Внутригрупповой фаворитизм

1. Этнопсихология — это:
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях;
б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;
в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;
г) наука о взаимодействии людей друг с другом;
д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).

2. Структура этнической психологии включает, за исключением:
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт;
д) национальные интересы.

3. Одним из основных понятий этнической психологии является:
а) народность;
б) дух;
в) этнос;
г) традиции;
д) привычки.

4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:
а) простота — сложность;
б) индивидуализм — коллективизм;
в) открытость — закрытость;
г) маскулинность — феминность;
д) духовность — бездуховность.

6. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный.

7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
а) культурным шоком;
б) миграцией;
в) аккультурацией;
г) геноцидом;
д) ассимиляцией.

8. Автором теории психологии нардов является:
а) Барцини;
б) Бенедикт;
в) Штейнталь;
г) Фромм.

9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
а) сегрегацией;
б) интеграцией;
в) сепарацией;
г) маргинализацией;
д) идентификацией.

10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения.

11. Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось целостное представление. Для формирования и поддержания этнической . . . необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей. Слова для выбора:
а) идентичность;
б) толерантность;
в) самооценка;
г) совместимость.

12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается:
а) этноцентризм;
б) этническое самосознание;
в) этническая идентичность;
г) этнический автостереотип;
д) межгрупповая враждебность.

13. Вставьте слово и закончите определения понятия: … — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры Слова для выбора:
а) этнос;
б) плюрализм;
в) мультикультурализм;
г) этноцентризм;
д) национальность.

14. Э. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в:
а) США;
б) Индонезии;
в) Китае;
г) России.

15. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежаниенедоразумений использовать как можно меньше:
а) жесты;
б) паузу;
в) подручные средства;
г) шпаргалки;
д) легенды.

16. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют:
а) рефлексией;
б) сознание;
в) каузальной атрибуцией;
г) перцепцией;
д) иллюстрацией.

17. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:
а) когнитивный и аффективный;
б) индивидуалистический и коллективистический;
в) категориальный и образный;
г) вербальный и невербальный;
д) религиозный и атеистический.

18. Упрощенными образами этнических групп являются:
а) этнические стереотипы;
б) этнические отношения;
в) этническая идентичность;
г) этническая эндогамия;
д) родной язык и культура.

19. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверный ответ):
а) правовые механизмы;
б) боевые действия;
в) переговоры;
г) информационный путь.

20. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ):
а) степень сходства между культурами;
б) степень различия между культурами;
в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры;
г) особенности страны пребывания;
д) степень каузальной атрибуции.

21. Нация это:
а) исторически сложившаяся общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием;
б) это группа людей сложившаяся по отношению к средствам производства;
в) это человеческая общность характеризующаяся общими наследственными физиологическими особенностями, связанные с единством происхождения и определенной распространения;
г) сплоченная общность людей, характеризующаяся единством языка, культуры, территории, а также тесными экономическими контактами.

22. Система определенных связанных представлений членов того или иного этноса, относительно своеобразия и особенностей бытия, мира, ценностных ориентаций и этнических констант — это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды.

23. Сочетание индивидуальной оценки человеком, являющимся представителем конкретного этноса, своих возможностей и качеств и своей роли в этносе, общая оценка уровня значимости этноса среди других народов.
а) национальное самосознание;
б) национальная самооценка;
в) национальный язык.

24. Направленность и склад мышления личности, этнической группы – это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды

25. Специальная методология этнопсихологии включает в себя следующие принципы:
а) принцип детерминизма;
б) принцип единства сознания и деятельности;
в) принцип переноса;
г) принцип учета этнологических факторов;
д) принцип относительности всех психологических факторов.

26. О каком принципе выработанном в рамках этнопсихологии и этнопедагогики идет речь: «Воспитание обязано ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимися традициям»:
а) принцип этнопсихологического детерминизма;
б) принцип воспитания в условиях специальной жизни и труда;
в) принцип единства национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности;
г) принцип развития адаптационной возможности к воспитательным воздействиям.

28. Кто автор монографии «Психология народа»:
а) В. Вундт;
б) В.О. Ключевский;
в) Х. Штейнталь;
г) Н.А.Бердяев.

29. К основным признакам отличия рас относятся:
а) особенности характера;
б) цвет кожи;
в) форма черепа;
г) особенности телосложения.

30. Национальному сознанию присущи следующие характеристики:
а) представления о национальных ценностях и интересах;
б) существование особо национального языка, посредством которого идет накопление и выражение опыта;
в) наличие целостной картины мира, ее передача другому поколению и детерминированность сложного восприятия жизни.

31. Последствия межэтнических взаимоотношений:
а) геноцид;
б) национализм;
в) ассимиляция;
г) сегрегация;
д) интеграция.

32. Автостереотипы:
а) всегда положительны;
б) всегда отрицательны;
в) положительны или отрицательны в зависимости от особенностей личности.

33. Процесс формирования негативных отношений к представителям той или иной нации на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой — это
а) психологическое вытеснение;
б) психологические смысловые барьеры;
в) противоположная реакция.

34. Это когда одна национальная общность постепенно перенимает обычаи, традиции другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней.
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

35. Крайняя форма межэтнического взаимодействия:
а) ассимиляция;
б) дискриминация;
в) геноцид;
г) детерминация.

37. Гетеростереотип это:
а) мнение, суждение, оценка, относимая к своей этнической общности ее представителей;
б) совокупность оценочных суждений о другом народе;
в) устойчивые образы сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей;
г) все ответы верны.

38. Что относится к атрибутивным процессам:
а) психологическая защита;
б) каузальная атрибуция;
в) стереотипизация.

39. Этническая идентичность включает в себя:
а) овладение индивидуальными в процессе взаимодействия со средой механизмами социального поведения и усвоения его норм;
б) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;
в) постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной деятельности со старым по содержанию опытом;
г) механизм с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.

40. Социально фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности — это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды.

41. Второй по порядку следования этапы формирования супружеских отношений в много национальной семье:
а) накопление опыта семейной жизни;
б) формирование взглядов на свою собственную семью как много национальную;
в) первичное знакомство с семейной жизнью;
г) дальнейшее совершенствование семейных отношений;
д) реализация собственных представлений о много национальной семье.

42. Активное неосознанное устранение из сферы сознательного представителей тех иных наций негативных переживаний – это
а) психологическое вытеснение;
б) психологические смысловые барьеры;
в) противоположная реакция.

43. В классификацию этнических конфликтов по приоритетным целям входят:
а) социально-экономические, этно-территориальные, этнодемографические конфликты;
б) конфликты между этническими группами и государством, между этническими группами;
в) культурно-языковые, экологические, этно-территориальные, исторические, конфессиональные конфликты.

46. Бессознательные комплексы, выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде — это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды

47. Набор общих наследственных физиологических особенностей индивида, связанных с единством происхождения и определенной общностью распространения — это
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.
48. Вставьте пропущенное слово. Л.Н. Гумилев определил этногенез как длительный цикличный процесс развития, включающий в себя четыре фазы: возникновение, подъем, …, исчезновение этноса.
а) упадок
б) расцвет
в) закат

49. Взаимное непонимание, возникающее между людьми и вызываемые тем, что одно и тоже явление имеет разные смысловые значения и неоднозначное толкование из-за принадлежности к разным этническим общностям -это
а) психологическое вытеснение;
б) психологические смысловые барьеры;
в) противоположная реакция.

50. Совокупность материальных и духовных ценностей нации а также используемых ею способах взаимодействия с природой и другими нациями.
а) историческая память;
б) национальное сознание;
в) национальная культура.

51. Что относится к официальным этническим символам:
а) флаг;
б) литературные произведения;
г) гимн страны;
д) лозунги.

52. Вставьте пропущенное слово
Этнические … понимаются как относительно устойчивые упрощенные схематизированные и эмоционально окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе.
а) стереотипы
б) процессы
в) культуры

53. Устойчивая генетическо-социальная группировка людей, обладающая общим языком, культурой и собственным самосознанием — это
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.

54. Этнические стереотипы выполняют следующие функции:
а) упорядочение информации;
б) экономят усилия человека при восприятии объектов окружающей действительности;
в) защита ценностей;
г) дают возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом и этническом контексте.

55. Процесс продвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

57. Вставьте пропущенное слово. …. — это процесс передвижения этнических групп за пределами этнической территории.
а) иммиграция
б) эмиграция
в) сегререгация

60. Большая социальная группа, чрезвычайно сплоченная и имеющая одну территорию, язык, культуру, черты национальной психики и тесные экономические связи — это
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.

61. Кто был первым известным ученым, описавшим нравы народов других стран:
а) Геродот;
б) Гиппократ;
в) Ш. Монтескье;
г) Г. Гегель.

62. Группы, сохраняя свою этническую идентичность, объединяются в единое целое на каком-либо значимом для них основании (экономические и культурные).
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

63. Первый по порядку этап протекания межэтнического конфликта:
а) латентная или скрытая стадия;
б) насильственное протекание;
в) начало конфликта, открытый конфликт;
г) нарастание межэтнической напряженности;
д) равновесие или баланс сил;
е) разрешение конфликта, урегулирование.

64. Идеологическая, политическая, социальная теория и практика, проповедующая идею исключительности и превосходства своей нации, называется … .
а) национализм
б) расизм
в) инкультурация
65. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития — это
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.

66. Выделяют:
а) гетеростереотипы и автостереотипы;
б) положительные, отрицательные и амбивалентные стереотипы;
в) моноэтнические, биэтнические и маргинальные стереотипы;
д) стереотипы поведения и восприятия.

67. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития.
а) историческая память;
б) национальное сознание;
в) национальная культура.

68. Результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности.
а) национальное самосознание;
б) национальная самооценка;
в) национальный язык.

69. Вставьте пропущенное слово. Национальный … — это совокупность признаков, комплекс физических и духовных качеств, отличающих людей разных национальностей друг от друга.
а) характер
б) стереотип
в) процесс

70. Приписывание причин поведения или результата деятельности при восприятии людьми друг друга называется:
а) интеграция;
б) каузальная атрибуция;
в) этническая идентичность;
г) проекция.

71. Вставьте пропущенное слово. Под национальным … понимается совокупность эмоционально-экспрессивных характеристик, определяющих специфику поступков и деятельности людей как представителей одного этноса.
а) темперамент
б) характер
в) язык

72. Вхождение индивида в культуру своего народа называется:
а) инкультурация;
б) аккультурация;
в) социализация;
г) адаптация.

73. Приспособление людей к жизни в новой этнической среде.
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

74. Устный и письменный способ выражения нацией мыслей и общения.
а) национальное самосознание;
б) национальная самооценка;
в) национальный язык.

Запрос «Фаворит» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Маркиза де Помпадур.
Работа Франсуа Буше

Фаворити́зм (фр. favoritisme) — социокультурное явление, существовавшее при монарших (королевских, императорских, царских) дворах, главным образом, в Европе эпохи абсолютизма и состоявшее в возвышении конкретного лица или группы лиц в связи с личной приязнью к ним монарха. Получил распространение в абсолютных монархиях.

Для фаворитизма характерно делегирование некоторых (или даже большинства) монарших полномочий фавориту или его ставленникам, нередко — вопреки или в обход существующих официальных отношений подчинённости, установленных законодательством или традицией. Причина фаворитизма кроется в намерении монарха сосредоточить верховную власть в руках очень небольшой группы людей, не всегда обладавших выдающимися качествами, но лично преданных монарху.

Фаворитизм при этом вовсе не обязательно был связан с интимными отношениями монарха (или его супруга/супруги) с фаворитом, как это нередко предстаёт в современных стереотипах. Так, герцог Бекингем, возможно, находился в гомосексуальных отношениях с Яковом I, но оставался вторым человеком в стране и при его сыне Карле I, с которым у него ничего подобного заведомо не было. Сексуальной составляющей не было и в испанской должности «вали́до» (герцог Лерма, граф-герцог де Оливарес), которым короли поручали государственные дела ввиду личной неспособности и склонности к благочестию, и в статусе фаворитов Петра I (Александр Меншиков) или Карла XII (Георг фон Гёрц).

Культурные предпосылки наивысшего развития фаворитизма сформировались благодаря распространению идеалов и моральных норм эпохи Просвещения. В XVII—XVIII веках фаворитизм стал вполне обыденным явлением в жизни общества. Во Франции существовало даже понятие «официальная фаворитка», которая от всех прочих отличалась тем, что имела практически неограниченное влияние на короля. Такой фавориткой была, к примеру маркиза де Помпадур.

В России своего апогея фаворитизм достиг в правление императрицы Екатерины II Великой, когда он сделался «почти государственным учреждением». Подсчитано, что подарки лишь 11 главным фаворитам Екатерины и расходы на их содержание составили 92 млн. 820 тыс. рублей, что в несколько раз превышало размер годовых расходов государственного бюджета той эпохи и было сопоставимо с суммой внешнего и внутреннего долга Российской империи, образовавшегося к концу её царствования. Подробнее см. статью Коррупция в Российской империи.

Тема фаворитизма часто обыгрывается в исторической и псевдоисторической художественной литературе. Примеры — «Виконт де Бражелон» А. Дюма, «Ледяной дом» И. Лажечникова, серия Анны и Сержа Голон «Анжелика». В пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» со всем драматизмом показаны терзания фаворитки и любовницы короля Англии — леди Милфорд.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:19 690
  • ✪ Фавориты Екатерины Великой.

Субтитры


Ингрупповой Фаворитизм (И.Ф.)
Что?
от греч. favor — благосклонность
стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции
благоприятствовать своей группе (ингруппе — )
в ущерб другой (аутгруппе).
Показано, что эта стратегия может не проявляться, если существуют более общие (надгрупповые)
цели
и ценности,
при явности используемых критериев оценки и др.
Противоположен аутгруппому фаворитизму
Как?
это более высокая оценка
ингруппа
оценивается выше
по позитивным основаниям
Пример:
«умный»
чем аут группы,
к ней
проявляются эмоции
более
сильные
позитивные
и чаще демонстрируется поведение,
идущее на благо её членов
И.Ф.
тем выше, чем,
важнее для группы крите­рии межгруппового сравнения
более соотносимыми, сравнимыми между собой являются ингруппа и аутгруппа
выше
в гомогенных условиях
Пример:
когда экспери­ментальные условия сталкивали между собой
только гуманита­риев
или только естественников
В гетерогенных условиях И.Ф. оказался значительно ниже
когда статусы взаимодействующих групп
по этому критерию (гуманитариев и естественников) не определены
или, по выражению авторов, «нестабильны»
то И.Ф. выше в смешанных группах
причем более пристрастны именно студенты-гуманитарии
в «нестабильной»» ситуации, когда соотносительные статусы не ясны, более высокую степень И.Ф. демонстрируют члены групп, претендующих на более высокий статус
другой аспект статуса
законность
Когда статусные различия между группами признаются законными, справедливыми обеими сторонами, то есть группами
и высоко­статусной
и низкостатусной
эффекты И.Ф. выражены незначительно
или незакон­ность
И.Ф. резко возрастает, при этом в большей степени у членов группы, обладающих более высоким статусом
Синоним:
внутригрупповой фаворитизм
Где?
Чаще в высокостатусных группах, чем в низкостатусных
Зачем?
Для защиты самооценки
если человек сильно идентифицируется с группой
И.Ф. со стороны большинства являются средством удержа­ния превосходства
Термин предложен:
Кем?
Г. Тэджфелом
Когда?

«Любовь правит миром». Что это: поэтический образ или реальность бытия? История рассказывает нам о Троянской войне, начавшейся из-за похищения Парисом Елены, жены спартанского царя; о добродетели прусской королевы Луизы, отвергшей домогательства Наполеона и, тем самым, изменившей судьбу нескольких городов. В нашей, российской истории особое значение имеет XVIII век, когда из ста лет более семидесяти Россией правили женщины и фавориты императриц не могли не повлиять на ход исторических событий, ибо сами являлись их частью.

Между тем, явление фаворитизма до сих пор остается в плену обыденных представлений, а не комплексного научного анализа. Поисковые системы Интернета выдают более 50000 ссылок на фаворитизм, что свидетельствует о необычайной распространенности и актуальности данного явления. Но что конкретно имеется в виду, когда говорится о фаворитизме в истории, в наши дни? Какова природа этого явления? Как оно соотносится с факторами исторической случайности и исторической закономерности? Насколько отражают реальность мнения и легенды о конкретных проявлениях фаворитизма? Эти вопросы возникают при внимательном изучении вопроса.

Ответ на них мы намерены искать методом комплексной идеальной реконструкции феномена и на этой основе установить место и роль фаворитизма в ряду других исторических явлений.

Объектами нашего исследования являются не только исторические факты, но и культурологическая среда, а также психологические структуры личности. Совокупный анализ этих факторов позволит рассмотреть фаворитизм как историческое явление, преодолев господствующие односторонние социологизаторские или обыденные взгляды.

В фокусе нашего исследования – XVIII век, особенно его вторая половина. В это время императрицы России властвовали огромной страной и в тоже время были жертвами судьбы.

Понятнее и ближе других кажется самая яркая и талантливая из всей вереницы женщин на русском престоле Екатерина II. Цель данной работы — не просто изложить факты биографии, а исследовать фаворитизм как историческое явление. Перед нами пройдет та сторона жизни, которую русские историки скрывали как могли: в царское время это делалось по той причине, что вторжение в личную жизнь монархов было запрещено, в советское время потому, что этой жизненной ипостаси не придавалось серьезного значения.

Но в России, с ее самодержавным, абсолютистским характером власти, субъективный фактор, личные качества монарха и его ближайшего окружения, всегда играл первостепенную роль. «Мы можем сделать прошлому выговор, возмутиться им, — писал Н. Эйдельман – но никак не можем сделать одного: отменить то, что было».

Наиболее полное определение фаворитизма мы нашли в Википедии – свободной энциклопедии Интернета:

Фаворити́зм (фр. favoritisme) — социальное явление, существовавшее при королевских (императорских, царских) дворах и имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту.

Для фаворитизма характерно делегирование некоторых (или даже большинства) полномочий монарха фавориту или его ставленникам. Фаворитизм получил наибольшее распространение при абсолютной монархии.

Причина фаворитизма кроется в намерении монарха сосредоточить верховную власть в руках очень небольшой группы людей, часто не обладавших выдающимися качествами, однако, лично преданных.

В XVII—XVIII веках фаворитизм стал вполне обыденным явлением в жизни общества. Во Франции существовало даже понятие «официальная фаворитка», которая от всех прочих отличалась тем, что имела практически неограниченное влияние на короля. Такой фавориткой была, к примеру маркиза де Помпадур.

В России своего апогея фаворитизм достиг в правление императрицы Екатерины Великой.

Познакомившись с различными определениями, мы увидели, что они носят преимущественно описательный характер, причины и природа явления не определяется или определяется поверхностно. Наша гипотеза состоит в том, что фаворитизм кроме социальных корней имеет еще не менее, а может быть и более, значимые культурные и психологические причины своего происхождения и существования.

Хронотоп фаворитизма.

Фаворитизм как явление известен во всех странах и во все времена. Два фактора обуславливают степень развития и особенности проявления фаворитизма: психологические потребности человека (общие для всех) и исторические обстоятельства (особенные для каждой страны и эпохи).

Изучая историю России, мы не можем пройти мимо таких имен как Малюта Скуратов, Борис Годунов, Франц Лефорт, Александр Меншиков, Бирон, Лесток, Разумовский

Особое значение для расцвета фаворитизма имела эпоха Просвещения. С конца XVII — начала XVIII идеологи нового мировоззрения оказывали огромное, но не всегда однозначное влияние на мораль общества. Идеи Локка, Вольтера, Руссо и других сыграли большую роль в борьбе с остатками феодального и религиозного мракобесия. Однако «установление царства разума» зачастую преломлялось в общественном сознании искаженно, сопровождалось многочисленными спекуляциями и измышлениями. Нарождающаяся буржуазия предпочитала не замечать гуманистического, нравственного содержания Просвещения, зато легко и быстро усвоила внешнюю сторону, посчитала себя свободной от моральной ответственности.

Никогда женщины не были так соблазнительны, а мужчины столь галантны. Никто не признавал старости, увядания, все были изысканны, остроумны, до последнего вздоха старались шутить и улыбаться. Когда молоденькая сиделка пересаживала умирающего Гёте в каталку, он не преминул заметить: «Видите, женщины до сих пор носят меня на руках. » Жизнь превратилась в непрерывную цепь приключений, любовные ласки щедро расточались и юными пажами и стареющими кокетками. Дразнящая открытость туалетов, томительная «игра обшлагов» — нечаянных прикосновений и объятий, пикантный привкус порока составляли неповторимый букет галантного века.

Искусство, мода, архитектура поражали величественной роскошью и чувственной негой. Великолепные усадьбы и парки с изумрудными лужайками выглядели как декорация, на фоне которой позировали застигнутые врасплох любовники. Век театрализовался, стал походить на костюмированную пьесу, каждый участник которой старался не забывать, как он смотрится со стороны.

Итак, фаворитизм тесно связан с историческим явлением абсолютизма и культурой эпохи Просвещения. Личные качества монарха влияют на особенности проявления фаворитизма.

Глава III

Апофеоз фаворитизма

Достигнув престола при помощи нескольких влюбленных в нее смельчаков, Екатерина стала вести на высоте его ту же жизнь, что и ее предшественницы, — но только в более крупных и широких размерах.

Приведем список известных фаворитов Екатерины Второй :

Этот список был составлен русским историком, специалистом по екатерининской эпохе Я. Л. Барсковым.

1752-1754г. С. В. Салтыков. Дипломат. Посланник в Гамбурге, Париже, Дрездене. Первым поручением С. В. Салтыкова стала миссия в Стокгольм- с известием о рождении великого князя Павла Петровича, отцом которого, по преданию, является он сам.

1756-1758г. С. Понятовский. Польско- саксонский посол в России. С помощью Екатерины и при поддержке прусского короля Фридриха Второго в 1764 году стал королем Польши. Все годы правления в своей политике ориентировался на Россию. Что стало одной из причин его отречения от престола в 1795г.

1761-1772г. Г. Г. Орлов Был внуком бунтовщика-стрельца, помилованного Петром Великим за бесстрашие. Активнейший участник дворцового переворота в 1762году. Григорий Орлов в качестве фаворита получил звание сенатора, графа, генерал -адъютанта. Играл значительную роль в создании Вольного экономического общества. Был его президентом. В 1771году руководил подавлением «чумного бунта» в Москве. С 1772г. утрачивает свое влияние при дворе и в 1775 году выходит в отставку.

1772-1774г. А. С. Васильчиков. Бедный офицер. Были пожалованы Екатериной титулы: граф, камергер. Получил звания кавалера ордена святого Александра Невского и стал владельцем огромных имений и сотен тысяч крестьянских душ. Был выслал из Петербурга в Москву.

1774-1776г. Г. А. Потемкин. Сын смоленского дворянина, в 1762г. среди заговорщиков, после чего становится подпоручиком гвардии. Участвует в русско-турецкой войне ( 1768-1774) и получает звание генерала. Затем вице-президент Военной коллегии, граф, генерал-фельдмаршал, шеф регулярных войск. Ближайший помощник императрицы в проведении политики укрепления абсолютистского государства. Организатор подавления пугачевского бунта и инициатор ликвидации Запорожской Сечи. Обладал огромной властью, будучи губернатором Новоророссийской, Азовской, Астраханской губерний, князем Священной Римской империи, светлейшим князем Таврическим (этот титул получил за присоединение в 1783 году Крыма к России. ) Способствовал освоению северного Причерноморья, строительству Херсона, Николаева и Севастополя, Екатеринослава. Был организатором строительства военного и торгового флотов на Черном море. Крупный дипломат.

1776-1777г. П. В. Завадовский. Сын казака канцелярии при штабе П. А. Румянцева -Задунайского во время русско- турецкой войны 1768-1774г. Был представлен императрице как автор донесений и докладов по делам Малороссии. Возвышение Завадовского пошло так быстро, что в нем видели даже соперника Потемкина. Хотя фаворитом был недолго, это обеспечило ему сановно-бюрократическую карьеру. Завадовский управлял Дворянским и Ассигнационным банками, был директором Пажеского корпуса. А при учреждении министерств в 1802 году стал министром народного просвещения.

1777-1778г. С. Г. Зорич Племянник акушерки, отравившей невестку Екатерины. Это был пустой, ветреный мот и игрок. При этом он не был верен Екатерине. Был выслан из Петербурга в Крым, к Потемкину.

1778-1779г. И. Н. Корсаков. Майор. Далее флигель-адъютант.

1780-1784г. А. Д. Ланской. Это единственный из фаворитов, который не вмешивался в политику и отказывался от влияния, чинов, и орденов, хотя Екатерина вынудила его принять от неё графский титул, огромные земли, десятки тысяч крестьян и чин флигель-адъютанта. Екатерина хотела выйти за него замуж и объявила об этом Панину и Потемкину. В 1784 году был отравлен по приказу Потемкина.

1785-1786г. А. П. Ермолов. Офицер, адъютант Потемкина, флигель -адъютант. Получил 100 тысяч рублей и был выслал из Петербурга, как все временные фавориты.

1786-1789г. А. М. Мамонов. Офицер, адъютант Потемкина. Приобрел огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Был награжден орденом Александра Невского, осыпанным стотысячными бриллиантами, двумя высшими польскими орденами.

1789-1796г. П. А. Зубов. Последний фаворит Екатерины Второй. Ничем не проявил себя на посту генерал-губернатора Новороссии и в должности главнокомандующего Черноморским флотом. Императрица подарила ему огромные поместья и пожаловала титул светлейшего князя.

Фаворитизм был в России основным колесом ее государственного механизма. Как только оно останавливалось, вся машина переставала работать. Впрочем, такие междуцарствия бывали обыкновенно непродолжительны. Только одно из них длилось несколько месяцев — после смерти Ланского (в 1784 году) до возвышения Ермолова. В большинстве же случаев дело решалось в двадцать четыре часа. В кандидатах никогда не было недостатка. Место было хорошее, и о нем мечтало не одно честолюбивое сердце — в гвардии, этой традиционной поставщице временщиков, было всегда два или три красивых офицера, которые упорно смотрели в сторону императорского дворца с более или менее скрытым желанием и надеждой. От времени до времени один из них появлялся при дворе, представленный каким-нибудь крупным сановником, который пытал счастья провести к императрице своего человека и поставить его на пост, служивший источником всяческого богатства и почестей.

В 1774 году племянник графа, Захара Чернышева, князь Кантемир, молодой и беспутный малый, весь в долгах, но прекрасный собой, упорно бродил несколько недель вокруг императрицы. Два раза, точно по ошибке, он входил в личные покои государыни. В третий раз он проник к ней, упал к ее ногам и умолял ее привязать его к своей особе. Она позвонила; Кантемира арестовали. Екатерина приказала посадить его в кибитку и отвезти к дяде, поручая сказать Чернышеву, что просит его образумить племянника, сама она к такого рода безумствам относилась очень снисходительно.

Само название фаворита, так образно звучащее по-русски — временщик, указывало баловням судьбы, как призрачно их быстротечное и невозвратное, как время, счастье. В 1772 году, отправившись в Фокшаны для заключения мирного договора с Турцией, Григорий Орлов узнал, что Васильчиков занял так неосторожно оставленный им пост. Орлов сейчас же помчался в Петербург почти без отдыха, как курьер, он проехал одним духом три тысячи верст, не останавливаясь ни для сна, ни для обеда. И все-таки он приехал слишком поздно.

Иногда же случалось, что, взлетев в одно мгновение на головокружительную высоту, соседнюю с царским престолом, фавориты начинали забываться: Зорич считал все для себя позволенным, даже измену той женщине, которая вывела его из ничтожества. Мамонов хотел, чтобы она позволила ему делить любовь между ней и ее фрейлиной, в которую он влюбился. Но этого было довольно: на ближайшем вечернем приеме все замечали, что императрица пристально смотрит на какого-нибудь неизвестного поручика, представленного ей лишь накануне или терявшегося прежде в блестящей толпе придворных; на следующий день становилось известно, что он назначен флигель-адъютантом ее величества. Все понимали, что это значит.

Днем молодого человека коротким приказом вызывали во дворец: здесь он знакомился с лейб-медиком государыни, англичанином Роджерсоном. Затем его поручали заботам графини Брюс, а впоследствии фрейлины Протасовой. После этих испытаний его отводили в особое помещение фаворитов, в котором временщики сменялись чаще, чем французские министры в министерских отелях. Апартаменты стояли уже пустыми и были готовы для вновь прибывшего. Его ожидали здесь всевозможная роскошь и комфорт, полное хозяйство, громадный штат слуг, и, открыв письменный стол, он находил в нем сто тысяч золотом, первый дар императрицы, за которым должны были последовать другие бесчисленные дары.

Вечером перед собравшимся двором Екатерина появлялась, фамильярно опираясь на его руку, и когда было десять часов и она кончала игру и удалялась к себе во внутренние покои, новый фаворит проходил вслед за нею один. Теперь он уже не мог выйти из дворца иначе, как в сопровождении своей августейшей подруги. Он был птицей, запертой в клетку, — клетку, правда, прекрасную, но которую зорко стерегли.

Среди этих избранников ее сердца многие отплатили черной неблагодарностью государыне, осыпавшей их всех неизменно своими благодеяниями. Но Екатерина никогда не преследовала их за это и никогда не давала чувствовать им своего гнева или мести — даже тогда, когда они изменяли ей или пренебрегали ею.

Да, любовники обманывали ее и бросали ее, как и всякую заурядную женщину: ни ее могущество, ни очарование, ни власть, которую она дарила им вместе со своей любовью, не могли спасти ее от горестей, бывших от начала мира уделом всех женских любящих сердец, будь то сердце императрицы или простой гризетки.

Мы видим, что фаворитизм при Екатерине II был социально-политическим институтом, структурным элементом власти. В то же время, отношения между императрицей и ее фаворитами определялись их внутренними склонностями (чувствами, эмоциями, самоконтролем), то есть сферой психологии личности.

Глава IV

Круги по воде

О любовных приключениях этой женщины сложено немало легенд. Отношение к частной стороне ее жизни было и остается крайне противоречивым.

Среди хулителей императрицы на первое место должно поставить современника императрицы М. М. Щербатова: блюститель нравственности считал, что царствование Екатерины — высшая точка падения нравов в стране, что любострастие, охватившее двор, перекинулось в семьи вельмож, а от них — к столичным дворянам.

Что касается историков, то они либо игнорировали в оценках эпохи фривольные сюжеты, либо пропагандировали необходимость судить о государственных деятелях по их делам, а не по частной жизни, указывали на преувеличения в описаниях иностранцев и т. д.

Развенчание культурного мифа уже началось. «Мы обязаны рассуждать исторически, — призывал Н. Эйдельман – а не опрокидывать чувства XX века в позапрошлое столетие».

Мы же, пока, подчеркнем тот вывод, к которому пришли: попытки объективно отнестись к частной стороне жизни Екатерины II тонут в море культурного мифа.

Глава V

Ключи к сердцу

Один из основных символов XVIII века воспроизвел великий скульптор-философ Фальконе — статую Галатеи в момент оживления мрамора (тема эта привлекала и Руссо). Фальконе изобразил рождение жизни и мысли в неживом и бесчувственном материале под влиянием творческой силы Просветителя. Именно такую роль отводил век Просвещения философу-государю. Именно так воспринимала свой долг перед историей, перед Россией Екатерина II.

Запойное чтение модных книг в пору становления личности не проходит бесследно. «Мое желание и мое удовольствие были — сделать всех счастливыми. Мое честолюбие, конечно, не было злым и, быть может, я слишком много взяла на себя, считая людей способными сделаться разумными, справедливыми и счастливыми. Я ценила философию, потому что моя душа была всегда истинно республиканской».

Но, столкнувшись с реальной российской действительностью, либеральные начинания потерпели крах, а после Французской революции и вовсе стали опасными. Императрица тяжело переживала разочарование. «Я никогда и никому не хотела внушать страха; я желала бы быть любимой и уважаемой по заслугам, и больше ничего. Я всегда думала, что на меня клевещут, потому что меня не понимают».

В таких условиях для Екатерины было особенно важным сохранять верность принципам и последовательность хотя бы в частной жизни. В личной жизни Екатерина II была свободна так, как не была в жизни общественной, реализовывала себя в соответствии со своими убеждениями.

С другой стороны, со стороны претендентов на роль фаворита, мы видим следующие закономерности.

«Начиная с Петровской реформы, жизнь русского образованного общества развивалась в двух планах: умственное, литературное, философское развитие шло в русле и темпе европейского движения, а социально-политическая основа общества изменялась замедленно и в соответствии с другими закономерностями. Это приводило к резкому увеличению роли случайности в историческом движении.

Игра различных, взаимно не связанных упорядоченностей превращала неожиданность в постоянно действующий механизм. Ее ждали, ей радовались или огорчались, но ей не удивлялись, поскольку она входила в круг возможного, как человек, участвующий в лотерее, радуется, но не изумляется выигрышу.

Таким образом мы видим, что фаворитизм не был чем-то случайным, вызывающим. Наоборот, при внимательном анализе эпохи обнаруживается закономерность и некая типичность данного явления. Исторические обстоятельства придали специфическую форму вечной драме человеческого сердца. Понимание фаворитизма невозможно без учета социально-психологических и личностно-психологических обстоятельств.

Глава VI

Фаворитизм как историческое явление

Обыкновенно современники и позднейшие историки придавали чрезмерное значение политическому влиянию фаворитов на дела. Ни один из них не имел преобладающего влияния на Екатерину. Даже замечательнейшие и способнейшие, как, например, Орлов, Потемкин, Зубов, находились в полной от нее зависимости. Зато нельзя не признать, что фаворитизм, при неограниченном корыстолюбии любимцев Екатерины, их родственников, друзей, знакомых, очень дорого обходился казне и народу.

Английский посланник Гаррис и Кастера, известный историк, даже вычислили, во что, обошлись России фавориты Екатерины Второй. Наличными деньгами они получили от неё более 100 миллионов рублей. При тогдашнем русском бюджете, не превышавшем 80 миллионов в год, это была огромная сумма. Стоимость принадлежащих фаворитам земель также была огромна.

Кроме того, в подарки входили крестьяне, дворцы, много драгоценностей, посуды. Вообще фаворитизм в России считался стихийным бедствием, которое разоряло всю страну и тормозило её развитие. Деньги, которые должны были идти на образование народа, развития искусства, ремесел и промышленности, на открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их бездонные карманы.

Но с другой стороны, фаворитизм сделался в России правительственным учреждением, а фавориты, живя с императрицей, признавались людьми, служившими отечеству и престолу. Во-первых, многие из них были способными людьми, как Панин, Потемкин, Безбородко, Зорич. Во-вторых, они услаждали досуги своей государыни, подавая ей силу для новых трудов. Так смотрела на дело сама Екатерина.

В Петербурге есть знаменательный памятник. У ног величественной улыбающейся императрицы расположились кругом девять ее сподвижников: А. Орлов, А. Безбородко, Е. Дашкова, Г. Потемкин, П. Румянцев, А. Суворов, Г. Державин, В. Чичагов, И. Бецкой. Конечно, в жизни их было значительно больше, но даже в таком составе они олицетворяют ее умение опираться в своих деяниях на людей, которые изображены здесь как оплот ее власти.

Однако она возвышается над ними как самодержца, как капитан, ведущий свой корабль по четко выверенному курсу.

Роль и место фаворитизма в истории России второй половины XVIII века невозможно сводить к однозначным оценкам. Это было сложное многостороннее явление, требующее комплексного и взвешенного подхода.

Заключение.

В ходе изучения фаворитизма времен Екатерины II мы исследовали следующие вопросы:

1. факторы становления и развития фаворитизма;

2. причины наивысшего проявления этого явления в России во второй половине 18 века;

3. представления о фаворитизме в научном и обыденном сознании;

4. негативные и позитивные влияния фаворитизма на развитие общественного процесса в России.

Выводы, к которым мы пришли, заключаются в следующем:

1. фаворитизм – сложное социокультурное явление, обусловленное действием исторических, культурных, психологических факторов;

2. сенситивный период проявления фаворитизма в России – 18 век, характеризующийся неравномерностью социально-экономического и ментально-идеологического развития;

3. ореол безнравственности фаворитизма является культурным мифом, стереотипом, сформировавшемся в результате идеологизации в русле политической борьбы;

4. представления о вреде фаворитизма – спорно и не может иметь однозначно осуждающей оценки.

При всех сложностях исторического процесса, неоднозначности деяний государственного лица, Екатерина II предстает как целостная личность, прожившая свою жизнь в гармонии со своим внутренним «Я». Она принесла гуманность и терпимость и бала последовательна в личной жизни.

Оставаясь людьми сегодняшними, мы вправе и в силах со-мыслить и со-чувствовать тем, кто в далеких 1700-х годах, так же как и мы радовались солнцу и лесу, мечтали о лучшем, скорбели о невозможном.

Время стирает шелуху злословья, искажений, мифов.

Остается истинная побеждающая все любовь.

Групповой фаворитизм

Фаворитизм групповой — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не «работают», а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян .

Вывод: Наличие группового фаворитизма, степень его выраженности и конкретные формы проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов — уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность

Внутригрупповой фаворитизм – чувство «мы», защищенность в своей группе, ощущение комфорта.

Внегрупповая враждебность – чувство «они», угроза, исходящая от другой группы, неприязнь в отношении других.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность – это бессознательное явление.

Фрейд объяснял внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность как следствие психосоциальной природы человека.

— мы приспосабливаемся к миру, взаимодействуем с помощью тонких приспособительных интеллектуальных реакций

— человек – существо тонкое, ранимое, слабое, поэтому люди объединяются в группы, чтобы быть защищенными. Группа выбирает вожака, которого одновременно любит и ненавидит.

Трусов: внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность – это следствие недостаточно развитого морального сознания. Со временем это ослабевает. Провел исторический анализ, чтобы доказать ослабевание внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

В России внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность экспериментально изучал Агеев, написал диссертацию по межгрупповым взаимоотношениям. Проводил исследования в пионерских лагерях: соревнования мальчиков и девочек.

Мальчики и девочки объясняли причины победы и поражении. Агеев их систематизировал и разделил на внешние и внутренние причины.

Агеев дает рекомендации педагогам, чтобы сгладить внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность:

по возможности создавать объединяющие цели

если мы имеем дело с конкурирующими группами, то их нужно сравнивать по показателям деятельности, а не по личностным оценкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *