Внутренний финансовый

Что такое план внутреннего финансового контроля?

Специфика карты внутреннего финансового контроля

Где можно ознакомиться с образцом заполнения карты внутреннего финансового контроля?

Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в частной фирме?

Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в государственной организации?

Итоги

Что такое план внутреннего финансового контроля?

Финансовый контроль бывает 2 основных типов — плановый и внеплановый. Данная классификация справедлива как в отношении частных компаний, так и для государственных структур. Финансовый контроль первого типа предполагает составление плана — источника, в котором фиксируется содержание соответствующих контрольных мероприятий.

См. также «Оценка и управление налоговыми рисками организации»

Структура плана финансового контроля может сильно различаться при составлении его организациями с разным юридическим статусом, работающими в разных сферах, имеющими разные масштабы. Но есть ряд общих признаков, характеризующих большинство планов, о которых идет речь в данной статье. А именно указание в документе:

  • срока актуальности плана, то есть периода проведения финансового контроля;
  • перечня основных контрольных мероприятий;
  • объектов проверки;
  • ответственных лиц.

В некоторых случаях дополнением к плану может быть карта внутреннего финансового контроля. Изучим ее особенности.

Специфика карты внутреннего финансового контроля

Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.

Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Скачать форму карты внутреннего финансового контроля

Есть в законодательстве РФ и другая интерпретация сущности карты внутреннего финансового контроля. Так, если исходить из логики п. 12 Правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, данная карта — главный источник, в соответствии с которым должен осуществляться внутренний финансовый контроль.

Можно отметить, что структура карты внутреннего финансового контроля, утвержденная Правительством РФ, в целом схожа с той, что предложена Минфином. В соответствии с п. 10 Правил, введенных постановлением № 193, в данной карте указываются сведения о должностных лицах, ответственных за контрольные действия в корреляции с конкретным предметом внутреннего контроля.

В свою очередь Правительство РФ рекомендует задействовать формы карт внутреннего финансового контроля, утверждаемые ведомствами самостоятельно (п. 15 постановления № 193). Например, Минфин определяет собственные правила составления соответствующих документов в приказе от 06.03.2017 № 29н и утверждает форму карты внутреннего контроля в приложении № 1 данного НПА.

Скачать форму карты внутреннего контроля

Таким образом, карта внутреннего финансового контроля в госструктурах — в зависимости от конкретной интерпретации ее специфики — может дополнять план контроля либо заменять его. Может быть задействована как форма, рекомендованная Минфином, так и та, что утверждена ведомством самостоятельно.

Где можно ознакомиться с образцом заполнения карты внутреннего финансового контроля?

Скачать заполненный образец карты внутреннего финансового контроля вы можете на нашем сайте. Мы подготовили для вас соответствующий документ на основе формы, рекомендованной Минфином РФ, который выполнен в удобном формате Word.

Скачать образец карты внутреннего финансового контроля

Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в частной фирме?

План как основной источник, фиксирующий последовательность мероприятий по внутрикорпоративному финансовому контролю, составляется, прежде всего, с учетом специфики бизнес-процессов, актуальных для конкретного предприятия.

«Частный» план внутреннего финансового контроля может включать сведения о:

  • объектах финансовой проверки;
  • целях проверки;
  • периоде проведения финансового контроля,
  • проверяемом периоде деятельности фирмы;
  • проверяемых показателях;
  • сотрудниках фирмы, ответственных за реализацию мероприятий, которые предусмотрены планом.

В зависимости от задач, стоящих перед внутренними проверяющими структурами в частной компании, содержание плана может дополняться иными сведениями. Например, в структуре документа может появиться графа для подписи человека, ответственного за организацию контрольных мероприятий. Если он подписывается напротив той или иной строки, то удостоверяет тот факт, что подотчетный ему специалист выполнил свою работу.

Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в государственной организации?

Главная особенность планов внутреннего контроля в государственных организациях состоит в том, что структура соответствующих документов определяется на уровне нормативно-правовых актов, а также ведомственных распоряжений. То есть конкретный орган власти или учреждение, в отличие от частной фирмы, как правило, не наделены полномочиями по корректировке структуры плана.

В каких НПА из числа действующих приведены формы планов внутреннего контроля для государственных предприятий?

Если рассматривать нормы, зафиксированные в приказе Минфина РФ от 07.09.2016 №356, то можно обратить внимание на положения п. 23 данного НПА. В соответствии с ним в планах ведомственного финансового контроля должны быть указаны:

  • темы контрольных мероприятий;
  • объекты контрольных мероприятий;
  • виды проверок;
  • проверяемые периоды;
  • сроки проведения контрольных мероприятий.

Законодательством РФ также предусмотрено использование планов внутреннего контроля, утвержденных конкретными ведомствами. Так, в соответствии с пп. 3 и 4 Правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, план мероприятий по контролю Росфиннадзора утверждается:

  • на уровне центрального аппарата — руководителем по согласованию с Минфином;
  • на уровне региональных подразделений — руководителями соответствующих органов по согласованию с руководителем Росфиннадзора или его заместителем.

Можно отметить, что указанные нормы постановления № 1092 также распространяются и на формирование планов Росфиннадзора, относящихся к тем направлениям деятельности ведомства, которые связаны с проверкой других госструктур и частных организаций.

Итоги

План финансового контроля формируется как в государственных, так и в коммерческих компаниях. Комплекс мер контрольных мероприятий формируется на год и закрепляется в карте внутреннего финансового контроля, которая подписывается руководителем организации. Для госструктур форма документа закреплена в методических указаниях или постановлениях различных ведомств.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Представитель французской школы философов, занимавшихся проблемами права собственности Шарль Комте (1785—1870) в своей работе «Traite de la propriete» (1834) выдвинул идею о законном происхождении права собственности, это было отражением реакции буржуазии, боявшейся, что восстановление Бурбонов и революция 1830 г. приведут к новому переделу частной собственности.

В 1849 г. появились работы Пьера Прудона. В трактате «Qu’est que la propriete?» («Что такое собственность?» Прудон утверждал: «Право собственности есть кража». Он считал, что сама земля не может быть собственностью. Прудон утверждал, что любое богатство, полученное без распределения произведенной продукции или доходов от нее с участием рабочего, было украдено у тех, кто трудился, чтобы создать то богатство. Даже добровольный контракт между предпринимателем и рабочим о производстве товара без разумного распределения дохода представляет собой воровство. Теория Прудона очень повлияла на социалистическое движение. Его идеи вдохновляли анархистов и социалистов.

Фредерик Бастиа (1801—1850) в главе 8 своей книги «Harmonies Economiques» («Экономическая Гармония», 1850) развил идею о том, что собственность есть благо (property is value). Он определяет право собственности как отношение между людьми по поводу вещи.

В заключение следует сказать, что в начале XIX в. классическое юридическое определение права собственности было дано в Гражданском кодексе Франции 1804 г., в ст. 544: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами» . Мы видим

близкую смысловую связь между определением права собственности, которую сформулировали Франсуа Отман и Гражданский кодекс Франции, определение которого повторяется в кодексах XIX, XX и XXI вв.

Литература

1. The Free Dictionary ссылается при цитировании указанного текста на работу: Cunningham R. A. Stoebuck W B., Whinman D. A. Law of property. West, 1984.

2. Corpus iuris civilis. Codex Iustinianus. Berolini, MDCCCLXXX.

3. Beneyto Perez, J. Institutiones de derecho espanol. Barcelona, 1931. T. 1.

5. Franciscus Hotomanus. Wikipedia, the free encyclopedia//Internet.

6. Декларация независимости США 4 июля 1776: «Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью»; Декларация прав человека и гражданина 1733 г.: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность»//Хре-стоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2003. Т. 2.

7. Аннерс Э. История Европейского права. М., 1999.

9. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2003. Т. 2.

10. Французский гражданский кодекс 1804 г. /Пер. И.С. Перетерского. М., 1941.

УДК 347.73

Шапсугова М.Д.

Преподаватель Северо-Кавказской академии государственной службы

ВНУТРИФИРМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ (на примерах акционерного общества)

В статье рассматривается понятие внутрифирменного финансового контроля как разновидности финансового контроля и финансовой деятельности.

The article observes the idea of internal financial control as a kind offinancial control and financial activity.

Ключевые слова: внутрифирменный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая деятельность.

Key words: internal financial control, financial control, financial activity.

Финансовый контроль является формой проявления контрольной функции финансов организаций. Финансовый контроль в финансах коммерческих организаций по критерию субъектов, осуществляющих такой контроль, можно разделить на внешний и внутренний.

Внутрифирменный финансовый контроль является одновременно и внутрифирменным, и финансовым контролем, следовательно, ему присущи все общие признаки финансового контроля, с одной стороны, а с другой — он представляет собой разновидность внутрифирменного контроля, который помимо финансового включает и иные виды контроля (иными словами, объектами внутрифирменного контроля являются не только финансовая, но и иные виды деятельности организации).

В свою очередь внешний финансовый контроль можно подразделить на государственный и негосударственный (со стороны аудиторских организаций, банковский контроль). Эти виды финансового контроля достаточно подробно изучены в финансово-правовой литературе.

В качестве предмета исследования нас интересует внутренний финансовый контроль коммерческих организаций (далее — внутрифирменный финансовый контроль), а также общее понятие финансового контроля — как внешнего, так и внутреннего.

Сложившееся понимание финансового контроля является узким, точнее, в науке финансового права допускается неправомерное отождествление финансового контроля с одним из его видов — государственным и муниципальным финансовым контролем, или, говоря языком логики, целого с частью.

Финансовый контроль — это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов .

По мнению авторов учебника по финансовому праву под редакцией М. В. Карасевой, государственный финансовый контроль в финансово-правовом смысле можно определить как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, как одну из форм государственного контроля, способствующую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую вскрыть нарушения финансовой дисциплины .

Таким образом, к общим признакам государственного финансового контроля относятся:

1) он выступает формой государственного контроля;

2) представляет собой совокупность институтов, инструментов и методов;

3) объектом его является соблюдение законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов публичного характера.

Государственный и муниципальный финансовый контроль — это разновидности государственного и муниципального контроля, точно так же, как и внутрифирменный финансовый контроль — разновидность внутрифирменного. Однако очевидно и то, что государственный финансовый контроль и внутрифирменный финансовый контроль также образуют единое общее понятие финансового контроля.

По нашему мнению, деятельность является ключом к пониманию финансового контроля. Она включает в себя следующие структурные элементы: субъекты, объекты, цели, результаты, способы, инструменты и методы (средства) . Финансовый контроль является разновидностью финансовой деятельности. Признаки внутреннего финансового контроля в коммерческой организации следующие:

1) он является формой негосударственного контроля — внутрифирменным финансовым контролем;

2) представляет собой деятельность органов и должностных лиц юридического лица;

3) объектом его выступает финансовая деятельность организации.

Сбор и обработка финансовой информации регулируется нормативными актами о бухгалтерском, налоговом и статистическом учете .

Кодекс корпоративного поведения под внутренним контролем понимает контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных

операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками.

В настоящее время регулирование финансового контроля в коммерческой организации выглядит следующим образом:

1. Сбор и обработка финансовой информации регулируется нормативными актами о бухгалтерском, налоговом и статистическом учете .

2. Создание ревизионных комиссий.

3. Контрольные полномочия органов юридического лица, работников, участников общества и акционеров, кредиторов и контрагентов по договорам.

Внутрифирменный финансовый контроль и государственный финансовый контроль имеют единую сущность, но могут различаться целями, отдельными инструментами и процедурами, а также методами.

Финансовый контроль, по нашему мнению, — разновидность финансовой деятельности по проверке формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и фондов.

Предмет внутрифирменного контроля законодательством строго не очерчен, поэтому его составляют любые хозяйственные операции, имеющие денежную оценку, любые внутрифирменные процедуры, связанные с осуществлением финансовой деятельности организации. Контролируется законность, эффективность и целесообразность их осуществления. Субъектами внутрифирменного финансового контроля являются органы и подразделения, а также лица, обладающие отдельными контрольными полномочиями (например, акционеры, менеджеры, бухгалтеры, экономисты). Органы финансового контроля можно классифицировать по разным основаниям:

1. По критерию подотчетности: подотчетные совету директоров; подотчетные общему собранию; подотчетные исполнительным органам лица.

2. По критерию осуществления функций: осуществляющие ежедневный контроль, как

правило, предварительный и текущий;

осуществляющие эпизодический контроль, как правило, последующий.

Предлагаем выделить следующих возможных субъектов внутрифирменного финансового контроля:

• ревизионную комиссию (ревизор);

• контрольно-ревизионную службу, службу внутреннего контроля;

• комитет по аудиту и службу внутреннего аудита;

• акционеров (для акционерных обществ);

• отдельные подразделения и должностных лиц в порядке самоконтроля и самообследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ревизионная комиссия (ревизор)

Согласно ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» ревизионная комиссия (ревизор) общества является органом финансового контроля. Она избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества, по содержанию закона независима в своей деятельности и действует в интересах общего собрания.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Срок полномочий членов ревизионной комиссии определяется уставами и внутренними документами организации.

Статья 48 ФЗ «Об акционерных обществах» относит избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий к компетенции общего собрания акционеров. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества законом четко не очерчена: по вопросам, не предусмотренным ФЗ «Об акционерных обществах», она определяется уставом общества, а порядок деятельности ее — внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров (п. 2 ст. 85).

В соответствии с Ф3 «Об акционерных обществах»:

1) по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества (ст. 85);

2) ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров согласно ст. 55.

Ревизионная комиссия обладает значительными возможностями по созыву внеочередного собрания акционеров (ст. 55 ФЗ «Об АО»). Основания для созыва собрания по требованию ревизионной комиссии законом не обозначены, перечень оснований для отказа в созыве внеочередного собрания является закрытым; в случае если в течение срока,

установленного ФЗ «Об акционерных обществах», совет директоров (наблюдательный совет) общества не примет решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или примет решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано ревизионной комиссией. Это может создавать почву для злоупотреблений, а ревизионная комиссия может стать орудием одной из сторон корпоративного конфликта.

Пунктом 3 ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» предусматриваются проверки:

• плановые — проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества, осуществляемая по итогам деятельности общества за год;

• внеплановые, которые проводятся во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.

В соответствии со ст. 87 ФЗ «Об акционерных обществах» правовой формой результатов работы ревизионной комиссии является ее заключение.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества составляет заключение, в котором должны содержаться:

подтверждение достоверности данных, имеющихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;

информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионная комиссия должна давать общему собранию акционеров достоверную информацию об экономическом состоянии общества. Цель деятельности ревизионной комиссии, если исходить из смысла закона, — информирование общего собрания. Однако ответственность за качество результатов проверки, несоблюдение сроков или непроведение проверки законом не предусмотрена. Отсутствует ответственность ревизионной комиссии за достоверность и своевременность осуществления проверки. Не регламентированы средства надлежащего оформления этих результатов. Не преодолен конфликт интересов ревизионной комиссии и исполнительных органов. Не предъявляются квалификационные требования к составу ревизионной комиссии. Не указывается, что явля-

ется предметом проверки. Не определены порядок принятия решений и осуществления деятельности ревизионной комиссий законодательством, а также сроки и виды проверок.

Контрольно-ревизионные службы, службы внутреннего контроля

Для осуществления текущего финансового контроля Кодекс корпоративного поведения рекомендует создавать контрольно-ревизионные службы (службы внутреннего контроля) как структурное подразделение общества, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля, и независимое от исполнительных органов общества. Порядок назначения сотрудников контрольноревизионной службы рекомендуется определить в уставе общества, а структуру и состав контрольноревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам — во внутреннем документе общества, который утверждается советом директоров.

Кодекс корпоративного поведения ставит знак равенства между контрольно-ревизионными службами и службами внутреннего контроля, что не всегда отражает действительность.

Нужно отметить, что внутренний контроль не ограничивается финансовым контролем, он охватывает и иные сферы деятельности предприятия. Обязанности по созданию служб внутреннего контроля законодательством на хозяйственные общества не возлагается, однако тенденция их создания наблюдается. Правовое положение таких служб определяется локальными актами организации. Служба внутреннего контроля может быть подотчетна исполнительному органу организации, но может быть и независимой от исполнительных органов. Это должно определяться целями ее создания. В частности, исполнительному органу для принятия финансовых решений необходима достоверная информация, вместе с тем если целью создания службы внутреннего контроля был контроль за совершением операций и принятием решений исполнительного органа, то налицо конфликт интересов, а следовательно, служба должна быть наделена независимым статусом.

Соответствующие акты должны устанавливать состав, полномочия сотрудников службы, виды контрольных мероприятий, порядок их проведения, порядок взаимодействия с иными подразделениями организации. Соответствующие положения об обязанностях по содействию в работе и предоставлению необходимой информации в целях избежания конфликта интересов должны содержаться и в должностных инструкциях сотрудников подконтрольных подразделений.

Комитет по аудиту, служба внутреннего аудита

Кодекс корпоративного поведения рекомендует создавать комитет по аудиту как специальный комитет совета директоров для эффективного осуществления непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Деятельность контрольно-ревизионной службы контролируется советом директоров непосредственно и (или) через комитет по аудиту.

Кодексом корпоративного поведения предлагаются схемы, исключающие конфликт интересов членов комитета по аудиту: в состав комитета по аудиту рекомендуется включать только независимых директоров, если это невозможно, то комитет по аудиту должен возглавляться независимым директором и состоять из независимых и неисполнительных директоров.

Порядок осуществления деятельности комитета по аудиту должен определяться внутренними документами организации. Термин «внутренний аудит» применительно к финансовой деятельности предприятия встречается в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении правил (стандартов) аудиторской деятельности», правило № 29 посвящено рассмотрению работы внутреннего аудита.

Представляется, что объемы деятельности службы внутреннего контроля и внутреннего аудита не должны совпадать, поскольку само понятие контроля шире понятия аудита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от внешнего аудита, внутренний выполняется подразделениями организации — службой внутреннего аудита, следовательно, внутренний аудит осуществляется на постоянной основе, и прежде всего предполагает предварительный и текущий контроль, тогда как внешний представляет собой последующий контроль.

Служба внутреннего аудита не подменяет работы ревизионной комиссии. Эти органы имеют различный правовой статус, разные цели и разный объем деятельности. Служба внутреннего аудита — контролирующий орган, подотчетный высшим исполнительным органам юридического лица, целью ее работы является осуществление текущего финансового контроля, Ревизионная комиссия подотчетна Общему собранию, осуществляет свою деятельность в интересах собственников, обладает относительно независимым статусом в структуре органов юридического лица и работает эпизодически (о чем говорилось ранее).

К внутреннему аудиту законодательством не предъявляется таких же жестких ограничений, как к внешнему. Определение объема и целей вну-

треннего аудита находится в компетенции органов юридического лица.

Внутренний аудит, согласно Правилу № 29 — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. В функции службы внутреннего аудита входит мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, в том числе детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

К задачам служб внутреннего аудита относятся: анализ финансовой отчетности; сопоставимость ее показателей со статистической и оперативной отчетностью; оценка достоверности активов и пассивов проверка адекватного отражения хозяйственных операций в учете и правильности составления отчетности; оперативное представление необходимой информации руководству головной организации; эффективное взаимодействие с внешними аудиторами; предупреждение санкций со стороны налоговых и других контролирующих органов. Ключевая функция службы внутреннего аудита заключается в разработке и представлении не только предложений по ликвидации обнаруженных нарушений, но и рекомендаций по повышению эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства.

Соответственно, должен быть организован должный контроль за выполнением принятых решений по результатам проведенных ревизий и проверок .

Контрольные полномочия акционеров, дольщиков

Согласно Кодексу корпоративного поведения (5.3) акционеры должны иметь возможность получать полную и достоверную информацию, в том числе о финансовом положении общества, результатах его деятельности, об управлении обществом, о крупных акционерах общества, а также о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность.

В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры имеют право знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, в том числе заключением аудитора, заключением ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведениями о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества.

Самоконтроль и самообследование

Внутренний контроль могут осуществлять и иные субъекты финансовой деятельности предприятия (бухгалтеры, экономисты, менеджмент организации) в пределах своей компетенции и зоны ответственности (самоконтроль и самообследова-ние). Соответствующие положения должны быть закреплены в должностных инструкциях и внутренних документах организации.

Усиление взаимодействий между подразделениями организации путем включения в должностные инструкции и положения о подразделениях обязанности консультации иным подразделениям и должностным лицам организации по вопросам, затрагивающим компетенции подразделения. Это предполагает: 1) наличие таких компетенций, 2) закрепление форм осуществления консультаций и дачи заключений во внутренних документах организации. Отдельными контрольными полномочиями могут наделяться бухгалтер, экономист, финансовый менеджер организации, финансовая служба.

Внутрифирменный контроль не может заменить внешнего финансового контроля. Внутренний контроль позволит снизить риски возникновения убытков, а также будет способствовать налаживанию финансовой самодисциплины в организации. Ошибочно полагать, что внутренний финансовый контроль на предприятии — это его сугубо внутреннее дело. Очевидно, что нормы о внутреннем фи-

нансовом контроле, содержащиеся в законодательстве, не стимулируют надлежащее осуществление контроля. А между тем такой контроль необходим. В отличие от государственного финансового контроля он должен обеспечивать стабильное функционирование и воспроизводство предприятия, недопущение его неплатежеспособности.

Эффективность внутрифирменного финансового контроля во многом определяется и тем, насколько чутко реагирует руководство на результаты проверок, какие решения и меры принимаются по итогам проверок. Структура и компетенция контролирующих органов не должна порождать конфликта интересов. Она может варьироваться в различных организациях. Вместе с тем, по нашему мнению, любой орган или лицо, имеющее право принимать или участвовать в принятии финансовых решений, должно иметь соответствующие контрольные полномочия или право обратиться в контролирующий орган без ущерба конфиденциальности хозяйственной деятельности.

Как показывает практика, развитая система внутрифирменного финансового контроля характерна для крупных компаний. Чаще же всего в организации нет даже ревизионной комиссии, и даже если таковая создана, она, как правило, бездействует.

Законодательство не содержит требований к квалификации состава лиц органов, осуществляющих внутрифирменный финансовый контроль. Этот недостаток должен восполняться на уровне локальных актов организации, требования к членам ревизионной комиссии должны содержаться в уставе.

В законодательстве отсутствуют правила, позволяющие преодолеть конфликты интересов всех субъектов финансового контроля, которые могут возникать при его осуществлении как между контролирующим органом и лицом (органом), чья деятельность проверяется, так и между контролирующим органом и органами, которым он подотчетен. Кроме того, в ряде случаев контролирующий орган может использоваться как орудие для злоупотреблений.

В целях эффективного осуществления внутрифирменного финансового контроля можно утвердить перечень операций, о которых контролируемые субъекты должны сообщать в контролирующие органы, определив порядок информирования об этих операциях, а также перечень операций, совершение которых невозможно без предварительного согласования с контролирующим органом.

Литература

1. Финансовое право/Отв. ред. Н.И. Химичева. М.,

2. Финансовое право Российской Федерации/Под ред. М.В. Карасевой. М., 2008.

3. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.

4. Кодекс корпоративного поведения//Приложение к распоряжению ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421 Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дивинский Б.Д. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации//Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. №5.

УДК 347.83

Кобыляцкий Д.А.

Аспирант Южного федерального университета

ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОБНАРОДОВАННОГО В ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ

Данная статья посвящена исследованию объективной формы произведения, вышедшего в свет в электронной форме. В ней рассматривается вопрос о связи авторского замысла и объекта материального мира, его содержащего, в свете широкого распространения электронной вычислительной техники и появления исключительно электронных публикаций. Указывается на основные концепции, по разному подходящие к определению объективности электронной формы. Дается анализ действующего законодательства в части требований к объективной форме. Делается вывод о том, что характерной ее чертой является способность сообщать результат в неизменном виде на протяжении достаточно длительного периода времени, произведение объективизируется в предмете материального мира, в том числе и носителе информации.

Ключевые слова: публикация, электронное, творчество, авторский замысел, объективизация, доктринальные концепции, объективная форма.

Категория собственности в гражданском пра- дений оригиналу (тем самым обеспечивалось ото-

ве заслуженно занимает центральную роль, так как ждествление замысла автора произведения проис-

стремление обладать какой-либо вещью заложено ходящему на сцене, указывалось на собственника

в человеке от природы. Живя в вещественном мире, идеи), развивалась через институт гонорара в Древ-

постоянно взаимодействуя с материальными объ- нем Риме и Венеции, во времена Просвещения по-

ектами, человек трудится и реализует социальные лучила мощный импульс с изобретением книго-

навыки, возвышаясь над другими формами жиз- печатания, изданием первых английских законов

ни в силу власти над вещами. Изначально простое об авторском и патентом праве, наконец, расцвела

желание иметь личное имущество, необходимое с развитием международного права и принятием

для поддержания жизни, с развитием общества конвенции, учредившей Всемирную организацию

трансформируется в стремление получить правомо- интеллектуальной собственности. Всем этим из-

чия владения, пользования и распоряжения самы- менениям способствовало развитие представления

ми разными объектами, вокруг которых могут быть об объекте интеллектуальной собственности, со-

построены социальные отношения. провождавшимся неутихающими спорами об отно-

Получив закрепление уже в праве Древней Гре- симости такового к категории вещей и регулярным

ции, появилась категория интеллектуальной соб- рождением концепций, отсылающих к его немате-

ственности, ничего общего не имеющая на первый риальной природе.

взгляд с традиционной вещной. Отрасль, зародив- В настоящее время вопрос о связи авторского

шаяся в виде указания на необходимость строгого замысла и объекте материального мира, его содер-

контроля над соответствием исполняемых произве- жащего, приобрел новое звучание в связи с изо-

Внутренний финансовый контроль — составная часть общей системы управленческого контроля. В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроля следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

  • 1) помощь в учетной работе, т.е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;
  • 2) проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;
  • 3) контроль сохранности собственности организации;
  • 4) обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;
  • 5) защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;
  • 6) повышение дисциплины учетной работы.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:

  • 1) контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;
  • 2) контроль над соблюдением направлений развития субъекта;
  • 3) контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;
  • 4) контроль за расчетно-платежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;
  • 5) контроль над формированием финансовых результатов;
  • 6) выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;
  • 7) контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • 8) контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;
  • 9) контроль над корректностью бухгалтерских проводок;
  • 10) анализ деятельности предприятия;
  • 11) контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;
  • 12) контроль надежности информации, представляемой системе управления;
  • 13) организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию каких-либо обстоятельств. Кроме того, к данным направлениям следует прибавить контрольные мероприятия по всем интересующим руководителя субъекта вопросам.

Достижение общей цели системы внутреннего контроля обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:

  • 1) соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;
  • 2) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
  • 3) упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;
  • 4) сохранность имущества;
  • 5) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
  • 6) показатели эффективности системы бухгалтерского учета;
  • 7) рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;
  • 8) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
  • 9) соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил;
  • 10) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной системы внутреннего контроля.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле (далее по тексту — Положение) разработано в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 6 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н.

1.2. Положение определяет порядок организации и осуществления системы внутреннего контроля в учреждении, включая контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

1.3. Цель внутреннего контроля — обеспечение достаточной уверенности в осуществлении учреждением эффективной и результативной деятельности, сохранности активов, достоверности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, а также соблюдении действующего законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского, налогового учета.

Внутренний контроль ориентирован на выявление и предотвращение отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

1.4. Задачами внутреннего контроля учреждения являются:

— обеспечение исполнения структурными подразделениями и сотрудниками учреждения возложенных на них функций, прав и обязанностях в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должностных регламентов работников;

— обеспечение эффективного использования особо ценного и иного движимого имущества, а также финансовых ресурсов учреждения для достижения запланированных результатов деятельности;

— повышение эффективности и результативности выполнения учреждением муниципального задания;

— обеспечение достоверности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

— соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности, явившихся целью создания учреждения;

— обеспечение руководителя достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности подразделений учреждения по результатам контроля;

— оперативные рекомендации органам управления по устранению выявляемых в процессе внутреннего контроля недостатков, контроль за их устранением.

1.5. Внутренний контроль в учреждении основывается на принципах:

— законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством России;

— независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

— объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством России, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

— ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством России;

— системности — проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;

— разграничения полномочий – функции внутреннего контроля распределяются между заведующими отделений и сотрудниками структурных подразделений, между руководителем учреждения, заместителями директора, заведующими отделений и сотрудниками учреждения. Не допускается возложения на одного сотрудника полномочий по утверждению операций с активами и обязательствами, осуществлению операций с активами и обязательствами, их учету/регистрации, проверке полноты и корректности выполнения операции, обеспечению сохранности активов.

1.6. Функции внутреннего контроля:

— осуществление финансового контроля (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по разработанным направлениям согласно ежегодно утверждаемому руководителем плану;

— проведение экспертизы заключаемых учреждением хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;

— оказание методической помощи работникам при ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового, бухгалтерского и иного законодательства;

— оказание помощи руководству в разработке муниципальных заданий, плана финансово-хозяйственной деятельности, смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

1.7. Объектами внутреннего контроля учреждения являются:

— плановые (сметные) документы (планы, сметы, нормы расходов, расчеты плановой (нормативной) себестоимости);

— договоры и контракты с контрагентами (законность и целесообразность);

— документы, регламентирующие вопросы организации и ведения бухгалтерского и налогового учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

— система бухгалтерского и налогового учета;

— бухгалтерская (финансовая), налоговая и иная отчетность;

— имущество учреждения (наличие, условия эксплуатации, меры по обеспечению сохранности, обоснованность расходов на восстановление свойств, оценка эффективности использования);

— обязательства учреждения (наличие, причины образования, своевременность погашения задолженности, оценка обоснованности возникновения просроченной задолженности);

— трудовые отношения с работниками (порядок оформления приказов, правила начисления заработной платы, назначения пособий, порядок рассмотрения трудовых споров, соблюдение норма трудового законодательства);

— применяемые информационные технологии (возможности прикладного программного обеспечения, степень их использования, режим работы, эффективность использования, меры по ограничению несанкционированного доступа, проверка целостности и непротиворечивости данных и пр.).

2. Организация системы внутреннего контроля

2.1. Основными элементами внутреннего контроля учреждения являются:

— контрольная среда, включающая в себя соблюдение принципов осуществления финансового контроля, профессиональную и коммуникативную компетентность сотрудников учреждения, организационную структуру, наделение ответственностью и полномочиями;

— оценка рисков, представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях;

— деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать выполнение приказов и распоряжений руководства и требований законодательства РФ;

— деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими, в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в учреждении политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения;

— мониторинг системы внутреннего контроля – процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы внутреннего контроля.

2.2. Организация внутреннего контроля основана на допущениях:

— контроль осуществляется на всех уровнях управления учреждения, во всех подразделениях учреждениях;

— в осуществлении внутреннего контроля участвует весь персонал учреждения в соответствии с его полномочиями и функциями;

— полезность внутреннего контроля сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

2.3. Внутренний контроль осуществляется следующими структурными подразделениями учреждения:

— Аппаратом управления;

— Отделением срочных социальных услуг;

2.4. Виды внутреннего контроля, проводимого в учреждении:

2.5. Предварительный контроль представляет собой комплекс процедур и мероприятий, направленных на предотвращение возможных ошибочных (незаконных, неэффективных) действий (включая нецелевое и нерациональное использование средств учреждения) до совершения фактов хозяйственной жизни. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и ориентирован на корректировку показателей планирования хозяйственной деятельности учреждения до момента принятия соответствующих управленческих решений.

Предварительный контроль осуществляют структурные подразделения учреждения, перечисленные в пункте 2.3 настоящего Положения, в функции которых входят процедуры согласования совершаемых фактов хозяйственной жизни учреждения, а также Управление безопасности.

На стадии предварительного контроля уделяется внимание:

— проверке финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности), их визирование, согласование и урегулирование разногласий;

— проверке и согласованию проектов договоров (контрактов);

— предварительной экспертизе документов (решений), связанных с расходованием финансовых и нефинансовых ресурсов учреждения.

2.6. Текущий контроль – комплекс процедур и мероприятий, направленных на предотвращение возможных ошибочных (незаконных, неэффективных) действий (включая нецелевое и нерациональное использование средств учреждения) в процессе совершения фактов хозяйственной жизни. Данный вид контроля включает в себя анализ соблюдения процедур финансовой дисциплины (включая исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения), ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности, а также осуществления мониторинга эффективности расходования средств учреждения для достижения целей, задач и целевых прогнозных задач учреждения.

Ведение текущего контроля осуществляется специалистами бухгалтерии контроля на постоянной основе.

2.7. Последующий контроль представляет собой комплекс процедур и мероприятий, направленных на проверку качества подготовки и достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, оценки эффективности и целесообразности использования средств учреждения, а также проведение ревизий и инвентаризации.

Последующий контроль выполняется по итогам совершения фактов хозяйственной жизни учреждения путем анализа и проверки финансово-экономической документации и отчетности учреждения, участия в инвентаризации и иных необходимых процедурах членами специально созданной комиссии по внутреннему контролю.

Целью последующего внутреннего контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования финансовых и нефинансовых ресурсов учреждения и причин их возникновения.

Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной Планом контрольных мероприятий учреждения на текущий год (в том числе отдельные процедуры и мероприятия систематического внутреннего контроля). План контрольных мероприятий учреждения на текущий год утверждается руководителем учреждения и включает в себя следующие элементы: форма внутреннего контроля (отдельные процедуры и мероприятия систематического внутреннего контроля) / объект проверки; описание процедуры (мероприятия); периодичность процедуры (мероприятия) / проверяемый период; срок проведения проверки; ответственные лица.

2.8. Формы проведения внутреннего контроля в учреждении:

— плановые проверки,

— внеплановые проверки,

— отдельные процедуры и мероприятия систематического внутреннего контроля.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности учреждения. В зависимости от характера проверяемых вопросов проверка может быть комплексной и тематической.

Комплексна проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период времени по комплексу взаимосвязанных направлений финансово-хозяйственной деятельности либо смежных областей одного направления финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Тематическая проверка – это проверка направления финансово-хозяйственной деятельности учреждения по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу).

Плановые и внеплановые проверки проводятся Комиссией по внутреннему контролю.

Отдельные процедуры и мероприятия разрабатываются Комиссией по внутреннему контролю и систематически осуществляются должностными лицами учреждения и заведующими отделений, приведенных в пункте 2.3 настоящего Положения, в формате разрешительных надписей, листов согласования, мониторинга и др.

2.9. Объектами плановой проверки являются:

— соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

— правильность квалификации и оценки активов и обязательств учреждения;

— своевременность отражения и соблюдение методики бухгалтерского (финансового) и налогового учета совершенных фактов хозяйственной жизни;

— полнота и правильность документального оформления операций;

— своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

— достоверность бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Внеплановая проверка проводится на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя учреждения, включающего: объект проверки; форму проверки; проверяемый период; срок проведения проверки; состав комиссии.

Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

2.10. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки подписывается всеми членами Комиссии по внутреннему контролю и содержит следующие сведения:

— объекты проверки;

— сроки проведения проверки;

— характеристика и состояние объектов проверки;

— перечень контрольных процедур и мероприятий, которые были применены при проведении проверки;

— описание выявленных нарушений, причины их возникновения;

— рекомендации по недопущению в дальнейшем вероятных нарушений;

— предложения по усовершенствованию внутреннего контроля;

— обобщающие выводы.

2.11. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

По результатам проведения проверки лицом, уполномоченным руководителем учреждения, разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков, и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока уполномоченное руководителем лицо незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

1) руководитель учреждения;

2) заместитель директора,

3) экономист;

4) комиссия по внутреннему контролю в составе, утвержденного приказом (распоряжением) руководителя учреждения;

5) заведующий отделениями, юрист, специалисты учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности подразделений, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, локальными нормативными актами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

3.3. Субъекты внутреннего контроля, указанные в подпунктах 1, 2, 5 пункта 3.1 настоящего Положения, обязаны создавать для проверяющего условия, обеспечивающие эффективное проведение проверки, оперативно представлять проверяющим всю необходимую документацию, а также давать по запросу (устному или письменному) разъяснения и объяснения; в рамках действующего законодательства РФ оперативно устранять все выявленные проверяющим нарушения.

3.4. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

3.5. Ответственность за функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя директора.

3.6. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ.

4. Функции и права комиссии по проведению внутренних проверок

4.1. С целью организации внутреннего контроля в учреждении по распорядительным документам руководителя (приказу) создается Комиссия по внутреннему контролю из состава работников учреждения, в котором указываются:

— лицо, являющееся председателем Комиссии по внутреннему контролю;

— лица, являющиеся членами комиссии по внутреннему контролю;

4.2. Функции Комиссии по внутреннему контролю:

— участие в проведении всех видов внутреннего контроля;

— разработка процедур внутреннего контроля;

— методическое обеспечение системы внутреннего контроля;

— координация деятельности подразделений в рамках внутреннего контроля;

— проведение оценки объективности, достаточности и эффективности применяемой системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля;

— оценка, классификация и минимизация возможных рисков в ходе финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

— контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных в ходе проверок, отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего контроля.

4.3. Комиссией по внутреннему контролю до начала текущего года разрабатывается и доводится до ответственных должностных лиц и руководителей структурных подразделений План контрольных мероприятий учреждения на текущий год.

Внеплановые проверки осуществляются Комиссией по внутреннему контролю по вопросам, в отношении которых есть информация и/или достаточная вероятность возникновения нарушений, незаконных и/или ошибочных действий. Основанием для проведения внеплановой проверки является приказ руководителя учреждения с указанием следующей информации: объект проверки, перечень контрольных процедур, сроки проверки.

4.4. Комиссия по внутреннему контролю в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, иными нормативно-правовыми актами, Уставом учреждения, настоящим Положением. Для обеспечения эффективности проведения внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:

— запрашивать у заведующих отделений документы, содержащие информацию об объектах проверки, а также разъяснения в устной и письменной форме, позволяющие определить (уточнить) содержание полученной информации.

— входить в помещение проверяемого отделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей;

— проверять сохранность денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности в кассе учреждения, использующей наличные расчеты и проверять правильность применения контрольно-кассовой техники;

— ознакомляться со всеми учредительными и локальными нормативными документами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность учреждения;

— ознакомляться с результатами ранее выполненных проверок;

— обследовать производственные и служебные помещения (при этом могут преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием отделения, например, проверка противопожарного состояния помещений или оценка рациональности используемых технологических схем);

— проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж, фотография рабочего времени, метод моментальных фотографий и т. п.) с целью оценки напряженности норм времени и норм выработки;

— проверять состояние и сохранность материальных ценностей у материально ответственных и подотчетных лиц;

— проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов нефинансовых активов;

— проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды;

— на иные действия, обусловленные спецификой деятельности комиссии и иными факторами (в том числе на расширение круга направлений (вопросов) проверки при выполнении основного задания).

4.5. Комиссия по внутреннему контролю осуществляет контроль за выполнением мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего контроля, плановых и внеплановых проверок, внешних контрольных мероприятий. По истечении срока, установленного для выполнения мероприятий по устранению нарушений, Комиссия по внутреннему контролю информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

4.6. Ежегодно после подведения итогов внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения, Комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю Учреждения Отчет о проделанной работе, который включает в себя сведения:

— о результатах выполнения процедур отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего контроля;

— о результатах выполнения плановых и внеплановых проверок;

— о результатах внешних контрольных мероприятий;

— о выполнении мер по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений;

— об эффективности системы внутреннего контроля учреждения.

Описание выявленных фактов нарушений и недостатков в отчете План контрольных мероприятий учреждения на текущий год должен быть объективным и точным. Все выводы, содержащиеся в отчете, должны быть документально подтверждены.

Отчет о План контрольных мероприятий учреждения на текущий год является документом, предназначенным для внутреннего пользования. Информация, содержащаяся в отчете, является конфиденциальной. Должностные лица Комиссии по внутреннему контролю не вправе разглашать информацию, содержащуюся в отчете, или передавать ее третьим лицам, в том числе государственным контролируемым органам, за исключением случаев, предусмотренным действующим законодательством и настоящим Положением.

4.7. В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и, в случае необходимости, разработанные совместно с заведующими отделений предложения по их совершенствованию.

5. Оценка состояния системы внутреннего контроля

5.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

5.2. Непосредственная оценка объективности, достаточности и эффективности применяемой системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется Комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий Комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с должностными лицами учреждения предложения по их совершенствованию.

6. Заключительные положения

6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

6.2. Настоящее Положение применяется в части, не противоречащей законодательству РФ, иным нормативно-правовым актам, а также Уставу учреждения.

6.3. В случае изменения законодательных актов РФ, иных нормативно-правовых актов или Устава учреждения пункты настоящего Положения, вступающие с ними в противоречие, не применяются до момента внесения в них соответствующих изменений.

в западноевропейских странах может различаться, хотя вышеперечисленные принципы и концепции всегда сохраняются. Мы представляем:

Основы системы внутреннего финансового учета, применимые к индивидуальным операциям, для типичного западноевропейского коммерческого предприятия малого или среднего размера.

Для того, чтобы компания могла полагаться на то, что все позитивные операции просчитываются «хорошо и достоверно» её системой учёта, администраторы компаниидолжны разработать и проконтролировать выполнение определённых административных процедур.

Цикл закупок.

Ведение реестра уполномоченных поставщиков

Поступления на склад и учет сырья и других товаров

Анализ, подтверждение и учет инвойсов от поставщиков

Анализ, подтверждение и учет денежных перечислений

Ведение реестра торговых кредиторов ( по неоплаченным счетам по закупкам) Б.

Цикл реализации.

Ведение реестра уполномоченных потребителей

Поставки со склада и учет товаров, отправленных клиентам

Анализ, подтверждение и учет счетов клиентов

Анализ и учет денежных поступлений

Ведение реестра торговых дебиторов ( по неоплаченным счетам по реализации)

Производственный цикл.

Регистрация и оценка запасов сырья.

Поступления сырья со склада на производство

Анализ затрат рабочего времени и стоимости труда в производстве

Учет и оценка незавершенного производства

Выход готовой продукции на склад готовой продукции.

Г. Цикл общего бухгалтерского учета.

Анализ и учет других затрат ( например, капитальных), проплат и начислений (например, на амортизацию), а также других денежных платежей ( напр., НДС и другие налоги)

Анализ и учет прибылей ( напр., возмещение налогов ) и других поступлений наличности ( напр., выручка от продажи ценных бумаг)

Составление предварительного баланса всех активов и пассивов, всех доходных и расходных статей)

Подготовка балансового отчета на основе предварительного: Финансовые результаты, Баланс, Кассовый отчет.

Текущий внутренний финансовый отчет можно составлять по форме,

приводимой на следующих страницах.

Первая часть представляет собой счёт прибылей и убытков. Счёт прибылей и убытков ПОСТУПЛЕНИЯ Реализация — проанализпрованная по типам продукции: например Вид А хх Вид Б хх Вид В хх Всего реализовано ххх Переменные затраты — проанализированы исходя из их природы: например, Использованное сырье хх Оплата труда хх Прямые затраты на производство хх Всего переменных затрат ххх Брутто-прибыль хх Фиксированные затраты Помещения — амортизация, если принадлежат (аренда, если аренд-ся) х Помещения — ремонт и содержание х Обслуживание помещений (уборка, охрана) х Оборудование предприятия — амортизация х Оборудование предприятия — ремонт и обслуживание х Услуги ( вода, газ, электроэнергия и т.д.) х Транспорт — амортизация х Транспорт — горючие, обслуживание, ремонт х Офисное оборудование — амортизация х Административные расходы х Зарплата работников управления х Всего фиксированных затрат хх Производственная прибыль до уплаты процентов хх Проценты и издержки х Прибыль до уплаты налогов х Налоги х Прибыль после уплаты налогов х Объем реализации или оборот — это сумма всех инвойсов без учета НДС или объем продаж Х нетто реализационную цену.

Анализ типов продукции определяет прибыльность продукта.

Разница между переменными и постоянными издержками будет показана в главе 8.

Переменными являются издержки, которые изменяются в денежном выражении при изменении уровня деятельности компании. Постоянными издержками являются те, которые остаются пост оянными в денежном выражении при изменении уровня деятельности предприятия. Переменные издержки могут также рассматриваться как прямые издержки, то есть, прямые издержки — это те, которые легко проследить в произведенной продукции или предоставленной услуге.

Для анализа прибыльности продукции важно в дальнейшем проводить анализ переменных издержек по типам продукции, так чтобы брутто-прибыль каждого продукта была рассчитана и показана.

Брутто-прибыль отражает покрытие постоянных издержек. На этом этапе невозможно сравнивать прибыльность отдельных видов продукции и стратегических единиц предприятия (СЕП).

Производственная прибыль до уплаты процента отражает результат независимо от уровня финансирования и корпоративного налога.

Проценты и издержки отражают все финансовые издержки, но не «стоимость акционерного капитала», который является уплатой дивидендов акционерам и т.д.

Налоги включают только корпоративный налог, но не НДС, налог на собственность и т.д.

Конверсия украинского метода в западноевропейский показана в приложении 3. Дается образец реальных Финансовых результатов, показан Счёт прибылей и убытков, а также Балансовый отчёт и Кассовый отчёт.

Вторая часть — это балансовый отчет, для которого установлены индивидуальные активы и пассивы согласно конкретной «бухгалтерской политики», принятой руководителями; например, запасы сырьевого материала ниже, чем затраты на них или стоимость их реализации (если он потерпели повреждения или не соответствуют стандарту) БАЛАНС АКТИВЫ Основные средства (по стоимости): Постройки ххх Оборудование ххх Транспорт ххх Всего ххх Минус: износ _хх ххх Оборотные средства: Торговые дебиторы хх Другие дебиторы хх Запасы — сырье хх — готовая продукция хх Незавершенное производство хх Денежные средства ххх Всего оборотных средств ххх Всего активов ххх ПАССИВЫ Собственные средства: Акционерный капитал хх

Резервы хх Финансовые результаты — за предыдущие годы х — за текущий год х хх Всего собственных средств хх Долгосрочные кредиты: Банковые кредиты — долгосрочные хх Другие кредиты хх Всего хх Текущие обязательства: Банковские кредиты — краткосрочные хх Торговые кредиторы хх Другие обязятельства ( НДС и другие налоги к оплате ) хх Всего хх Всего обязательств ( и собственных средств ) ххх Основные средства — постройки, оборудование и транспортные средства — мы также называем материальными активами. Другие активы могут быть нематериальными активами — издержками на разработку — и инвестициями в акциях или другом виде.

Материальные активы показаны по стоимости, вычтенная амортизация — это аккумулированная амортизация за период с года приобретения по текущий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *