Выездная проверка ФСС что проверяют

С проверкой из ФСС столкнуться может любая организация. Проводят их как выездные, так и камеральные. Какие документы при этом запрашивают? В статье рассмотрим что проверяет ФСС при выездной проверке в 2020 году, а также что грозит работодателю в случае невыполнения требований ФСС.

Что проверяет ФСС

Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

  • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
  • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
  • Путевки;
  • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

Какие проверки проводит ФСС

Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):

  • Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
  • Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
  • Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
  • Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.

Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

Важно! Узнать о предстоящих плановых проверках ФСС можно на их официальном сайте по региональному отделению.

Что проверяет ФСС при выездной проверке в 2020 году

Как уже отмечалось выше, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Для проверки соблюдают ли плательщики взносов требования законодательства, ФСС составляет план на год. Причинами для плановых проверок становятся: запросы средств на выплату пособий, жалобы от работников, а также процессы ликвидации и реорганизации компании.

Важно! Основное, что интересует проверяющих из ФСС, это то, каким образом происходят траты переведенных сумм, порядок начисления и уплаты взносов в случае больничных или декретных выплат.

Выездная плановая проверка ФСС

Проводится выездная плановая проверка не чаще раза в три года (№255-ФЗ). За исключением следующих случаев:

  • В ФСС поступила жалоба от работника на своего работодателя;
  • При «камералке» были найдены ошибки в начислении или уплате взносов, либо в расходовании средств ФСС.

Проверка больничных листов

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке. Что именно проверяет ФСС в больничных:

  • Соответствует ли бланк больничного Госстандарту и не является ли подделкой;
  • Наличие печати и подписи врача на больничном (они должны быть четкими и разборчивыми);
  • Правильность заполнения (как о работнике так и об организации все сведения должны быть четко заполненными). Если в больничном есть ошибки, то они должны быть заверены требуемым способом.

Важно! ФСС проверяет не только правильность заполнения больничного работодателем, но то, как его заполнило медучреждение. Не допускаются ошибки в ФИО работника или наименовании работодателя.

Какие документы потребует ФСС при проверке

Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.

Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.

Результаты выездной проверки

По итогам проведения выездной проверки ФСС составляет акт. Первоначально, до акта проверки, в последний день проверки проверяющий из ФСС составляет справку, где указывается предмет проверки, а также сроки проведения.

Важно! Акт по результатам проверки составляется в течение 2 месяцев после выдачи такой справки. После составления акта, в течение 5 дней его передают проверяемой компании.

Акт подписывает как проверяющий из ФСС, так и представитель проверяемой компании. Если компания с содержанием акта не согласна, то свои возражения она может предъявить до его подписания (Читайте также статью ⇒ Инвентаризация расчетов по оплате труда в 2020 + проводки).

Ответственность работодателя

Штрафы, которые могут быть назначены ФСС предусмотрены в законе №125-ФЗ и в КоАП РФ. За просрочку в предоставлении расчета по взносам штраф взимается в размере 5% от страховых взносов за три месяца последних в расчетном периоде. При этом должен соблюдаться как максимальный, так и минимальный лимит – соответственно, не более, чем 30% от указанной суммы, но не менее 1000 рублей.

Рассмотрим административную ответственность для работодателя в случае нарушения требований законодательства РФ относительно предоставления определенных документов:

Нарушение Штраф, рублей
За нарушение срока предоставления сведений в ФСС по открытию/закрытию р/счета в банке 1000 – 2000
За несвоевременное представление расчета по НС и профзаболеваниям 300 – 500
Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление сведений, запрашиваемых в ходе проверки, а также предоставление сведений не в полном объеме или с ошибками 300 – 500

Законодательная база

Закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Закон №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от НС на производстве и профзаболеваний»
Статья 15.33 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством ФР порядка и сроков представления документов и иных сведений в ФСС РФ»

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Выездная проверка ПФР и ФСС: что проверяют

Обновление: 15 февраля 2017 г.

Внебюджетные фонды в случаях, предусмотренных законодательством, проводят выездные проверки. До 2017 года на вопросы, как проводится выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют и как оформляют, отвечал Федеральный закон от 24 июля 2009 года. Однако с 2017 года он утратил силу, и в настоящее время соответствующий порядок регулируется нормами НК РФ. Кроме этого, в отношении порядка проверок ФСС продолжают действовать нормы Федерального закона от 24 июля 1998 года (далее – Ф. закон № 125-ФЗ). Рассмотрим этот порядок.

Проверка ФСС

Статья 35 Федерального закона от 24 июля 2009 года регулировала до 2017 года правоотношения по проведению и оформлению результатов выездных проверок ФСС в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года.

Как мы уже отмечали, Федеральный закон от 24 июля 2009 года с 01.01.2017 не применяется.

В настоящее время вопросы уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование на соцстрах по нетрудоспособности и материнству, а также их администрирования регулируются главой 34 НК РФ и частью первой НК РФ соответственно.

Вопросы же уплаты взносов на соцстрах по несчастным случаям и профзаболеваниям, а также их администрирования регулируются положениями главы IV.2 Ф. закона № 125-ФЗ, применяемой начиная с января 2017 года.

В соответствии с п. 3 ст. 26.14 Ф. закона № 125-ФЗ план выездных проверок ФСС (в т.ч. на 2017 год) ежегодно разрабатывают территориальные органы фонда.

Предмет проверки:

  • контроль за верностью расчетов и соблюдением страхователем сроков перечисления взносов на соцстрах;
  • при наступлении страховых случаев — правильность осуществления страхователем затрат на соответствующие выплаты.

Период проверки: год проверки плюс три года до этого.

Срок проверки:

  • в общем порядке – два месяца;
  • при наличии оснований, указанных в пункте 10 статьи 26.16, – четыре или шесть месяцев.

Периодичность проверки: не более 1 раза в три года.

Критерии отнесения к «зоне риска» на очередной год по выездным проверкам ПФР и ФСС (критерии плана в 2017 году могут быть аналогичными, т.к. обновленная информация не публиковалась) были обозначены в Письме ПФ РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 года. В их числе:

  • наличие у страхователя затрат, осуществляемых за счет средств ФСС;
  • нарушение срока направления индивидуальных сведений;
  • применение «льгот»;
  • обнаружение расхождений в расчетах по результатам камеральных проверок (в т.ч. при отсутствии обоснования);
  • недоимка по взносам более двух отчетных периодов;
  • статус крупнейшего плательщика;
  • снижение поступлений при отсутствии изменений в численности;
  • множество корректирующих расчетов по взносам;
  • информация от налоговых органов о схемах минимизации уплаты взносов.

Очевидно, что приведенный перечень не является исчерпывающим, но он все же дает ориентировочное представление о критериях страхователей, которые могут заинтересовать территориальные органы ФСС с целью отбора и включения соответствующих лиц в план проверок на очередной год.

Что может проверить ФСС

В первую очередь территориальный орган ФСС обычно интересует обоснование затрат на выплату страхового обеспечения (далее — СО), а во вторую – правильность расчета страховых взносов и соблюдение срока их перечисления.

Поэтому на вопрос, какие документы готовить к проверке ФСС в 2017 году, ответ таков:

  • документы, подтверждающие расходы на СО;
  • документы, связанные с расчетом и перечислением взносов.

Такой вывод подтверждается, в том числе, положениями статей 26.14, 26.16 Ф. закона № 125-ФЗ.

Конкретный же перечень документов зависит непосредственно от ситуации. Ими могут быть, в том числе:

  • первичные документы;
  • расчетно-платежные ведомости;
  • договоры;
  • акты, подтверждающие факты травматизма, и т.п.

Результаты проверки ФСС

По окончании выездной проверки проверяющие составляют акт. В зависимости от сложности акта и других обстоятельств его составление может продолжаться от одного до десяти дней.

В случае, если в ходе проверки установлено нарушение, руководитель территориального органа фонда рассматривает материалы проверки и решает, привлекать ли страхователя к ответственности, предусмотренной главой IV.3 Ф. закона № 125-ФЗ, или нет.

Начисленная к уплате задолженность либо погашается страхователем добровольно при получении требования (статья 26.9), либо взыскивается в порядке, предусмотренном статьей 26.6 Ф. закона № 125-ФЗ.

Страхователь, в случае если в отношении него произведено начисление страховых взносов по акту проверки ФСС, должен сделать в учете соответствующие проводки.

Доначисление взносов на соцстрах отражается в бухгалтерском учете проводкой Д-т 91, К-т 69.

Грамотные возражения = хорошее решение по «фондовой» проверке

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.

Содержание журнала № 14 за 2015 г.М.А. Кокурина, юрист

Как написать пояснения или возражения на акт по проверке, проведенной ПФР или ФСС

Проверки внебюджетных фондовч. 1 ст. 3, подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) не менее волнительны для бухгалтера, чем налоговые ревизии. Радует, что некоторые разногласия с ревизорами из фондов можно попытаться устранить в ходе проверки или сразу по ее окончании, не дожидаясь вынесения решения по ней. Делается это при помощи:

  • <или>пояснений, если проводилась камеральная проверка и обнаружены ошибки или противоречия в документахч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ;
  • <или>возражений на акт проверки, если проводилась выездная или камеральная проверка, в результате которой выявлены нарушенияч. 5 ст. 34, ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ.

Пояснения в ходе камералки

Законодательство о страховых взносах предусматривает право проверяющих письменно запрашивать пояснения у плательщиков взносов, если камеральной проверкой выявленыч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ:

  • <или>ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • <или>противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • <или>несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у фонда.

А нужны ли вообще пояснения?

Кто-то может решить, что можно не откликаться на требование о представлении пояснений при камеральных проверках. Организацию за это не штрафуют. Ведь законодательством:

  • предусмотрено, что давать пояснения — это право, а не обязанность плательщика взносовп. 5 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ;
  • не установлено никакой ответственности за непредставление пояснений и за невнесение исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносамПостановление 7 ААС от 15.03.2013 № А27-15920/2012.

А если и встречается практика, когда мировые судьи штрафуют руководителя или главбуха за непредставление пояснений, то это всего 300—500 руб.ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ; Постановления мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 14.08.2013 № 5-721/13, от 06.11.2013 № 5-946/2013

К тому же некоторые организации успешно обжалуют требования о представлении пояснений в судеПостановление ФАС ДВО от 03.02.2014 № Ф03-6286/2013.

Но посмотрите на пояснения под другим углом. С их помощью вы можете:

  • сформулировать свою позицию, донести до проверяющих, почему вы поставили в расчете именно такую сумму, а не иную;
  • указать на имеющуюся по спорному вопросу судебную практику или разъяснения ПФР, ФСС.

То есть можете попытаться снять претензии ревизоров еще на этапе проверки. А если не удастся убедить их при помощи пояснений, то вы уже будете в курсе проблемы и сможете предметно подготовить свои контраргументы в возражениях по акту проверки.

Как составить пояснения

Если вы не обнаружили явных формальных нарушений при запросе у вас «камеральных» пояснений фондом, советуем такие пояснения представить. Специальной формы для них законодательством не установлено. Поэтому можете составить пояснения письменно в произвольном виде, к примеру так.

В ответ на ваше требование от 15.04.2015 № 05900113 ЗП 0000115 о представлении пояснений по Расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2014 год (вручено 17.04.2015) сообщаем следующее.

ООО «Молния» (далее — страхователь, организация) создано 03.12.2014 путем преобразования ЗАО «Молния». Страхователь рассчитал страховые взносы за декабрь 2014 г. с применением пониженных ставок по тарифам, установленным законодательством (ч. 1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода.

Такой расчет считаем правомерным по следующим основаниям.

1. При изменении организационно-правовой формы страхователя ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 58 ГК РФ; ч. 16 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

2. Преобразование работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (ст. 75 ТК РФ): трудовые отношения с согласия работников продолжаются и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников. Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.

Поэтому работодатель-правопреемник при определении облагаемой базы по страховым взносам обязан учитывать:
— выплаты по трудовым договорам работодателя-предшественника;
— период работы сотрудников у работодателя-предшественника.

3. Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации — плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особый порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.

В связи с тем что трудовые договоры с работниками не расторгались, ООО «Молния» правомерно:
— исчислило расчетный период с 01.01.2014 по 31.12.2014 (ч. 1, 2 ст. 10 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
— учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу работников до изменения организационно-правовой формы.

Приложения
1. Копия решения участников ЗАО «Молния» о преобразовании в ООО «Молния».
2. Копии трудовых договоров с работниками ЗАО «Молния», оставшимися работать в ООО «Молния», суммы выплат которым за 2014 г. превысили 512 000 руб.

Вы можете прикладывать любые документы (вплоть до выписок из регистров бухгалтерского учета), подтверждающие правильность и достоверность сведений, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносамч. 4 ст. 34 Закона № 212-ФЗ

Генеральный директор ООО «Молния» Е.Р. Гром

22.04.2015Ваши пояснения надо передать не позднее 5 рабочих дней со дня, когда вам вручили требование о необходимости дать пояснения. Если в этот срок вы их не представите проверяющим, они составят акт камеральной проверки с описанием выявленных нарушений. Давать объяснения по ним вы сможете в возражениях на этапе рассмотрения материалов проверкич. 3, 5 ст. 34 Закона № 212-ФЗ; Постановление АС ДВО от 21.01.2015 № Ф03-6043/2014

Возражаем по окончании проверки

Возражения подаются после проведения проверки, когда вам вручат акт. Он должен быть составленч. 6 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ:

  • <если>проводилась камеральная проверка, выявившая нарушения законодательства, — то не позднее 10 рабочих дней со дня истечения 3 месяцев с даты представления расчета плательщиком страховых взносовч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ;
  • <если>проводилась выездная проверка — то не позднее 2 месяцев с даты составления справки о проведенной проверке.

ШАГ 1. Получаем акт проверки

  • <или>акт вручат под расписку представителю компании. Наверняка за актом в фонд поедет не сам руководитель компании, поэтому человеку, которого туда отправят, надо дать доверенность на получение такого документач. 8 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ; ст. 85 ГК РФ. Он должен будет расписаться на последней странице акта и указать дату его получения;
  • <или>акт пришлют по почте заказным письмом. Независимо от того, когда вы его получили в действительности, он будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления вам заказного письма. Кстати, даже если ваша компания не уклоняется от получения вручаемого ей акта, проверяющие имеют право отправлять его по почте;
  • <или>акт пришлют в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

ШАГ 2. Изучаем акт проверки и составляем возражения по нему

Внимательно прочитайте акт и попытайтесь найти ошибки проверяющих — процессуальные (допущенные проверяющими в процессе проведения и оформления проверки) или по существу. Изложите их в возражениях, которые надо передать в фонд не позднееч. 4, 5 ст. 38, ч. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ:

  • <если>акт пришел по почте — то 21 рабочего дня с даты отправления вам акта фондом;
  • <если>акт вручен представителю компании или поступил по ТКС — то 15 рабочих дней с даты вручения или поступления акта по ТКС.

Возражения по акту выездной проверки
от 26 июня 2015 г. № 304

Согласно акту выездной проверки от 26.06.2015 № 304 (экземпляр акта вручен представителю плательщика страховых взносов 29.06.2015) предлагается доначислить страховые взносы и привлечь плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа за совершение нарушения законодательства о страховых взносах (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)) — за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправомерного применения в 2014 г. пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

ООО «Флешка.ру» не согласно с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗВсе свои доводы подкрепляйте ссылками.
Помимо ссылок на нормы законов и подзаконных актов, это могут быть ссылки:
на письма ПФР или ФСС, подтверждающие правомерность вашей позиции;
на судебную практику. Старайтесь подбирать новейшие решения или хотя бы принятые не более 3 лет назад. Выстраивайте ссылки на судебную практику в такой последовательности: акты ВС РФ, ВАС РФ (постановления Пленума, Президиума, информационные письма, определения) → постановления АС вашего округа → акты нижестоящих судов вашего региона → акты судов других регионов представляет свои возражения по акту проверки.

Организация имеет право применять пониженный тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, поскольку соблюдены следующие условия:
— организация применяет УСНО с 2013 г. (ООО «Флешка.ру» зарегистрировано и поставлено на налоговый учет 06.08.2012);
— основным видом деятельности организации является вид деятельности, приведенный в подп. «я.7» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Основным вид деятельности признается, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по нему составляет не менее 70% в общем объеме доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ; ст. 346.15 НК РФ). По итогам 2014 г. сумма доходов ООО «Флешка.ру» за 2014 г. составила 3 166 064 руб. ООО «Флешка.ру» ведет деятельность, указанную в учредительных документах, — разработку программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.20 ОКВЭД). В 2014 г. доля доходов от данного вида деятельности в общей сумме доходов составила 100%.

Таким образом, ООО «Флешка.ру» правомерно применяло в 2014 г. пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Следовательно, считаем неправомерным:
— доначисление ООО «Флешка.ру» страховых взносов в сумме 37 500 руб. и пени в размере 3453 руб.;
— предложение привлечь к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Если по акту проверки у вас несколько замечаний, то можно разбить возражения на пункты. Например, так:
«1. По вопросу неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

2. По вопросу содержания акта выездной проверки.
При составлении акта проверки № 304 проверяющие не указали в описательной и мотивировочной частях акта на обстоятельства совершения вменяемого обществу нарушения:
перечислены не все проверявшиеся документы;
указаны как непредставленные документы, которые у страхователя не запрашивались.
Поэтому из акта невозможно сделать вывод об исследовании, установлении и доказанности виновности общества.
Как правило, суды отменяют решения по проверке, принятые на основании акта, в котором отсутствует описание состава вменяемого плательщику страховых взносов правонарушения (гл. 5 Закона № 212-ФЗ; Постановление АС УО от 26.11.2014 № Ф09-7363/14)»

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 38 и 39 Закона № 212-ФЗ прошу:

по результатам рассмотрения материалов выездной проверки ООО «Флешка.ру» вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения и не взыскивать недоимку по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Приложения
1. Копия уведомления о переходе ООО «Флешка.ру» на УСНО (форма № 26.2-1).
2. Копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2014 г.
3. Копия книги учета доходов и расходов за 2014 г.: титульный лист и раздел «Доходы и расходы» за IV квартал с итогом по году.
4. Копия справки — подтверждения основного вида экономической деятельности от 14.04.2015.
5. Копия доверенности на главного бухгалтера ООО «Флешка.ру» от 25.06.2015 № 14.

Представитель ООО «Флешка.ру» по доверенности

Главный бухгалтер П.О. Симка

06.07.2015

Можете направить возражения по почте ценным письмом с описью вложения. Но лучше принести два экземпляра текста в канцелярию отделения фонда, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о принятии.

Если по какой-то причине вы не успеете представить возражения на акт проверки в срок, подготовьте их ко дню рассмотрения материалов проверки, на которое вас обязаны пригласить. Там ваши письменные возражения тоже обязаны принять.

ШАГ 3. Участвуем в рассмотрении материалов проверки

О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение фонда обязано вас известитьч. 2 ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Специальной формы такого извещения законодательством не установлено. Поэтому вам просто могут вручить бумагу от фонда с указанием даты, времени и места, куда нужно явиться.

СОВЕТ

Если о рассмотрении акта вас уведомят не в письменной форме, а по телефону, то:

  • вы уверены в своей правоте — придите на заседание. Предположим, у проверяющих какая-то явная ошибка (например, арифметическая) и вы знаете, что сможете добиться принятия решения в вашу пользу полностью или частично;
  • уверенности в вашей позиции нет — можно не являться на заседание. А потом в вышестоящем органе или в суде обжаловать решение по проверке как вынесенное с нарушением процедуры. Ведь оно было принято в отсутствие плательщика сборов, которого не известили надлежащим образом о месте и времени рассмотрения материалов проверкиПостановление ФАС ВВО от 10.02.2014 № А11-9/2013.

На рассмотрение материалов проверки возьмите с собой:

  • паспорт и доверенность на представителя компании, если на заседание идет не директор;
  • экземпляр своих письменных возражений;
  • копию акта проверки;
  • документы, на которые вы планируете ссылаться как на доказательства вашей правоты.

Заранее обдумайте свое выступление, аргументацию, чтобы вы могли, в частности:

  • последовательно и полно изложить свои доводы;
  • заострить внимание на существенных моментах. К примеру, как спорный вопрос решен в судебной практике, какие по нему имеются разъяснения ПФР или ФСС.

***

Напомним, что решение по проверке должно быть:

  • принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15 рабочих дней, данных вам на представление возраженийч. 5 ст. 38, ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ;
  • передано вашей организации в течение 5 рабочих дней после дня его принятияч. 13 ст. 39 Закона № 212-ФЗ:
  • <или>вручено представителю вашей компании либо отослано по ТКС;
  • <или>отправлено по почте заказным письмом. В этом случае решение будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты его отправки.

Если ваши пояснения или возражения не были учтены проверяющими либо были учтены частично и в отношении вашей компании вынесено решение о взыскании недоимки, пеней и (или) штрафа, оно будет исполняться со дня вступления его в силу. То есть по истечении 10 рабочих дней со дня вручения такого решения вам может прийти требование об уплате недоимки, пеней, штрафаприложения 7, 8 к Приказу Минтруда от 27.11.2013 № 698н; ч. 12 ст. 39, ст. 22 Закона № 212-ФЗ.

Чтобы избежать списания денег в бесспорном порядке и не пропустить возможность обжаловать неправомерное по вашему мнению решение, не затягивайте с подачей жалобы в региональное отделение фонда. И не забудьте в жалобе указать на процедурные нарушения проверяющих, которые вы смогли собрать при подготовке возражений на акт проверки.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Отчетность в ПФР / отчетность в ФСС»:

Что необходимо знать при проверках фсс

Изменения налогового законодательства, произошедшие с начала 2010 года, увеличили роль внебюджетных фондов в хозяйственной жизни организаций. В статье мы рассмотрим порядок проведения проверок Фондом социального страхования Российской Федерации и отметим нюансы, которые необходимо знать при общении с сотрудниками Фонда во время проверок.

Нормативно-правовая база

Для того чтобы находиться в дружеских отношениях с Фондом социального страхования, бухгалтерам необходимо изучить, научиться использовать и всегда иметь под рукой следующие нормативные акты:

  • Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»;
  • Постановление от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;
  • Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 27.10.2008 № 593н «О внесении изменений в Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 514»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 № 172 «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности»;
  • Федеральные законы о бюджете Фонда на соответствующий год и плановый период;
  • Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 № 81 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам»;
  • Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 82 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам».
  • Знание этих нормативных актов поможет избежать многих ошибок, речь о которых пойдет ниже.

Что проверяет ФСС

На Фонд социального страхования РФ возложен контроль над расходованием страхователями средств на социальное страхование. Данный контроль осуществляется посредством выездных и камеральных проверок. Фонд проверяет правильность начисления и уплаты страховых взносов на:

  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • расходование страхователями средств Фонда на выплату пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком и др.);
  • приобретение путевок.

Что представляет из себя каждая из проверок?

Камеральная проверка

Правила камеральных проверок страхователей во многом схожи с порядком налоговых камеральных проверок, который установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 88 Налогового кодекса РФ). То есть организации, которые до сих пор были плательщиками ЕСН, не столкнутся с принципиально новыми требованиями, а камеральная проверка ФСС проходит по местонахождению проверяющего органа, и проверка по уплате страховых взносов проводится без какого-либо специального разрешения руководителя органа контроля. Основанием для ее проведения является сам факт подачи отчетности по страховым взносам. Срок проверки – три месяца со дня представления плательщиком расчета.

Итак, поводом для начала осуществления камеральной проверки является поступление в отделение фонда от страхователя таких документов, как:

  • расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма «4-ФСС» РФ, утв. Постановлением ФСС России от 22.12.04 № 111);
  • отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма «4а-ФСС» РФ, утв. Постановлением ФСС России от 25.04.03 № 46). Отчет по форме «4а-ФСС» заполняют, в частности, страхователи, применяющие специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД) и добровольно уплачивающие страховые взносы в ФСС России на случай временной нетрудоспособности работников в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Помимо одной из форм, также необходимо представить и документы, подтверждающие начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Цели проверки таковы:

  • выявление и предотвращение нарушений страхователем порядков правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов от травматизма и добровольно уплачиваемых страховых взносов;
  • проверка обоснованности расходов, произведенных страхователем на цели социального страхования за счет средств ФСС России.

Особенностью проведения камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России состоит в том, что при их проведении Фонд вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. По этой причине проверяющие могут истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов.

Об окончании камеральной проверки, проведенной ФСС России, страхователь не узнает только в одном случае, а именно: в результате ревизии факты правонарушений не выявлены. Тогда акт проверки не составляют и о ее результатах плательщика страховых взносов не информируют.

Если при камеральной проверке были выявлены ошибки в заполнении отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то в таком случае в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должен быть составлен акт проверки. Страхователю направят требование представить в течение пяти дней пояснения и внести соответствующие исправления в отчетность в течение пяти дней. При этом организация вправе дополнительно представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам. Внесенные страхователем исправления в отчетность переносятся в базу данных территориального отделения Фонда для формирования сводного финансового отчета.

Проверяемый страхователь вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для таких действий плательщика взносов – 15 дней со дня получения акта проверки. К письменным возражениям также можно приложить или в согласованный срок передать в Фонд документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок, у страховщика возникают основания для предположения, что представляемой стороной допущены правонарушения, за которые законодательством РФ предусмотрена ответственность, что позволяет проверяющим рекомендовать страхователя для включения в план документальных выездных проверок.

Выездная проверка

Следовательно, документальная выездная проверка может быть вызвана необходимостью контроля за правильностью:

  • расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования – выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных и ежемесячных пособий на детей и т.д.;
  • начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за расходами страхователя в счет уплаты этих взносов.

Кроме того, в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве подготавливаться к проверке надлежит страхователям, у которых:

  • имеются задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд;
  • произошло резкое изменение начисленных сумм работникам при сохранении их численности;
  • зафиксировано нерегулярное представление расчетной ведомости.

С 2010 года выездные проверки должны проводиться сотрудниками ФСС совместно с ПФР (п. 3 с. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). График таких проверок на следующий год утверждается фондами совместно до 25 декабря.

При выездной проверке ревизия проходит на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Если у организации нет возможности предоставить помещение, проверка может проводиться по местонахождению органа контроля, то есть в ФСС России (ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Выездная проверка может охватывать максимум три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), но выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Обратите внимание: Закон № 212-ФЗ не предусматривает проведения повторных проверок.

Контролирующие органы могут истребовать у плательщика взносов необходимые документы. Для этого они должны вручить проверяемому требование об их представлении. Документы нужно передать в виде заверенных копий, а с подлинниками проверяющие могут ознакомиться только на территории плательщика взносов, если проверка не проходит в помещении контролирующего органа. Отказ или непредставление в отделение государственного внебюджетного фонда документов, запрошенных ревизорами в ходе проверки, ведет к штрафу организации в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ) и должностного лица в размере от 300 до 500 рублей (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в Фонд социального страхования РФ документов и иных сведений, необходимых для проверки правильности выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой штраф для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей (п. 4 ст. 15.33 КоАП РФ). Сокрытие страхователем страхового случая при обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет за собой штраф в размере: для граждан – от 300 до 500 рублей, для должностных лиц – от 500 до 1000 рублей, для юридических лиц – от 5000 до 10 000 рублей (ст. 15.34 КоАП РФ).

Закон № 212-ФЗ позволяет контролирующим органам проводить следующие мероприятия в рамках выездной проверки:

  • доступ на территорию организации или в помещение для проведения выездной проверки;
  • истребование документов при проведении проверки.

Мы видим, что перечень мероприятий налогового контроля значительно шире (ст. 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 97 НК РФ). По сравнению с налоговиками полномочия сотрудников внебюджетных фондов существенно ограничены. При проверках уплаты страховых взносов нельзя опрашивать свидетелей, осматривать помещения, территорию страхователя, требовать документы у контрагентов организации, изымать документы и предметы, проводить экспертизу, привлекать переводчиков и понятых. Кроме того, специалисты ФСС России даже при наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, не могут производить их выемку.

Необходимо отметить, что, как и в предыдущие годы, ФСС может проводить самостоятельные выездные внеплановые проверки правильности расходов на пособия. Эти проверки назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств.

Основанием для проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по местонахождению организации. Однако если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимает орган контроля за уплатой страховых взносов по местонахождению такого подразделения (п. 3 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Решение должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования организации, предмет проверки, периоды, за которые проводится проверка, должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.

Срок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а срок проверки обособленного подразделения – одного месяца. Причем ревизоры вправе проверять обособленные подразделения как в рамках выездной проверки головного предприятия, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.

В последний день проверки специалисты фонда должны составить справку о проведенной выездной проверке, в которой они фиксируют предмет проверки и ее сроки, затем справка передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.

Акт по результатам выездной проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт подписывают чиновники, проводившие соответствующую проверку, и проверяемый (его уполномоченный представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись. Закон № 212-ФЗ дает организациям право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов – 15 дней со дня получения акта. Так же как и при камеральной проверке, организация вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля подтверждающие документы (заверенные копии).

После того как истек срок на выражение несогласия с актом проверки, материалы по ней (в том числе акт и письменные возражения по нему) передаются на рассмотрение руководителю органа контроля за уплатой страховых взносов. На изучение материалов отводится 10 дней. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего уполномоченного представителя (п. 5 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В итоге руководитель (заместитель руководителя) выносит решение, в котором должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения:
— о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
— об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения. На основании уже вступившего в силу решения ФСС России направляет организации требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

В случае необходимости оспорить решение можно руководствоваться двумя вариантами поведения: решение можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде. По закону разрешается подавать две жалобы как одновременно, так и последовательно (п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Но при втором варианте надо сначала жаловаться в вышестоящий орган, а затем обращаться в суд.

Порядок обжалования решения в вышестоящем органе следующий:

1. Жалоба подается в свободной письменной форме непосредственно в вышестоящий контролирующий орган.

2. Срок для подачи жалобы – три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок пропущен по уважительной причине, его может восстановить вышестоящий контролирующий орган.

3. Пока решение по жалобе не принято, ее можно отозвать (для этого требуется составить письменное заявление).

4. Вышестоящий контролирующий орган обязан принять решение по жалобе в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих контролирующих органов.

5. О принятом решении вышестоящий контролирующий орган должен сообщить заявителю в течение трех дней.

На что обращают внимание проверяющие

В Положении об оплате труда должно указываться, что сотрудник получает за свой труд. Если он получает премию, то должно быть отражено, в каком размере и на каких условиях. Если в Положении отражено, что он получает премию не более 25%, а на самом деле выплачивают 50%, то премию свыше 25% могут не зачесть при расчете среднедневного заработка для больничного или других пособий, выплачивающихся за счет ФСС.

Оклад и месячная премия в расчетной ведомости должны быть указаны отдельно. На премию, которая назначается ежемесячно, должен быть приказ, с которым все работники были бы ознакомлены под роспись. Обосновывается это тем, что премии бывают разные, поэтому они по-разному могут участвовать в исчислении среднего заработка работника.

Также число рабочих дней в табеле и начисленный за них оклад по расчетной ведомости должны соответствовать друг другу. Часто проверяют штатное расписание: у сотрудников с одинаковыми должностями должны быть одинаковые оклады. Например, если один сотрудник получает больше, чем другой с такой же должностью, и идет в декрет, то очень сложно доказать, чем он отличается от других. Часто это списывают на благотворительность работодателя, чтобы получить для работника большую сумму.

Наконец, контролеры ФСС проверяют наличие личных карточек сотрудников, особенно тех, которые получают пособия на детей до 1,5 лет, или тех, кто получает большие суммы пособий.

Контроль наличия всех документов

Мы напоминаем, что при предоставлении пособия необходимо иметь все документы, указанные ФСС.

Пособие на погребение:

  • заявление родственника, который занимается организацией похорон;
  • справка о смерти – оригинал;
  • копия Свидетельства о смерти.

Пособие по беременности и родам:

  • листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме, установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 № 172, и в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514.

Пособие при рождении ребенка:

  • заявление о выплате пособия;
  • справка о рождении (ф. 25 – есть оба родителя или ф. 24 – только мать) – оригинал;
  • копия Свидетельства о рождении;
  • справка второго родителя о том, что он не получал это пособие, с «живой» печатью с места его работы, если он работает, или из Управления соцзащиты или Центра занятости, если он не работает.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет:

  • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  • приказ;
  • копии Свидетельств о рождении на всех детей;
  • справка второго родителя о том, что он не получал это пособие и не находится в отпуске по уходу за ребенком, с «живой» печатью с места работы этого родителя, если он работает, или из Управления соцзащиты или Центра занятости, если он не работает.

Пособие по уходу за ребенком в этом году выплачивают только в одной компании. При этом сотрудница, работая одновременно в нескольких организациях, может сама выбрать, где получать пособие: по основному месту или по совместительству. Но для этого молодой маме потребуется представить в компанию, которая начисляет детские, справку с другой работы о том, что там пособие ей не платят (ч. 2, 7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). И компании теперь будут обязаны выдавать такие справки по просьбе работниц.

Унифицированного бланка справки нет, составить ее можно в произвольной форме на фирменном бланке компании. Но специалисты Фонда социального страхования рекомендуют, помимо информации о том, что детское пособие сотруднице не назначено и не выплачивается, включить в справку данные о самой компании (в частности, ИНН, КПП, ОГРН, юридический адрес и контактные телефоны). Кроме того, в справке лучше написать место ее представления (организацию, в которую сотрудница обращается за назначением пособия), а также фамилию, имя, отчество и дату рождения ребенка.

Отметим, что такие справки понадобятся, только если пособие компания назначает в этом году. Если сотрудница получала пособие на ребенка до 1 января 2010 года, то есть по старым правилам, требовать от нее дополнительные документы нет оснований. Это нам подтвердили и специалисты Фонда социального страхования.

Могут возникнуть вопросы при назначении пособия на основной работе. Компания может не затребовать справку просто потому, что не знает, есть ли у работницы подработка. Ведь работу по совместительству в трудовую книжку включают только по ее собственной просьбе. При этом законодательство не обязывает страхователей проверять и подтверждать сей факт. Но, чтобы избежать возможных споров, можно попросить у работницы заявление в произвольной форме, в котором написано, что ваша компания является для нее единственным местом работы и пособие по уходу за ребенком ей больше нигде не назначается и не выплачивается. Если при проверке выяснится, что сотрудница представила неверные сведения, излишне выплаченное пособие с нее можно удержать (ч. 4 ст. 15 закона № 255-ФЗ). Но только не более 20 процентов суммы, причитающейся ей при каждой последующей выплате пособия либо заработной платы. В случае прекращения выплаты пособия либо зарплаты оставшуюся задолженность можно взыскать через суд.

Пример справки

ООО «Бьюти-лайф»

ОГРН 1045012461022, ИНН 7723147640, КПП 772301001

111399, г. Москва, ул. Металлургов, д. 24

СПРАВКА

18 января 2010 года
№ 1

Выдана Федотовой Галине Васильевне в том, что она с 25 июня 2009 года по настоящее время работает по совместительству в ООО «Бьюти-лайф» в должности старшего бухгалтера и находится в отпуске по уходу за ребенком (Федотов Владимир Николаевич, дата рождения – 12 октября 2009 года). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком Федотовой Галине Васильевне в ООО «Бьюти-лайф» не назначается и не выплачивается.

Справка выдана для представления по основному месту работы в ООО «Бьюти-стайл» для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Генеральный директор

ООО «Бьюти-лайф» Григорьев И.Д.

М.П.

Исполнитель:
Главный бухгалтер Киселева Елена Михайловна

тел. (495) 123-45-67

Пособие по временной нетрудоспособности:

  • листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены Приказами Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 № 172 «Об утверждении бланка листка нетрудоспособности» и от 01.08.2007 № 514 «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности».

Больничный лист будет считаться недействительным, если на нем:

  • неправильно указано ФИО сотрудника или наименование организации;
  • неправильно рассчитан стаж сотрудника;
  • нет подписи руководителя, или кадрового работника, или расчетчика;
  • нет отметки ВК, если б/л выдан по беременности и родам или б/л по сроку превышает 30 календарных дней.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 27.10.2008 № 593н на больничном листе должны стоять все печати и быть указаны код медучреждения, его наименование и адрес.

Кроме того, организация вправе не оплачивать б/л, если в нем более двух исправлений. И если такой больничный лист принят к учету, то ФСС не компенсирует его.

Также следует обратить внимание, что начиная с 2010 года организации, использующие специальные налоговые режимы, оплачивают больничные листы так же, как и организации на ОСНО: за первые 2 дня нетрудоспособности – за счет работодателя, за остальные дни – за счет средств ФСС. При этом оплата пособия по нетрудоспособности при уходе за больным родственником или пособие в связи с отпуском по беременности и родам также выплачивается полностью за счет средств ФСС.

Штрафы ПФР, как и штрафы ФСС чаще всего бывают за ошибки в сданных расчетах и опоздание с их сдачей. Но у фондов есть и другие основания доначислить штрафы и пени по страховым взносам. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие штрафы и за какие нарушения могут применять к компаниям ПФР и ФСС.

Просрочка расчетов

Отчетность по начисленным и уплаченным взносам сдают по форме 4-ФСС. Срок сдачи расчета: для отчетности на бумаге – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, для электронной отчетности – не позднее 25-го числа месяца, идущего за отчетным периодом. В Пенсионный фонд компании сдают расчет по форме РСВ-1 ПФР ежеквартально. Срок сдачи отчетности – до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Штраф за несвоевременную сдачу ФСС и ПФР берут по единому «тарифу» – 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый полный или неполный месяц просрочки. Но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Кроме того, руководителю организации (другому сотруднику, ответственному за сдачу отчетности) за опоздание будет штраф от 300 до 500 руб. за каждый непредставленный расчет (ч. 2 статьи 15.33 КоАП РФ).

📌 Реклама Отключить

Опоздание со взносами на травматизм

При опоздании с 4-ФСС также будет штраф и за несвоевременную сдачу расчета взносов на травматизм – так как он включен в эту отчетность (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Размер штрафа – 5% от суммы, подлежащей уплате или доплате на основе опоздавшего расчета за каждый полный или неполный месяц просрочки. Но не более 30% и не менее 100 руб. Если вы затянете со сдачей расчета более чем на полгода, то штраф для организации составит уже 30% от суммы взносов, подлежащей уплате. Плюс по 10% за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня. Минимум – 1000 руб.

Ошибки в персучете

С 2014 года данные персонифицированного учета по работникам, так называемые индивидуальные сведения, сдаются в составе РСВ-1 (раздел 6 расчета). Так вот, если вдруг в них закрадется ошибка, компанию оштрафуют. Штраф пенсионного фонда за персучет – 5% от суммы, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Однако взыскать этот штраф сотрудники фонда могут только в судебном порядке (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 17–3/В-142). 📌 Реклама Отключить

Недоплата взносов

Распространенная ситуация, когда компания ошибочно занижает взносы в отчетности и из-за этого недоплачивает фондам. В этом случае будет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). В случае, если взносы были занижены умышленно, штраф вырастает до 40% от неуплаченной суммы страховых взносов. Правда, умысел сотрудники ПФР или ФСС должны доказать.

Аналогичное наказание предусмотрено за занижение взносов на травматизм в расчете 4-ФСС – штраф в размере 20 процентов от причитающихся к уплате взносов (ч. 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ). За «злой умысел» штраф вырастет до 40% от причитающихся к уплате взносов.

КБК и образцы платежек на уплату взносов
Все необходимые реквизиты для уплаты страховых взносов, пеней и штрафов, а также образцы заполнения платежных поручений на уплату взносов в ФСС (страховых и на травматизм) есть на сайте Московского регионального отделения ФСС.
На сайте Отделения ПФР по Москве и Московской области можно найти не только КБК для уплаты пенсионных взносов, пеней и штрафов, но и воспользоваться удобным электронным сервисом автоматического формирования платежек на уплату взносов. Так что ошибки будут исключены.

Штраф за непредоставление ФСС документов

Компании, которые по тем или иным причинам платят взносы по пониженным тарифам (например, за временно пребывающих иностранцев), могут получить запрос от ФСС предоставить документы, подтверждающие право на льготу. На письменный запрос фонда надо ответить не позднее чем через 10 рабочих дней после получения требования. За непредставление документов, связанных с расчетом и уплатой взносов, либо опоздание с их подачей будет штраф в размере 200 руб. за каждый документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ). А руководителя могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). 📌 Реклама Отключить

Когда компания обращается в фонд за возмещением пособий, ФСС запрашивает документы, связанные с их расчетом и уплатой. Если документы не представить или подать с опозданием, т.е. позднее чем через 10 рабочих дней после получения требования, то компании будет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ). А руководителю – штраф от 300 до 500 руб. (ч. 4 ст. 15.33 КоАП).

Штраф за «неформатную» отчетность

С 2015 года компании, среднесписочная численность сотрудников в которых за прошлый год превысила 25 человек, должны отчитываться по взносам только в электронном виде (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Таким образом, если компания, которая по закону обязана отчитываться электронно, сдаст бумажную отчетность, будет штраф в размере 200 руб. – за то, что не соблюден порядок представления расчета по взносам в электронном виде (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). 📌 Реклама Отключить

Штраф за подразделения

При открытии обособленного подразделения компания в течение одного месяца со дня его создания обязана письменно уведомить об этом ФСС и ПФР. Если этого не сделать – будет штраф. Для организации – 200 руб. за каждое несообщение о подразделении (ст. 48 Закона 212-ФЗ), для ее руководителя – от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Кроме того, организацию могу оштрафовать за нарушение 30-дневного срока регистрации в ФСС обособленного подразделения в целях уплаты взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Для компании он составляет 5000 руб., если срок регистрации нарушен на 90 дней (включительно), если срок опоздания превышает 90 дней – 10 000 руб. (ч. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ). Отметим, что регистрировать «обособку» в фонде нужно только в том случае, если подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам

📌 Реклама Отключить
Срок давности штрафов ПФР и ФСС – 3 года!
За нарушения в области уплаты страховых взносов и взносов на травматизм страхователя можно привлечь к ответственности в отведенные законодательством сроки. Так, страхователь не может быть наказан штрафом, если с момента нарушения и до вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (п. 1 ст. 45 Закона№ 212-ФЗ, абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Когда штрафы незаконны

В отличие от споров с налоговой инспекцией, с фондами компании разбираются суде гораздо реже. Тем не менее, спорные ситуации есть. Самые распространенные случаи, когда фонд назначает штраф, а суд его отменяет, приводим ниже.

  • Штрафы филиалу

ФСС может прийти с проверкой в филиал компании, который самостоятельно платит взносы, но потребовать заплатить недоимку, пени и штраф чиновники вправе только от самой компании. Если же решение выписали на имя филиала, то такие штрафы являются незаконными – это подтвердили судьи (см. Определение ВАС РФ от 4 сентября 2013 г. № ВАС-7713/13). То же самое касается и пенсионных взносов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25 января 2011 г. № 12902/10). Аргумент такой: если страхователем является именно организация, то только ее и могут привлечь к ответственности. 📌 Реклама Отключить

  • Опоздание с уплатой

Оштрафовать компанию за просрочку платежа можно, только если она занизила базу по страховым взносам. То есть когда компания не отразила их суммы в отчетности. Если же речь идет лишь о несвоевременной уплате начисленных взносов, то штраф применить нельзя. К такому выводу пришли судьи, когда ПФР оштрафовал компанию, которая несвоевременно уплатила страховые взносы (определение ВАС РФ от 13 февраля 2014 г. № ВАС-808/14). Получается, что если взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники фондов не вправе предъявить штраф за неуплату взносов по статье 47 Закона 212-ФЗ. Несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет за собой только пени по взносам в ПФР (пени по взносам в ФСС). Уплата штрафа в ПФР или ФСС в данной ситуации не предусмотрена. 📌 Реклама Отключить

  • Занижение авансов

Фонд не вправе штрафовать компанию за занижение взносов по итогам промежуточного периода – квартала, полугодия, девяти месяцев. Компания рассчитывает взносы нарастающим итогом. Пока не закончится год, контролеры не вправе заявлять о занижении базы (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Значит, если в годовой отчетности все взносы начислены, то оснований для штрафа нет (Определение ВС РФ от 13.03.15 № 310-КГ15-1761).
Уважительные причины, которые снижают штраф При расчете суммы штрафа фонды обязаны выявлять смягчающие обстоятельства. И если они действительно есть, то снижать штраф на сумму по своему усмотрению, но не ниже 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Перечень смягчающих обстоятельств является открытым, поэтому компания вправе приводить любые объективные причины, которые помешали вовремя представить отчетность. К таким обстоятельствам можно отнести болезнь бухгалтера, а также другие рабочие и личные неурядицы (например, семейные проблемы, кадровые перестановки, непредвиденные командировки и проч.).

Пени по страховым взносам

За неуплату страховых взносов в срок начисляются пени. Причем считаются они за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (п. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования Центробанка РФ. Уплата пеней производится одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм. 📌 Реклама Отключить

И хотя, по закону, пени грозят компании только за неуплату взносов, на практике фонды начисляют пени и при ошибках в реквизитах. Так, например, при ошибке в КПП фонд обязан зачислить деньги на счет без пеней. Поэтому стоит написать в фонд заявление об уточнении реквизитов и в нем же попросить обнулить пени. Если фонд откажет, есть шанс отменить требование через суд. Но в будущем, чтобы избежать споров, перед составлением платежного поручения стоит позвонить специалисту фонда и уточнить платежные реквизиты.

Источник: WiseAdvice (бухгалтерский аутсорсинг)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *