Возврат налога статья

Рассмотрим случай из судебной практики, чтобы понять, как себя вести, чтобы вернуть излишне уплаченные налоги, и о каких подводных камнях нужно помнить.

ИП (далее — предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением к Межрайонной Федеральной налоговой службе N 1 по Владимирской области о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 149 722 рублей 46 копеек. А также судебных расходов в размере 28 000 рублей.

Решением Арбитражного суда первой инстанции налоговую обязали вернуть предпринимателю 149 722 рублей 46 копеек излишне уплаченных в 2017 году страховых взносов. Кроме того, с инспекции в пользу предпринимателя взыскано 19 000 рублей судебных расходов и 5 492 рубля расходов по оплате государственной пошлины.

Однако этим дело не закончилось. Арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Заявление предпринимателя оставлено без рассмотрения, самому предпринимателю возвращена из федерального бюджета госпошлина в сумме 6 332 рубля.

Затем постановление апелляционной инстанции отменил Арбитражный суд округа — но только в части оставления заявления предпринимателя без рассмотрения и возврата ему из федерального бюджета госпошлины в сумме 5 492 рублей. Все остальное в постановлении суда апелляционной инстанции осталось без изменения.

Ещё не потерялись?

Далее предприниматель обратилась в Верховный Суд России с кассационной жалобой на постановления судов апелляционной и кассационной инстанций. В жалобе она просит их отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, изначально предприниматель обратилась в суд, полагая, что уплаченная по требованию налоговой недоимка по страховым взносам в размере 149 722 рублей 46 копеек является излишне взысканной.

Суд первой инстанции в своем решении признал спорную сумму излишне уплаченной и поэтому обязал налоговую ее вернуть.

Руководствовался суд статьями 346.15, 430 Налогового кодекса РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П и пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.

Чем тогда руководствовался суд апелляционной инстанции, когда отменял решение первого суда?

Статьями 21, 32, 79 Налогового кодекса, пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» и пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ».

На этих основаниях суд апелляционной инстанции сделал вывод:

С учетом правового регулирования возврата излишне взысканного налога, действующего с 01.01.2018, обращение предпринимателя в суд с иском о возврате или зачете излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов возможно, только если бы предприниматель обратилась сначала в налоговую с этим требованием, и налоговая бы ей отказала — или не ответила бы в установленный законом срок.

Так как до обращения в суд предприниматель в налоговую не обращалась и отказа от нее не получала, то суд апелляционной инстанции решил, что предприниматель не соблюла досудебный порядок урегулирования спора (он прописан в новой редакции статьи 79 НК). Поэтому и отменил решение суда первой инстанции.

А дальше?

Суд кассационной инстанции сослался на отсутствие у предпринимателя нарушенного права — так как оно может возникнуть, только если налогоплательщик исчерпал возможности вернуть излишне взысканный налог в административном порядке (опять же, статья 79 НК).

Поэтому он отказал предпринимателю в удовлетворении его заявления и отмене постановления суда апелляционной инстанции.

Но в своей жалобе в Верховный суд России предприниматель говорит о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

В частности, предприниматель приводит довод, что статья 79 Налогового кодекса регламентирует административный порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а не порядок обращения в суд.

Согласно пункту 3 данной статьи в ее новой редакции заявление о возврате суммы излишне взысканного налога можно подать в налоговую в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания.

При этом в новой редакции статьи отсутствует указание, что обратиться в суд налогоплательщик может, только исполнив перед этим досудебный порядок урегулирования вопроса о возврате излишне взысканных сумм. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом.

В связи с этим предприниматель считает, что подача заявления о возврате излишне взысканных платежей в налоговую является правом налогоплательщика, но не его обязанностью.

Как указывает предприниматель, обращаясь в арбитражный суд изначально, она воспользовалась своим правом на судебную защиту в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса.

Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Поэтому жалобу предпринимателя с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда.

Ждем судебного акта ВС РФ.

Ищите нас , и .

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ. При этом возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) (п.1 ст. 79 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 79 НК РФ установлено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение 1-го месяца со дня получения заявления от налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком:

— в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;

— (или) в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).

На заметку

Правила, установленные статьей 79 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 № 9880/12 подчеркнуто, что пункт 3 статьи 79 Налогового кодекса предоставляет право налогоплательщику обратиться с заявлением о возврате излишне взысканного налога непосредственно в суд.

Суть дела: на основании решения налоговой инспекции об отказе в налоговых вычетах по НДС с расчетного счета налогоплательщика инкассовыми поручениями в феврале и апреле 2009 г. была списана сумма недоимки по НДС за 2 кв. 2008 г. В октябре 2009 г. в судебном порядке указанное решение было признано недействительным. Соответственно, сумма излишне взысканного налога подлежала возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ. Однако указанная сумма не была возвращена налогоплательщику.

Налогоплательщик обратился в суд об обязании налоговой инспекции вернуть сумму излишне взысканного налога и уплатить пени за несвоевременный возврат указанной суммы.

Суд первой инстанции принял сторону налогоплательщика.

Налоговая инспекция на дату рассмотрения дела представила в суд справку о наличии задолженности о состоянии расчетов с бюджетом на 19.07.2011, согласно которой за налогоплательщиком числилась задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумм примерно такой же, как и излишне взысканный налог.

Суды апелляционной и кассационной инстанций приняли решения в пользу налогового органа.

Президиум ВАС РФ, принимая решение в пользу налогоплательщика, констатировал, что налоговый орган не представил документы, в которых бы содержались данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки, например, налоговые декларации, акты налоговых проверок, решения инспекции о рассмотрении материалов проверок и т.п.

Суд указал, что:

— справка, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки, при отсутствии иных документов не является достаточным доказательством задолженности по налогу;

— при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам инспекция должна была принять решение о зачете, законность и обоснованность которого проверили бы суды.

Судом сделан вывод: сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщика с начисленными на нее процентами.

На заметку

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве» при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

СТ 79 НК РФ.

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 79 Налогового кодекса

В комментируемой статье устанавливается обязанность налогового органа возвратить налогоплательщику излишне взысканную сумму налога. Возврату подлежат суммы налога, зачисленные в бюджет или во внебюджетный фонд за счет общих поступлений в них налогов и сборов (источник возмещения), с начислением пеней.

Под излишне взысканной суммой налога понимается сумма налога, необоснованно уплачиваемая налогоплательщиком или взыскиваемая налоговым органом с налогоплательщика на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. Порядок возврата излишне взысканных сумм налога разъяснен в комментируемой статье 79 НК РФ и применяется в отношении возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяется на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Возврат может происходить как по заявлению налогоплательщика, для которого требование о возврате является правом, так и по инициативе самого налогового органа, на котором лежит соответствующая обязанность.

В п. 3 комментируемой статьи определены предельные сроки на истребование налогоплательщиком излишне взысканных с него сумм налога — один месяц для обращения в налоговый орган со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания; три года для обращения с исковым заявлением в суд, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. При пропуске указанных сроков налогоплательщику должно быть отказано в возврате излишне взысканных сумм налога. Следует отметить, что суд вправе отказать налогоплательщику в возврате излишне взысканных налоговых платежей только при условии, что представитель налогового органа сделает заявление об истечении срока исковой давности.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о факте излишнего взыскания налога в течение 10 дней со дня установления этого факта. С момента такого уведомления начинают течь указанные выше сроки.

Основанием, препятствующим исполнению обязанности по возврату излишне взысканного налога, является наличие у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету или внебюджетному фонду.

В этом случае возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) по правилам ст. 78 НК РФ.

Излишне взысканная сумма возвращается только после погашения недоимки и задолженности. Проведенный налоговыми органами зачет недоимки и задолженности возобновляет право налогоплательщика на истребование излишне взысканного налога полностью или в части, превышающей зачтенную сумму, в зависимости от ситуации.

Кроме этого, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате излишне взысканной суммы налога в суд. При этом НК РФ не установлен обязательный административный (досудебный) порядок обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган за зачетом или возвратом излишне взысканных сумм налога.

Тем не менее установлены различные сроки для обращения в налоговый орган и в суд. Если в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога, как уже было отмечено, может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда, то исковое заявление в суд согласно п. 3 комментируемой статьи 79 Налогового кодекса РФ может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, исчисляемыми со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.

Право налогоплательщика на уплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная комментируемой статьей обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.

Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.

Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции уплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.

Документ опубликован не был.

Документ опубликован не был.

Территориальный орган федерального казначейства после осуществления возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов уведомляет налоговый орган о дате совершения операции и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Таким образом, основаниями к возврату излишне взысканных сумм налога служат:

— решение налогового органа о возврате требуемой суммы;

— вступившее в законную силу решение суда.

Пункт 9 статьи 79 НК РФ предусматривает, что правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *