Временная дорога

Вопрос: Разъяснить учтены ли затраты, по временным зданиям и сооружениям, процентной нормой или должны учитываться дополнительно по расчету сверх процентной нормы в 8 главе ССР.
В адрес Заказчика поступил локальный сметный расчет на временную технологическую дорогу с последующим включением данного расчета сверх процентной нормы в 8 главу ССР. В соответствии с пунктом 1.3. ГСН-81-05-01-2001 (далее – ГСН) сметные нормы учитывают затраты на строительство в пределах строительной площадки, то есть территории, отведенной в соответствии с проектом в установленном порядке для постоянного размещения объекта строительства, а также служб строительно-монтажных организаций и с учетом временного отвода территории, определяемой по условиям производства работ.
Подрядчик включает в локальные сметные расчеты на земляные работы затраты по расценке ТЕР01-01-015-02 на «Ремонт и содержание грунтовых землевозных дорог на каждые 0,5 км длины, группа грунтов 2» применением коэффициента 2 к элементам прямых затрат. Применяемый коэффициент 2 учитывает расстояние перевозки грунта на расстояние 1 км расположенной аналогично по пункту 1 от границы строительной площадки до площадки временного складирования грунта. Позиция Заказчика – исключить данные затраты, поскольку указанная автодорога с учетом изложенного по всем признакам относится к землевозной дороге в границах стройплощадки (с учетом временного отвода земли под временное складирование грунта). по правомерности применения расценок таблицы ТЕР01-01-015 в локальных сметных расчетах на земляные работы.

Согласно пункту 1.3 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) сметные нормы учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также для обслуживания работников строительства в пределах строительной площадки или трассы, отведенных в натуре под строительство.
В соответствии с пунктом 24 приложения 2 ГСН 81-05-01-2001 устройство и содержание временных железных, автомобильных землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в том числе соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами относится к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенным в составе сметных норм.
Дорога, проходящая от забора строительной площадки до площадки временного складирования грунта, не относится к строительной площадке как территория, отведенная для постоянного размещения объекта или временного размещения служб строительно-монтажных организаций и определяемая по условиям производства работ согласно п. 1.3 ГСН 81-05-01-2001.
В связи с этим, затраты на строительство, ремонт, содержание и разборку данной временной землевозной дороги не учтены в нормах затрат на титульные временные здания и сооружения. В главу 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета при соответствующих обоснованиях, предусмотренных проектом организации строительства (далее – ПОС), дополнительно включаются средства на строительство временных подъездных дорог, в том числе землевозных, за пределами строительной площадки (пункт 1.5 ГСН 81-05-01-2001).

Затраты на ремонт и содержание грунтовых землевозных дорог, предусмотренных ПОС за пределами площадки строительства, в зависимости от их длины и объема перевозимого груза определяются по соответствующим государственным элементным сметным нормам (ГЭСН) сборника 1 «Земляные работы» (ГЭСН 81-02-01-2017) и учитываются в локальных сметных расчетах на земляные работы

Назад к списку

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННОГО ПРОЕЗДА НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ С ПОКРЫТИЕМ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.
ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.
ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству временного проезда на стройплощадке со сплошным типом покрытия из сборных железобетонных плит.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— типовые чертежи;
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — описание решений по организации и технологии производства работ по устройству временного проезда на стройплощадке со сплошным типом покрытия из сборных железобетонных плит, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;

— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по устройству временного проезда на стройплощадке со сплошным типом покрытия из сборных железобетонных плит.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы в III-й температурной зоне с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству временного проезда на стройплощадке со сплошным типом покрытия из сборных железобетонных плит, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожно-строительных работ.
1.8. Параметры временного проезда с покрытием из сборных железобетонных плит:

Рис.1. Поперечный профиль временной дороги с покрытием из железобетонных плит

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству временного проезда на стройплощадке со сплошным типом покрытия из сборных железобетонных плит.
2.2. Работы по устройству временного проезда на стройплощадке со сплошным типом покрытия из сборных железобетонных плит выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

час.

Рис.2. Автомобильный кран КС-3577-3 и график грузоподъемности

Рис.3. Автосамосвал КамАЗ-6520

Рис.4. Поливомоечная машина ПМ-3У

Рис.6. Бульдозер ДЗ-42

Рис.7. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2

Рис.8. Грунтовый каток ДУ-85

2.5. Для устройства временного проезда на стройплощадке применяются следующие конструкции и материалы: песок среднезернистый с 3 м/сутки, отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93*; плиты железобетонные 2П30.18-10 (размер 30001750170 мм, m=2,2 т, V=0,88 м, без монтажных скоб), соответствующие требованиям ГОСТ 21924.0-84; электроды Э-42, соответствующие требованиям ГОСТ 9466-75; сухая, готовая пескоцементная смесь 1:12, соответствующая требованиям ГОСТ 31357-2007.

Рис.9. Общий вид плиты дорожной 2П30.18-10
Н=170 мм; В=1750 мм; L=3000 мм.

2.6. Работы по устройству временного проезда на стройплощадке со сплошным типом покрытия из сборных железобетонных плит следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция»;
— СП 126.13330.2012 «СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция»;
— Пособие к СНиП 3.01.03-84 «Производство геодезических работ в строительстве»;
— ГОСТ Р 51872-2002 «Документация исполнительная геодезическая. Правила исполнения»;
— СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт. Актуализированная редакция»;
— СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция»;
— СТО НОСТРОЙ 2.25.29-2011 «Устройство оснований дорожных одежд. Часть 1. Строительство дополнительных слоев оснований дорожных одежд»;
— СТО НОСТРОЙ 2.25.31-2011 «Устройство оснований дорожных одежд. Часть 3. Строительство оснований из минеральных материалов, не обработанных вяжущими»;
— ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог»;
— ГОСТ 21924.0-84 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия»;
— ГОСТ 28013-98 «Песок строительный. Общие технические условия»;
— ГОСТ 31357-2007 «Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия»;
— ГОСТ 9467-75. «Электроды, покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы»;
— ГОСТ 17.5.3.06-85. «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ»;
— ГОСТ 25573-82* «Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия»;
— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;
— ПБ 10-14-92 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;
— ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора России»;
— ПОТ РМ-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»;
— ВСН 274-88 «Правила техники безопасности при эксплуатации стреловых самоходных кранов»;
— ГОСТ 12.3.009-76*. ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности»;
— ГОСТ 12.3.020-80*. ССБТ «Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности»;
— РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
— РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;
— МДС 12.-29.2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у технического Заказчика проектную документацию и нотариально заверенную копию разрешения на строительство, по форме, приведённой в Приложении N 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. N 117/пр. Выполнение работ без разрешения запрещается.
3.2. До начала производства работ по устройству временного проезда на стройплощадке необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— заключить с техническим Заказчиком (застройщиком) договор строительного подряда на строительство объекта (сооружения);
— получить от технического Заказчика (застройщика) комплект Проектной и Рабочей документации на данные виды работ;
— не менее чем за 10 дней до начала выполнения строительных работ получить от технического Заказчика (застройщика) рабочую документацию на геодезическую разбивочную основу и закрепленные на площадке строительства пункты геодезической основы с составлением Акта освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, по форме, приведённой в Приложение 1, РД-11-02-2006;
— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства, в т.ч. заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов, размещение заказов на изготовление элементов сборных конструкций, деталей и изделий, необходимых для строительства объекта (сооружения);
— получить у строительного контроля Заказчика основные комплекты рабочих чертежей с надписью «В производство работ» и обеспечить ими строительный участок;
— организовать тщательное изучение проектных материалов, содержащих исходные данные для строительства мастерами и производителями работ;
— разработать ППР на «Внутриплощадочные подготовительные работы», содержащий решения по организации строительного производства, технологии дорожно-строительных работ, согласовать их с Генеральным подрядчиком и строительным контролем Заказчика;
— назначить приказом по строительной организации лиц, ответственных за безопасное производство работ, контроль и качество их выполнения;

— укомплектовать бригаду (звено) рабочими соответствующих профессий и машинистами дорожно-строительных машин необходимой квалификации;
— ознакомить бригадиров и звеньевых с Проектом производства работ, Технологической картой и технологией производства работ по устройству временного проезда, а также выдать бригадам и звеньям Наряды-задания, Калькуляции и Лимитно-заборные карты на материалы на весь объем порученных работ;
— провести инструктаж членов бригад (звеньев) по промышленной безопасности и охране труда при выполнении работ;
— обеспечить рабочих средствами индивидуальной защиты;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;
— устроить временные складские площадки для приёма конструкций, строительных деталей и материалов;
— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования, доставить их на объект, смонтировать и опробовать на холостом ходу;
— доставить в зону работ потребный инвентарь, приспособления для безопасного производства работ, электрифицированный, механизированный и ручной инструмент;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарём и средствами сигнализации;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ.
3.3. Общие требования к выполнению работ
3.3.1. Устройство временных дорог проводится с целью обеспечения подъезда на строительные площадки, либо в случаях, когда основная дорога закрыта для движения гражданского автотранспорта на ремонтно-строительные работы. Временная дорога также нужна для подъезда к строительным объектам в заболоченных или труднодоступных местах, к местам добычи полезных ископаемых, к лесозаготовкам. При строительстве временных дорог широко используются дорожные железобетонные плиты, позволяющие сократить сроки на строительство подъездов и обеспечить их долговечность и надежность.
3.3.2. Временные дороги могут иметь покрытие из щебня, гравия или из железобетонных дорожных плит на песчаном основании.

3.3.3. Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки размером не менее 12х12 м (см. Рис.10).

Рис.10. План внутрипостроечных дорог при возведении наземных сооружений
1 — кольцевая дорога; 2 — тупиковая дорога; 3 — разъезд; 4 — разворот; 5 — уширенный поворот кольцевой дороги

Рис.11. Схема тупиковой и разворотной площадок

Дороги прокладывают так, чтобы расстояние от кромки дорог до строящихся зданий (сооружений) было не менее 0,8 м, а до бровки траншей или котлованов, располагаемых вдоль дорог, не менее 1,5 м. При этом сами дороги должны находиться вне призмы обрушения грунта.
3.3.4. Ширина временных автотранспортных дорог принимается:
— при двухполосном движении — 6 м (в обоснованных случаях — до 7 м);
— при однополосном движении — 3,5 м с уширением до 6,5 м под разгрузочные площадки для автотранспорта (при большегрузных машинах — 7,0 м).
3.3.5. Длина разгрузочной площадки назначается в зависимости от числа автомашин, одновременно стоящих под разгрузкой, их габаритов и принимается в пределах 15-45 м.
3.3.6. Радиусы закругления временных дорог зависят от габарита грузов и транспортных средств, используемых для их доставки, и принимается в пределах 12-18 м.

Рис.12. Схемы поворотов временных дорог из плит

3.3.7. На территории строительства площадью 5 га и более предусматривается не менее двух въездов с противоположных сторон.
3.3.8. Ширина ворот на въездах на строительную площадку должна быть не менее 4 м.
3.3.9. Каждый рабочий выезд со строительной площадки оборудуется пунктом мойки (очистки) колес автотранспорта.
3.3.10. У въездов на строительную площадку устанавливается информационный стенд пожарной защиты с нанесенными строящимися и вспомогательными зданиями и сооружениями, схемой движения транспорта, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи, и назначается пожарный расчет.
3.3.11. В местах пересечения временных дорог с опасными зонами необходимо устанавливать дорожные знаки и знаки безопасности. В необходимых случаях для регулировки движения транспорта и работы грузоподъемной машины специально назначаются сигнальщики.
3.3.12. На дорогах должна предусматриваться установка знаков ограничения скорости движения транспорта. Скорость движения автотранспорта на стройплощадке вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/час на прямых участках и 5 км/час — на поворотах.
3.3.13. Главное отличие «временных» покрытий от «постоянных» — отсутствие монтажных скобок, которые для вторых являются обязательным элементом. Тот факт, что дорожные плиты из бетона могут использоваться несколько раз (демонтироваться и устанавливаться на новом месте) делает их применение экономически выгодным. После использования плита не теряет свои эксплуатационные характеристики, и строительство временных дорог может сразу же начинаться на новом месте.
3.3.14. Устройство сборного цементобетонного покрытия может осуществляться круглогодично. В зимнее время укладка плит в дорожное покрытие производится на готовое земляное полотно и основание (устроенное в летний период) в соответствии с требованиями к производству работ в зимнее время. В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.
3.3.15. По мере окончания строительства железобетонные плиты покрытия временного проезда демонтируют и перевозят на склад строительной организации для дальнейшей эксплуатации.
3.4. Подготовительные работы
3.4.1. До начала основных работ по устройству временного проезда на стройплощадке должны быть выполнены подготовительные работы, в состав которых входят:
— разбивка и закрепление на местности трассы проезда;
— срезка, погрузка и вывоз растительного слоя грунта;
— подготовка естественного основания.
3.4.2. Работы по устройству проезда следует начинать с определения местоположения строящегося здания (сооружения) и разметки границ проезда в присутствии представителя Генподрядчика.
3.4.3. Геодезическая разбивка проезда на стройплощадке заключается в обозначении его размеров на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение оси, а при вертикальной — расчетную высоту проезда. Ось переезда вначале визуально провешивают вешками, давая направление трассы, затем производят коррекцию разбивки отмеряя расстояние от строящегося здания (сооружения) до оси и закрепляют отмеченные точки кольями через каждые 20 м. От найденной оси разбивают границы срезки растительного слоя и закрепляют отмеченные точки вешки высотой 1,0-1,5 м, устанавливаемые через 10 м. Контуры валов складирования обозначают кольями.
В целях предупреждения поломки или засыпки установленных знаков разбивки проезда на местности их следует обозначить колышками, вынесенными за пределы земляных работ. После окончания строительства проезда установленная разбивка снимается.
Выполненные работы по геодезической разбивке временного проезда на стройплощадке необходимо предъявить представителю строительного контроля Заказчика для технического осмотра. При отсутствии дефектов, а также после устранения недостатков необходимо документально оформить данные работы путем подписания Акта разбивки временного проезда на местности в соответствии с формой, приведенной в Приложении 2, РД-11-02-2006.
3.4.4. Перед началом каждого вида работ должны быть установлены на расстоянии 5 м границы зон потенциально опасных производственных факторов, к которым относятся зоны перемещения машин (погрузчика, катка, стрелового крана), их частей, рабочих органов, а также места, над которыми происходит перемещение грузов (железобетонных плит) стреловым краном. На границах зон должны быть выставлены хорошо видимые в любое время суток предохранительные защитные и сигнальные ограждения, предупредительные надписи и знаки безопасности.

Рис.13. Знаки предупредительные

Рис.14. Конструкция сигнального ограждения

3.4.4. В состав последовательно выполняемых земляных работ по срезке растительного слоя грунта входят следующие технологические операции:
— срезка растительного грунта бульдозером с перемещением в валы;
— погрузка растительного грунта фронтальным погрузчиком в автомобили-самосвалы;
— перевозка растительного грунта в отвал автомобилями-самосвалами.
Растительный слой должен срезаться, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.
С полосы отвода, отведенной для строительства временного проезда, снимают растительный (плодородный) слой толщиной h=0,10 м, шириной 3,50 м и укладывают в валы, которые располагаются на проезде.
Работая по «челночной схеме», растительный грунт снимают и перемещают бульдозером ДЗ-42 сразу по всей полосы отвода.
При срезке растительного грунта по «челночной схеме» заполнение отвала грунтом, его перемещение производится при движении бульдозера вперед, а холостой ход — при движении бульдозера задним ходом по той же прямой.
При этом каждый цикл зарезания и перемещения грунта осуществляют с перекрытием предыдущего следа на 25-30 см с перемещением срезанного грунта в конус для дальнейшей его погрузки в автосамосвалы и вывозу в отведенные места.
Каждый цикл бульдозера по срезке растительного грунта производится в следующей технологической последовательности:
— опускание отвала и установка его в требуемое положение;
— резание и заполнение отвала грунтом;
— перемещение грунта растительного слоя к месту укладки;
— разгрузка (укладка) грунта растительного слоя в отвал;
— перемещение бульдозера в забой на следующую захватку.
При снятии и складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие снижение его качества (смешивание с подстилающими минеральными слоями, нижележащим нерастительным грунтом, загрязнение отходами, строительным мусором, размыв, выдувание, промерзание и т.п.).
Погрузка грунта растительного слоя из отвала производится колесным, фронтальным погрузчиком Volvo L45В в автомобили-самосвалы КамАЗ-6520. Погрузка грунта погрузчиком выполняется со стороны бокового борта автосамосвала. Вывоз грунта производится в места определенные ПОС, где выгружают в отвал для сдачи землепользователю.

Выполненные работы по срезке растительного слоя грунта необходимо предъявить представителю строительного контроля Заказчика для технического осмотра. При отсутствии дефектов, а также после устранения недостатков необходимо документально оформить данные работы путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД-11-02-2006 и получить разрешение на производство последующих работ по подготовке естественного основания.
3.4.5. Подготовка грунтового основания под насыпь земляного полотна заключается в его выравнивании, планировке и уплотнении.
Выравнивание поверхности основания под насыпь производят бульдозером ДЗ-42 путем срезки кочек, засыпки ям, колей и неровностей (более ±0,1 м), продольными проходами за два прохода по следу, с перекрытием предыдущего прохода на 0,5 м.
Выравнивание поверхности основания под насыпь ведется полосами, равными ширине отвала бульдозера, при рабочем ходе в одном направлении (см. Рис.15).

Рис.15. Схема планировки естественного основания бульдозером

Поверхность грунтового основания должна быть спланирована под двускатный поперечный профиль с уклоном 40‰ к бровкам проезда и обеспечивать быстрый отвод выпавших атмосферных осадков.
В виду того, что грунт при поверхностной зоны (5-10 см) естественного грунтового основания, полученного от срезки растительного слоя, как правило, имеет несколько меньшее значение , чем требуемое, за счет его горизонтального сдвига вальцом катка во время уплотнения («бульдозерный эффект»), необходимо при подготовке к устройству земляного полотна произвести до уплотнение этой зоны при помощи дорожного, самоходного, грунтового виброкатка ДУ-85 за 3 прохода по одному следу, челночными проходами с рабочей скоростью 6,0 км/час, с выключенным вибратором начиная от края основания, с перемещением при каждом проходе к оси на 2/3 уплотняемой полосы, с перекрытием каждого предыдущего прохода на 0,3 м, до коэффициента уплотнения 0,98.
Выполненные работы по подготовке естественного основания необходимо предъявить представителю строительного контроля Заказчика для технического осмотра. При отсутствии дефектов, а также после устранения недостатков необходимо документально оформить данные работы путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с формой Приложения N 3, РД-11-02-2006 и получить разрешение на выполнение последующих работ по устройству песчаного подстилающего слоя.
3.4.6. Для обеспечения фронта работ по устройству песчаного подстилающего слоя работы по устройству корыта должны вестись с опережением не менее одной смены.
3.4.7. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
3.5. Устройство песчаного подстилающего слоя
3.5.1. Подстилающий слой предназначен для:
— устранения неровностей естественного основания;
— обеспечения перемещение плит покрытия при изменении температуры окружающего воздуха;
— равномерного распределить давление от автомобилей;
— уменьшения напряжения в плитах;
— повышения стойкости поверхности естественного основания в период строительства и эксплуатации дороги.
Подстилающий слой выполняет функции дренирующего, морозозащитного, выравнивающего и противозаиливающего.
3.5.2. Строительство подстилающего слоя включает следующие рабочие операции:
— подвозка песка автомобилями-самосвалами;
— разравнивание песка бульдозером;
— планировка подстилающего слоя бульдозером;
— уплотнение слоя грунтовыми катками;
— поливкой водой при влажности песка меньше оптимальной.
3.5.3. Перед началом работ по устройству подстилающего слоя в зимнее время естественное основание должно быть очищено от снега и льда на участке сменной захватки. В снегопад и метель производство работ по устройству слоя следует прекратить.
3.5.4. Песок для устройства подстилающего слоя разрабатывается в карьере экскаватором Volvo EC-290B и доставляется на место производства работ автосамосвалами КамАЗ-6520.
Песок завозят на подготовленное основание корыта из расчета требуемой толщины слоя. Величину требуемой толщины, с учетом коэффициента запаса песка на уплотнение равного 1,10 находят по формуле.

, м,

— проектная толщина слоя, м
— требуемая величина коэффициента уплотнения, Таблица 22, СНиП 2.06.02-85
— коэффициент начального уплотнения: бульдозером 0,800,85
— величина осадки песчаного слоя, 3%

Завезенный песок выгружается из автосамосвалов на поверхность основания корыта кучами. Расстояние между центрами выгружаемых куч грунта определяется по формуле:

, м,

где — грузоподъемность автомобиля-самосвала, тонн.

— ширина полосы разравнивания кучи, м.
— толщина технологического слоя отсыпки, м.
— коэффициент запаса на уплотнение песка=1,10.
— объемный вес песка, т/м.

Выдерживание требуемого расстояния будет не только гарантией нужной толщины подстилающего слоя и обеспечения качества его уплотнения, но и позволит минимизировать работу бульдозера и автогрейдера по разравниванию куч и получить экономию времени и ГСМ. Прием песка на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий, который подает сигнал на подход и отход автомобиля, останавливает у обозначенных мест разгрузки материалов.
3.5.5. Разравнивание песка в слое выполняется бульдозером ДЗ-42 за четыре прохода, с перемещением грунта из кучи на расстояние до 3,0 м слоями толщиной =0,11 м, по челночной схеме от краев к середине на всю ширину корыта, с перекрытием предыдущего следа на 0,4-0,6 м при рабочей скорости на второй передаче способом «от себя» (см. Рис.16)

Рис.16. Схема работ по строительству песчаного подстилающего слоя:
1 — распределенный песок; 2 — разравнивание песка бульдозером; 3, 4 — подвезенный песок

3.5.6. Для профилирования верхней части подстилающего слоя его тщательно планируют по проектным отметкам бульдозером ДЗ-42 по челночной схеме за два прохода по следу, на I передаче. Планировку следует начинать с наиболее низких (в продольном плане) участков. Сначала срезают бугры, имеющуюся «гребенку», и засыпают ямки, а затем приступают к общей планировке по всей длине захватки. Перекрытие следов при планировке слоя должно составлять 0,5 м. В процессе профилирования для обеспечения ровности слоя необходимо убирать или добавлять песок. Поверхность отсыпанного слоя должна быть спланирована под двускатный поперечный профиль с уклоном 40‰ к бровкам проезда и обеспечивать быстрый отвод выпавших атмосферных осадков.
3.5.7. Для достижения подстилающим слоем требуемой плотности =0,98 песок при уплотнении должен иметь оптимальную влажность 8-12% или отличающейся от оптимальной не более, чем 0,90-1,05.

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

Строительство промышленных сооружений в условиях вечномерзлых грунтов
И.К.Кузнецов, Г.С.Филиппов, Стройиздат, 1964 г.
Публикуется с сокращениями.
OCR Sdelaemsami.Ru
При организации подготовительных работ важное значение имеет своевременное и правильное устройство подъездных путей к строительной площадке.
Можно сказать, что универсальных решений по способу строительства подъездных путей в районах вечномерзлых грунтов нет. В условиях тундры, например, при строительстве подъездных путей от главной магистрали к территории застройки и внутри ее категорически воспрещается нарушать моховой покров во избежание нарушения термического режима грунтов. Отсыпка земляного полотна и укладка крупноскелетного грунта на поверхность мохового покрова производятся, как правило, зимой. Для предотвращения разрушения мохового покрова крупнообломочными грунтами делается песчаная подсыпка-слоем 15-20 см. В случае порчи мохового покрова у дорожного полотна его следует восстановить, т. е. заложить мхом.
При подстилающих скелетных грунтах, прикрытых растительным слоем, следует растительный слой снять и насыпать, на обнаженные грунты земляное полотно из крупноскелетных грунтов. Отсыпку земляного полотна можно производить как в зимних условиях, так и в теплые месяцы. Во всех случаях отсыпку земляного полотна следует производить из талых грунтов, в некоторых случаях допускается содержание мерзлых грунтов (комьев) до 15-20%, при этом грунт хорошо укатывается тяжелыми катками.
Временные подъездные дороги строятся, как правило, с односторонним движением и устройством разъездов через 150-200 м. В районах, где дорога проходит по лесной местности и кустарнику, очистка дорожной полосы является трудной работой. Для этой цели используются тракторы и бульдозеры с различным навесным оборудованием, кусторезы, корчеватели и т. и. Для валки деревьев в основном применяют электропилы, питающиеся от передвижных электростанций, или мотопилы.
Трелевка леса производится с помощью обычных или трелевочных тракторов.
В местах устройства насыпи и на месте выемок производят корчевку пней обычно взрывным способом. Этот способ корчевания пней считается наиболее быстрым и экономичным. Корни деревьев в условиях мерзлоты располагаются у поверхности, удаляясь на значительное расстояние от ствола дерева. Такое расположение корней требует сравнительно небольшого расхода взрывчатых веществ при корчевке. Срубленные пни, кустарники собираются бульдозерами, на которых устанавливаются вместо ножа четыре зуба по типу корчевальной машины Д-210.
Подъездные пути не следует строить в выемках, так как они в зимнее время обычно заносятся снегом и на расчистку их затрачивается много труда.
Для транспортировки грузов, в том числе и инертных материалов, на некоторых стройках Севера применяются «зимники» различных типов в зависимости от их назначения. Так, например, ежегодно устраивается зимник от пос. Зырянки (Колыма) до угольного бассейна протяженностью более 50 км. Зимник проложен в лесистой местности, и очищенная дорожная полоса с наступлением зимы заливается водой. Автомобили движутся по этой дороге на больших скоростях, выполняя большой объем грузоперевозок. Возможно применение дорог-зимников и на строительных работах.
Необходимо предусмотреть защиту дорог от снежных заносов переносными щитами или заборами.
С развитием промышенности в районах вечномерзлых грунтов одной из главных и неотложных проблем было и остается строительство автомобильных дорог.
На большой территории северо-востока страны (Магаданская область, Якутская АССР и Охотский край) строительство временных приисковых дорог, а также основных магистральных автодорог началось только в 1932 г.
За 30 лет построены автодороги, исчисляемые тысячами километров.
Для обеспечения скорейшей доставки грузов на вновь организуемое строительство горно-промышленных предприятий строились зимники, а также внекатегорийные автодороги с шириной проезжей части 3 м и шириной земляного полотна 5 м с устройством разъездов в среднем через каждые 200-250 м. Такого типа дороги строятся в основном к приискам, отдельным рудникам, небольшим поселкам, перспективы и грузонапряженность которых известны.

Одновременно с внекатегорийными дорогами строились автомагистральные дороги в основном третьей категории: ширина полосы движения 3,5, проезжей части 7, земляного полотна 12, полосы отвода около 25 м.
Некоторые магистральные дороги, как, например, Магадан-Индигирка, имеют протяженность более тысячи километров. Строительство дорог производится в различных гидрогеологических условиях с мостовыми переходами через большие реки, такие как Колыма, Индигирка и др. В настоящее время с развитием промышленности на севере и северо-востоке страны расширится строительство автомобильных дорог в условиях вечномерзлых грунтов.

&nbsp&nbsp Выбор умывальника для квартиры

Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках…
прочитать полностью >>

&nbsp&nbsp Выбираем деревоалюминиевые окна

Дерево — великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, — в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>

&nbsp&nbsp Стеклоблоки — элитный материал

Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные…
прочитать полностью >>

&nbsp&nbsp Потолок — украшение дома

Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры…
прочитать полностью >>

Как уже понятно из названия, сегодняшний запрос в статье следующего характера — нужно выяснить, какое предназначение имеют временные дороги, их характер, свойства и сроки возможного периода эксплуатации. В принципе под этим понятием следует понимать, в общем, все временные дороги, они могут быть не только строительного назначения. Но зачастую, конечно, именно со строительством каких-то определенных объектов и связано появление «времянок».

Что такое временная дорога?

Под «времянками» следует понимать следующее — это дороги на подъездах к строительным площадкам, непосредственно в местах строительства и тому подобное. Возводятся они с соответствием всех действующих стандартов и норм, ведь, как правило, проходить они будут непосредственно в соприкосновении с обычными дорогами общего пользования.

Что касается покрытия, то используется только тот тип материала, который позволяет производить круглогодичный подъезд к площадке. То есть дорога должна быть качественной, с соответствующим покрытием для проезда в любую погоду. Покрытие под такие дороги подбирается в соответствии с интенсивностью движения, к примеру, может быть использован следующий материал:

  1. Гравий.
  2. Шлак.
  3. Сборные бетонные конструкции (плиты).
  4. Любой другой материал, соответствующий требованиям и находящийся вблизи строительства.

В некоторых случаях возможно даже применение деревянных дорог и даже мостов, если речь идет о каких-то отдаленных районах, куда сложно доставлять строительный материал, например, строительные площадки в тайге или за полярным кругом.

При выборе материала в определенных случаях обращают внимание на то, возможно ли будет повторно использовать уложенный тип покрытия. В зависимости от ситуации для строительства постоянных дорог или в качестве аналогичной меры, но уже в другой местности.

Также при обустройстве «времянок» стараются отдавать предпочтение материалу местного производства или же природным запасам, чтобы уменьшить затраты на строительство.

Правила проектирования дорог

В зависимости от назначения может отличаться проектировка дорог, касательно непосредственно участков вблизи строительства или ремонта. Классификаций действительно много, но знать нужно только основные требования к «времянкам», они касаются следующего:

  • При обустройстве дорог нужно стремиться создавать именно кольцевые развязки, тупики и классические перекрестки не подходят, учитывая, что в большинстве случаев двигаться будет тяжелая техника. То есть тупики создают дополнительные неудобства для водителей и в целом стройки.
  • Ширина проезжей части, учитывая две полосы, должна быть не менее 6 м. В случае обустройства только одной полосы, не менее 3,5 м. Однопутные направления редко устраивают, они дают существенную потерю по времени, что при определенных обстоятельствах значительно влияет на процесс стройки.
  • Также необходимо уточнить, что в отличие от используемого транспорта могут меняться некоторые показатели для дорог. К примеру, используя на площадках транспорт, грузоподъемность которого достигает 25 тонн, ширина обустроенной дороги не может быть менее 8 м. Это уже с учетом двухстороннего движения.
  • Кстати, правилами вносятся с недавних пор поправки в обустройство однопутных направлений, где речь идёт об обязательном устройстве так называемых «карманов». То есть это участки на дороге, где будут созданы дополнительные полосы, подразумевающие разъезд нескольких транспортных средств. По новым правилам ширина такого «кармана» не должна быть менее 3,5 м, то есть, по сути, полноценная вторая полоса. Что касается протяженности участка, то не менее 12 м, в отдельных случаях прописывается длина с учётом используемой техники, вплоть до 19 м.
  • Отдельно оговаривается разметка. Многим, конечно, сложно понять, для чего на таких дорогах нужно обустройство разметки, но с учётом классификации на подобных дорогах может осуществляться движение и обычного легкового и другого транспорта, не относящегося к строительным работам.
  • Кстати, ещё один момент, причем достаточно важный, если речь идет о крупногабаритной рабочей технике. Вопрос в том, что иногда нужно провозить габаритный груз, который может выступать даже за пределы грузовой площадки. Поэтому радиус дороги в местах закруглений должен быть не менее 12 м.

В целом при проектировании нужно учитывать в обязательном порядке перечисленные критерии, касающиеся дорог. Причем в проектировку должны входить и места соприкосновения основных магистралей с временными участками. Тогда план дополняется и другими условиями, как обустройства соответствующей инфраструктуры, как светофоры или регулируемые соответствующими дорожными службами съезды, чтобы снизить опасность.

Особенно этот факт необходимо учитывать там, где временные автомобильные дороги стыкуются со скоростными магистралями. Ведь правилами оговорено, что временные автомобильные дороги могут существовать не более 5 лет. То есть, допустим, в течение нескольких лет производятся строительные работы на конкретном участке, не будет же всё это время ограничено или как-то перекрыто движение на основных магистралях. Поэтому необходимо проводить полный комплекс работ, связанных с «разводом» основных путей, чтобы снизить их пересечение.

Временные автомобильные дороги: разновидности

Как мы уже выяснили, «времянки» возводятся для бесперебойного подвоза строительных материалов, в том числе для подвоза техники для работы. Рассмотрим разновидности временных дорог, различают следующие типы:

  1. Грунтовые. Зачастую такие дороги требуются в болотистых местностях. Причем расчеты по необходимым выемкам грунтов, производятся с максимальной точностью, учитывая возможные переливы воды, а также снежные заносы. Кроме того, на слишком обводненных участках, дополнительно нужно позаботиться об обустройстве дренажной системы, к примеру, можно использоваться крупные фракции грунта, песок либо шлаковые смеси.
  2. Дороги с низшим уровнем грунта. Данный вид может, в свою очередь, подразделяться на несколько собственных подвидов. Например:
  • деревогрунтовые дороги, уже уточняли о них выше;
  • грунтовые насыпи с добавлением химических реагентов;
  • сборные дороги, где основным материалом используется дерево;
  • зимники, то есть зимние дороги, зачастую обустраиваются в тайожной и тундровой части странны;
  • ледовые дороги или переправы, действующие только в зимний период.

Необходимо учитывать тот факт, что каждый из перечисленных подвидов, подразумевают собственную технологию обустройства полотна, порой отличающуюся кардинально между собой.

  1. Дороги, где покрытие может быть переходным. Такие разновидности разделены на два подвида, а именно:
  • гравийно-щебеночные, зачастую укладываются в три слоя, конечно, если вблизи от проводимых работ имеются залежи подобных материалов;
  • сборные плиточные дороги, в обязательном порядке требуют обустройства дренажного слоя, не зависимо от конфигурации применяемых материалов. Для обустройства применяют тяжелую технику.

Как видим, разновидностей дорог масса, и у каждого из типов могут быть свои подвиды, отличающиеся тем или иным способом устройства. Поэтому необходимо изначально провести изыскательную работу, выяснить состояние почвы, узнать о залежах материалов вблизи строительства, а после уже принимать решение о целесообразности устройства того или иного типа дорожного покрытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *