Валютный контроль и валютное регулирование

Содержание

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в ЗВРиВК, конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России.

Основными формами валютного контроля являются:

— Регистрация и статистический учет валютных операций;

— Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

— Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

— Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

— Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

— Предварительный;

— Текущий;

— Последующий.

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка об идентификации валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ (Департамент валютного регулирования и контроля), федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (Минфин, Минэкономиразвития, ФТС, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля (Территориальные учреждения Банка России, таможни, территориальные управления МНС России, региональные управления валютного контроля Минфина РФ).

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций другими резидентами и нерезидентами осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

— применять установленные законом меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

— осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ.

— представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую информацию.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение своих функций, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

— знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

— обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

— на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

— представлять органам и агентам валютного контроля требуемые документы и информацию.

— вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

— выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ.

Валютный контроль за операциями резидентов

Документизация валютных операций

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (заверенные копии) связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

— документы, удостоверяющие личность физического лица;

— документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— документы, удостоверяющие статус юридического лица,

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

— документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

— уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета в банке за пределами РФ;

— документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая контракты, доверенности, выписки из протокола общего собрания; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

— документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

— таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

— паспорт сделки.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля.

По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом требуемых документов, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Идентификация валютных операций

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица – индивидуальные предприниматели) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы:

— справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции;

— иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.

Данные документы представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

Уполномоченный банк принимает справку о валютных операциях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях.

Принятая справка о валютных операциях подписывается ответственным лицом уполномоченного банка, заверяется печатью уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля, и помещается в материалы валютного контроля.

Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о валютных операциях в следующих случаях:

— представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением требований;

— из представленных резидентом документов, следует несоответствие вида проводимой валютной операции коду, указанному резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков;

— указанный резидентом код вида валютной операции не соответствует установленным нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов основаниям зачисления на специальный банковский счет резидента или списания со специального банковского счета резидента.

Справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также другие документы, представленные резидентом возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту или лицу, действующему на основании его доверенности.

В этом случае уполномоченный банк отказывает резиденту в осуществлении валютной операции.

При осуществлении валютных операций в российской валюте резиденты и нерезиденты представляют в уполномоченный банк расчетный документ, который помимо обязательных реквизитов содержит в себе: код вида валютной операции и номер паспорта сделки (если требуется оформление паспорта сделки и если валютная операция осуществляется резидентом).

В случае надлежащего оформления расчетный документ принимается уполномоченным банком к исполнению.

Паспортизация валютных операций – контроль за репатриацией капиталов

С переходом России к рыночным отношениям важными и трудноконтролируемым являлись вопросы невозврата в РФ выручки от экспорта товаров, работ, услуг, а также бестоварный перевод валюты предприятиями за рубеж и сделки по фиктивным импортным контрактам. В итоге в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям.

Такое бегство капитала наносит серьезный ущерб национальной экономике. Суть вывоза капитала – изъятие части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота и включение их в производственный процесс в других странах. Такая ситуация потребовала создания в РФ системы валютного контроля за внешнеторговыми операциями отечественных предприятий.

Одним из важнейших средств поддержания равновесного ПБ, обеспечивающего поступление валютных ресурсов в страну и способствующего их концентрации для использования в целях финансирования национального хозяйства, является требование о репатриации капиталов.

Под репатриацией капиталов понимается возвращение в свою страну капиталов из-за границы. Репатриация может осуществляться в форме перевода на родину капиталов, ранее инвестированных за границей, и прибылей по ним, а также вырученной иностранной валюты от реализации товаров, работ, услуг.

Несмотря на существенную либерализацию валютных отношений, ФЗ №173 сохранил основное требование старого Закона, а именно: вся валюта, которую получают российские фирмы от ВЭД, должна вернуться в Россию.

Необходимость сохранения требования о репатриации объясняется следующим образом:

— Требование о репатриации валютной выручки является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников ВЭД;

— В условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности.

1 января 1994 г. был введен в действие специальный порядок валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки в иностранной валюте от экспортных операций. С 1 января 1996 г. система валютного контроля была распространена на импортные операции. В 1997-1998 гг. система валютного контроля охватила бартерные контракты. С 1 января 200 г. валютный контроль был распространен на операции по экспорту товаров резидентами в рублях, а с 1 января 2001 г. она охватила и операции по импорту в рублях. С 2004 г. валютный контроль был распространен и на кредитные операции.

Механизм валютного контроля в РФ по внешнеторговым операциям носит характер таможенно-банковского контроля. Что позволяет сравнить и проконтролировать два встречных потока: денежный и товарный и определить, не были ли нарушены установленные правила в валютной сфере. Принцип контроля основан на сопоставлении и анализе информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого или импортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере и дате поступления валютных средств за экспортный товар или дате и сумме перевода средств за импортируемый товар.

Для чего используются специальные документы валютного контроля:

— Паспорт сделки, содержащий основную информацию о сделке;

— Учетная карточка таможенно-банковского контроля (УК) – возвратный документ, содержащий некоторые сведения из ГТД;

— Досье – специальная подборка документов по контролю за ходом проведения всей внешнеторговой операции по каждому паспорту сделки.

— Ведомость банковского контроля – документ, содержащий подробные сведения о сделке.

Обновление: 31 марта 2017 г.

Денежные отношения внутри любого государства нуждаются в специальном нормативном управлении и защите. В России, как и в других странах, осуществляется регулирование правоотношений, связанных с использованием валюты РФ и иностранных государств. Его осуществляют органы валютного регулирования. Правовым актом, устанавливающим порядок регулирования и определяющим органы, его осуществляющие, является Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее – Закон).

Задачи валютного регулирования

Само юридическое регулирование этой сферы правоотношений представляет собой облечение в нормы права валютной политики государства, направленное, в т.ч., на поддержание субъектами валютного регулирования платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д.

Объектами такого регулирования являются как физические, так и юридические лица (как российские, так и зарегистрированные за рубежом), граждане России и иностранцы.

Органы валютного регулирования в РФ

Перечень органов власти, осуществляющих соответствующие функции управления в России, установлен ч. 1 ст. 5 Закона. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк РФ (далее — ЦБ);
  • Правительство РФ.

Соответствующие положения, закрепляющие указанные полномочия, содержатся в:

  • ст. 4 Закона от 10.07.2002 «О ЦБ России»;
  • ст. 15 Конституционного закона от 17 декабря 1997 года «О Правительстве РФ».

С целью исполнения соответствующих полномочий ЦБ и Правительство РФ на основании Закона выдают обязательные для объектов регулирования указания, публикуемые в нормативных актах.

По составу соответствующих полномочий основным органом валютного регулирования в России является ЦБ. Этот регулирующий орган устанавливает, в т.ч., формы и порядок учета и отчетности по валютным операциям. ЦБ по сути — это главный банк в Российской Федерации.

В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных ЦБ в качестве основного органа валютного регулирования в России, в частности, можно выделить:

  • Инструкцию от 16 сентября 2010 года о банковских операциях в валюте других государств;
  • Указание от 14 августа 2008 года о кассовых операциях с валютой других государств;
  • Указание от 20 июля 2007 года о представлении банкам документов по валютным операциям и др.

В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных Правительством РФ, в частности, можно выделить:

  • Постановление от 28 декабря 2005 года. Им закреплен порядок представления резидентами отчетов о счетах в банках иностранных государств.

Методы управления валютными правоотношениями могут быть различными в зависимости от предмета регулируемых отношений, объектов и субъекта валютного регулирования.

Предметом регулируемых отношений, к примеру, могут быть:

  • валютные операции с валютой других государств на территории РФ;
  • расчеты в национальной валюте РФ;
  • расчеты в валютах других государств;
  • размер ввоза и вывоза валют;
  • значение обменного курса валют и т.д.

Таким образом, органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ и Правительство. Эти органы наряду с управлением и нормотворчеством в рассматриваемой сфере правоотношений одновременно осуществляют полномочия по валютному контролю на территории нашего государства.

90. Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.

Основные направления валютного регулирования:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.

3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.

Федеральный закон о валютном регулировании и контроле подписан 10 декабря 2003-го года. Номер документа – 173-Ф3. Проект принят Государственной Думой 21-го декабря. Последняя редакция проводилась в 2014-ом.

Поправки внесены 4-го ноября. В законе 5 глав. Его первоначальный вид можно найти в «Российской Газете» за номером 253 от 17-го декабря 2003-го года. Итак, валютное регулирование и валютный контроль, что это?

Понятия валютное регулирование и валютный контроль

Валютным регулированием называют совокупность действий государственных органов, направленную на управление обращением в стране валют. Это подразумевает контроль за операциями с ними, воздействие на курс валют путем регулирования национальных денежных знаков. В купу государственных действий входит и ограничение на операции с иностранной валютой.

Валютным контролем именуют слежку государственными органами за всеми перемещениями валюты через границы страны. Контроль осуществляется и за валютными операциями внутри федерации. Государство вправе, к примеру, регулировать порядок приобретения иностранного капитала, как физическими, так и юридическими лицами.

Принципы валютного регулирования и контроля

Система валютного регулирования и контроля направлена на укрепление финансового положения страны на мировой арене. Задача – высокие кредито и платежеспособность России.

Для этого ведется политика блокирования «бегства» средств за границу и, напротив, привлечение иностранного капитала внутрь страны. Попутно укрепляется отечественный рубль. В цели валютного регулирования и контроля входит и обеспечения поступления валюты из-за границы по внешнеэкономическому обороту.

Существуют 5 основных принципов осуществления валютного регулирования в России:

— Страна берет на себя ответственность за обеспечение и защиту прав всех игроков валютного рынка при осуществлении операций на нем.

— Государство гарантирует общность систем валютного регулирования и контроля. Правила одной не противоречат законам другой.

— 3-ий принцип – единство политики страны, как в своих границах, так и в мировых масштабах.

— Исключено вмешательство государства в операции с валютами, если это не оправданно. Правда, оправданность действий устанавливается, опять же госорганами.

— Россия ставит в реализации регулирования валютного рынка экономический приоритет.

Органы валютного контроля и регулирования

Основные органы валютного контроля и регулирования в России – Правительство и ЦентроБанк. Они обладают полномочиями создания законодательных актов. Если документ, регулирующий какие-либо операции с валютой, отсутствует, они проводятся в свободном, неограниченном режиме.

Так же существуют требования об использовании спецсчета. При этом, органы валютного контроля не имеют права вводить ограничения, не предусмотренные 173-им законом. У Правительства и Центрального Банка имеются и другие запреты:

— Нет права запрашивать предварительную регистрации. Исключения прописаны в 3-ей части 12-ой статьи и 5-ой части 15-ой статьи федерального закона.

— Нет права требовать у резидентов и нерезидентов получения ими индивидуальных разрешений.

— Нет права устанавливать разнообразные формы учета валютных операций. Все бланки, акты, документы должны быть едины.

Порядок и сроки отчетности так же дины, в соответствии с законодательством. ЦентроБанк обязан предоставлять статистику по операциям с валютой.

Тенденции валютного контроля и регулирования

Методы валютного контроля и регулирования направлены на экономическую стабильность и безопасность государства. Однако, не существует совершенных законодательств. Это создает «лазейки» для мошенников.

Так, в год налагается штрафов на сумму около 4-х миллиардов. Это плата за нарушение валютного законодательства. При этом, необходимо учитывать, что раскрываются не все дела.

Но, отказаться от жесткого валютного контроля могут лишь единицы стран. На это решаются те, кто обладает мощным экономическим потенциалом. Россия, пока, не примкнула к их лагерю. Федерация страдает от бесконтрольного вывоза за рубеж национальных ресурсов. Приостановить процесс без жесткой «руки сверху» невозможно.

Для России эксперты дали два сценария – плохой и очень плохой. Прогнозируют обвал рубля. Обесценивать его планируют либо в несколько этапов, либо разом. Последний вариант худший. Такая инвентаризация мер валютного контроля вынуждена. Экономисты говорят, что разумной альтернативы, попросту, нет.

Эксперты говорят, что валютный контроль и регулирование будут развиваться в сторону стимулирующих мер. Участники рынка должны захотеть осуществлять операции с рублями, считают в Правительстве. Там утверждают, что не будут регламентировать запретительные меры. Вместо них установят привлекательный, выгодный механизм работы с родной валютой.

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в
качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 036401.65 «Таможенное дело».

В учебнике системно изложены теоретико-методологические основы валютного регулирования в макро- и микроэкономике, в том числе такие вопросы как: содержание и особенности проведения валютных операций, формы и методы государственного регулирования валютных отношений, международные расчеты, их условия и формы, страхование валютных рисков.

Также в учебнике подробно рассмотрен современный механизм валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации: раскрыта система организации и функционирования валютного контроля в Российской Федерации; изложена методика валютного контроля за внешнеторговыми операциями, применяемая органами и агентами валютного контроля Российской Федерации, с учетом специфики функционирования Таможенного союза; выделены особенности валютного контроля за перемещением денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза с учетом требований международных организаций по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем; обобщена организация работы по выявлению нарушений требований валютного законодательства Российской Федерации.

На получении грифа в ФИРО.

РАЗДЕЛ 1. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ Глава 1. Валютные отношения и валютное регулирование

1.1. Деньги и валюта
1.2. Валютные отношения
1.3. Валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 2. Валюта

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3. Валютная система

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 4. Валютный курс

4.1. Валютный курс как экономическая категория
4.2. Факторы, влияющие на валютный курс
4.3. Котировка валюты
4.4. Виды валютных курсов
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 5. Валютный рынок

5.1. Сущность и виды валютного рынка
5.2. Участники валютного рынка
5.3. Современные тенденции развития валютного рынка
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 6. Валютные операции

6.1. Содержание валютной операции
6.2. Классификация валютных операций
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 7. Международные валютные расчеты

7.1. Понятие «международные валютные расчеты»
7.2. Основные формы международных валютных расчетов
7.3. Вексель и чек как средства платежа
7.4. Международный кредит
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 8. Страхование валютных рисков

8.1. Понятие и виды валютных рисков
8.2. Страхование и хеджирование валютных рисков
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 9. Платежный баланс

9.1. Общая характеристика платежного баланса
9.2. Структура платежного баланса
9.3. Государственное регулирование платежного баланса
9.4. Платежный баланс Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля

РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Глава 10. Бегство капитала и «отмывание» грязных денег

10.1. Характеристика процесса «отмывания» денег
10.2. Методы противодействия «отмыванию» денег
10.3. Участие России в борьбе с «отмыванием» капиталов
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 11. Международные валютно-кредитные и финансовые организации

11.1. Общая характеристика международных валютно-кредитных и финансовых организаций
11.2. Основные международные валютно-кредитные и финансовые организации
11.3. Современные тенденции развития международных валютно-кредитных и финансовых организаций
Вопросы и задания для самоконтроля

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 12. Становление и основные направления развития валютного регулирования в Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 13. Правовые и организационные основы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации

13.1. Правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации
13.2. Организация валютного контроля в Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 14. Валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации

14.1. Валютный контроль при перемещении товаров по внешнеэкономическим договорам (сделкам) через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации
14.2. Государственный контроль внешнеторговых бартерных сделок
14.3. Перемещение наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации
14.4. Ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности
14.5. Организация работы по выявлению нарушений требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля

Список использованных источников

Введение

Одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере является валютное регулирование и валютный контроль. Современный механизм валютного регулирования в Российской Федерации формируется на основе общепринятых методологических и организационных принципов с учетом накопленного мирового опыта и требований международных организаций. Реализация механизма валютного регулирования в Российской Федерации возложена на экономические, финансовые, банковские, налоговые, а также таможенные органы, поэтому важное место в теоретической и практической подготовке специалистов в таможенной сфере занимает дисциплина общепрофессионального цикла «Валютное регулирование и валютный контроль».
Указанная дисциплина направлена на формирование у студентов научно-мировоззренческой позиции в отношении роли и значения валютного регулирования как способа государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Основное внимание уделяется изучению таких важных тем, как:

  • сущность валютного регулирования в микро- и макроэкономике;
  • содержание и особенности проведения валютных операций;
  • формы и методы государственного регулирования валютных отношений, применяемые в различных странах мира;
  • международные расчеты, их условия и формы;
  • страхование валютных рисков; система организации и функционирования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами;
  • таможенно-банковский контроль за поступлением выручки от экспортных операций;
  • валютный контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • осуществление государственного контроля при внешнеторговых бартерных сделках;
  • валютный контроль за перемещением денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Практические занятия позволяют студентам рассмотреть актуальные проблемы валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе, получить навыки проведения самостоятельных научных исследований по ключевым вопросам дисциплины, освоить методики проведения таможенными органами Российской Федерации валютного контроля, овладеть навыками работы с документами, используемыми при осуществлении валютного контроля.
Учебник подготовлен в полном соответствии с примерной программой дисциплины «Валютное регулирование и валютный контроль» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 036401.65 «Таможенное дело» (на переходный период — и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115.65 «Таможенное дело»). В основу учебника положен одноименный авторский курс, читаемый на факультете таможенного дела Российской таможенной академии.
В учебнике обобщена и систематизирована теория валютного регулирования на основе учебно-научной литературы, комплексно раскрыта эволюция валютных отношений в Российской Федерации, изложена методика валютного контроля, применяемая органами и агентами валютного контроля Российской Федерации, с учетом специфики функционирования Таможенного союза. Изложение материала сопровождается иллюстрациями в виде таблиц, рисунков. Контроль степени усвоения обучающимися учебного материала может быть осуществлен с помощью приведенных в тексте учебника после каждой главы вопросов и заданий для самоконтроля.
Учебник ориентирован также на широкий круг читателей: преподавателей, аспирантов, магистров и всех, кто интересуется проблемами валютного регулирования и валютного контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *