ВЭД 2

Территория науки, 2013, № 2

Марченкова Л.М., Мерцалова А.И.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Орловский государственный институт экономики и торговл Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: государственное регулирование,

внешнеэкономическая деятельность, мировая экономика.

Аннотация: в статье рассматриваются направления и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России.

Keywords: government regulation, trade, the global economy.

Abstract: The article discusses trends and features of state regulation of foreign trade activities of Russia.

Интернационализация мировой экономики, расширение границ международного экономического сотрудничества приводит к ускорению интеграционных процессов в мире. В это связи возрастает и роль внешнеэкономической деятельности стран.

К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся:

• внешнеторговая деятельность;

• международное разделение труда;

• производственная специализация и кооперация;

• валютные и финансово-кредитные операции;

• отношения, возникающие с международными организациями.

Международное движение товаров, работ, услуг, капиталов,

технологий является существенным фактором экономического развития страны, что приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов в стране. Кроме того, ускоренное развитие мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и требует повышение роли и совершенствования функций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В это связи возрастает значимость государственной политики в области регулирования внешнеторговых отношений. Экономика стран интенсивно развивается и совершенствуется, что заставляет страны регулярно переоценивать и изменять цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.

Территория науки, 2013, № 2

Необходимо заметить, что вопросы стимулирования

экономического развития, осуществления государственной

внешнеторговой политики имеют в настоящее время актуальное и научно-практическое значение.

Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) осуществляется специальными государственными учреждениями и включает систему мер, законодательного, исполнительного и контролирующего воздействие в целях обеспечения эффективного внешнеэкономического развития, стимулирования развития экспорта и импорта, а также повышения притока иностранного капитала.

Государственное регулирование ВЭД включает следующие составляющие: сущность, конкретные направления, формы и

масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.

Для обеспечения Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности необходима разработка эффективных и гибких программ, способных решать любые проблемы возникающие во ВЭД. Программы государственного регулирования ВЭД предполагает разработку инструментов государственного регулирования. Программы должны удовлетворять условиям применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения. Государственное регулирование ВЭД включает различные направления регулирования деятельности, затрагивает интересы разных стран, изменяет мотивацию внешнеэкономического поведения субъектов. Поэтому разрабатываемые программы должны учитывать, какие группы участников ВЭД выиграют, а какие проиграют от осуществления этих программ, какие новые проблемы могут возникнуть и как они отразятся на социально-экономическом положении страны.

Основными целями регулирования ВЭД России в настоящее время являются:

• Оказание необходимой поддержки отечественным предприятиям для их обеспечения современными машинами, оборудованием, технологиями, минерально-сырьевыми ресурсами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территория науки, 2013, № 2

• Поддержание и усовершенствование торгово-политического сотрудничества с зарубежными странами; расширение участия России в интеграционных процессах;

• долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;

• обеспечение эффективной валютной, таможенной,

миграционной и др. защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации.

В России можно выделить следующие направления внешнеторговой политики: ориентация преимущественно на экспорт, ориентация преимущественно на импорта. В настоящее время наиболее эффективным направлением интеграции России в мировую экономику является ориентация на активный рост экспорта.

Используемые государством методы регулирования

внешнеторговой деятельности представлены на рисунке 1.

Тарифные методы регулирования предполагает применение таможенного тарифа и таможенных пошлин. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к различным товарам, пересекающим таможенную границу страны. Таможенные тарифы можно подразделить на импортные и экспортные. Содержание импортного тарифа — это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф направлен на регулирование экспорта товаров. Экспортный тариф применяют отдельные страны, обладающие особыми природно-климатическими особенностями, природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины, как правило, способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Экспортные пошлины применяются государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, а также как средство ограничения вывоза определенных групп товаров.

Территория науки, 2013, № 2

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАРИФНЫЕ НЕ ТАРИФНЫЕ

система таможенных пошлин, применяемых в данном государстве прямые (количественные) * квотирование / контингентирование * лицензирование * добровольное ограничение экспорта * антидемпинговые пошлины * компенсационные пошлины и сборы косвенные (не количественные)

скрытые ♦ стандарты (технические; санитарные; ветеринарные) ♦ администр. и таможенные формальности финансовые ♦ импортные депозиты ♦ субсидирование экспорта ♦ кредитование экспорта

паратарифные

• таможенные сборы

• внутренние налоги и сборы (НДС)

• декретированная таможенная оценка

Рисунок 1 — Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф предполагает использование ставок таможенных пошлин способствующих повышению цены товара. Таможенные пошилины применяются в целях защиты национальных производителей от более дешевых и качественных иностранных поставщиков товара. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза. Размер применяемых таможенных ставок с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий утверждается постановлениями правительства РФ.

Для регулирования внешнеторговой деятельности используют разный уровень таможенных пошлин, который применяется в отношении отдельных групп стран, кроме того используют лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями

Территория науки, 2013, № 2

таможенного законодательства. Тарифы могут пересматриваться по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, а также на основе предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

Выделяют следующие виды таможенных пошлин:

• адвалорные таможенные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• специфические таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

• комбинированные таможенные пошлины, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

• специальные таможенные пошлины, применяются для защиты отечественных производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров; кроме того они используются в ответ на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;

• антидемпинговые таможенные пошлины, применяются для предотвращения ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

• компенсационные таможенные пошлины, применяются в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли

• сезонные таможенные пошлины, устанавливаются правительством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);

• особые виды пошлин, применяются в результате расследования, проводимого в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

На все товары, ввозимые, на таможенную территорию Российской Федерации определяется таможенная стоимость, которая декларируется при перемещении товара через границу России. За правильностью определения таможенной стоимости, Таможенный орган РФ осуществляет контроль, устанавливает порядок и условия

Территория науки, 2013, № 2

заявления таможенной стоимости ввозимых товаров.

Существуют различные способы осуществления таможенной стоимости товара: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; путем сложения стоимости; с использованием резервного метода.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой следующие меры: квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортноимпортные операции, субсидии, административные барьеры.

Административные и экономические меры ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью ограничения, касающихся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, а также условий их производит и реализации, например, технические стандарты, «унитарные нормы, требования к упаковке и т.п.

Регулирование иностранных инвестиций, также является важнейшим направлением внешнеэкономических отношений. В настоящее время процессы международного движения капитала охватывают все большее число стран. При этом большинство стран мирового хозяйства одновременно выступают экспортерами и импортерами капитала.

В настоящее время в процессах межгосударственного движения капиталов имеется устойчивая тенденция к ежегодному росту. Необходимо отметить, что во многих странах мира наблюдается опережение динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

На процесс международного движения капитала государство может воздействовать следующим образом:

• создание определенной системы, направленной на привлечение стимулирование и контроль за осуществлением иностранных инвестиций в национальную экономику.

• создание институциональных структур и комплекс реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на то, что либерализация мировой экономики способствует повышению степени открытости экономик, в тоже время все страны осуществляют жесткий контроль за движением иностранных инвестиций, поскольку импорт капитала означает

Территория науки, 2013, № 2

привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику. В свою очередь иностранные инвестиции расширяют возможности накопления капитала в стране и улучшают условия ее экономического роста. Однако, если не осуществлять регулирование иностранных инвестиций , то их чрезмерные объемы и не контролируемое вливание может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, а также, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на создание благоприятных условия для привлечения иностранного капитала в страну.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться льготный режим, а также налоговые льготы, изменение налоговых ставок, налоговые каникулы; получение займов и кредитов; выделение средств на подготовку и переподготовку кадров; улучшение инвестиционного климата; создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить на Рисунке 2.

Следующим направлением государственного воздействия является регулирование процесса вывоза капитала за рубеж. Выделяют следующие виды вывоза капитала: прямые и портфельные инвестиции, в ссудной форме — в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах.

Причинами вывоза капитала может быть не только увеличение прибыли, но и для сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. Таким образом, происходит «утечка» капитала за границу, причиной которой является отсутствие благоприятного инвестиционного климата. На формирование благоприятного инвестиционного климата оказывает влияние политическая обстановка в стране, инфляция, безработица, налоги и т.д. Кроме того, капитал может вывозиться за границу как официально, так и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

Территория науки, 2013, № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2- государственное регулирование иностранных инвестиций

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. Экономисты выделяют следующие разновидности незаконного перемещения капитала из страны:

1) вывоз капиталов из России полученных в результате незаконного предпринимательства;

2) вывоз из России капиталов, полученных в результате законной экономической деятельности, но незаконным способом;

3) вывоз из России капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства;

Законное движение капиталов за пределы России имеет место, когда капитал получен в результате законной деятельности, а также осуществляется законный вывоз его за границу. К законному

Территория науки, 2013, № 2

движению капитала можно отнести: инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в полном соответствии с российским законодательством, и др.

В настоящее время в России проводятся мероприятия направленные на повышения инвестиционной привлекательности страны, а также на улучшение инвестиционного климата.

В целом внешнеэкономическая деятельность имеет следующие важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования основных форм

внешнеэкономических отношений. В последние годы таможенный тариф России неоднократно изменялся, он становился небольшим и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины в настоящее время весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.

В настоящее таможенное регулирование подвергается большим изменениям, с целью обеспечения более эффективного управления внешнеэкономическими процессами. Правительство сократило количество таможенных пошлин, которые назначаются не на отдельные товары, а на крупные товарные группы.

Развитые страны, являющиеся членами ВТО, имеют достаточно низкий средний уровень таможенного обложения, поэтому после вступления России в ВТО произошло снижение таможенных пошлин.

В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.

Исходя из вышесказанного, можно выделить важнейшие на наш взгляд проблемы внешнеэкономической деятельности. К ним относятся:

• усовершенствование законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

• создание наиболее эффективных программ развития экспорта товаров;

• совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в стране;

Территория науки, 2013, № 2

• организация эффективной межгосударственной банковской деятельности для обеспечения кредитования и страхования экспорта продукции;

• создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортноимпортных перевозок;

• совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей;

• осуществления эффективного и современного контроля за качеством и безопасностью товаров, поступающих в Россию.

Список литературы

1. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы: . / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 2011. №7. С.13-29.

4. Прямые иностранные инвестиции . -Режим доступа: -http://ru.wikipedia.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию . — Режим доступа: — http://www.investments2.ru.

Назарова Г.Н., Самохина Т.А.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ

Воронежский экономико — правовой институт

Ключевые слова: стратегии маркетинга, информационные

технологии, маркетинговые инструменты.

2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России

Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.

К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, следует отнести Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 21 ноября 2003 г.), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 25 июля 2002 г. № 117-ФЗ), Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3), Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3517-1), Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1995 г. № 5003-1), Таможенный кодекс РФ (от 28 мая 2003 г., № 61-ФЗ), Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др. Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание на постановление Правительства РФ, касающееся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и многих других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Стр 1 из 4

Управление внешнеэкономической деятельностью

Внешнеэкономическая деятельность и её роль в развитии национальной экономики.

ВЭД – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью) (ФЗ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18.07.99).

ВТД — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» № 164-ФЗ от 08.12.2003).

Формы выхода предприятий на мировой рынок.

К формам выхода на мировой рынок относятся:

1) экспорт (активный или пассивный; напрямую или с посредниками)

2) лицензионные операции (франчайзинг) — предприятие (франчайзер) дает право использовать свою производственную технологию.

3) совместное предприятие (инвестиции в уже существующее или создать новое)

4) прямые иностранные инвестиции (создать новую или приобрести уже существующую иностранную компанию).

Либерализация ВЭД в России. Методы и инструменты государственного регулирования ВЭД.

Либерализация – это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. В России существенные изменения во внешнеторговом режиме начались с указа президента № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации ВЭД на территории РСФСР». Указ предусматривал ряд конкретных мер:

— отмена спец. регистрации, в т.ч. для посреднических организаций;

— право ведения ВЭД с момента регистрации предприятия;

— снятие ограничений на бартер;

— сокращение перечня лицензируемых и квотируемых товаров;

— изменение порядка налогообложения ВЭД.

С 1 июля 1992 г. установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров. В 1995 г. экспортные квоты и лицензии были вовсе ликвидированы. 1993 — 1998 гг. завершался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений.

— право ведения ВЭД для всех хозяйствующих субъектов;

— создана и совершенствуется нормативно-правовая база госрегулирования ВЭД

— реорганизована система гос. управления внешнеэкономической сферой страны

— в основе госрегулирования ВЭД – мировой опыт и рыночные механизмы хозяйствования.

Методы государственного регулирования ВЭД:

— по направленности действия на экономические процессы: протекционистские и либерализационные;

— по характеру воздействия на экономические процессы: административные и экономические;

— по характеру и разновидности применяемых приемов: таможенно-тарифные и нетарифные.

Нетарифные: меры прямого ограничения (лицензирование и квотирование), валютные ограничения и валютный контроль и меры, связанные с выполнением таможенных или адм. формальностей (импортные налоги, импортные депозиты, сертификация ввозимых товаров и услуг)

— Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Таможенно-тарифная система и её роль в регулировании ВЭД.

ТТ регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования ВЭД. Законодательной основой таможенно-тарифного регулирования является закон «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.93 и «Таможенный кодекс». Данные документы определяют принципы построения системы ТТ регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей.

Непосредственно ТТ регулирование осуществляет Федеральная таможенная служба РФ через системы таможенных управлений, таможни и таможенные посты.

К числу основных режимов относится режим экспорта и режим импорта.

ТТ регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимание таможенных платежей.

Таможенные платежи взимаются до или одновременно с подачей таможенной декларации. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.

Таможенные пошлины бывают:

1. по объекту взимания (вывозные, транзитные, ввозные)

2. по способу взимания

Адвалорные – в % к таможенной стоимости

Специальные – взимаются в твердо установленной форме за единицу товара

Комбинированные – адвалорная + специальная

3. по размеру взимания (ставки): номинальные, льготные, минимальные, максимальные.

4. по практике взимания

номинальные – обозначены в там. тарифе

реальные – дифференцированные в зависимости от страны происхождения

Таможенный тариф – инструмент торгового, политического и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с МР и включает себя правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу.

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.

В тарифе по импорту существуют максимальные и минимальные ставки, которые применяются в соответствии с ВТПолитикой по отношению к государству.

Нетарифные методы регулирования ВЭД.

ГАТТ определило нетарифные ограничения как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

Статья 20 закона определяет случаи использования нетарифного регулирования (ст. 21-24, 26, 27) при условии проведения соответствующих предварительных процедур. Кроме того, ст. 32 предусматривает меры, которые могут вводиться, исходя из национальных интересов.

В мировой практике существует тенденция сокращения нетарифного регулирования, хотя эти методы более действенны.

Главные формы нетарифных ограничений, применяемые в России:

— Количественные ограничения (квотирование, контингентирование, добровольное ограничение экспорта, запрет на импорт отдельных товаров, соглашения об ограничении импорта, эмбарго)

— Лицензирование

— Наблюдение за экспортом или импортом отдельных видов товаров

— Исключительное право на экспорт или импорт отдельных товаров

— Технические меры – сертификация продукции, санитарный, фитосанитарный, ветеринарный и др. виды контроля, специальные таможенные формальности

— Монополистические меры – госмонополия на импорт отдельных товаров, принудительное обслуживание национальными предприятиями

— Меры контроля над ценами – административное фиксирование цен, антидемпинговые и компенсационные меры

— Паратарифные (сверхтарифные) – платежи и сборы, взимаемые с товаров при пересечении таможенной границы

— Технические барьеры в торговле (стандарты и требования, связанные с экологическими нормами, упаковкой, маркировкой)

— субсидии и дотации экспортерам или импортерам

Экспорт. Реэкспорт. Импорт продукции и его структура. Реимпорт.

Экспорт — это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Реэкспорт — это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.

Импорт — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.

Реимпорт — это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

Планирование, управление и контроль внешнеэкономической деятельности на предприятии.

Планирование ВЭД является объективно необходимым для любого предприятия-субъекта ВЭД.

Например, в зависимости от того, какой предел (период) времени охватывают планы, составленные на предприятии, планирование разделяется на три типа: долгосрочные, среднеотдаленные, кратковременные.

Весь процесс планирования ВЭД по внутрифирменого, можно условно разделить на две стадии:

1. Разработка стратегии ВЭД (стратегическое планирование).

2. Определение тактики осуществления выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование).

Не стоит отождествлять стратегическое и долгосрочное планирование.

Стратегическое планирование — это не функция времени, а прежде функция направленности. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а насчитывает в себе совокупность глобальных идей развития предприятия, в том числе в сфере ВЭД.

Процесс планирования может быть выражен следующим этапам:

1. Определение миссии и комплекса задач. Составление «дерева задач».

2. Анализ и оценка внутренней и внешней среды.

3. Стратегический анализ.

4. Сравнения и определения одной из альтернативных стратегий, ее разработка.

5. Готовится окончательный стратегический план деятельности фирмы в сфере ВЭД.

6. Среднеотдаленные планирования. Разработка среднепродолжительным планов и программ.

7. На основе стратегического и среднеотдаленные планирования разрабатываются годовые оперативные планы и проекты.

8. Контроль за исполнением решений, воплощенных в планах.

Функции на уровне предприятия при управлении внешнеэкономической деятельностью:

— планирование:составление планов ВЭД.

— организация: формирование организационных подразделений предприятия

— координация: согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности;

— учет: учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности;

— контроль: контролировать внешнеэкономические операции в оперативном и стратегическом режиме,

Структура управления внешнеэкономической деятельностью — это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана в области внешнеэкономической деятельности.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства.

Закон о таможенном тарифе

ФЗ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Цели Закона и сфера его применения: ФЗ устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации — инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Сферой действия настоящего Закона является единая таможенная территория Российской Федерации.

С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры

Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения – 5-10 лет и более – о торговле и других формах взаимодействия. Также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется воздействием на субъекты ВЭД методами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Таможенно-тарифные методы, основанные на использовании таможенных тарифов, таможенных сборов (НДС, акцизов и др.), являются основой экономического регулирования ВЭД.

В основу таможенно-тарифных методов регулирования ВЭД положены Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ΦЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами в соответствии с таможенной политикой государств. Таможенные нормативные акты определяют общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования внешней торговли.

В настоящее время наряду с таможенно-тарифными методами регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам:

  • 1) паратарифные методы;
  • 2) меры контроля цен;
  • 3) финансовые меры;
  • 4) методы количественного контроля;
  • 5) автоматическое лицензирование;
  • 6) монополистические меры;
  • 7) технические барьеры.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и акцизы.

В некоторых странах имеются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор па охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.

Паратарифные методы, как правило, официально не связывают с целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего отраслей аграрного сектора) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Контингентирование экспорта и импорта – это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов):

  • • индивидуальные, ограничивающие ввоз (вывоз) в одну конкретную страну:
  • • групповые, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;
  • • глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.

По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа – лицензии. С введением автоматического лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.

Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год.

Монополистические меры. В различные периоды времени отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет государственную компанию.

Технические барьеры устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну, для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

В регулировании внешнеторговых операций в России используются также импортные процедуры и оперативное регулирование.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование дает возможность Правительству Российской Федерации, Минэкономразвития, Федеральной таможенной службе Российской Федерации приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции и товаров; невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах; экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам; сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *