Зачет ввозного НДС

Все бизнесмены, которые ввозят на территорию России товары из-за рубежа, должны уплачивать с их стоимости НДС. Его можно принять к вычету, если собрать подтверждающие документы, заплатить налоги и правильно оформить поступление. Расскажем о порядке возмещения НДС при импорте.

В каких случаях можно получить вычет

НДС с импортных товаров уплачивают все, в том числе предприниматели и организации на спецрежимах и те, кто освобожден от уплаты налога по другим причинам. Освобожденные от уплаты внутреннего налога не имеют права принять к вычету импортный НДС — его необходимо включить в расчет стоимости купленных товаров и услуг.

Если товар не облагается налогом, вычет с него получить тоже нельзя. Перечень таких случаев дан в ст. 150 и 151 НК РФ.

Чтобы получить вычет, нужно соблюсти четыре условия:

  • купить товары не для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • надлежащим образом отразить сделку в учете и в первичных документах;
  • отразить операцию в книге покупок;
  • сохранить документы, которые подтвердят уплату НДС на таможне.

На заявление вычета есть три года с того дня, как импортный товар приняли на учет.

Какие потребуются документы по импорту для возмещения НДС

Если в результате заявления вычета за отчетный период сформируется сумма налога «к возмещению», то, чтобы получить возмещение НДС при импорте, нужно подготовить документы из списка:

  • договор о поставке товара в Россию (в нем должны быть указаны данные сторон, условия, сроки и сумма поставки);
  • таможенную декларацию с отметками о разрешении выпуска;
  • документы об уплате налога, подтверждающие поступление НДС в бюджет (квитанции, чеки, платежные поручения);
  • накладные и другие сопроводительные документы;
  • первичные документы, подтверждающие принятие к учету.

Эти документы необходимо будет представить в ответ на требование налогового органа.

Что входит в процедуру проверки налоговой для возмещения НДС при импорте

После получения декларации налоговая начинает камеральную проверку и в процессе решает, нужно ли делать возврат. Проверка длится два месяца, но при наличии признаков возможных нарушений этот срок может быть продлен до трех месяцев. В процессе налоговая выполняет следующие действия:

  1. Проводит анализ документов, которые представил импортер. Устанавливает импортера и отправителя, проверяет соответствие данных, оформление документов, факт заключения договора и т.п.
  2. Изучает данные отправителя. Для установления его существования налоговая может делать запросы в иностранные контрольные органы.
  3. Изучает движение товара и устанавливает фактического приобретателя товара: проверяет сопроводительные документы, договоры о доставке, маршрут движения транспортного средства и прохождение контрольных точек.

В ходе проверки налоговая определяет законность заявленных налогоплательщиком требований о возврате НДС при импорте в Россию. По итогам проверки в течение семи дней налоговая выносит решение о полном либо частичном возмещении налога или об отказе.

Деньги могут вернуть тремя способами: перевести на счет компании, зачесть в счет будущих платежей или погасить ими долги по налогу.

Объект налогообложения при импорте

Когда можно осуществить возврат НДС при импорте?

Наличие документов

Дальнейшее использование товара

Принятие на учет

Уплата налога

Документы для подтверждения возмещения НДС при импорте

Как проводят проверку по возврату НДС при импорте товаров?

Когда с налоговой можно поспорить?

Итоги

Объект налогообложения при импорте

Импортом товаров в законодательстве России признается ввоз таковых на ее территорию без обязательного вывоза. Импорт считается абсолютно самостоятельным объектом налогообложения НДС, и значит, налогоплательщики-импортеры обязаны действовать в соответствии с нормами НК РФ, который четко определяет порядок налогообложения импортных процедур.

Обязательства по уплате НДС при импорте у заявителя появляются, как только таможенники зарегистрируют декларацию. При этом необходимо полностью уплатить НДС на таможне до выпуска товаров из нее. Рассчитывается налог по установленным ставкам с общей суммы, которую составляют таможенная стоимость ввезенных товаров, акциз, а также таможенная пошлина.

О том, какие расходы включаются в таможенную стоимость, читайте в статье «Включение в таможенную стоимость транспортных расходов».

Для определения верной налогооблагаемой базы валютную стоимость товаров необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату регистрации декларации.

Как учесть НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Когда можно осуществить возврат НДС при импорте?

В соответствии со ст. 172 НК РФ, НДС, который был уплачен при прохождении таможенных процедур, возможно принять к вычету, тем самым уменьшив дальнейшие платежи по налогу. Однако для этого требуется одновременное соблюдение определенных условий:

  1. Ввезенный товар приобретается для обязательного участия в операциях, облагаемых НДС.
  2. Приход товара отражен в учете.
  3. У импортера, желающего применить вычеты, есть документальное подтверждение фактической уплаты таможенного НДС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От неукоснительного соблюдения компанией-импортером обозначенных выше условий напрямую зависит, сможет ли она применить налоговый вычет и возместить НДС по импортным операциям.

И еще момент. Если импортный НДС был неправомерно излишне удержан таможней, а потом возвращен ею, вычет нужно восстановить.

В какой момент, узнайте .

Наличие документов

Теперь рассмотрим приведенные условия более детально. Согласно таможенному законодательству, операция по осуществлению импорта начинается в момент передачи таможенникам декларации и всей необходимой для оформления ввозимых товаров документации. Завершается она выпуском товаров сотрудником таможни, который проставляет соответствующие отметки на декларации и других сопутствующих документах — транспортных, коммерческих и т. д.

Это означает, что ввезенный товар будет считаться выпущенным с таможни только тогда, когда у импортера на руках появится таможенная декларация и другие необходимые сопроводительные бумаги с разрешающей выпуск отметкой таможенников.

Дальнейшее использование товара

Условие о возможности возмещения импортного НДС исключительно для последующего использования товара в облагаемых этим налогом операциях не требует какого-либо специального подтверждения импортера для осуществления им налоговых вычетов.

Однако имейте в виду: если данное условие не было соблюдено (а это в дальнейшем непременно выявят контролеры), применение таких вычетов будет расценено как неправомерное, со всеми вытекающими последствиями. То же самое касается и несоблюдения условия относительно использования импортного товара только внутри страны.

Принятие на учет

Что касается принятия товара на учет, то НК РФ до сих пор не содержит однозначных трактовок, объясняющих, какими именно документами импортер может подтвердить перед проверяющими данный факт. Однако общая правовая практика в данном случае складывается так, что подтверждения принятия товара на учет не будет, если у налогоплательщика отсутствует первичка, оформленная в соответствии с нормами действующего законодательства.

О документах, служащих основанием для оприходования поступающих товарно-материальных ценностей, читайте в статье «Ведение документооборота по складскому учету материалов».

Уплата налога

Уплату налогов и пошлин на таможне сегодня можно произвести различными способами: с помощью банкоматов, электронных или платежных терминалов и т. д. В зависимости от выбранного способа уплаты таможенного НДС, в качестве подтверждения данного факта импортер может представить контролерам соответствующие документы — квитанции или платежные поручения.

При соблюдении налогоплательщиком всех рассмотренных условий таможенный НДС можно предъявить к вычету.

О том, какие лица становятся плательщиками таможенного НДС, читайте в материале «Кто является плательщиком НДС?».

Документы для подтверждения возмещения НДС при импорте

Для того чтобы подтвердить свое право на вычет, импортер обязан вместе с налоговой декларацией, в которой он заявил о вычетах и возмещении импортного НДС, представить налоговикам:

  • таможенную декларацию с проставленной таможенниками отметкой «Выпуск разрешен»;
  • документ об уплате налога, который является свидетельством того, что НДС действительно поступил в бюджет.

Далее налоговые инспекторы будут проводить обязательную проверку обоснованности возмещения импортного НДС в соответствии со ст. 88 НК РФ, во время которой им необходимо будет представить все имеющиеся на импортные операции бумаги. При отсутствии претензий к документам со стороны налоговиков импортеру по окончании проверки будет выдано решение о возмещении.

См. также наш материал «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Как проводится проверка по возврату НДС при импорте товаров?

В целях проверки правомерности возмещения импортного НДС контролерами проводятся следующие мероприятия:

  1. Анализ представленных импортером документов, во время которого устанавливают декларанта, грузоотправителей, грузополучателей, фактические склады временного хранения и определяют факт пересечения транспортными средствами таможенных постов.
  2. Определение иностранного производителя (осуществляется путем направления запроса в соответствующие контрольные органы иностранных государств). Также может производиться анализ наличия либо отсутствия информации об иностранном контрагенте в интернете.
  3. Установление фактического покупателя товара по результатам исследования движения товара: проверяются транспортные и сопроводительные бумаги, определяется перевозчик, вид используемого транспорта и его собственник. Также объем ввезенной партии проверяется на соответствие грузоподъемности транспорта, устанавливается маршрут товародвижения, производятся контрольные мероприятия в отношении всех лиц, задействованных в цепочке (перевозчиков, экспедиторов, грузополучателей и даже водителей).
  4. Установление конечного покупателя по вышеописанной схеме.

Проводя подробную проверку, налоговики пытаются установить факты незаконного возмещения НДС, в том числе путем применения серых налоговых схем.

О процедуре такой проверки читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Когда с налоговой можно поспорить?

Говоря о возмещении импортного НДС, нельзя не упомянуть о том, что существует ряд спорных ситуаций, при которых мнения контролеров и налогоплательщиков расходятся. Например, импорт демонстрационных образцов: как показывает практика, инспекторы нередко снимают по ним вычеты, мотивируя это тем, что НДС, уплаченный при ввозе безвозмездных образцов, возместить нельзя.

Можно ли как-то аргументированно обосновать свое право на вычет в этой ситуации? Безусловно. Необходимо лишь пояснить, что безвозмездно полученные образцы планируется использовать при продаже аналогичных товаров. А раз реализация товара-аналога облагается НДС, значит, образцы тоже приобретены для облагаемых операций. Следовательно, вычет правомерен.

Итоги

НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров, может быть принят к вычету по этому налогу, однако для этого необходимо соблюдение ряда условий в отношении ввезенного товара:

  • он предназначается для операций, облагаемых НДС;
  • осуществлено его отражение в учете;
  • налог, относящийся к нему, оплачен таможне.

Каждый из этих моментов должен подтверждаться документами, которые вправе запросить ИФНС для проверки правомерности применения вычета по таможенному НДС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Плательщиком НДС при импорте грузов является любой предприниматель или предприятие (организация), вне зависимости от формы собственности или применяемой системы налогообложения. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ НДС уплачивается при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. П. 1 ст. 143 НК РФ устанавливает, что плательщиком НДС при импорте в РФ являются любые юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе использующие особые системы налогообложения: УСН, ЕНВД, ЕСХН или ПСН.

Согласно действующему законодательству фактическим плательщиком НДС на таможне выступает декларант, в качестве которого может быть как непосредственного импортер, так и его представитель, действующий на основании агентского договора – таможенный представитель (брокер) или даже международный перевозчик. Т.е. при импорте в Россию по агентскому договору ввозной НДС платит агент. Для последующего вычета уплаченного таможенного НДС реальный импортер должен получить от своего агента платежные документы, подтверждающие уплату косвенных налогов, и приложить к ним документы, подтверждающие возмещение расходов своему агенту.

Кто платит НДС на импорт: продавец, покупатель или грузополучатель?

По общему правилу НДС платит декларант, в роли которого может выступать как грузополучатель, так и покупатель (или таможенный представитель/брокер). Зарубежный продавец не является плательщиком НДС при импорте с точки зрения российского налогового законодательства, хотя в своей стране он вполне может и должен платить косвенные налоги. Обычно вопрос о том, кто платит НДС – грузополучатель или покупатель – встает при так называемой «транзитной» торговле или торговле с колес.

Кто оплачивает НДС на импорт при госзакпках?

При госзакупках плательщиком НДС всегда остается юридическое лицо (предприниматель), поставляющий товар под государственный или муниципальный контракт. В счет-фактуре при поставке продукции НДС должен быть выделен в отдельную строку. В последующем возможен вычет НДС.

Учет НДС при импорте товаров проводится для расчета уплачиваемой в бюджет суммы налогов и для возмещения (зачета или возврата) косвенных налогов. Учет НДС при импорте проводится на основании таможенной декларации (при импорте товаров из стран дальнего зарубежья, например, из Китая, государств, не являющихся участницами ЕАЭС) либо на базе заявления о ввозе товаров и уплате НДС и налоговой декларации по НДС при ввозе продукции из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана).

Налоговые обязательства перед бюджетом по НДС проводятся по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и субсчету «Расчеты с бюджетом по НДС при импорте товаров». Учет ведется разницы между суммами начисленного и возмещенного НДС.

Бухгалтерские проводки НДС при импорте товаров

Проводки по НДС при импорте товаров можно представить следующим образом:

  • оприходование импортных товаров – Дебет по счету 41 «Товары», Кредит по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • исчислен таможенный НДС – Д 19 «НДС по приобретенным ценностям», К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • отражен таможенный сбор по ввозимому товару – Д 41 «Товары», К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • отражена таможенная пошлина – Д 41 «Товары», К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • отражены услуги посредника/агента (таможенного представителя) по таможенному оформлению товара – Д 41 «Товары», К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • учтен налог на добавленную стоимость по услугам посредника/агента – Д 19 «НДС по приобретенным ценностям», К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • принят к вычету НДС – Д 68 «Расчеты по налогам и сборам», К 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
  • оплачена задолженность за ввезенный товар – Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», К 52 «Валютные счета»;
  • отражена курсовая разница по расчетам с иностранными поставщиком – Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», К 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчету «Прочие доходы».

Лицо не плательщик НДС («упрощенец»), работающий без НДС, по приходу товара о импорту использует те же проводки. Если организация (предприниматель) применяет «доходно-расходную» УСН или уплачивает ЕСНХ, НДС учитывается в расходах. Аналогично – если товары приобретаются предприятием на ОСНО для необлагаемой косвенными налогами деятельности. Предприятия и предприниматели на ЕНВД и «доходном» УСН НДС вовсе никак не учитывают.

Если таможенный орган осуществляет корректировку таможенной стоимость, то в бухгалтерском учете используются следующие проводки: для отражения сумм НДС, подлежащих доплате при КТС – Д 19, К 68, откорректированный НДС – аналогично, откорректированный НДС ранее принятый к вычету – Д 68, К 19.

Указанные проводки используются при уплате НДС при ввозе из любой страны на территорию России, включая Китай, Италию, Турцию и т.д. Подробнее о бухгалтерских проводках НДС при импорте можно узнать .

Понятие «товаров таможенного союза» и «иностранных товаров». Применение термина «страна происхождения товара». Понятие таможенной границы Таможенного союза.

В действующем ТК ТС содержится несколько десятков легальных дефиниций основных терминов, используемых в таможенном законодательстве Таможенного союза. Благодаря одинаковому пониманию одних и тех же категорий, благодаря унификации понятийного аппарата таможенного законодательства, удается в большинстве случаев избегать скрытых коллизий (столкновения) правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Выстраивая внутреннюю архитектуру ТК ТС, законодатель использовал несколько необычную технику: наряду с общим терминологическим словарем, помещенным в ст. 4 ТК ТС, в текст данного документа были включены специализированные глоссарии, применяемые к отдельным институтам таможенного права. Например, такие глоссарии содержатся в гл. 18 «Система управления рисками» (ст. 127 ТК ТС), гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля» (ст. 137 ТК ТС), гл. 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования» (ст. 351 ТК ТС).

Среди «терминологических новшеств», введенных ТК ТС, особое значение имеет категория «товары таможенного союза». Под товарами Таможенного союза в соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС следует понимать товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые были:

  • • полностью произведены на территориях государств – членов Таможенного союза;
  • • ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления);
  • • изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из товаров, полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза, либо из товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и приобретших статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, товар приобретает статус товара Таможенного союза в случае, если он изготовлен из товара, который ранее имел статус товара Таможенного союза);
  • • изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, после завершения процедуры переработки иностранные товары выпускаются для внутреннего потребления).

К сущностным признакам товара следует отнести его: движимость и перемещаемость. Товарами Таможенного союза может быть как движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (например, водные и воздушные суда).

Другой важной характеристикой товара является «страна происхождения товара». В зависимости от нее все товары можно разделить на две группы: товары Таможенного союза и иностранные товары. Такое подразделение товаров позволяет в дальнейшем определить необходимость применения или неприменения к ним в рамках отдельных таможенных операций или таможенных процедур мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений на ввоз товаров из определенных стран.

Краткое определение термина «товары таможенного союза» можно сформулировать следующим образом: товары, которые в результате производства либо выпуска таможенным органом могут находиться на таможенной территории Таможенного союза без каких-либо ограничений прав собственности на пего со стороны таможенного законодательства Таможенного союза.

Не следует оставлять без комментариев далеко не безупречное утверждение законодателя о том, что под товаром Таможенного союза следует понимать только товар, находящийся на таможенной территории Таможенного союза. С ним можно согласиться лишь отчасти, поскольку в ряде случаев товары Таможенного союза, хотя и покидают таможенную территорию Таможенного союза, все же не утрачивают, вследствие этого обстоятельства, статуса товаров Таможенного союза (например, при осуществлении процедуры таможенного транзита товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС)).

Все остальные товары, находящиеся на территории Таможенного союза и не отвечающие вышеуказанным признакам товаров Таможенного союза считаются иностранными товарами. Легальное определение иностранных товаров дается в подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС: иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС.

Важно знать, что иностранные товары, в отличие от товаров Таможенного союза, на территории Таможенного союза всегда находятся иод таможенным контролем. Пользование и распоряжение иностранными товарами может осуществляться только в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС.

Обращает па себя внимание и то обстоятельство, что иностранные товары для целей таможенно-тарифного регулирования не представляются в виде однородной массы. Так, для применения ставок ввозных таможенных пошлин, обеспечения учета иностранных товаров в статистике внешней торговли применяется критерий «страны происхождения товара».

Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами этой страны. Под страной происхождения товара могут также пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.

В целях таможенно-тарифного регулирования (применения ставок ввозных таможенных пошлин) принято выделять следующие категории товаров:

  • • происходящие из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (ЕС, США, Канада, Китай, Япония и др.);
  • • происходящие из стран, не пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (Алжир, ранее Литва);
  • • происходящие из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);
  • • происходящие из наименее развитых стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.);
  • • происходящие из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли);
  • • произведенные на территории свободной экономической зоны;
  • • имеющие статус товаров Таможенного союза на момент их вывоза за пределы таможенной территории.

В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 01.01.2010. Тарифные преференции дают импортерам право применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Создание единой системы преференций принципиально ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне КТС были утверждены:

  • • Перечень развивающихся стран (103 государства), в отношении которых предусмотрено снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
  • • Перечень наименее развитых стран (49 государств), в отношении которых установлена нулевая ставка ввозной пошлины;
  • • Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп), в отношении которых устанавливается обязанность представления при их таможенном оформлении сертификата происхождения по форме «А».

В рамках Таможенного союза применение понятия «товар Таможенного союза» предусмотрено наряду с понятием «товар государства – члена Таможенного союза». Отличие этих двух понятий заключается в форме сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.

Единая таможенная территория Таможенного союза. Таможенная граница Таможенного союза. Преимущества и недостатки установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Использование в таможенном законодательстве терминов «единая таможенная территория Таможенного союза» и «таможенная граница Таможенного союза» взамен понятий «таможенная территория Российской Федерации» и «таможенная граница Российской Федерации» является новацией.

Таможенное право распространяет свое действие на единую таможенную территорию Таможенного союза, в которую согласно п. 1 ст. 2 ТК ТС входят территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Исключительная юрисдикция устанавливается в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

За пределами территориального моря РФ находится исключительная экономическая зона (далее – ИЭЗ). Она не входит в состав государственной территории РФ, но па нее распространяется исключительная юрисдикция РФ.

Рассмотрим пример. На практике иногда возникает вопрос о возможности взимания НДС с реализации товаров в исключительной экономической зоне. Рассуждая логически, можно прийти к ошибочному выводу о том, что взимание НДС с реализации товаров в ИЭЗ не допустимо, поскольку ИЭЗ нс входит в территорию РФ. Высказанное мнение отчасти подтверждалось и письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.1996 № B3-6-03/887, № 04-03-08 «О налоге на добавленную стоимость», (утратило силу): «… морская акватория, находящаяся за пределами территориальных вод Российской Федерации (за пределами 12-мильной зоны), является территорией мирового океана и к территории Российской Федерации не относится.

Исходя из вышеизложенного, продукция морского промысла, добытая в мировом океане и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагается как продукция, добытая и реализованная за пределами территории Российской Федерации».

Правовой режим ИЭЗ во многом схож с правовым режимом территории Мирового океана, а реализация продукции на территории Мирового океана не создает объекта обложения НДС.

Однако в вышеуказанном письме Госналогслужба России и Минфин России выдвинули субсидиарное условие, а именно: «без пересечения таможенной границы Российской Федерации». В связи с этим правильный ответ на поставленный вопрос должен выглядеть следующим образом: ввоз товаров с таможенной территории Таможенного союза в ИЭЗ РФ не признается объектом обложения НДС, а вот ввоз товаров с территории иностранного государства в ИЭЗ РФ должен признаваться объектом обложения НДС.

Понятие «таможенной границы таможенного союза» содержится в подп. 2 п. 2 ТК ТС: пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Преимущества и недостатки от установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Преимущества от установления единой таможенной территории Таможенного союза сводятся к следующему:

  • • благодаря образованию Единой таможенной территории Таможенного союза происходит становление общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех стран с огромной территорией и населением около 170 млн человек;
  • • объединение Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС позволяет устранить таможенные барьеры внутри него. Так, с середины 2010 г. таможенный контроль товаров был полностью перенесен на внешнюю границу Республики Беларусь, а с лета 2011 г. внешней границей Таможенного союза стала также внешняя граница Республики Казахстан.

Рассмотрим пример. Если раньше товар, направлявшийся из Республики Беларусь в Республику Казахстан, пересекал две таможенные границы (российскую и казахстанскую) и половина времени уходила на простои и оформление, а таможенные сборы достигали 15% себе стоимости товара, то в настоящее все изменилось: оформления экспортных деклараций не требуется; беспошлинно перемещаются как товары собственного производства, так и иностранные, выпущенные для внутреннего потребления одной из стран – участниц Таможенного союза; не применяются меры нетарифного регулирования (т.е. не нужно иметь лицензии, разрешения, соблюдать квоты). Кроме того, удалось сформировать единый подход к любому иностранному товару, откуда бы и в какую бы страну Таможенного союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую таможенную границу. Таким образом, снятие таможенных барьеров внутри Таможенного союза самым благоприятным образом сказалось на товарообороте всех участников, объем взаимной торговли, по мнению специалистов, вырос на 25–30%;

  • • отпала необходимость нести дополнительные расходы на услуги таможенных посредников;
  • • удалось сформировать на постсоветском пространстве наднациональный орган управления – КТС и т.д.

К недостаткам от установления единой таможенной территории Таможенного союза можно отнести следующие:

  • • обычный потребитель существенно «не выиграл» от появления Таможенного союза, поскольку цены на потребительские товары не снизились;
  • • произошло, в буквальном смысле, «наводнение» внутреннего рынка Российской Федерации и Республики Беларусь дешевыми китайскими товарами – китайские товары легкой промышленности через Республику Казахстан стали транзитом попадать в сопредельные государства – члены Таможенного союза;
  • • в рамках Таможенного союза не удалось перейти на электронное декларирование;
  • • не удалось добиться унификации в решении ряда вопросов в сфере валютного регулирования. Например, если российское юридическое лицо покупает национальную валюту Республики Казахстан для оплаты таможенных платежей в Республике Казахстан, то оно попадает под валютный контроль в России. По-прежнему является необходимым соблюдение требования об открытии паспорта сделки, если российская компания собирается осуществлять поставки российской продукции в Республику Казахстан и др.

  • См.: Халипов С. В. Таможенное право. С. 74.
  • См.: Соглашение от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36 данный документ вступил в силу с 01.07.2010.
  • См.: Соглашение от 20.11.2009 «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».
  • Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.
  • Понятие «территория Российской Федерации» определено в Конституции РФ. Согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
  • Статья 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону Российской Федерации как «морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права».
  • См.: Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»; «Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. Банком России 01.06.2004 № 258-П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *