Закрыть обособленное подразделение

Закрытие обособленного подразделения — ответственный момент в рабочей жизни бухгалтера, с которым связано много вопросов, задач и проблем. Одна из них — как правильно заполнить декларацию по налогу на прибыль организаций, чтобы не возникло разногласий с налоговой инспекцией ни по месту нахождения головного офиса организации, ни по месту нахождения закрытого подразделения. Поскольку в законодательстве не все моменты очевидны, бухгалтеры часто путаются с последовательностью действий и заполнением отчетной формы в данной ситуации. Рассмотрим подробно порядок заполнения декларации при закрытии обособленного подразделения и приведем пример ее построчного заполнения.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ (далее — Декларация и Порядок соответственно).

Общие правила

Согласно п. 1.4 Порядка организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения Декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст. 289 НК РФ) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта РФ, при уплате налога на прибыль в соответствии со вторым абзацем п. 2 ст. 288 НК РФ (далее — группа обособленных подразделений).

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (приложение № 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения.

В соответствии с п. 2.8 Порядка в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уточненные Декларации по указанному обособленному подразделению, а также Декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения организации, а по организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, — в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «223», а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения.

В Разделе 1 указанных выше Деклараций код ОКТМО муниципального образования, на территории которого находилось закрытое обособленное подразделение, указывается с учетом положений п. 4.1 Порядка.

Таким образом, при снятии с учета ликвидированного обособленного подразделения до истечения срока представления декларации за отчетный (налоговый) период декларация подается по месту нахождения и учета организации (ее головного офиса) с кодом 223.

Авансовые платежи по закрытому подразделению

УФНС России в письме от 12.07.2010 № 16-15/073317 указало, что в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения не производится.

Учитывая, что декларации по налогу на прибыль составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая распределению, определяется без учета налоговой базы закрытого обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в декларации за отчетный период, предшествующий кварталу (месяцу), в котором оно было закрыто.

А в письме от 24.02.2009 № 03-03-06/1/82 Минфин России разъяснил, что если обособленное подразделение закрыто после наступления одного или двух сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей на квартал, в котором это обособленное подразделение закрыто, то в уточненных налоговых декларациях по ликвидированному обособленному подразделению могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи только по ненаступившим срокам уплаты и одновременно увеличены на эти же суммы платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений.

Таким образом, по закрытому обособленному подразделению уплачиваются авансовые платежи до момента закрытия такого подразделения, все последующие платежи осуществляются по месту нахождения головной организации.

Например, в случае закрытия обособленного подразделения 13 августа 2015 г. организации необходимо подать уточненную налоговую декларацию за полугодие 2015 г. и скорректировать авансовые платежи за август и сентябрь 2015 г.

Нужно ли определять долю прибыли зарытого подразделения

Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли определять долю прибыли по закрытому обособленному подразделению за отчетный (налоговый) период после закрытия самого обособленного подразделения?

Разберемся с этим вопросом.

В соответствии со ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения. Эта доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

ФНС России в письме от 16.12.2005 № 02-4-12/93@ пришла к выводу, что для распределения налоговой базы между организацией и ее обособленными подразделениями исчисление удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества производится без учета указанных показателей по ликвидированному обособленному подразделению.

Минфин России в письме от 16.12.2011 № 03-05-05-01/97 указал, что средняя стоимость имущества для целей налогообложения определяется исходя из остаточной стоимости имущества на начало первого дня каждого месяца отчетного периода (то есть 00.00 часов). Следовательно, если приобретенные основные средства отражены в бухгалтерском учете в составе основных средств 1 марта текущего года, их остаточная стоимость включается в расчет при исчислении средней стоимости имущества за I квартал по состоянию на 1 апреля текущего года.

УФНС России по г. Москве в письме от 25.12.2006 № 20-12/114976 указало, что «при ликвидации одного из обособленных подразделений организации в III квартале 2006 г. суммы исчисленных авансовых платежей на IV квартал 2006 г. распределяются для уплаты в соответствующие бюджеты субъектов РФ по месту нахождения организации и ее действующих обособленных подразделений.

При распределении налоговой базы между организацией и ее действующими обособленными подразделениями исчисление удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества производится без учета указанных показателей по ликвидированному обособленному подразделению.

Таким образом, определять долю прибыли по закрытому обособленному подразделению за тот отчетный период, в котором оно закрыто, уже не нужно. Для закрытого подразделения останутся данные, рассчитанные за предыдущий отчетный период.

Например, если обособленное подразделение закрыто 13 августа 2015 г., в декларации по налогу на прибыль за девять месяцев определять долю закрытого обособленного подразделения не нужно, для него останутся данные, рассчитанные в декларации за полугодие 2015 г.

Заполняем Приложение № 5 к Листу 02

Приложение № 5 к Листу 02 декларации заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде, или группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. Количество расчетов зависит от количества обособленных подразделений или их групп (п. 10.1 Порядка).

В соответствии с п. 10.2 Порядка при закрытии обособленных подразделений (группы обособленных подразделений) в течение налогового периода в декларациях за следующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 031 указывается налоговая база в целом по организации без учета налоговой базы, приходящейся на закрытые подразделения. Разность между показателями строк 030 и 031 должна соответствовать сумме показателей по строкам 050 приложений № 5 к Листу 02 Декларации с кодом «3» по реквизиту «Расчет составлен» по закрытым обособленным подразделениям.

По строке 040 указывается доля налоговой базы по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению или группе обособленных подразделений, определяемая в порядке, установленном ст. 288 и 311 НК РФ.

Данные строки 050 определяются путем умножения показателя строки 030 (или строки 031 при наличии у организации закрытых обособленных подразделений) на данные строки 040.

Если показатель по строке 120 Листа 02 равен нулю, то, соответственно, по строкам 030 и 050 приложения № 5 к Листу 02 также указывается ноль («0»).

По строке 060 приложений № 5 указываются налоговые ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в которых расположены организация и ее обособленные подразделения (п. 10.3 Порядка).

Показатели строки 070 определяются путем умножения данных строки 050 на строку 060. Сумма строк 070 приложений № 5 по организации без входящих в нее обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению (группе обособленных подразделений) переносится в строку 200 Листа 02 (п. 10.2—10.4 Порядка).

Согласно п. 10.5 Порядка по строке 080 по организации без входящих в нее обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению (группе обособленных подразделений) указываются суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. Начисленными суммами в течение отчетного (налогового) периода для организации, уплачивающей ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими расчетами в декларациях за соответствующий отчетный период, является сумма исчисленных авансовых платежей согласно декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода (строка 070 приложения № 5 к Листу 02) и сумма ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате не позднее 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода (строка 120 приложения № 5 к Листу 02).

Сумма строк 080 приложений № 5 к Листу 02 Декларации должна быть равна сумме, отраженной по строке 230 Листа 02.

Согласно п. 10.7 Порядка строки 100 приложений № 5 к Листу 02 декларации заполняются, если показатели строк 070 превышают, соответственно, суммы показателей строк 080, 090. Сумма налога на прибыль, подлежащая к доплате (строка 100), определяется в виде разницы строк 070, 080 и 090.

Если показатель строк 070 меньше суммы показателей строк 080, 090, то суммы налога на прибыль, подлежащие к уменьшению (строки 110), определяются в виде разницы суммы строк 080 и 090 со строкой 070.

По строке 120 приложений № 5 к Листу 02 декларации отражаются ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет субъекта РФ в квартале, следующем за отчетным периодом (п. 10.8 Порядка). Сумма ежемесячного авансового платежа в целом по организации (строка 310 Листа 02) распределяется между организацией без обособленных подразделений и каждым действующим обособленным подразделением (группе обособленных подразделений) исходя из долей налоговой базы (%), приведенных по строке 040 приложений № 5 к Листу 02 декларации (суммы ежемесячных авансовых платежей на II, III и IV кварталы соответственно, исходя из долей налоговой базы за I квартал, полугодие, девять месяцев текущего налогового периода). Следовательно показатель строки 120 определяется как показатель строки 310 Листа 02, умноженный на показатель строки 040 приложения № 5 к Листу 02 и деленный на 100.

Практическая ситуация

Теперь, разобравшись с основными моментами, рассмотрим порядок заполнения строк приложения № 5 к Листу 02 на конкретном примере.

Исходные данные

Обособленное подразделение закрыто 13 августа 2015 г.

Данные за полугодие 2015 г. приведены в таблице.

Таблица. Показатели организации за полугодие 2015 г.

Показатель

Значение

Налоговая база в целом по организации

150 000 руб.

Доля головного офиса организации

58,37%

Доля обособленного подразделения

41,63%

Ставка налога на прибыль в субъекте РФ по месту нахождения головного подразделения и по месту нахождения обособленного подразделения

18%

Сумма начисленного налога за I квартал 2015 г. (строка 080 приложения № 5 к листу 02):

— по головному офису организации

— по обособленному подразделению

10 510 руб.

7610 руб.

Сумма, ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за отчетным текущем периодом в бюджет субъекта РФ (строка 310 Листа 02 за полугодие
2015 г.) 8880 руб.

Заполнение первичной декларации за полугодие

Для наглядности изменений приведем сначала порядок заполнения Приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. по головному офису организации и обособленному подразделению без учета закрытия обособленного подразделения. А затем — порядок заполнения с учетом закрытого обособленного подразделения.

Приложение № 5 к Листу 02 по обособленному подразделению (первичная):

Строка 030 — 150 000 руб.

Строка 031 — не заполняется.

Строка 040 — 41,63%.

Строка 050 — 62 445 руб. (150 000 руб. х 41,63%).

Строка 060 — 18%.

Строка 070 — 11 240 руб. (62 445 руб. х 18%);

Строка 080 — 7610 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г. + строка 120 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г.).

Строка 100 — 3630 руб. (стр. 070 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. — строка 080 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г.).

Строка 120 — 3697 руб. (строка 310 Листа 02 за полугодие 2015 г. х строка 040 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. : 100)
(8880 руб. х 41,63 : 100)

Остальные строки не заполняются.

Приложение № 5 к Листу 02 по головному офису организации (первичная):

Строка 030 — 150 000 руб.

Строка 031 — не заполняется.

Строка 040 — 58,37%.

Строка 050 — 87 555 руб. (150 000 руб. х 58,37%)

Строка 060 — 18%.

Строка 070 — 15 760 руб. (87 555 руб. х 18%);

Строка 080 — 10 510 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г. + строка 120 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г.).

Строка 100 — 5250 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. — строка 080 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015).

Остальные строки не заполняются.

Заполнение уточненной декларации за полугодие

Итак, обособленное подразделение закрыто 13 августа 2015 г. Возникает необходимости подачи уточненной налоговой декларации за полугодие 2015 г. с целью корректировки авансовых платежей за август и сентябрь 2015 г.

При заполнении уточненной декларации за полугодие 2015 г. изменению подвергнется только строка 120.

По обособленному подразделению в строке 120 приложения № 5 к Листу 02 общая сумму ежемесячных авансовых платежей составила 3 747 руб., следовательно, ежемесячно организация должна перечислять 1249 руб.

В уточненной налоговой декларации по обособленному подразделению следует оставить один ежемесячных платеж по строке 120.

Приложение № 5 к Листу 02 по обособленному подразделению (уточненная):

Строка 030 — 150 000 руб.

Строка 031 — не заполняется.

Строка 040 — 41,63%.

Строка 050 — 62 445 (150 000 х 41,63%).

Строка 060 — 18%.

Строка 070 — 11 240 руб. (62 445 руб. х 18%).

Строка 080 — 7610 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г. + строка 120 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г.).

Строка 100 — 3630 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. — строка 080 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г.).

Строка 120 — 1232 руб. (3697 руб. : 3 мес.).

Остальные строки не заполняются.

Приложение № 5 к Листу 02 по головному офису организации (уточненная):

Строка 030 — 150 000 руб.

Строка 031 — не заполняется.

Строка 040 — 58,37%.

Строка 050 — 87 555 руб. (150 000 руб. х 58,37%).

Строка 060 — 18%.

Строка 070 — 15 760 руб. (87 555 руб. х 18%).

Строка 080 — 10 510 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г. + строка 120 приложения № 5 к Листу 02 за I квартал 2015 г.)

Строка 100 — 5250 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. — строка 080 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г.).

Строка 120 — 7648 руб. (5183 руб. + (3697 руб. – 1232 руб.).

Остальные строки не заполняются.

Заполнение декларации за 9 месяцев

Дополним пример условием, что налоговая база по налогу за девять месяцев 2015 г. составила 200 000 руб.

Таким образом, в приложении № 5 к Листу 02 по закрытому обособленному подразделению следует заполнить строки в следующем порядке:

Строка 030 — 200 000 руб.

Строка 031 — 137 555 руб. (200 000 руб. – 62 445 руб.) (налоговая база за девять месяцев 2015 г. – строка 050 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. по обособленному подразделению).

Строка 040 — 41,63% (доля налоговой базы по обособленному подразделению не пересчитывается и переносится из строки 040 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. по обособленному подразделению).

Строка 050 — 62 445 руб. (строка 030 – строка 031).

Строка 060 — 18%.

Строка 070 — 11 240 руб. (равна строке 070 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. по обособленному подразделению).

Строка 080 — 12 472 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. по обособленному подразделению + строка 120
Приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. по обособленному подразделению) (11 240 руб. + 1232 руб.).

Строка 110 — 1232 руб. (стр. 080 приложения № 5 к Листу 02 за девять месяцев 2015 по обособленному подразделению – строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за девять месяцев 2015 г. по обособленному подразделению).

Остальные строки не заполняются.

Строки в приложении № 5 к Листу 02 по головному офису организации следует заполнить в следующем порядке:

Строка 030 — 200 000 руб.

Строка 031 — 137 555 руб. (200 000 руб. – 62 445 руб.) (налоговая база за девять месяцев 2015 г. – строка 050 Приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. по ОП).

Строка 040 — 100% (за девять месяцев 2015 г. доля налоговой базы для головного офиса организации будет 100%; в силу того, что обособленное подразделение уже закрыто).

Строка 050 — 137 555 руб. (соответствует строке 031 Приложения № 5 к Листу 02 за девять месяцев 2015 г. для головного офиса организации).

Строка 060 — 18%.

Строка 070 — 24 760 руб. = 137 555 руб. х 18% (строка 050 приложения № 5 к Листу 02 за 9 месяцев 2015 г. для головного офиса организации х строка 060 приложения № 5 к Листу 02 за девять месяцев 2015 г. для головного офиса организации).

Строка 080 — 23 408 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. для головного офиса организации + строка 120 приложения № 5 к Листу 02 за полугодие 2015 г. для головного офиса организации) (15 760 руб. + 7648 руб.)

Строка 100 — 1352 руб. (строка 070 приложения № 5 к Листу 02 за девять месяцев 2015 г. для головного офиса организации –
строка 080 приложения № 5 к Листу 02 девять месяцев 2015 г. для головного офиса организации).

Остальные строки не заполняются.

Шаг 1: Определение обособленного подразделения

Обособленные подразделения (далее по тексту ОП) это любые подразделения фирмы, которые находятся не по юридическому адресу компании и соответствуют следующим требованиям:

  • срок их действия более 1 месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Шаг 2: сроки и место регистрации ОП в налоговой инспекции

С момента осуществления деятельности ОП для его регистрации в налоговой инспекции дается срок 30 календарных дней. День принятия работника в обособленное подразделение на стационарное рабочее место — это день отчета регистрации ОП.

Штрафы за нарушение сроков:

  • 10 000 рублей за просрочку;
  • 40 000 рублей и более — за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную ответственность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Регистрация ОП осуществляется в органе ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Все компании должны зарегистрироваться во всех инспекциях, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы в инспекцию по адресу нахождения ОП.

Шаг 3: Документы, необходимые для регистрации ОП в ИФНС

  • Форма заявления С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.; Данная форма заявления подается лично генеральным директором при наличии паспорта или доверенным лицом, по нотариальной доверенности; Госпошлины за регистрацию ОП нет.

Шаг 4: Документы, необходимые для регистрации ОП в ПФР и ФСС

В месячный срок, если для отделения открывается собственный расчетный счет и открывается отдельный баланс, регистрируется ОП в местном пенсионном фонде и фонде социального страхования (в месте нахождения ОП).

В этом случае необходимо подать следующие документы:

  • заявление в произвольной форме;
  • нотариально заверенные копии свидетельства о госрегистрации юрлица и его постановке на учет во внебюджетные фонды;
  • приказ о создании удаленного подразделения.
  • письмо об открытии счета.

Шаг 5: Определение реквизитов по уплате страховых взносов по ОП и сдаче отчетности

В том случае, если ОП имеет отдельный расчетный счет, отдельный баланс, а также стационарные рабочие места, то в этом случае страховые взносы и местные налоги (транспортный налог, налог на имущество, ндфл) платятся по реквизитам местного бюджета, а также сдача отчетности осуществляется в местные фонды.

Решение о создании подразделения

Юридическая часть создания обособленного подразделения начинается с того, что руководитель организации (а в случае с филиалами и представительствами — общее собрание или единоличный участник) принимает соответствующее решение. В решении обычно указывается место расположения подразделения, цели его создания, полномочия, которыми предполагается его наделить, а также решаются процедурные вопросы: кто, как, в какие сроки будет заниматься созданием подразделения (поиском помещения, наймом сотрудников и т.п.).

Подготовить решение о создании подразделения на основе готового шаблона

Это решение дает старт достаточно большой юридической работе. Так, предстоит разработать поправки в штатное расписание компании, учитывающие появление обособленного подразделения. Тут нужно учитывать, что законодательство не предусматривает возможности утверждения отдельного штатного расписания для обособленного подразделения. Одновременно утвержденная унифицированная форма № Т-3 (Штатное расписание) предполагает указание в отношении каждой должности ее места в структуре организации (графы 1 и 2). Это со всей очевидностью означает, что организация, создающая обособленное подразделение, должна будет внести соответствующие коррективы в штатное расписание, отразив в нем должности, относящиеся к подразделению.

Бесплатно оформить и распечатать приказ по форме № Т‑3 в веб‑сервисе

Кассовые операции в подразделении

Еще один важный момент, который стоит решить еще на подготовительной стадии — оформление документов по кассовым операциям. Понятно, что заниматься этим необходимо, если в подразделении будут проводиться операции с наличными.

Первым делом нужно будет установить лимиты остатка в кассе. Тем подразделениям, которые сами сдают излишек своих наличных в банк, лимит рассчитывается отдельно по тем же правилам, что и лимит для самой организации. Остальным же нужно выделить часть из своего лимита (п. 2 Указания Банка России от 11.03.14 № 3210-У). И в том, и в другом случае лимит утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Причем, храниться этот документ должен непосредственно в подразделении, на что прямо указано в пункте 2 Указания № 3210-У.

Обратите внимание: о документальном оформлении лимита нужно позаботиться и малым предприятиям, которые вправе хранить наличные без лимита. В этом случае копию приказа о том, что организация пользуется своим правом, предоставленным последним абзацем п. 2 Указания № 3210-У, нужно также иметь в каждом подразделении.

Далее предстоит позаботиться о «кассовом» наборе: кассовой книге, кассире, ПКО и РКО и т.д. Ведь кассир головной организации не сможет подписывать кассовые ордера, оформляемые подразделением, т.к. кассовый ордер на любую операцию с наличными должен быть подписан совершающим эту операцию кассиром непосредственно при получении либо при выдаче наличных (п. 5.1. Указания № 3210-У). Соответственно, должность кассира подразделения нужно сразу предусмотреть в штатном расписании.

Но это вовсе не значит, что на эту должность обязательно нужно принимать отдельного работника. Эту функцию вполне можно поручить и существующему сотруднику в порядке совмещения (ст. 60.2 ТК РФ). К примеру, в небольшом магазине работу кассира может выполнять и продавец (не забудьте при этом помимо соглашения о совмещении, заключить с ним договор о полной материальной ответственности и под роспись ознакомить с должностной инструкцией кассира; подробнее см. ст. 244 ТК РФ).

Как уже отмечалось, подразделение должно вести свою кассовую книгу. При этом подразделение должно передавать в организацию отрывные листы кассовой книги (если книга заполняется от руки) или распечатанные и подписанные вторые экземпляры листов (если кассовая книга заполняется на компьютере). Таково требование п. 4.6 Указания № 3210-У. При этом периодичность, сроки и порядок передачи должен установить директор организации. Кроме того, директор должен уполномочить на подписание кассовой книги кого-нибудь из работников подразделения (п. 4 Указания № 3210-У).

Еще один вариант — вести кассовую книгу в электронном виде с подписанием ее электронной подписью (п. 4.7 Указания № 3210-У). В этом случае кассира подразделения нужно обеспечить личной электронной подписью (также ЭЦП должны быть у главбуха и директора головной организации).

Вести кассовую книгу в электронном виде и подписывать ее электронной подписью

Если наличный оборот планируется не только внутри подразделения, но и между ним и головной организацией, то нужно заблаговременно утвердить порядок выдачи наличных из кассы одного подразделения и их приема в кассе другого подразделения. Также потребуется оформить приказом либо доверенностью полномочия работника, который будет фактически перевозить деньги из одной кассы организации в другую. С ним нужно заключить договор о полной материальной ответственности.

Попутно заметим, что законодательство никак не ограничивает возможности передачи наличных не только из организации в подразделение, но и в обратную сторону. Передавать можно любые суммы. Ограничение в 100 тыс. рублей, установленное ЦБ РФ (Указание от 07.10.13 № 3073-У), в описанном случае не применяется, т. к. в этом случае деньги передаются внутри одной организации, и расчетов с другими юрлицами или ИП (т.е. участниками расчета в терминах Указания № 3073-У) нет.

Наконец, тому работнику подразделения, который будет принимать решения о расходовании денег из кассы, директор организации может передать полномочия по подписанию за себя письменных распоряжений на выдачу наличных, которые являются основанием для оформления РКО без подписи руководителя, либо непосредственно РКО, а также заявлений на выдачу денег под отчет. Для этого оформляется доверенность на работника либо соответствующий приказ. Но и в том, и в другом случае данные обязанности нужно зафиксировать в должностной инструкции или трудовом договоре с работником. Дополнительно в таком же порядке можно передать полномочия по утверждению авансовых отчетов (п. 6.3 Указания № 3210-У).

Банковский счет и оформление руководителя

Помимо всего перечисленного может потребоваться разработка внутренних документов, устанавливающих статус подразделения (так называемые положения об обособленном подразделении). В частности, такой документ понадобится, если планируется открыть подразделению отдельный банковский счет (пп. «б» п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.14 № 153-И). Также не стоит пренебрегать детализацией и закреплением в локальных актах организации полномочий должностных лиц подразделения — руководителя, его заместителей и т.д.

Полномочия руководителя подразделения помимо положения о подразделении, должностной инструкции и прочих внутренних документов, могут подтверждаться также доверенностью (письмо ВАС РФ от 02.11.94 № С1-7/ОП-742). Причем, доверенность нужно оформлять от имени юридического лица на имя руководителя подразделения как физического лица, а не на подразделение, та как последнее субъектом гражданского права не является (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Когда подразделение считается созданным

Как видим, одна только юридическая подготовка к открытию подразделения может занять немало времени. А ведь надо еще найти и оборудовать помещение, подобрать персонал и т.д. В какой же момент можно говорить о том, что подразделение создано?

К сожалению, ни Налоговый, ни Гражданский кодекс прямого ответа на этот вопрос не дают. Формулировки ст. 55 ГК РФ, где приводятся определения филиала и представительства юрлица, позволяют сделать вывод, что таковые признаются созданными с того момента, как они начинают выполнять соответствующие функции (в т. ч. представлять интересы компании и осуществлять их защиту). То есть речь идет о реально действующем подразделении, а не о созданном только «на бумаге».

Несколько сложнее обстоит ситуация с иными обособленными подразделениями. Гражданский кодекс эту ситуацию вообще никак не регулирует. Налоговый же кодекс, приводя признаки обособленного подразделения, оперирует понятием — создание стационарного рабочего места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Поскольку собственного определения термину «рабочее место» НК РФ не содержит, то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ данный термин применяется в том значении, в котором он используется в трудовом законодательстве. Согласно ст. 209 ТК РФ, рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, формально для целей НК РФ определяющим является не фактическое наличие сотрудников, а создание стационарных рабочих мест. То есть мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Соответственно, если по месту нахождения помещения, расположенного по адресу, отличному от адреса самой организации, организованы стационарные рабочие места (к примеру, установлена ККТ), то, исходя из положений ст. 11 НК РФ, у организации по этому адресу возникает обособленное подразделение вне зависимости от фактического нахождения работников на данных рабочих местах.

В то же время стоит принять во внимание позицию Минфина России. Там считают, что обособленное подразделение для целей НК РФ нельзя считать образованным, если организация не начала вести деятельность по месту нахождения этого подразделения, т.е. пока хотя бы один сотрудник реально не приступил к выполнению в нем своих трудовых обязанностей. При этом форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения (см. письма Минфина России от 05.05.17 № 03-02-07/1/27605 и от 19.02.16 № 03-02-07/1/9377).

Будем исходить из того, что в отношении простого обособленного подразделения действуют те же правила, что и для филиала с представительством. То есть простое ОП признается созданным только с того момента, когда организация фактически начала осуществлять через него деятельность. Во избежание спорных моментов лучше зафиксировать дату открытия подразделения во внутреннем документе. Например, издать приказ о начале работы через соответствующее подразделение, четко указав в нем дату. Этот совет актуален и для филиалов с представительствами.

Когда и как уведомлять ИФНС

Следующий шаг — уведомление налоговиков о факте создания подразделения. Подробно останавливаться на этом моменте мы не будем. Напомним лишь, что порядок уведомления напрямую зависит от статуса созданного подразделения. Так, информация о филиалах и представительствах подается через внесение изменений в ЕГРЮЛ. То есть подается заявление по форме Р14001 (см. письмо ФНС России от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@).

Подготовить в веб-сервисе пакет документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ

Дальнейшая постановка на налоговый учет осуществляется налоговиками самостоятельно на основании этих данных (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Обычные же подразделения регистрируются на основании сообщения по форме № С-09-3-1. Обратите внимание: если компания в одном муниципальном образовании или городах федерального значения создает несколько обособленных подразделений, которые располагаются на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка всех подразделений на учет может проводиться только один раз. В этом случае в ИФНС подаются два документа: уже упоминавшееся сообщение по форме № С-09-3-1 и уведомление по форме № 1-6-Учет (утв. приказом ФНС России от 11.08.11 № ЯК-7-6/488@). Но тут есть важный нюанс, который нельзя не учитывать: указанное выше правило о выборе инспекции не работает, если компания в том же муниципальном образовании (городе федерального значения) открывает только одно подразделение, расположенное на территории, подведомственной другой инспекции (письмо Минфина России от 15.04.11 № 03-02-07/1-126).

Дополнительные обязанности по уведомлению налоговиков возникают у компании в том случае, если она передает новому подразделению полномочия, связанные с начислением и выплатой заработной платы работникам. Тогда в течение месяца со дня передачи указанных полномочий нужно будет подать в ИФНС, в которой состоит на учете сама организация, сообщение по форме, утв. приказом ФНС России от 10.01.17 № ММВ-7-14/4@ (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Подать через интернет сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам Подать бесплатно

Нужно ли уведомлять фонды?

Что касается уведомления фондов, то эту функцию законодатель возложил на налоговые органы. Именно они после получения от организации указанного уведомления должны передать эту информацию в территориальные отделения ФСС и ПФР по месту его нахождения подразделения. Однако это уведомление не равнозначно постановке на учет.

Так, и ПФР, и ФСС осуществляют постановку на учет только тех подразделений, которым открыт самостоятельный расчетный счет. Причем, ПФР это сделает без участия организации на основании уведомления налоговиков (пп. 3 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании).

Для регистрации в ФСС по месту нахождения подразделения организация должна совершить следующие действия. В течение 30 календарных дней с момента создания ОП надо подать заявление о регистрации с приложением справки (или ее копии) из банка об открытии подразделению счета и документа, подтверждающего, что подразделение наделено полномочиями по начислению выплат физическим лицам (пп. 2 п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ, а также пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Обратите внимание еще на один факт. Если зарегистрированное в ФСС подразделение будет осуществлять тот вид деятельности, который не является основным для компании в целом, нужно будет отдельно, каждый год подтверждать основной вид деятельности для целей расчета страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по месту нахождения такого подразделения (п. 7, 8, 10 и 11 порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.06 № 55).

Корпоративные документы

Решение о прекращении деятельности компании через обособленное подразделение, которое не является представительством или филиалом, обычно принимается руководителем компании единолично (если, конечно, уставом для этого не предусмотрена другая процедура). То есть в большинстве случаев достаточно простого приказа или распоряжения директора, где указывается на необходимость ликвидации подразделения, устанавливаются сроки и назначаются ответственные лица по решению всех вопросов, возникающих при ликвидации.

Подготовить документ о ликвидации подразделения на основе готового шаблона

Обратите внимание, что этот документ еще вовсе не означает, что подразделение ликвидировано. Это лишь начало пути, о котором мы подробно поговорим чуть ниже.

А вот если нужно закрыть филиал или представительство ООО, то такое решение потребует внутрикорпоративных процедур. Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» решение о создании филиала или представительства принимается общим собранием участников. Поэтому, если в уставе прямо не установлено иное, решение о закрытии подобного подразделения тоже лучше провести через общее собрание, чтобы избежать проблем с регистрацией изменений в ЕГРЮЛ.

Тут надо помнить, что ликвидация филиала или представительства означает необходимость подать документы на внесение изменений в ЕГРЮЛ, т.к. информация о представительствах и филиалах подлежит обязательному указанию в этом реестре (ст. 55 ГК РФ). И здесь организацию поджидает организационный подвох. Понятно, что если информация о закрываемом подразделении была указана в уставе, то потребуется менять и его. Соответственно, нужно будет произвести регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, на основании заявления по форме Р13001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@) с приложением квитанции об уплате государственной пошлины (пп. «г» п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ). В результате данные о закрытом подразделении будут исключены и из устава, и из ЕГРЮЛ.

Подготовить в веб-сервисе пакет документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ

Однако, согласно новой редакции ст. 55 ГК РФ, сведения о филиале или представительстве вовсе не обязательно отражать в уставе. А значит, для исключения сведений об этих подразделениях из ЕГРЮЛ достаточно подать заявление по форме Р14001, и уплата государственной пошлины не требуется (п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ). При этом сама форма Р14001 (Лист О) до настоящего времени не приведена в соответствие с положениями ГК РФ. Поэтому для внесения изменений в ЕГРЮЛ при закрытии филиала подается заявление по форме Р13001. Это касается и той ситуации, когда данные о филиале в учредительных документах не указаны. Как следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@, в описанной ситуации требуется уплатить госпошлину.

Как ликвидировать рабочие места

Однако вернемся к «обычным» подразделениям. На первый взгляд, тут все просто: об этом факте нужно известить налоговый орган. Как сказано в пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ, сделать это нужно в течение трех рабочих дней. Отсчет этих дней ведется со дня прекращения деятельности через подразделение. Но как мы помним, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Сказанное позволяет сделать следующий вывод. Решающее значение в рассматриваемой ситуации имеет не дата решения руководителя о ликвидации подразделения, а момент ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения. Так что, прежде чем уведомлять налоговиков, необходимо осуществить организационные действия, связанные с ликвидацией стационарных рабочих мест и переводом (или увольнением) сотрудников, работающих в обособленном подразделении. Процедура эта сложная и долгая.

Как следует из п. 4 ст. 81 ТК РФ, при прекращении деятельности любого обособленного структурного подразделения организации (в том числе филиала или представительства) значение имеет место расположения этого подразделения. Если подразделение располагалось в другой местности, то работников можно уволить по тем же правилам, что и при ликвидации организации в целом. А если подразделение находилось в той же местности, то увольнять сотрудников подразделения именно по этой причине нельзя.

При этом для указанных целей, согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, под «другой местностью» нужно понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления от 17.03.04 № 2). То есть, если подразделение было расположено в том же населенном пункте (городе, поселке и т.п.), что и сама компания, то его закрытие само по себе не является основанием для увольнения персонала. И наоборот, если подразделение находилось в другом (пусть даже и близко расположенном) населенном пункте, то работодатель может уволить весь персонал закрываемого подразделения. На правилах увольнения остановимся подробнее, т.к. они довольно специфичны.

Как увольнять «иногородних»

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией «иногороднего» подразделения работники должны быть предупреждены персонально и под роспись. И сделать это нужно не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ). Соответственно, все мероприятия, связанные с закрытием такой «обособки» надо планировать как минимум с двухмесячным гандикапом. Конечно, ТК РФ допускает расторжение договора и до истечения этого срока (с письменного согласия работника и при условии выплаты допкомпенсации), но это не отменяет необходимости предупредить работников за два месяца.

Кроме того, нужно будет запланировать и финансовые мероприятия: ст. 178 ТК РФ требует выплатить увольняемым в связи с ликвидацией подразделения сотрудникам выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за ними может сохраняться средний месячный заработок на период трудоустройства (на срок до трех месяцев со дня увольнения и с зачетом выходного пособия).

В ситуации, когда того или иного работника нужно сохранить, его можно перевести в головную организацию или в другое подразделение. Такой перевод возможен как с согласия работника (в этом случае оформляется дополнительное соглашение), так и по инициативе работодателя в специальном порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ (ведь закрытие обособленного структурного подразделения — это изменение организационных условий труда). В последнем случае потребуется предложить работнику перевод в другое подразделение. Причем, сделать это нужно не менее чем за два месяца до исключения из штатного расписания сведений об обособленном подразделении.

Если работник не согласен, ему в письменной форме следует предложить другую имеющуюся работу. Причем, надо предлагать не только те вакантные должности, которые соответствуют квалификации работника, но и любые из «нижестоящих» или нижеоплачиваемых вакансий, которые работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отказе работника от такой работы (а равно, если вакантных должностей просто нет), работника придется уволить на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Правила для «внутригородских» работников

Не проще обстоят дела и с работниками закрываемого «внутригородского» подразделения. Тут начинать кадровые мероприятия нужно с детального изучения текста трудового договора каждого работника. Дело в том, что статья 57 ТК РФ требует указывать в договоре место работы. А именно — название населенного пункта. Требования указывать в трудовом договоре именно адрес работы или структурное подразделение в рамках одного населенного пункта законодательство не содержит. Таким образом, если в трудовом договоре нет указаний на работу именно в подразделении, а также в качестве места работы не указан адрес закрываемого подразделения, то для продолжения работы в головной компании или в другом подразделении, расположенном в том же городе, достаточно оформить перемещение сотрудника. Согласия работника на перемещение не требуется.

Если же договор составлен так, что в нем указано подразделение, куда принят работник, то нужно будет оформлять перевод. Здесь, как и в случае с «иногородним» подразделением, возможен перевод по соглашению сторон, либо в порядке ст. 74 ТК РФ, о котором мы рассказали выше.

А как быть, если работников закрываемого подразделения невозможно трудоустроить в головной организации или в другом подразделении? В таком случае работодатель может провести сокращение штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; см. «Сокращаем численность или штат работников: пошаговая инструкция»). Здесь придется выполнить следующие условия, установленные ТК РФ: предупредить за два месяца (ч. 2 ст. 180 ТК РФ), соблюсти преимущественное право на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ), предложить другую работу (ч. 1 ст. 180 ТК РФ), выплатить выходное пособие с сохранением среднего заработка на период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ) и уведомить службу занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 о занятости населения).

Приказ о прекращении деятельности подразделения

Как видим, процедура ликвидации рабочих мест (особенно, если она сопровождается увольнениями) длится довольно долго. Поэтому мы рекомендуем издать отдельный внутренний распорядительный документ о завершении действий по ликвидации стационарных рабочих мест. Это может быть приказ о прекращении деятельности подразделения с указанием в нем даты, с которой в подразделении не будет стационарных рабочих мест. Наличие такого приказа особенно важно, если указанная дата не совпадает с датой прекращения договора аренды помещения, в котором располагалось подразделение.

Другими словами, для налоговых целей подразделение может считаться ликвидированным даже при наличии действующего договора аренды на соответствующее помещение. Именно поэтому факт «налоговой ликвидации» лучше зафиксировать отдельным приказом. И уже в течение трех рабочих дней с этой даты уведомить налоговый орган по месту нахождения головной организации о ликвидации подразделения, представив уведомление по форме № С-09-3-2. А за день до этого в налоговый орган по месту нахождения подразделения рекомендуется представить расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в отношении сотрудников закрываемого подразделения за период с начала года до даты закрытия подразделения (письма ФНС России от 02.03.2016 № БС-4-11/3460@ и от 28.03.2011 № КЕ-4-3/4817).

Бесплатно заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Фонды уведомлять не надо

В заключение скажем несколько слов о взаимоотношениях с фондами и органами Росстата при ликвидации подразделений. Снятие с учета юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется органами ФСС самостоятельно одновременно с их снятием с учета в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 2 п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ).

Снятие с учета организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется органами ПФР самостоятельно на основании сведений из ЕГРЮЛ, предоставляемых налоговыми органами (пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).

Норм, обязывающих организацию уведомить о закрытии (ликвидации) подразделений (в т. ч. филиала или представительства) органы Росстата, законодательство также не содержит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *