример выполнения отчета по запросу Начальник факультета с условием

Специальное звание = Курсант

р) пример выполнения отчета по запросу Начальник курса с условием

Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление современными организационно-техническими системами практически невозможно без использования мощнейшего потенциала компьютерной техники. Поэтому изучение теоретических основ информационных технологий и приобретение практики работы с их элементами является важным атрибутом подготовки специалиста в любой области деятельности. Именно на обеспечение высокого уровня образованности выпускника университета и на формирование его как глубоко эрудированной личности направлена дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

Предметная область информатики отличается высокой динамичностью. Достаточно заметить, что смена семейств аппаратных средств компьютерной техники в настоящее время исчисляется отнюдь не десятилетиями, а годами, и этот период имеет тенденцию к сокращению. Практически то же самое касается и программных продуктов.

Поэтому одна из задач дисциплины состоит в том, чтобы научить слушателей самостоятельно работать над материалом, дать импульс к его дальнейшему изучению в рамках будущей служебной деятельности в соответствии с требованиями времени.

Материал дисциплины не претендует на полноту и всеобъемлемость. Многие интересные разделы информатики не вошли в дисциплину в связи с лимитом времени на ее освоение в рамках учебного плана университета. Дальнейшее совершенствование подготовки по вопросам применения информационных технологий в профессиональной деятельности предполагается на кафедрах, определяющих облик выпускника как специалиста в выбранной предметной области.

4. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ ДИСЦИПЛИНЫ

Качественное усвоение материала дисциплины требует от обучаемых систематической самостоятельной работы, в том числе и с литературой. Быстрая смена поколений компьютерной техники и программных продуктов не позволяет вести речь о наличии фундаментальных учебных изданиях по информатике. Поэтому список рекомендуемой литературы носит открытый характер: слушатели могут самостоятельно выбирать и другие издания для работы над материалом. Кроме того, целесообразно использовать периодическую литературу, выпускаемую по различным направлениям компьютерной техники и информационных технологий.

Литература

Основная:

1. Информатика. Базовый курс. Под ред. С.Симоновича. Гриф МО. Учебное пособие, Изд-во Питер, 2013 г.

2. Информатика. Курс лекций. Е. Л. Федотов, М.: уч. Пособие. Изд. Форум 2011 г.

Дополнительная:

1. Персональный компьютер. Лучший самоучитель Е. Н. Гузенко, А. С. Сурядный, М. АСТ Астрель 2011 г.-544 с.

2. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, Изд-во Питер, 2006 г.

3. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. В.Л. Бройдо СПб.: Питер, 2011

4. Иванов А.Ю. Информатика. Учебное пособие / Под ред. В.С. Артамонова. СПб.: СПб ИГПС МЧС России, 2006.

5. С.Симонович, В Мураховский, Г. Евсеев. Новые возможности Интернета. Необходимый самоучитель. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.

6. Microsoft Office System 2007. Русская версия. Серия «Шаг за шагом / Кокс Дж., Фрай К.Д., Ламберт С. и др. – М.: ЭКОМ 2007 г.

7. Зубаха А.М. Подружкина Т.А. Компьютерный практикум по информатике. Microsoft Office 2007. СПб: УГПС МЧС России, 2014 г.

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. («Консультант +»).

2. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» от 9 сентября 2000 г.

3. Доклад «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России (МЧС России — 2030) Доклад Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. М.: МЧС России, 2012».

4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году».

5. Основы единой государственной политики РФ в области ГО на период 2020 года (утверждена Президентом РФ от 03.09.2011, № ПР-2613).

6. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года, №2227-р).

7. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123 – ФЗ (ред.от 10.07.2012 ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

8. Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2013 год.

9. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, военизированных горноспасательных частей, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2014-2016 годы

Физическая культура входит в общеобразовательную программу, но количество часов, которое отводится этой дисциплине, традиционно невелико, а сами занятия направлены лишь на общую подготовку. Для тех же, у кого есть желание и предрасположенность к тому, чтобы всерьез заниматься конкретной спортивной дисциплиной, существуют специальные школы. О них и пойдет речь.

Что такое спортивная школа

Чаще всего спортшколы – это учреждения дополнительного образования, которые обучают детей и подростков по расширенным программам физвоспитания, руководствуясь при этом сразу двумя законами – «Об образовании» и «О физической культуре и спорте». Согласно официальным положениям, такие учебные заведения призваны выполнять следующие задачи:

  • вовлекать детей в спорт, воспитывать интерес к нему;
  • пробуждать желание вести здоровый образ жизни и гармонично развиваться – в том числе физически;
  • повышать уровень физподготовки согласно требованиям программ.

Поскольку речь идет о дополнительном обучении, в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга, поэтому физической подготовкой ребята занимаются в свободное от основной учебы время. Однако есть и особые учреждения, которые в это правило не вписываются. О них мы тоже обязательно расскажем.

Основные типы спортивных школ

В России существует несколько видов учебных заведений, которые занимаются физподготовкой детей и подростков. Вначале речь пойдет о возможных организационно-правовых формах.

ДЮКФП

Детско-юношеские клубы физической подготовки стремятся массово приобщать ребят к систематическим занятиям спортом. Их задача – охватить как можно бо́льшую аудиторию, чем и обусловлены особенности ДЮКФП:

  • строгий профильный отбор учеников здесь не проводится, нет и отчисления из-за неуспеваемости или бесперспективности;
  • программы предлагаются, как правило, по нескольким видам спорта, то есть узкой специализации такие школы не имеют;
  • опять же из-за прицела на массовость эффективность работы клуба оценивается не по количеству учеников, получивших спортивный разряд, а по их общей физической подготовленности;
  • воспитанники участвуют главным образом в непрофессиональных соревнованиях или в состязаниях невысокого уровня.

Чтобы увлечь спортом как можно больше потенциальных учеников, ДЮКФП предлагают программы по наиболее интересным для подростков дисциплинам. Так, например, на базе керченского Детско-юношеского клуба физической подготовки работает сразу 10 секций: акробатики, баскетбола, кикбоксинга, легкой атлетики, дзюдо, тхэквондо, футбола, фехтования, стрельбы из лука и традиционной тюркской борьбы куреш. В группы набирают ребят преимущественно от 7 до 18 лет без медицинских противопоказаний, причем заниматься можно в нескольких секциях сразу либо переходить из одной в другую. Обучение – исключительно бесплатное, и при переизбытке желающих приоритетом пользуются обладатели социальных льгот.

ДЮСШ

Детско-юношеские спортивные школы – учреждения уже более серьезные в том смысле, что они занимаются углубленной подготовкой. Дисциплин может быть несколько или всего одна-две, но в среднем их меньше, чем в клубах, то есть направленность у ДЮСШ более узкая. Если обычные секции созданы больше для ребят, нацеленных на общефизическую подготовку (ОФП), то школа ориентирована в том числе на тех, кто в будущем планирует заниматься спортом профессионально. Поэтому и отбор детей в СШ – более строгий: кандидаты не только предоставляют документы об отсутствии медицинских противопоказаний, но и сдают нормативы. В отличие от клубов, ДЮСШ нацелены не столько на процесс, сколько на результат обучения и потому заинтересованы в том, чтобы отбирать наиболее способных и перспективных воспитанников. В связи с этим тренеры нередко сотрудничают с общеобразовательными школами и сами приглашают способных с их точки зрения ребят на пробные занятия. Так как программа в СШ более сложная и нагрузка выше, чем в клубной секции, ученики спортшкол в обязательном порядке проходят регулярную диспансеризацию для получения допуска к дальнейшей подготовке.

СДЮШОР

Спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, как понятно из самого названия, занимаются подготовкой по дисциплинам, которые входят в программу современной олимпиады. Эти учебные заведения очень похожи на ДЮСШ, но все же имеют ряд отличий:

  • Обучение включает в себя дополнительный этап. Всего их 5: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Последнего этапа в обычной СШ нет, поэтому максимум, которого могут достичь ее воспитанники, – звание кандидата в мастера спорта. Ученики же СДЮШОР становятся резервом для национальных сборных и потому потенциально могут достичь профессиональных вершин в выбранной дисциплине.
  • Ежегодная программа рассчитана на большее количество часов. В ДЮСШ ребята занимаются 36–42 недели в году, в школе олимпийского резерва – до 52-х.
  • Предъявляются более высокие требования к результатам работы как самой школы, так и ее воспитанников. В СДЮШОР важны достижения, поэтому успехи ребят регулярно проверяются: они периодически сдают нормативы, и их могут даже отчислить за многочисленные пропуски или неудовлетворительные результаты тренировок. Кроме того, школа олимпийского резерва в норме должна выпускать не менее 30% своих подопечных, ДЮСШ – всего 10%.

В качестве примера можно упомянуть СШОР № 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где подготовка ведется по 8 олимпийским дисциплинам: дзюдо, вольной и греко-римской борьбе, художественной гимнастике, самбо, джиу-джитсу, спортивным танцам и киокусинкай (разновидности карате). Хотя учреждение бюджетное и основные программы там бесплатны, коммерческие услуги тоже предусмотрены. Речь идет о дополнительных занятиях по общефизической подготовке, питании и организации спортивных мероприятий на территории школы.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что в СДЮШОР стоит отдавать ребенка с перспективой на переход в большой спорт. Если же прицела на дальнейшую карьеру нет и вас больше интересует физическое развитие как таковое, то упрощенной программы ДЮСШ будет достаточно.

ДЮСАШ

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы занимаются физподготовкой, реабилитацией, объединением и социальной адаптацией ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – нарушениями зрения, слуха, интеллекта, болезнями опорно-двигательного аппарата. Количественно таких учреждений в России относительно немного, и все они руководствуются особыми федеральными стандартами подготовки, разработанными специально для спортсменов с ОВЗ.

Хорошим примером организации этого типа служит Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, которая занимается подготовкой резерва для региональных и федеральных команд. Занимаются здесь не только дети, но и взрослые, но существенной разницы между ДЮСАШ и САШ как таковой нет. В зависимости от характера патологии, основные программы в школе делятся на 4 типа:

  • Для слабослышащих. Сноуборд, спортивное ориентирование, лыжные гонки, фитнес, легкая атлетика, настольный теннис.
  • Для слабовидящих. Голбол, дзюдо, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для людей с интеллектуальными нарушениями. Настольный теннис, футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для спортсменов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Пауэрлифтинг, легкая атлетика, плавание.

САШ активно сотрудничает со специальными общеобразовательными учреждениями и привлекает их воспитанников в физкультурные и спортивные группы. Занятия способствуют коррекции основного дефекта ребенка или подростка и в то же время работают на его социализацию. Несмотря на то, что спорт высоких достижений для такого рода учреждений не приоритет, САШ Свердловской области активно участвует в развитии паралимпийского движения и готовит участников соревнований (в том числе международных) для людей с ограниченными возможностями.

Классификация по виду пребывания и особенностям обучения

Выше мы рассмотрели различия между спортивными школами с точки зрения их организационно-правовых форм и общей направленности. Теперь же поговорим о видах этих учебных заведений в контексте их внутренней организации и особенностей работы.

Спортивные интернаты

Этот вид учебного заведения представляет собой сплав простой средней и спортивной школ, где воспитанники проходят общеобразовательные предметы, тренируются и при этом живут на полном пансионе, то есть домой уезжают только на выходные и/или каникулы. Если основная (минимальная) часть программы для всех учреждений этого типа едина, то дополнительная, спортивная, зависит от специализации конкретной школы. Взять, к примеру, московский интернат «Чертаново», существующий уже более 40 лет. Профиль у него, как и у большинства спортивных интернатов, узкий: здесь готовят будущих футболистов, причем отделения 2 – мужское и женское. Обучение ведется с 1 класса, и специальный конкурс проходят даже малыши: на отборочных тренировках педагоги выявляют наиболее способных претендентов. Основная задача школы – подготовка резерва для профессиональных команд, поэтому поступают сюда те, кто в будущем хотел бы связать свою жизнь с футболом.

Ещ е один пример такой школы – интернат «Спортивный резерв» из Санкт-Петербурга. Специализация здесь чуть шире, чем в «Чертаново», – волейбол и велоспорт, причем во втором случае есть даже разделение на подвиды: шоссейные гонки, трек и маунтинбайк. В противовес предыдущему примеру, обучение здесь ведется лишь с 8 по 11 класс, и набирают сюда лишь тех, кто уже прошел предварительную подготовку в спортивных секциях соответствующего направления. Помимо школы и общежития, при «Спортивном резерве» работает летний лагерь, где ребята с пользой для здоровья и общего развития проводят каникулы.

Общеобразовательные школы со спортивным уклоном

Многие средние школы имеют специализацию. У одних она связана с иностранными языками, у других – с физикой и математикой, у третьих – с биологией. Спорт – один из возможных вариантов. Основная программа здесь – общеобразовательная, а на физическую культуру выделяются дополнительные часы. Зачастую такие школы работают по договору со спортивными и открывают у себя специализированные классы, в которые проводят отбор. В некоторых случаях спортивная и общеобразовательная школы фигурируют как подразделения одного и того же учреждения. Ярким примером тому служит учебный центр под названием «Московская экспериментальная школа», открытый в 1992 году Заслуженным тренером России Г. Н. Музруковым. Ребята здесь учатся с 1 по 11 класс и параллельно проходят подготовку по ушу, причем тренировки, а также локальные соревнования, проводятся примерно там же, где и обычные уроки, поскольку при школе существует так называемый дворец ушу, который непосредственно к ней прилегает.

Средние школы с уклоном хороши тем, что основное образование в них гармонично сочетается со спортивным. Если ребенок ходит в сторонний клуб или ДЮСШ, баланса в этом плане достичь труднее, особенно если цель – высокие достижения. Например, на соревнования часто приходится отпрашиваться с уроков, тренировки порой тоже накладываются на основные занятия, что потенциально может привести к ухудшению результатов как по спортивным, так и по общеразвивающим дисциплинам. Если же школа и ДЮСШ объединены или, как минимум, сотрудничают, основная программа и расписание изначально составляются с учетом дополнительной нагрузки, поэтому и вероятные организационные проблемы решаются сами собой.

Комплексные учебные центры

Наряду со спаянными воедино общеобразовательными и спортивными школами существуют учебные центры, которые структурно похожи на тот, о котором шла речь в предыдущем абзаце, но имеют больше подразделений и дают не только общее и дополнительное спортивное, но порой даже специальное образование. Так, одно из столичных учреждений, которое формально именуется Колледжем физической культуры и спорта «Спарта», на деле представляет собой конгломерат из 3-х разнородных учебных заведений: средней школы и СШОР, а также колледжа с очной и заочной формами обучения, где готовят педагогов по физической культуре.

Еще один интересный пример комплекса – Центр образования и спорта «Москва-98», который в 2013-м стал лауреатом конкурса «Сто лучших школ России». Здесь структура еще необычнее, поскольку в нее входит сразу 6 отделений: 3 детских сада и 3 школы – 2 общеобразовательных и 1 спортивная («Олимп»). Курирует «Москву-98» региональный Департамент спорта, а потому и все подразделения, в том числе дошкольные, приобщают своих воспитанников к физической культуре.

Условия поступления

Требования, которые спортшколы предъявляют к потенциальным ученикам, разнятся в первую очередь в зависимости от типа учебного заведения. Каждое учреждение вправе корректировать условия набора, но общие закономерности таковы:

  • ДЮКФП. В секцию клуба поступить проще всего, поскольку нормативы обычно сдавать не нужно, достаточно лишь предоставить основные документы (о них ниже).
  • ДЮСШ и СДЮШОР. Кандидаты проходят конкурс, где демонстрируют природные способности или, если речь идет об уже подготовленных детях, то и умения в соответствующем виде спорта.
  • ДЮСАШ. Спецшколы, которые призваны реабилитировать людей с ОВЗ и содействовать их адаптации в социуме, ориентируются в первую очередь на наличие медицинских показаний для обучения и на интерес со стороны самого ребенка.
  • Спортивные интернаты, школы с уклоном и комплексные центры. В общеобразовательные школы прием ведется согласно базовым правилам, установленным Минобрнауки. Но поскольку все подразделения таких учреждений взаимосвязаны, стоит готовиться и к конкурсному отбору по профильным спортивным дисциплинам.

Что касается документов, которые предоставляют администрации родители поступающих, то их список утверждает само учебное заведение. Если же проанализировать перечни на сайтах разных школ, то пакет требуемых бумаг будет включать в себя как минимум заявление, свидетельство о рождении, справку о регистрации, заключение о состоянии здоровья, фотографию и документ о родстве или праве представлять интересы ребенка.

Плата за обучение

Основные программы в государственных учебных заведениях бесплатны. Это касается и общеобразовательных спортивных школ, и интернатов, и клубов. Но каждое учреждение вправе по собственной инициативе предлагать за деньги дополнительные услуги, и их набор зачастую весьма интересен. Особенно выделяется в этом смысле Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, о которой мы вкратце рассказали выше. Наряду с обучением за государственный счет, она предлагает платные занятия в тренажерном зале, 6 видов массажа, душ Шарко, комнату тепловой релаксации. Также на коммерческой основе здесь можно заниматься восточными танцами, фитнес-йогой, стретчингом. Есть детские группы по лечебной физкультуре, действует программа «Киндер-микс» – комплекс занятий по фитнесу для ребят 4–12 лет. В целом относительно платных услуг спортшколы мало отличаются от обычных общеобразовательных и в большинстве случаев организуют за деньги дополнительные занятия, здоровое питание, а иногда даже сдают в аренду помещения для физкультурных мероприятий.

Поскольку здоровый образ жизни среди молодежи сейчас в моде, а государство активно эту тенденцию поддерживает, нехватки спортивных школ в городах России сегодня нет. Если ваш ребенок с малых лет проявляет интерес к большому спорту или просто нуждается в общефизической подготовке, которая при отсутствии специфических противопоказаний не повредит никому, смело выбирайте достойное учебное заведение. При должном усердии спорт может стать не только интересным увлечением, но и судьбой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *