Выпадающий доход

Минфином России внесены изменения в инструкции по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях. Введен новый счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». Выпадающими доходами признаются суммы недополученных доходов при предоставлении скидок, льгот, а также в иных случаях, при которых в соответствии с законодательством РФ начисленные доходы, в том числе денежные взыскания (пени, штрафы, неустойки), подлежат уменьшению. Подробнее о бухгалтерском учете выпадающих доходов и об их отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Нормативное правовое регулирование

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н внесены изменения в приложения к приказам Министерства финансов Российской Федерации:

  • от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;
  • от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  • от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Введен новый счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» и бухгалтерские записи по его применению.

Наиболее полное описание приведено в пункте 120 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н):

Выдержка из документа

«уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством Российской Федерации об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»».

Примеры выпадающих доходов

Оплата государственной пошлины через единый портал госуслуг

Согласно пункту 1 статьи 333.16 главы 25.3 НК РФ при обращении организаций и физических лиц за совершением юридически значимых действий в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ, с них взимается государственная пошлина.

При этом согласно пункту 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ «Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государст­венной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации».

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ указанная норма применяется с 01.01.2017 до 01.01.2019.

Уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения до истечения 20 дней со дня его наложения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предус­мотрено применение за совершение административных правонарушений административного наказания в виде административного штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП).

В соответствии с частями 1, 5 статьи 3.5 КоАП административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Согласно части 1.3 статьи 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ «не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере».

Бухгалтерский учет выпадающих доходов

Рассмотрим применение счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» на примере.

Пример

Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 км/ч, влечет наложение административного штрафа 500 руб (ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ). На основании постановления о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 руб. администратором доходов начислен доход. Виновное лицо уплатило штраф до истечения 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Выпадающие доходы отнесены администратором доходов на счет 1 401 10 174.

Бухгалтерские записи по оформлению данных операций согласно Инструкции № 162н и документы, которыми они формируются в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакций 1 и 2 (далее — БГУ1 и БГУ2), приведены в таблице.

№ п/п

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма
(руб.)

Документ БГУ1

Документ БГУ2

Начисление доходов на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа

(п. 78 Инструкции № 162н)

1 205 41 560

1 401 10 140

500,00

«Акт об оказании услуг» с операцией «Прочие начисления доходов (205.10 (40) — 401.10.110 (140))»

«Начисление доходов» с типовой операцией «Реализация услуги (205 — 401.10)»

Поступление в бюджет доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в размере 50 % в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП

(п. 78 Инструкции № 162н)

1 210 02 140

1 205 41 660

250,00

«Кассовое поступление» с операцией «Поступление доходов в бюджет (210.02 — 205)»

«Кассовое поступление» с типовой операцией «Поступление доходов (205 00, 209 00)»

Признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно части 1.3 статьи 32.2 КоАП на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа

(п. 120 Инструкции № 162н)

1 401 10 174

1 205 41 660

250,00

«Операция (бухгалтерская)»

«Операция (бухгалтерская)»

Важным достоинством данной Методики является ее универсальность, она позволяет обеспечить единый подход к оценке эффективности налоговых льгот в масштабах всей страны. Не исключено, что для обеспечения единства применения методики Минэкономразвития на всей территории РФ потребуется разработка автоматизированного программного продукта. Методика Минэкономразвития позволяет оценить потери бюджетов, что особенно важно при прогнозировании доходов и проведении оценки финансово-экономических параметров государственных программ Российской Федерации.

Кроме того, появляется возможность предварительной экспертизы последствий налоговой льготы до ее установления и введения на стадии обсуждения законопроекта, а также предварительного расчета выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы. Это позволяет поставить препоны па пути бесконтрольного увеличения количества и объема налоговых льгот. Не секрет, что в настоящее время произвольный характер установления и введения налоговых льгот и отсутствие комплексного социально-экономического обоснования не позволяет дать реальную оценку экономической выгоде, получаемой обществом от существования льготы, сравнить эффект от льготы с эффектом, получаемым от иных альтернативных форм прямой финансовой поддержки.

В методике Минэкономразвития представлена высокоинформативная оценка эффективности, позволяющая учитывать интересы государства и экономических агентов — получателей льготы. Использование всего имеющегося спектра доступной статистической информации делает возможным обеспечение репрезентативности полученных выводов.

Существенным преимуществом является также появление возможности экспертной оценки, которая, с одной стороны, не предполагает обязательную финансовую оценку получаемой обществом выгоды, а с другой — позволяет обеспечить сравнение с другими формами поддержки и выбрать наиболее эффективный способ. Данное обстоятельство особенно актуально для социально значимых льгот, поскольку появляется возможность макроэкономического расчета прогнозируемой совокупной общественной экономии затрат и выбора оптимальной модели поддержки социально незащищенных категорий населения, ветеранов, благотворительной деятельности и пр. По большому счету можно утверждать, что впервые разработан механизм общественного контроля и мониторинга эффективности налоговых льгот.

В то же время методика Минэкономразвития не лишена недостатков, некоторые из которых являются продолжением ее достоинств. В частности, она базируется на данных официальной статистики, и базовый перечень показателей, необходимых для расчета коэффициентов эффективности, носит макроэкономический характер. Данное обстоятельство затрудняет применение методики Минэкономразвития в отношении налоговых льгот по региональным и местным налогам, предоставляемых на субфедеральном и муниципальном уровне. Кроме того, следует отдельно прописать механизм применения метода экспертных оценок, включая обоснование целесообразности проведения опросов и описание их процедуры.

Налоговые льготы, налоговые расходы и выпадающие налоговые доходы: существует ли разница?

Отдельно остановимся на понятии налоговых расходов, применяющемся в методике Минэкономразвития. Разработчики априори исходят из того, что налоговые льготы — это налоговые расходы бюджета, и рассматривают их как выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы, обусловленные применением налоговых преференций.

Несмотря на совпадение численных значений объема налоговых льгот, налоговых расходов и выпадающих налоговых доходов, нам их отождествление представляется методологически неверным. Применение налоговых льгот не влечет за собой изменение формы собственности: уменьшение налогооблагаемого дохода или имущества, снижение ставки, предоставление отсрочки (рассрочки) и других преференций не приводит к трансформации собственности налогоплательщика. Приравнивание налоговых льгот к налоговым расходам кроет в себе опасность порождения попыток государственных и муниципальных органов власти претендовать на доходы или имущество, полученные или приобретенные в результате использования льгот. Кроме того, наличие налоговых расходов может служить основанием для инициирования проверки со стороны Счетной палаты РФ, т.е. фактически на горизонте у налогоплательщика появится еще один контролирующий орган.

В то же время понятие выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот вполне можно использовать в методике Минэкономразвития, поскольку негативных последствий для налогоплательщика они не несут, а их оценка позволит улучшить качество прогнозирования бюджета. Представляется, что к таким видам доходов можно отнести не только налоговые льготы, но и суммы недоимок, по которым истек срок взыскания, и другие платежи.

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, у вас есть такое право, но стоит ознакомиться с законодательством вашего региона, по данному вопросу. См. Решение от 21 июня 2016 г. по делу № А 04-1622/2016

Арбитражный суд Амурской области (АС Амурской области)

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.

Частью 13 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.

Пункт 14 указанной статьи Закона о теплоснабжении устанавливает, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П изложена правовая позиция о том, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее — межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.

Введение предельных уровней тарифов, т.е. предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 — 15 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении», часть тринадцатая статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации») и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан. Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Однако, если такие потери не были полностью или в части компенсированы, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

В соответствии с пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Легостаева А.В.

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н был утвержден новый КОСГУ «174 – Выпадающие доходы», используемый со счетом 401.10 «Доходы текущего финансового года», а также были регламентированы бухгалтерские записи по применению счета «401.10.174». Как его применять, покажем на примерах.
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск №3 2017
Любовь Маренич, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций ГК «ГЭНДАЛЬФ»
Что такое выпадающие доходы
Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 120 Инструкции № 162н).
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что выпадающие доходы – это суммы доходов, которые не были получены при предоставлении скидок, льгот, а также это суммы недополученных доходов, при которых, следуя законодательству, начисленные доходы (в том числе различного рода денежные взыскания – пени, штрафы, неустойки) подлежат уменьшению.
Наиболее распространенными примерами выпадающих расходов является:
• оплата государственной пошлины через единый портал государственных услуг: по законодательству (п. 1 ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ) физлица и организации могут обращаться за совершением юридически значимых действий в государственные органы разного уровня, а те, в свою очередь, обязаны совершить в отношении обратившихся лиц значимые действия, за что государственные органы взимает госпошлину. Размер государственной пошлины согласно п. 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ применяется с учетом коэффициента, равного 0,7, в случае подачи заявления через единый портал госуслуг.
• уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения: административные правонарушения, в частности нарушение правил дорожного движения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ регулируются наказанием в виде административного штрафа. Административный штраф является денежным взысканием и подлежит уплате в бюджет в полном объеме. Руководствуясь ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, штраф может быть уплачен в размере половины наложенной суммы штрафа в срок не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Кроме того, следует помнить, что такая скидка предусмотрена не для всех нарушений правил дорожного движения. Важно отметить, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
• санкции по государственным контрактам: в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 г. № 190 в 2016 году, учреждения были обязаны предоставить отсрочку контрагентам уплаты неустойки по государственному контракту или списание полностью суммы неустойки, только в том случае, если исполнитель завершил в полном объеме все обязательства, которые должны быть осуществлены по контракту, исключение составили гарантийные обязательства. В 2017 г. пока что не было постановления Правительства, на основании которого можно простить неустойку, предоставить отсрочку платежа контрагенту, но стоить обратить внимание на практику прошлого года и иметь ввиду данный факт.
Примеры учета выпадающих доходов
Теперь рассмотрим отражение в бухгалтерском учете «выпадающих доходов» на примере.
Пример 1. Поставщиком своевременно не были доставлены товары учреждению-заказчику – Федеральному казенному учреждению «Гамма» (далее ФКУ «Гамма»). За несвоевременную поставку товаров условия контракта предполагают уплату неустойки в размере 10% от суммы контракта. Но после того как учреждением был получен товар, руководство учреждения приняло решение списать сумму неустойки, предъявленную ранее поставщику.
1. Документом «Операция бухгалтерская» начислен доход за нарушение условий исполнения контракта на поставку товара:
Дт 1.0.209.40.560 – Кт 1.0.401.10.140 – сумма неустойки составила 10% от суммы контракта.
2. Документом «Операция бухгалтерская» производится списании ранее начисленной суммы неустойки:
Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.209.40.660 – сумма списания составила 10% от суммы контракта.
Пример 2. Казенное учреждение «Бетта» выполняет функции администратора доходов бюджета от штрафов за административные правонарушения в части дорожного движения.
Гражданином Н. была превышена скорость дорожного движения транспортного средства на величину свыше 20 км/ч, но и не более чем на 40 км/ч. Гражданин Н. был привлечен к административной ответственности и оплатил штраф. Штраф был оплачен до того, как истекло 20 дней с момента наложения административного штрафа. Казенным учреждением «Бетта» было решено уменьшить сумму штрафа согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.
1. Документом «Акт об оказании услуг» с видом операции «Прочие начисления доходов» («Операция бухгалтерская») начислен доход на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа:
Дт 1.0.205.41.560 – Кт 1.0.401.10.140 – 500 руб.
2. Документом «Кассовое поступление» с видом операцией «Поступление доходов в бюджет (210.02 — 205)» поступление в бюджет доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в размере 50% в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.
Дт 1.0.210.02.140 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.
3. Документом «Операция бухгалтерская» отражается признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно ч. 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа
Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск №3 2017
Любовь Маренич, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций ГК «ГЭНДАЛЬФ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *