Закон о независимой оценке квалификации

Содержание

Принят Закон о независимой оценке квалификации. Он регулирует вопросы подтверждения соответствия квалификации работника (претендента) профстандарту либо требованиям к ней. Последние устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Закон не распространяется на госслужащих.

Закон предусматривает формирование системы независимой оценки квалификации. Ее координатором является национальный совет при Президенте РФ по профквалификациям. Для развития системы на общероссийском уровне создаются советы по профквалификациям. Они образуются на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и других организаций, представляющих профсообщества. Советы будут в т. ч. отбирать организации для проведения оценки. Последние именуются центрами оценки квалификаций.

Практическую деятельность вышеназванных национального совета, советов и центров обеспечивает национальное агентство развития квалификаций. Это автономная НКО, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, профсоюзов и Российская Федерация. От имени последней функции учредителя реализуют уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти.

Оценка проводится в форме профэкзамена. Соискатель может пройти такую оценку по собственной инициативе на свои деньги либо по направлению работодателя за его счет. При успешном прохождении экзамена выдается свидетельство о квалификации. В обратном случае — заключение о прохождении экзамена с рекомендациями соискателю. Результаты экзамена можно оспорить, подав письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профквалификациям.

Сведения о выданных свидетельствах вносятся в специальный реестр. Его ведет национальное агентство. Данные реестра доступные и бесплатные.

Примерное положение о совете по профквалификациям, форму бланка свидетельства о квалификации, образец заявления для проведения оценки, требования к центрам оценки квалификаций, положение о вышеназванной апелляционной комиссии, порядок формирования и ведения реестра и др. утверждает Минтруд России.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Центр оценки квалификаций в области строительства

Ленинградская областная торгово-промышленная палата наделена полномочиями на право проведения независимой оценки квалификаций в строительстве

Решение Совета по профессиональным квалификациям в строительстве № ЦОК-16.044 от 16.07.2018 г.

Адрес и руководитель ЦОК

Юридический адрес: 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д.40А/19

Фактический адрес: г. Санкт-Петербург, Кирпичный пер. д. 4 лит. А.

Руководитель ЦОК: Винограденко Екатерина Викторовна

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт «Каменщик», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «25» декабря 2014 г. №1150н

Профессиональный стандарт «Штукатур», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «10» марта 2015 г. №148н

Профессиональный стандарт «Маляр строительный», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «25» декабря 2014 г. №1138н

Наименование квалификаций и требования к ним, на соответствие которым ЦОК проводит независимую оценку квалификации

Место проведения экзаменов — экзаменационная площадка ЦОК ЛОТПП

СПб ГБПОУ «Академия управления городской средой, градостроительства и печати:

— г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д.24-28 (м. Площадь Александра Невского);

— г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д.33, Лит. А (м. Академическая, м. Гражданский проспект)

Документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена:

Соискатель (любой желающий) представляет в ЦОК письменное заявление по установленному образцу, лично, через законного представителя или в форме электронного документа, в том числе через сеть «Интернет».

Если работника на оценку квалификации направляет организация, то дополнительно заполняется ходатайство от юридического лица.

К заявлению прилагаются:

— копия паспорта гражданина РФ или военного билета;

— копии документов, подтверждающих образование (в т.ч. дополнительное профессиональное образование);

— копии документов, подтверждающих трудовой стаж (трудовая книжка/трудовой договор – при наличии), если профессиональным стандартом предусмотрено требование к стажу;

— фотографии (3х4);

— платежное поручение (квитанция), подтверждающее оплату расходов на оценку квалификации соискателя (при необходимости). В назначении платежа указывается «Оплата за независимую оценку квалификации фамилия, имя и отчество соискателя полностью”;

— согласие на обработку персональных данных.

Стоимость квалификационного экзамена

Уровни квалификаций

Стоимость независимой оценки квалификации (руб.)

1 уровень

7 800

2 уровень

9 438

3 уровень

11 232

4 уровень

13 182

5 уровень

14 196

6 уровень

14 976

7 уровень

16 848

Независимая оценка может проводиться как за счет средств работодателя, так и по инициативе соискателя за свой счет.

Суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не будут облагаться НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

Если гражданин самостоятельно оплачивает оценку своей квалификации, то он сможет получить налоговый вычет по НДФЛ в сумме понесенных расходов (но не более 120 000 рублей в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов, указанных в подп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Примеры заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации​

1. Комплекс оценочных средств для «Каменщик, 3 уровень квалификации»

2. Комплекс оценочных средств для «Каменщик, 4 уровень квалификации»

3. Комплекс оценочных средств для «Штукатур по отделке внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений, 3 уровень квалификации»

4. Комплекс оценочных средств для «Штукатур по отделке внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений, 4 уровень квалификации»

5. Комплекс оценочных средств для «Штукатур по устройству наливных полов, 3 уровень квалификации»

6. Комплекс оценочных средств для «Штукатур по устройству наливных полов, 4 уровень квалификации»

7. Комплекс оценочных средств для «Штукатур по устройству СФТК, 3 уровень квалификации»

8. Комплекс оценочных средств для «Штукатур по устройству СФТК, 4 уровень квалификации»

9. Комплекс оценочных средств для «Маляр строительный по выполнению работ средней сложности, 3 уровень квалификации»

10. Комплекс оценочных средств для «Маляр строительный по выполнению работ средней сложности, 4 уровень квалификации»

Сведения о СПК​​ в строительстве

29 июля 2014 года на заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям было одобрено создание Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, базовой организацией которого было утверждено Национальное объединение строителей. Председателем СПК является Ишин Александр Васильевич.

Место нахождения, почтовый адрес СПК: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3

Телефон: +7 (495) 987-31-50, +7 (495) 987-31-49.

Адрес электронной почты: info@nostroy.ru

Ссылка на официальный сайт: http://nostroy.ru/department/folder_obrazovanie/sovet-po-professionalnym-kvalifikatsiyam/

Процедура рассмотрения претензий (жалоб)

Рассмотрение претензий (жалоб), связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации возложено на апелляционную комиссию Совета по профессиональным квалификациям в строительстве.

Направить апелляцию в СПК можно по адресу:

Почтовый адрес: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3

Телефон: +7 (495) 987-31-50, +7 (495) 987-31-49.

Адрес электронной почты: info@nostroy.ru

Нормативно-правовые акты

Указ Президента Российской Федерации «О национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» от 16 апреля 2014 г. № 249 (в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 676)
Распоряжение Правительства от 14.05.15 №881-р «План-график формирования сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций»
Приказ Минтруда России от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45043)
Приказ Минтруда России от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2016 № 44817)
Приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45071)
Приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2016 № 44970)
Приказ Минтруда России от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» (зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44812)
Приказ Минтруда России от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45042)
Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45047)
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

Журнал «Время бухгалтера»

С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника. Ответы на эти вопросы в Актуальной теме.

Что собой представляет независимая оценка квалификации работников

Закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Далее в формате вопрос-ответ расскажем, что такое независимая оценка квалификации работников, кто ее проводит и каков может быть ее результат. Заметим, что к госслужащим данный закон не применяется.

Что такое независимая оценка квалификации

Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

По чьей инициативе она проводится

Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):

  • по инициативе соискателя за счет средств соискателя;
  • по направлению работодателя за счет средств работодателя;
  • по инициативе и за счет средств иных физических и юридических лиц;
  • в порядке, установленном трудовым законодательством.

Кто и в какой форме ее проводит

Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Кто координирует деятельность центров

Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:

  • Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ;
  • Национальное агентство развития квалификаций;
  • Советы по профессиональным квалификациям по определенным видам профессиональной деятельности;
  • Минтруд РФ.

Какой может быть результат экзамена

2 варианта:

  • успешно – тогда выдается свидетельство о квалификации. Оно вносится национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр. Доступ к нему является открытым и бесплатным.
  • неуспешно – в этом случае выдается заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя.

Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.

Есть ли случаи обязательного прохождения такой оценки

Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Документ включен в СПС «Консультант Плюс». Вступил в силу 01.01.2017

Примечание редакции:

в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.

Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.

Таблица: «Нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации»

№ п/п Федеральные законы
1

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

2

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

Указы Президента
3

Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

Постановления Правительства
4

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

5

Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р (О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров)

Приказы Минтруда
6

Приказ Минтруда РФ от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

7

Приказ Минтруда РФ от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

8

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления»

9

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

10

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

11

Приказ Минтруда РФ от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

12

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

13

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

Схема: «Система независимой оценки квалификаций»

Правила проведения экзамена по независимой оценке квалификации

Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена следующие.

Оплатить экзамен.

Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.

Подать документы.

В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:

  • заявление о проведении экзамена. В нем нужно указать квалификацию, по которой соискатель хочет пройти экзамен и дать согласие на обработку персональных данных;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
  • иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

Согласовать время.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.

Пройти экзамен.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

Получить документ.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.

Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):

  • свидетельства о квалификации (если экзамен сдан);
  • заключения о прохождении профессионального экзамена (если экзамен не сдан).

В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».

Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Документ включен в СПС «Консультант Плюс». Вступил в силу 01.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 22.11.2016

Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации

Утверждены:

  • образец заявления для проведения независимой оценки квалификации;
  • порядок его подачи.

Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления». Документ включен в СПС «Консультант Плюс». Вступил в силу 01.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 21.11.2016.

Образец свидетельства о квалификации

Утверждены:

  • форма бланка свидетельства о квалификации и приложение к нему;
  • технические требования к этому бланку;
  • Порядок заполнения бланка и выдачи его дубликата;
  • форма заключения о прохождении профессионального экзамена.

Форма бланка свидетельства о квалификации

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена». Документ включен в СПС «Консультант Плюс». Вступил в силу 10.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2016.

Оплату независимой оценки квалификации можно учесть в расходах при ОСН, УСН и ЕСХН

Установлен порядок налогообложения затрат на услуги по независимой оценки квалификации сотрудника.

Порядок зависит от того, кто оплачивает данные услуги: работодатель или работник.

Расходы несет работодатель

В таком случае стоимость услуг учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН (ЕСХН) и не облагается НДФЛ.

Чтобы затраты участвовали в налогообложении, необходимо выполнить определенные условия:

  • заключить с центом независимой оценки договор на оказанием услуги по проведению независимой оценки;
  • работником должен проработать в компании по трудовому договору не менее 1 года;
  • документы по расходам на прохождение оценки необходимо хранить не менее 4-ех лет.

Расходы несет работник

Если независимую оценку квалификации оплачивает сам работник, то ему положен социальный налоговый вычет в уплаченной сумме (максимальный размер такого вычета составляет 120 тыс. рублей в год, с учетом вычетов на лечение, обучение и др.).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Документ включен в СПС «Консультант Плюс». Вступил в силу 01.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016.

Примечание редакции:

что касается стоимости независимой оценки, то она варьируется в зависимости от квалификации, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, экзамен по квалификациям «Главный бухгалтер» и «Бухгалтер» в любом центре оценки составляет 19 тыс. рублей.

Когда независимая оценка квалификации может понадобиться работодателю и работнику

Независимая оценке квалификация – дело добровольное. Поэтому возникает логичный вопрос: кому и для чего она может понадобиться? В чем ее ценность? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения работника и работодателя, смоделировав различные ситуации.

Работодателю

В ходе независимой оценки квалификации человек оценивается на предмет того, соответствует ли он требованиям профстандарта. В связи с этим уместно вспомнить, что некоторые из профстандартов обязательны для применения некоторыми организациями. Например, профстандарт «бухгалтер» обязателен для главных бухгалтеров ПАО. Поэтому такое общество может взять человека на эту должность при условии, что он соответствует профстандарту. В противном случае компанию могут штрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Определить, соответствует претендент этому стандарту или нет, компания может и сама. Но может обратиться для этого в центр оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации претендента на должность. Тогда она будет точно уверена, что новый главбух нанят на законных основаниях. В данной ситуации, памятуя о штрафе, это важно.

Эти же мотивы могут двигать фирмой и при найме остальных сотрудников. С тем лишь отличием, что если компания решит не прибегать к независимой оценке и оценить кандидата самостоятельно, ответственность за принятие этого решения она будет нести самостоятельно, штрафовать ее за это никто не будет.

На вопрос же о том, можно ли использовать результаты независимой оценки квалификации в качестве повода для расставания с некомпетентным сотрудником, ответ отрицательный. Трудовой кодекс этого не предусматривает. Для данных целей в нем была и остается оговоренной иная процедура – аттестация (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), которую проводит аттестационная комиссия, создаваемая внутри компании. Поэтому негативные результаты независимой оценки квалификации (когда выдается «заключение», а не «свидетельство»), проведенной одним из центров оценки квалификации, поводом для увольнения быть не могут.

Потенциальный работник

Он может быть заинтересован в независимой оценке квалификации, если хочет предупредить сомнения потенциального работодателя в своей способности выполнять определенную работу. Например, это может быть девушка, которая последние несколько лет не работала, поскольку сначала находилась в декретном отпуске, потом еще несколько пребывала в статусе домохозяйки, а затем решила снова устроиться на работу. В таком случае, невзирая на наличие у нее диплома об образовании и опыта работы, работодатели наверняка будут сомневаться в ее компетенции на сегодняшний день. Тогда полученное свидетельство о квалификации как раз может выручить.

Или другой пример – человек после учебы трудился только в качестве фрилансера, причем неофициально. И если уровень образования он еще может подтвердить документально, то в отношении имеющегося опыта с этим трудности. В таком случае свидетельство о квалификации также способно убедить представителей кадровой службы работодателя, что этот человек способен выполнять ту работу, на которую он претендует.

Действующий работник

Для настоящих сотрудников свидетельство о квалификации может помочь для продвижения в профессии и повышения шансов роста заработной платы. Возможно, свидетельство поможет получить допуск работодателя к определенным видам работ, конкурсам, участию в контрактах и т.д.

Кроме того, независимая оценка квалификации может потребоваться, в преддверии увольнения. Например, когда компания планирует расстаться с сотрудником в связи с сокращением штата или по причине его несоответствия занимаемой должности.

Что касается сокращения штата, то если компания прибегнет к этой процедуре, приоритетное право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован (ст. 179 ТК РФ). Вот здесь и может пригодиться свидетельство о квалификации. Правда, нужно понимать, что сама по себе эта бумага не даст никаких гарантий от увольнения. Организация вправе сама решать, кто из работников, по ее мнению, более квалифицирован. Ведь критериями квалификации работника являются уровень образования и опыт практической работы. Исходя из них, работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оставить (Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О). Тем не менее, свидетельство о квалификации может быть принято во внимание.

Что касается такого основания для увольнения, как несоответствие занимаемой должности, то, как уже было сказано выше, ТК РФ требует подтвердить недостаточную квалификацию работника результатами аттестации, а не независимой оценки квалификации. Это разные процедуры. Поэтому, имея на руках свидетельство о квалификации, на него можно ссылаться перед работодателем, но считать этот документ защитой от увольнения все же нельзя.

Статья Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста»
«Кому и когда может понадобиться независимая оценка квалификации»

С 1 июля согласно ст. 11 закона №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» применение иного порядка проведения оценки квалификации специалистов, нежели предусмотрено законом, не допускается. О чем это?
— Это означает, что до 1 июля 2019 года в некоторых отраслях по ряду профессий можно было оценивать квалификацию по своему, особому отраслевому порядку. Теперь, если этот порядок не внесен в Трудовой кодекс, как это сделано, например, в отношении педагогов, медработников, работников транспорта, главных бухгалтеров, помощников нотариуса и др., то с 1 июля оценивать квалификацию можно только так, как предписывает 238-ФЗ.

Справка

Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) — некоммерческая организация, созданная для организации работы по формированию Национальной системы квалификаций. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» наделяет НАРК функциями оператора национальной системы квалификаций.

Переходный период, в течение которого можно было внести поправки в соответствующую статью ТК, длился 3 года. Таким образом, сегодня оценка квалификации категорий работников, особенности которых не определены ТК РФ, должна осуществляться в системе независимой оценки квалификации.
К примеру, руководство ОАО «Российские железные дороги» с начала текущего года отказалось от процедуры внутренней аттестации работников железнодорожного транспорта и полностью перешло на независимую оценку квалификации в соответствии с Федеральным законом №238-ФЗ. Первые шаги в этом направлении сделал и Банк России.
Нынешний 238-ФЗ тесно связан с законом №122-ФЗ «О профстандартах» (которых уже утверждено более 1200), где прописаны квалификационные требования к той или иной профессии, например к официанту и бармену. Несмотря на то что 122-ФЗ обязателен к применению всеми компаниями, правильно ли большинство работодателей понимает, что если существует профстандарт, то применять его обязательно только в случаях, если какими-то нормативными актами установлена связь между исполнением этой трудовой функции и компенсациями, льготами или ограничениями?
— По этому вопросу лучше всего, конечно, получить объяснение в Минтруде, потому что именно ему поручено давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов, но тем не менее я могу экспертно сказать следующее. Обязательности применения профессиональных стандартов за исключением каких-то особых требований, которые прописаны в Трудовом кодексе и нормативно-правовых актах, обозначены в части квалификации, нет. Но здесь, я думаю, гораздо важнее не то, насколько обязательно применение этого закона, а понимание, что профессиональные стандарты приходят на смену различного рода старым квалификационным характеристикам, и теперь они отражают текущее современное представление работодателей о требованиях к квалификации работников. Компании, которые будут придерживаться старых документов, старых требований, просто будут демонстрировать то, что у них отсутствует квалифицированный персонал. Я думаю, для компании важнее это понимание, чем боязнь быть наказанным за неприменение профстандартов.
Допустим, компания желает получить подтверждение квалификации своего сотрудника, но по закону это можно сделать с его письменного согласия, и при этом, если работник не соглашается, никакие санкции применить к нему нельзя. Что делать работодателю в таком случае?
— У работодателя очень много инструментов влияния на работника. Например, есть такая процедура (ее никто не отменял) — аттестация персонала. И ничто не мешает в качестве критерия принятия решения при аттестации персонала, например, ввести наличие необходимой квалификации.

Независимая оценка — это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация действующего или потенциального работника профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Но тут есть другой важный момент: многие компании привыкли в течение многих десятилетий — еще с советского периода — выдавать собственные свидетельства о квалификации. Вот эта практика с введением профессиональных стандартов будет уходить.
В законе нет нормы, которая бы говорила, что при отсутствии у человека свидетельства о квалификации его нужно уволить. Наоборот, ему нужно дать возможность обучиться. Помочь ему может работодатель. Например, есть много льгот для компаний при обучении персонала. Так что вполне можно использовать все эти механизмы.

Что может мотивировать, ну, например, того же официанта или бармена проходить независимую оценку квалификации и платить за это деньги? Или владельцу ресторана отправлять их и тоже платить за это, если все равно почти у каждого ресторана свои требования к этим должностным позициям?
— Свидетельство о независимой оценке квалификации важно как средство позиционирования компании. Что касается работников, их интерес очевиден — когда перед работодателем стоит вопрос, кого брать на работу — человека с подтвержденной квалификацией или без нее, то, конечно же, гораздо больше шансов получить работу у первого из них.
Диплом не является подтверждением квалификации?
— Диплом является подтверждением уровня образования. Квалификация по образованию, которая присваивается выпускнику одновременно с выдачей диплома, — это очень общая квалификация. А профессиональная квалификация дает более точный сигнал работодателю, тем более что эта квалификация подтверждена независимым органом оценки. Мы все помним историю примерно десятилетней давности, когда рынок труда задыхался от обилия экономистов и юристов, которые готовились почти в каждом вузе, и при этом одновременно работодатели не могли найти высококвалифицированных юристов и экономистов.
Система подтверждения квалификации в рамках закона о независимой оценке квалификации является мостом между образовательной системой и рынком труда.
Центр независимой оценки разделяет ответственность с работодателем, если по вине человека, имеющего свидетельство о квалификации, что-то происходит?
— Нет, конечно, ровно так же, как и вуз не несет ответственности за качество подготовки своих выпускников. Тем не менее обратная связь от работодателей всегда внимательно изучается, в том числе и по претензиям, предъявленным работодателями. На их основе может быть инициирована внеплановая проверка центра оценки квалификации с различными оргвыводами, вплоть до отзыва полномочий ЦОК.
В каких отраслях сегодня уже существует независимая оценка?
— Речь идет примерно о 25 отраслях. Система НОК только начинает развиваться — по сути дела, во многих секторах экономики профессиональные стандарты приняты совсем недавно. Между принятием профессиональных стандартов и созданием системы подтверждения квалификации проходит как минимум год-два, потому что требуется время для разработки оценочного инструментария, подготовки экспертов и создания центров оценки квалификации. Все необходимые условия — цифровые инструменты, методики и так далее — наше агентство обеспечивает. Но мы не можем вместо отраслевиков развернуть эту систему, и поэтому она создается с разной скоростью в разных секторах экономики. В отраслях, предъявляющих наиболее высокие требования к наличию квалификации, система развивается быстрее — буквально по экспоненте. За год число проведенных экзаменов выросло примерно на 30% — это довольно высокие темпы.
В каких отраслях НОК может появиться в ближайшее время?
— В области телекоммуникаций, в негосударственной сфере безопасности, на морском и водном транспорте, в сфере физической культуры и спорта. Советы по профессиональной квалификации созданы в этих отраслях сравнительно недавно. Мы также ожидаем, что вскоре будут созданы СПК в легкой промышленности и в сфере образования. Этот процесс идет поступательно, и я не думаю, что здесь нужно форсировать темпы создания системы, потому что адаптация самого рынка труда идет достаточно сложно. Ведь здесь огромное количество участников — почти 72 млн россиян занято на рынке труда.
Вы сказали, что адаптация идет сложно, с какими проблемами приходится сталкиваться?
— Прежде всего в этот процесс пока еще слабо включились регионы, в том числе и потому, что роль субъектов Федерации в законодательстве применительно к этой сфере не обозначена. Это одна из задач, которую нужно будет решать в ближайшее время.
Вторая проблема связана с существованием и новых профессиональных стандартов, и старых, еще советских квалификационных справочников. Отменить старые справочники — важная, но очень сложная задача, поскольку на них завязаны различные льготы.
Разве нынешний закон о НОК с 1 июля не снимает эту проблему? Ведь он говорит, что теперь оценка одинакова для всех, если в ТК не оговорены иные случаи.
— Увы, пока эта проблема остается. Старые квалификационные справочники, которым по 20-30 лет, формально все еще существуют, и до сих пор некоторые компании и предприятия на них сориентированы и используют.
Вы изучали, насколько сегодня востребована система НОК у работодателей?
— Мы ведем такой мониторинг в 14 секторах экономики. Итоги подведем к концу 2019 года. С 2020 года масштаб мониторинга мы расширим, будем вести эту работу комплексно.
При этом довольно много предприятий планируют в самое ближайшее время включиться в процесс НОК. Но этот процесс затрудняется долгим развертыванием нужной инфраструктуры. Для того чтобы предприятия пользовались НОК, центры оценки должны быть территориально доступны и функционально развиты — то есть иметь широкую номенклатуру оцениваемых квалификаций. Я специально отметил роль регионов — пока еще инфраструктура недостаточна развита для того, чтобы предприятия массово могли пользоваться НОК. Эту задачу, я думаю, мы будем решать в ближайшее время.
По итогам мониторинга будет какая-то корректировка? Какие решения могут быть приняты на его основе?
— На основе этого мониторинга можно понять, в каких регионах и по каким квалификациям есть востребованность прежде всего с точки зрения применения независимой оценки квалификации — каких методических оценочных инструментов не хватает, куда направить инвестиции и где должны сконцентрировать свои усилия СПК.
Дорого ли сегодня стоит пройти независимую оценку квалификации работнику?
— Все зависит от целого ряда факторов, но вряд ли существуют экзамены, стоимость которых ниже 5-6 тыс. рублей. В зависимости от квалификации, ее реального спроса на рынке стоимость может достигать нескольких десятков тысяч рублей за один экзамен. Если, допустим, по какой-то квалификации проводится 1000 экзаменов, то это одна стоимость, а если речь идет о достаточно уникальной квалификации, то стоимость другая. Поэтому цена за экзамен варьируется от тысяч до десятков тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *