Внешнеторговое регулирование

Различия между товарами и услугами проявляются и в способе регулирования внешней торговли ими. Внешняя торговля товарами регулируется в первую очередь путем применения ставок таможенного тарифа. В торговле услугами применяются инструменты внутреннего регулирования секторов услуг. Государство более жестко регулирует обмен услугами, защищая национальный рынок от иностранной конкуренции, устанавливая жесткие квалификационные нормы и стандарты или выступая крупным производителем или потребителем услуг. Традиционно в большинстве стран государством контролируются телекоммуникации, транспорт, финансовое и страховое дело, наука, образование, медицина. Многие учреждения в этих и других областях находятся в собственности государства.

Цели применения инструментов внутреннего регулирования торговли различны:

· защита интересов потребителя путем обеспечения надлежащего качества и безопасности предоставляемых услуг;

· защита национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции – протекционизм;

· поддержание определенной структуры рынка услуг;

· обеспечение равновесия платежного баланса.

В ГАТС инструменты регулирования внешней торговли услугами получили название мер. Речь идет о любой мере, применяемой в форме закона, регламента, правила, процедуры, решения, административного действия или в любой другой форме различными государственными органами, а именно центральными, региональными или местными органами власти и управления; или негосударственными органами во исполнение полномочий, делегированных центральными, региональными или местными органами власти и управления.

Меры могут применяться в отношении:

· приобретения, оплаты и использования услуги;

· доступа к использованию услуг;

· присутствия, включая коммерческое присутствие, лиц Участника ВТО с целью оказания услуги на территории другого участника ВТО.

Кроме того меры могут применяться в отношении какого либо одного способа поставки услуги или в отношении всех способов вместе, одной конкретной услуги, целого сектора или всех секторов услуг.

Виды ограничений в торговле услугами

Ограничения в торговле услугами по своему характеру могут быть условно разделены на количественные и качественные.

Количественными ограничениями регулируется доля услуг и поставщиков услуг в данном секторе (через ограничение количества поставщиков услуг, объема поставляемых услуг, специальных требований к юридической форме осуществления коммерческой деятельности и т.п.).

Качественные ограничения применяются для обеспечения соответствующего качества услуг и по соображениям благоразумия (через лицензирование деятельности, выполнение требований, предъявляемых к техническим стандартам, уровню профессиональной подготовки и т.п.)

Ограничения в доступе на рынок могут применяться как на недискриминационной, так и на дискриминационной основе.

Дискриминация – это применение разных мер регулирования в отношении одинаковых услуг или поставщиков услуг, происходящих из разных стран.

Дискриминироваться могут:

· услуги или поставщики услуг из разных стран между собой;

· иностранные поставщики услуг по сравнению с национальными;

· поставщики услуг между собой независимо от страны их происхождения.

Рассмотрим каждый из этих случаев более подробно.

Дискриминация услуг или поставщиков услуг из разных стран между собой.

Существует группа стран, поставщики услуг из которых пользуются более благоприятным режимом доступа на рынок услуг данной страны, чем все остальные. Им предоставляется так называемый режим наибольшего благоприятствования (РНБ), в соответствии с которым, страна-импортер берет на себя обязательство предоставлять им равные условия доступа на свой рынок на основе наилучшего режима. Обычно РНБ предоставляется в договорном порядке – через оформление взаимных международных обязательств.

В отношении отдельных стран РНБ может вообще не применяться – в этом случае услуги и поставщики услуг из таких стран пользуются наихудшим режимом доступа.

В других случаях страна-импортер руководствуется принципом взаимности, то есть открывает свой рынок на тех же условиях, на которых для ее услуг и поставщиков услуг открывается рынок страны-партнера.

Дискриминация иностранных поставщиков услуг по сравнению с национальными.

Иностранным услугам и поставщикам услуг предоставляется национальный режим (НР) с изъятиями. Это означает, что на них распространяется законодательство, действующее в отношении национальных услуг и поставщиков услуг, но с определенными изъятиями. Такие изъятия носят, как правило, ограничительный характер – то есть устанавливают режим более жесткий для «иностранцев», чем для своих. Однако в некоторых случаях возможна и обратная ситуация, когда «иностранцы» когда иностранцы пользуются лучшими условиями доступа на рынок, чем «свои». Возможна и комбинация этих способов (частично – худший режим, частично –лучший).

Дискриминация поставщиков услуг между собой независимо от страны их происхождения

Такого рода дискриминация связана с тем, что отдельным поставщикам предоставляются индивидуальные льготы или эксклюзивные права по сравнению со всеми остальными, что дает им дополнительные конкурентные преимущества, или напротив, в отношении некоторых поставщиков применяются ограничения на индивидуальной основе.

Как правило, в практике любой страны имеет место сочетание этих трех уровней ограничений.

Поскольку количественные и качественные ограничения могут применяться на дискриминационной и недискриминационной основе, то их можно разделить на 4 группы:

· дискриминационные количественные ограничения;

· недискриминационные количественные ограничения;

· дискриминационные качественные ограничения;

· недискриминационные качественные ограничения.

По способу воздействия на услуги и поставщиков услуг ограничения в доступе на рынок могут быть подразделены на:

· ограничения входа на рынок иностранных поставщиков услуг в форме прямых запретов. Например, запрет на учреждение дочерних компаний иностранными компаниями, ограничение на долю иностранного участия в уставном капитале, на развитие филиальной сети, на возможность оказания отдельных видов финансовых услуг и т.п.;

· нормы регулирования деятельности поставщиков услуг с иностранным участием дискриминационного характера, которые повышают издержки их деятельности по сравнению с отечественными поставщиками. например, в банковской сфере – через более высокие ставки резервирования, более жесткие нормативы и требования к процедуре отчетности и т.п.;

· нормы регулирования дискриминационного характера, которые лишают иностранных поставщиков услуг конкурентных преимуществ в силу того, что условия их деятельности в другой стране являются более жесткими, чем те, в которых они работают у себя в стране. Например, ограничения на совмещение одной компанией банковской и страховой деятельности, или банковской деятельности и деятельности на фондовом рынке.

Применяемые ограничения могут иметь секторальный (т.е. применяться только в одном определенном секторе или подсекторе услуг), и межсекторальныйили горизонтальный характер (т.е. применяться в отношении всех секторов услуг).

Термин «ограничения» иногда заменяют термином «барьеры».

Все существующие ограничения в торговле услугами можно соотнести с тем или иным способом поставки услуг. Примерный перечень ограничений в зависимости от способа поставки услуг приведен в таблице 1.

Таблица 1 — Примерный перечень ограничений в торговле услугами в зависимости от способа их поставки

Ограничения доступа на рынки

Ограничения национального режима

Другие виды ограничений

Трансграничная торговля

Количественные ограничения доступа на рынок услуг путем установления квот для иностранных услуг и поставщиков услуг Ограничения, использующие механизм ценообразования: налоги, сборы, субсидии внутренним поставщикам услуг.

Правительственные закупки. Неравный доступ к распределительным сетям. Права интеллектуальной собственности.

Потребление за рубежом (перемещение потребителей услуг)

Требования в отношении документов, необходимых для перемещения. Въездные и выездные визы, вид на жительство, медицинские сертификаты о прививках и др. меры.

Лимиты на вывозимую валюту, налоги и сборы, связанные с въездом и выездом, медицинское страхование, правила признания документов об образовании, ограничения работы по найму, ограничения свободы передвижения, ограничения на владения землей.

Меры, регулирующие потребительский спрос со стороны иностранцев.

Коммерческое присутствие

Полное запрещение иностранных капиталовложений, частичное их запрещение или запрещение в отдельных отраслях, запрещение в отношении географического размещения иностранных предприятий, ограничение числа иностранных фирм в сфере услуг.

Ограничение видов деловых операций и доступа к местному финансированию, налоговый климат, правила в отношении перевода средств за границу, нормативы, регулирующие деловую активность.

Протекционистские меры в отношении капиталовложений в сферу услуг. Законодательство, регулирующее сферу услуг или ее отдельные отрасли. Права в области интеллектуальной собственности.

Перемещение физических лиц

Въездные и выездные визы, разрешение работать по найму, лицензирование и квотирование въезда с целью работы по найму.

Ограничение гражданских и имущественных прав въезжающих лиц, ограничение на въезд членов семьи, ограничение перевода зарплаты в другую страну, налогообложение иностранцев, работающих по найму, ограничения для работающих иностранцев в получении кредитов, субсидий

Правила выезда и высылки иностранцев, работающих по найму, культурные барьеры, система признания квалификации

Нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера на ввоз и вывоз товаров.

К мерам нетарифного регулирования относится применение количественных и иных ограничений (лицензирование) на ввоз и вывоз товаров. В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). Нетарифные меры регулирования – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных позиций импортирующей страны, но и защита национальной экономики.

В международном таможенном праве и в международном экономическом праве провозглашается общая отмена количественных ограничений. Статья XI ГАТТ устанавливает, что государства не должны устанавливать или сохранять на ввоз и вывоз товаров никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов. Таким образом, в международном таможенном праве и в международном экономическом праве идеальная модель регулирования внешней торговли – это модель, включающая применение исключительно тарифных мер. Именно это положение и закрепляется в ГАТТ.

Рассмотрим некоторые меры нетарифного регулирования.

Лицензирование – это административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензирование может производиться, например, в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; предоставления исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров, реализации разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений и т.д.

Квотирование как мера нетарифного регулирования представляет собой установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

Импортная квота – это ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости; экспортная квота – ограничение экспорта товара в отношении его количества и (или) стоимости.

Специальные защитные меры включают в себя инструменты как таможенно-тарифной, так и нетарифной политики. Импортная квота является нетарифной мерой государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Специальная пошлина, в том числе временная специальная пошлина – таможенно-тарифной мерой. Унифицированные правила применения защитных мер установлены в Соглашении по защитным мерам, заключенном на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров ГАТТ от 15 апреля 1994 г.

Применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин обусловливается необходимостью защиты отраслей национальной экономики государств от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.

Специальные защитные меры применяются в случае, когда резкий рост импорта может ухудшить платежный баланс страны, вызывая значительный отток валюты, т.е. тогда, когда импорт причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу такого причинения. Специальные защитные меры должны прекращаться, как только они достигнут своей цели. В противном случае у отечественного производителя может возникнуть ощущение отсутствия конкуренции, что неблагоприятно скажется на интересах потребителей.

В международном таможенном праве и международном экономическом праве эти пошлины закреплены в ст. VI ГАТТ.

Специальная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении специальных защитных мер сверх базовой ставки таможенной пошлины. Применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в таких количествах или на таких условиях, что наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономической деятельности, нарушающих интересы государства, а также мера пресечения недобросовестной конкуренции, как ответная мера на дискриминационные действия против государства.

Антидемпинговая пошлина – пошлина, которая применяется при ограничении демпингового импорта товара сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Демпинговый импорт товара – импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости. Предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Под демпингом понимается ситуация, когда экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя. Разница между этими ценами характеризует величину демпинга, которая и является основой определения размера антидемпинговой пошлины.

Вопросы, связанные с противодействием демпинговому импорту товаров, изначально выступали объектом торговых трений (к примеру, в 1920 г. антидемпинговые вопросы обсуждались в Лиге наций, в 1933 г. – на Всемирной экономической конференции), что и привело к включению, по предложению США, в 1947 г. в ГАТТ специальной статьи (ст. VI «Антидемпинговая и компенсационная пошлины»), посвященной демпингу и мерам противодействия этой недобросовестной торговой практике, а впоследствии и разработке специальных соглашений, получивших название «Антидемпинговый кодекс».

Антидемпинговые меры направлены против конкретных зарубежных предпринимателей, предлагающих товар по искусственно заниженным ценам, т.е. против продажи товара дешевле, чем он стоит в стране поставщика.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, в случае если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара в Россию причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу такого причинения или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Компенсационные меры устанавливаются в отношении государств или группы государств, допускающих субсидирование своих экспортеров с целью облегчить их продвижение на внешние рынки. Как правило, субсидирование осуществляется развитыми странами в отношении продукции агропромышленного комплекса ввиду ее перепроизводства. Компенсационные меры применяются в отношении импортируемого товара в тех же случаях, что и антидемпинговые меры.

Компенсационная пошлина – пошлина, которая применяется при ограничении импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств) сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) – финансовая поддержка иностранным государством экспорта товаров. Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары. Импорт в Россию таких субсидированных товаров по искусственно заниженным ценам может наносить ущерб российским производителям, существенно сдерживать развитие отечественного производства. В таких случаях для защиты отечественных производителей предусмотрено применение компенсационных пошлин. Размер этих пошлин определяется величиной субсидий.

Субсидии являются одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей посредством предоставления льгот финансового характера. В результате такого действия экспортеры получают возможность продавать товар по более низкой цене на внешнем рынке, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен и объемы экспорта растут.

Унифицированные правила по субсидиям были значительно расширены в ходе так называемого Токийского раунда переговоров, проходившего в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле в период с 1973 по 1979 г. В ходе этих переговоров было принято Соглашение об интерпретации ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ 1947 г.

Основное внимание в этом соглашении, которое иногда еще называют Кодексом по субсидиям, сконцентрировано на запрещении экспортных субсидий безотносительно к их дифференциальному воздействию на цены.

Все вышеуказанные пошлины как специальные меры защиты в отношении какого-либо вида товаров применяются на основе принципа международного экономического права – принципа недискриминации во внешней торговле, предусматривающего взаимное предоставление государствами особых условий, в основе которых лежит режим наиболее благоприятствуемой нации.

Таможенно-тарифная политика государств и ее международно-правовое регулирование

Термин «политика» произошел от греч. politiki – искусство управления государством, участие в делах государства.

Таможенная политика – это система экономических, правовых организационных и иных мер, направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию экономических интересов России.

Частью таможенной политики является таможенно-тарифная политика, которая заключается в регулировании ставок таможенных пошлин, она определяет содержание мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Таможенная политика является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства: она регулирует порядок перемещения товарами таможенной границы РФ, регулирует товарообмен между странами, оказывает экономическое и политическое влияние как на рынки стран-партнеров, так и на их политику, в том числе экономическую (торговую).

Таможенная политика способствует расширению внешнеэкономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма, т.е. всех трансграничных перемещений.

В теории выделяют два основных вида таможенной политики: 1) протекционизм и 2) свободная торговля.

Политика протекционизма предполагает установление высокого уровня ввозных таможенных пошлин, т.е. пошлин, взимаемых в отношении ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Протекционизм направлен на создание условий для развития национальной экономики путем ограждения (защиты) ее от иностранной конкуренции. Таким образом, государство ставит барьеры на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок, тем самым защищая интересы отечественного производителя.

Политика свободной торговли, или по-другому, политика фритредерства (англ. free trade – свободная торговля), направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. Она достигается посредством установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще их отсутствия.

Фритредерство – политика временная, зачастую просто вынужденная. Ее используют государства в тех случаях, когда необходимо наполнить внутренний рынок дешевым импортным товаром.

Вопросы таможенно-тарифной политики являются прерогативой ВТО, а не ВТАО. Как в государствах таможенное дело большей частью обслуживает внешнюю торговлю, реализует меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.е. носит технический характер, так и ВТАО тоже выполняет технические функции. А ВТО определяет таможенно-тарифную политику государств.

В процессе проведения реформ внешней торговли одной из основных проблем является соблюдение баланса между либерализацией и протекционизмом – торгово-политической концепцией, направленной на содействие открытости отечественного рынка и политикой, имеющей целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции. Эффективность решения этого вопроса подчас напрямую связана с четкой правовой регламентацией государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность и определением целей соответствующего нормативного правового акта.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика таможенного дела» на тему:

«Государственное регулирование экспорта товаров «

специальности «Таможенное дело»

очная форма обучения,

группа 25тд05

Сёмина Алексея

Руководитель:

к.э.н., доцент Девяткова О. И

«К защите»

(оценка)

«__»_______2012

(дата)

Тюмень 2012

Регистрационный номер (ОЗО) Дата

______________________ «__»____________2012

Регистрационный номер (кафедра) Дата

______________________ «__»____________2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ, ЭКСПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ…………………………………………………………………4

1.1. Понятия и виды экспорта ………………………………………………………………..4

1.2. Экспортные ограничения …………………………………………………………………….5

2.1. Стимулирование экспорта ……………………………………………………………7

2.2. Поддержка экспорта …………………………………………………………………9

ГЛАВА III. СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

………………………………………………………………………..……………15

3.1 Товарная структура российского экспорта в страны дальнего зарубежья ………………………………………………………….…………………………15

3.2 Товарная структура российского экспорта в страны СНГ …….…………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………20

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………….6

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день экспорт товаров – это вывоз за границу различных материальных благ или предоставление партнеру, а точнее иностранному партнеру, на возмездной основе производственных услуг, услуг потребительского класса. Хочется отметить, что сам экспорт товаров в России функционирует, давольно — таки не плохо, а вот государственное регулирование экспорта товаров оставляет желать лучшего. Этим и объясняется актуальность данного исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ структур экспорта товаров.
  2. Проанализировать динамику экспорта товаров.
  3. Определить этапы финансирования экспорта товаров.
  4. Выявить принципы стимулирования экспорта товаров.

Предмет исследования – экспорт товаров

Объект исследования – государственное регулирование экспорта товаров.

Проблемой исследования является не достаточное финансирование экспорта, не должное стимулирование экспорта товаров.

Цель данного исследования проанализировать структуры и динамику экспорта товаров, выявить принципы государственного регулирования экспорта товаров.

Обработанный материал собран в две главы, построенные на тематическом принципе. Помимо этого работа включает в себя введение, заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава – теоретическая — содержит определения, виды и ограничения экспорта товаров. Вторая глава – практическая, отражает цель нашего исследования. В ней дана подробная информация о государственном финансировании, стимулировании, поддержки и регулировании экспорта товаров.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ, ЭКСПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

1.1. Понятия и виды экспорта

Экспорт товаров — это специальный таможенный режим, который характеризуется вывозом тех или иных товаров за пределы страны, то есть за ее границу, с основной целью – реализация их на внешнем рынке. Конечно же, вывозиться могут не только товары, но и такие немаловажные «вещи» как услуги и капитал.

На сегодняшний день экспорт товаров – это ни что иное, как вывоз за границу различных материальных благ или предоставление партнеру, а точнее иностранному партнеру, на возмездной основе производственных услуг, услуг потребительского класса. Под экспортированием капитала понимается вложение средств в те или иные сферы за пределами страны, например, строительство, а также эксплуатация различных объектов и предприятий. В осуществлении экспортирования капиталов преследуется одна цель – получение дохода. Экспорт также может выступать и в качестве результата международного разделения труда, кроме этого он выступает одной из материальных предпосылок импорта. Известно, что именно вырученные средства от экспортирования являются основным источником материальных средств для покупки импорта. На самом деле все импортные и экспортные операции связаны между собой.

Экспорт товаров должен осуществляться в соответствии с определенными требованиями, которые обозначены в законодательстве той или иной страны. Во-первых, экспорт товаров необходимо осуществлять только в том случае, если уплачены все вывозные таможенные налоги и внесены все необходимые таможенные платежи. Во-вторых, экспорт товаров требует соблюдения всех мер финансовой и экономической политики, также при этом должны предусматриваться и другие требования, предусмотренные Кодексом и различными законодательными актами страны по таможенному делу. Следует также обратить внимание на такой немаловажный момент: те товары, которые выпускаются в таможенном режиме для экспортирования, должны вывозиться за пределы страны в том состоянии, в котором они были в момент принятия таможенной декларации. Исключением являются товары, изменившиеся в результате естественной амортизации, или товары, которые изменились, но при правильной транспортировке или хранении.

Существует два вида экспорта продукции: невидимый и видимый. Видимый экспорт распространяется на продовольственные товары, бытовую технику, сырьё и другие материальные ресурсы.

Невидимый экспорт связан с нематериальными ценностями, услугами для зарубежных заказчиков. К этому типу экспорта относится также бытовое обслуживание. Иностранные граждане и компании получают транспортные, медицинские и прочие услуги.

1.2 Экспортные ограничения

Экспорт товаров происходит при участии таможенных властей, причем как в стране-экспортере, так и в стране-импортере. И несмотря на то, что появлении интернет — магазинов мелкорозничной торговли привело к значительному снижению значимости таможенных барьеров во многих странах в силу низкого уровня индивидуальной стоимости, предлагаемых товаров, даже экспорт этих недорогих товаров подвержен правовым ограничениям, накладываемым страной экспорта.

Под экспортными ограничениями понимается ограничения на вывоз товаров в определенную страну правительством. Причем ограничение может носить количественный или тотальный запрет.

Такие ограничения могут накладываться в случаях:

— дефицита товаров на внутреннем рынке;

— необходимости антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка;

— правительственного бойкота страны;

— необходимости ограничить распространение военных или двойных технологий.

В России контроль и ввод экспортных ограничений осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), которая, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет реализацию государственной политики в частности в отношении экспорта и выполняется контрольные функции.

В отношении экспорта основными полномочиями этой службой являются:

— проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством РФ и приказами Министерства обороны;

— разработка списка товаров (работ, услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;

— организация и проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок в отношении экспортных продуктов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники;

экспорт товарный внешнеторговый

— организация и выдача в соответствии с законодательством государственной аккредитации организациям, создавшим внутрифирменные программы экспортного контроля;

— участие в подготовке предложений о введения ограничений и (или) запрет на экспорт продуктов, исходя из национальных интересов и международных обязательств РФ.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ

2.1. Стимулирование экспорта

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта.

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту.

Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (далее – Департамент) осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта.

В этой связи Департамент:

● Обеспечивает координацию взаимодействия российских участников ВЭД с аппаратом торговых представителей Российской Федерации за рубежом в части содействия в продвижении продукции, услуг и технологий российских производителей и разработчиков.

● Осуществляет содействие аппарату торговых представителей Российской Федерации за рубежом в поиске потенциальных российских партнеров для зарубежных предприятий, обращающихся за содействием в налаживании сотрудничества с российскими деловыми кругами.

● По запросам российских участников ВЭД совместно с аппаратом торговых представителей за рубежом подготавливает аналитическую информацию об иностранных компаниях, с учетом практики торгово-экономических отношений этих компаний с российскими организациями.

● Осуществляет подготовку комфортных писем, вербальных и личных нот по запросам заинтересованных российских экспортно-ориентированных компаний, участвующих в международных тендерах и конкурсах за рубежом, поставляющих продукцию или оказывающих услуги для иностранных покупателей.

● Содействует в создании информационных баз с целью систематизации предложений экспортно-ориентированной продукции отечественных производителей, спроса на продукцию отечественных производителей за рубежом.

● Формирует перечни продукции и услуг, перспективных для продвижения на зарубежных рынках, с учетом региональной специализации российских экспортеров, на основании обращений в Министерство российских экспортно-ориентированных компаний.

● Осуществляет анализ информационно-аналитических материалов о проводимых за рубежом международных тендерах и конкурсах и информирует заинтересованных участников ВЭД.

● Вносит предложения в части торгово-экономических мероприятий в рамках проведения Года России в странах — перспективных в качестве рынка сбыта для российской конкурентоспособной продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *