Законодательство РФ по охране труда

<p>Утратил силу — Федеральный закон от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах охраны труда в Российской Федерации Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года (В редакции федеральных законов от 20.05.2002 г. N 53-ФЗ; от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения 1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на: работодателей; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, направляемых на работу в организации; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. 3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда 1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее — требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда 1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся: определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда; определение основ государственного управления охраной труда; разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением; определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета; определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда(в редакции Федерального закона от 20.05.2002 г. N 53-ФЗ); организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях; организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда; обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда; координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; международное сотрудничество в области охраны труда; другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда. Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся: реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда; государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением; определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях (в редакции Федерального закона от 20.05.2002 г. N 53-ФЗ); передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований; другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда. Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. ГЛАВА II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда 1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. 3. На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе(в редакции Федерального закона от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ). 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи и иными федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности(в редакции Федерального закона от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ). В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований. Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда 1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются</p>

Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Приоритетное значение международных трудовых норм регламентируется статьей 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В международном аспекте законодательство о труде и об охране труда основывается на Всеобщей декларации прав человека,, принятой на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, Конвенциях Международной организации труда (МОТ), Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, Европейских директивах и стандартах..

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В перечень основных законодательных актов Российской Федерации входят:

— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (п..3 ст. 37);

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (раздел X «Охрана труда»).

— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

— Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год».

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статьи 25-27, 34, 55).

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

— Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (глава 59).

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 5.27 – 5.31).

— Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 109, 118, 125, 143, 145, 216, 217-219, 236-238).

1.3. Государственные нормативные требования охраны труда и система нормативных правовых актов

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Статья 215 ТК РФопределяет соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает разработку технических регламентов в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В утвержденный данным постановлением Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, входят.

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М).

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О).

3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ).

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ).

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП).

Работодатель обязан проводить своевременную актуализацию нормативных правовых актов по охране труда в соответствии со своей спецификой и видами деятельности.

Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания. Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.

Из более 50 Конвенций, ратифицированных Российской Федерацией, более 20 непосредственно затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 9 января 1996 года №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 7 ноября 2000 года №136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (далее — Закон №136-ФЗ); Федеральный закон от 8 апреля 2000 года №50-ФЗ «О ратификации Конвенции 1986 г. Об охране труда при использовании асбеста», Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 20 июня 1996 года №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (далее — Закон №81-ФЗ), а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как:

— Федеральный закон от 1 мая 1999 года №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

— Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:

📌 Реклама Отключить

трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения;

другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;

работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);

трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно той же статье 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

📌 Реклама Отключить

«военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом».

На граждан, работающих на территории иностранного государства, распространяется законодательство о труде и охране труда этого государства. А что касается иностранных работников, работающих на территории Российской Федерации, то на них распространяется наше законодательство, если только международным договором между Российской Федерацией и этим государством не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК РФ правила международного договора применяются в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Законодательство РФ в области охраны труда

№ 3 от 2013 года

Яковлева М. К.
УДК 331.45
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»

Охрана труда в трудовом праве понимается в широком смысле как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия» . В узком смысле это один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении .

Законодательство о труде и об охране труда имеет достаточно развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений .

Законодательство об охране труда устанавливает гарантии осуществления права работников на охрану, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней .

Основные положения и направленность правового регулирования охраны труда определены Конституцией РФ, устанавливающей, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» .

Основные нормы, регулирующие вопросы охраны труда, содержит Трудовой кодекс РФ (Разделе Х, Глава 33-36) , а также ряд федеральных законов: «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» , «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» , «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , «О санитарно— эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О техническом регулировании» и т.д. (см. рис.1)

В субъектах РФ законодательство о труде и об охране труда составляют Конституции или Уставы субъектов РФ, законы об охране, о социальном партнёрстве, об организации местного самоуправления, об объединениях работодателей.

В соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в ФЗ и иных нормативных актах РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности .


Рис. 1. Структура законодательства РФ об охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда .

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .

К иным нормативным правовым актам РФ, регулирующим трудовые отношения, включая условия и охраны труда, относятся подзаконные акты. Это указы и распоряжения Президента РФ.

Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопросы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ, приказы и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области условий и охраны труда, составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития. К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применении действующего законодательства об условиях и охране труда, положения, правила, инструкции.

Каждый из нормативных правовых актов направлен на регулирование конкретных аспектов создания надлежащих условий и охраны труда. Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами на территории РФ действуют также нормы, регулирующие условия и охрану труда, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами РФ; законодательные акты, регулирующие условия и охраны труда субъектов РФ.

Особое место в регулировании условий и охраны труда занимают локальные правовые акты, к которым относятся в первую очередь Инструкции по охране труда (ИОТ), коллективные договора, правила внутреннего трудового распорядка.


Рис.2 . Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. К ним относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) охраны труда, состоящие из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда (см. рис.2)

Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах :

  • стандарты безопасности труда. Они регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда ;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие документы:
  • типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях;
  • порядок обучения работников организаций по охране труда ;
  • рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников данной службы;
  • правила и типовые инструкции по охране труда.

Таким образом, мы видим, что законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, а также различных законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Основной спецификой законодательства РФ в области охраны труда является то, что централизованные нормы трудового законодательства устанавливают необходимый минимум правовых мер по охране труда, а в конкретных соглашениях и договорах этот минимум конкретизируется.

Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области ОТ и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Конституция РФ.- М., 2013.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Российская газета. – № 283. – 07 декабря 2012 г.
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  7. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.09.2013) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  8. Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2011. – 240 с.
  9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. – М.: ИНФРА-М», 2009.
  10. Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.Л. Гейхман. – М.: Юрайт, 2012. – 474с.
  11. Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  12. Охрана труда в России. . – Режим доступа: http://www.forum.tehdoc.ru/viewtopic.php?f=32&t=14022.

Не могу разобраться Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» действующий или отменен. Если отменен, что вместо него введено

Наталья

В данный момент данный документ не действует на основании:

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014)

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

Статья 2
2.Признать утратившими силу:
11) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702);

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Для определения вступления в силу данного закона следует руководствоваться следующим:

Письмом Минздравсоцразвития РФ 25.07.2006 N 1556-12 сообщается, что данный документ вступил в силу 6 октября 2006 года:

При определении вопроса о сроках вступления федерального закона в силу следует также руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. N 17-П, которым определено, что дата выпуска журнала «Собрание законодательства Российской Федерации» (о чем свидетельствуют выходные данные на журнале) совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
Это обусловлено тем, что журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», в отличие от «Российской газеты», не является ежедневным изданием, дата выхода которой всегда совпадает с датой, когда опубликованный в ней закон реально доходит до адресатов.
Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ был опубликован в журнале «Собрание законодательства Российской Федерации» 3 июля 2006 года (N 27, статья 2878), а в «Российской газете» — 7 июля 2006 года (N 146).

В этой связи, по нашему мнению, датой публикации (т.е. фактического доведения содержания закона до адресатов) следует считать дату его опубликования в «Российской газете», т.е. 7 июля 2006 года, а датой вступления в силу — 6 октября 2006 года.

Если отменен, что вместо него введено

Наталья

Вместо него были внесены изменения в трудовой кодекс статьей 1 Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *