Занятость несовершеннолетних

Обновление: 17 марта 2017 г.

Действующим трудовым законодательством предусмотрены некоторые особенности и ограничения при трудоустройстве несовершеннолетних граждан, в том числе на временную работу в период летних каникул. Организация занятости подростков в летний период является задачей как для родителей, так и работодателей, решение которой во многом зависит от знания этих особенностей.

Прием на работу несовершеннолетних граждан

Несовершеннолетний гражданин может быть принят на работу при соответствии требованиям о достижении соответствующего возраста, наличии определенного уровня образования, отсутствии медицинских противопоказаний к занятию трудовой деятельностью, а в определенных законом случаях только при наличии письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

В статье 63 ТК РФ установлены основные требования к подросткам, желающим поработать в период каникул.

По общему правилу подростку необходимо достичь 16-летнего возраста. При этом закон допускает исключения и для 15-летних граждан и разрешает им трудоустроиться, но только на легкую работу. Подростки, достигшие 14 лет, с согласия родителей и на период каникул также могут быть приняты на работу для выполнения легкого труда без ущерба здоровью и учебе. Более юный возраст работника возможен только в случае его занятости в цирке, театральной или кинематографической деятельности.

Трудовой договор подросток заключает и подписывает самостоятельно от своего имени, за исключением юных соискателей, не достигших 14 лет, от имени которых действуют родители.

Заключая с подростком трудовой договор, работодатель не вправе устанавливать ему испытательный срок (ч. 4 ст. 70 ТК РФ), а также должен предварительно за свой счет организовать для него прохождение медосмотра (ст. 266 ТК РФ).

Документы для приема на работу несовершеннолетних

Перечень документов, которые несовершеннолетний должен представить работодателю, соответствует списку, установленному ст. 65 ТК РФ. Также необходимо будет представить несколько дополнительных документов. Среди них:

  • паспорт (или свидетельство о рождении),
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования,
  • при наличии — документы воинского учета,
  • при наличии — трудовая книжка (если это будет первое место работы, то работодатель оформит ее самостоятельно),
  • аттестат (диплом) об основном общем или среднем общем образовании или справка из школы об обучении или периоде обучения,
  • медицинская справка о состоянии здоровья,
  • если подростку 14 и менее лет, письменные согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства на прием на работу к указанному работодателю.

Оформление трудового договора с несовершеннолетним

Процедура оформления несовершеннолетних граждан такая же, как и для всех остальных категорий работников. Подростку необходимо написать на имя работодателя заявление о приеме на работу и заключить трудовой договор. Работодателем оформляется приказ о приеме на работу и вносятся сведения о выполняемой работе в трудовую книжку.

Трудовой договор должен соответствовать требованиям о сокращенном режиме работы и продолжительности смены (ст. ст. 92, 94 ТК РФ), оплате труда не ниже установленного оклада пропорционально отработанному времени (ст. 271 ТК РФ), предоставлении в любое время ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 31 дня (ст. 267 ТК РФ), запрете направления в командировки, привлечения к ночным и сверхурочным работам, а также к труду в дни отдыха (ст. 268 ТК РФ), увольнении работника по инициативе работодателя с согласия инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК РФ).

Трудовая занятость подростков:

проблемы, поиски решения

Введение

Народная мудрость гласит: «Дети — наше будущее». Но каким оно будет зависит от успешности процесса социализации. Великий педагог В.А.Сухомлинский считал, что учеба и труд играют значительную роль в становлении личности . В современных реалиях общественно-полезный труд детей и подростков как метод воспитания сведен на «нет». При этом в условиях рыночной экономики удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей одна из самых больных проблем не только для взрослого населения, но и для подростков. Стремление молодежи к независимости от старшего поколения напрямую связано с деньгами. Все вышеперечисленное заставляет задуматься об актуальности проблемы трудовой занятости подростков. Речь идет о вторичной занятости: в течение учебного года наряду с основным видом деятельности (получением образования) подростки выполняют различные виды работ за денежное вознаграждение.

Цель исследовательской работы – определение круга проблем временной занятости несовершеннолетних и поиск их решения.

В работе решаются следующие задачи:

— анализ социологической литературы по проблеме трудовой занятости подростков;

— выявление и рассмотрение причин, которые побуждают детей в возрасте от 14 лет трудоустраиваться;

— определение уровня адаптации подростков г. Радужный к требованиям современного рынка труда;

— выявление возможностей трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Объектом исследования являются несовершеннолетние учащиеся МОУ СОШ № 8

как субъекты трудовой деятельности.

Предмет исследования — трудовая занятость подростков в условиях малого города.

В своей работе попытался найти подтверждение гипотезе — трудовая занятость несовершеннолетних является важным фактором социализации.

Новизна в решении проблемы трудовой занятости подростков состоит в использовании адаптированного для местных условий мирового, общероссийского и регионального опыта исходя из результатов его сравнительного анализа.

При написании работы использованы следующие методы исследования: анализ статистических данных, анкетирование, интервьюирование.

Глава 1. Проблема трудоустройства несовершеннолетних в социологической литературе

В современной социологической литературе вопрос занятости рассматривается, главным образом, в контексте решения проблем безработицы, например, в книге В.А.Павленкова «Рынок труда. Занятость. Безработица» , в работе А.А. Никифоровой «Рынок труда: занятость и безработица» . Вторичная занятость подростков не может рассматриваться с подобных позиций, так как является дополнением к основному учебному виду деятельности. Вопросы трудоустройства несовершеннолетних подробно изложены в публикации Л.В. Кравченко, А.П.Кудря, Т.А. Никушиной «Где и как подростку найти работу?» , но данная работа имеют только просветительский характер, являясь рекомендацией.

Наибольший интерес вызывает статья В.П.Бусыгина, И.И. Харченко «Экономическое сознание и поведение школьников» , напечатанная в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» №2-2008. Ученые высшей школы рассматривают проблему занятости подростков в свете недостаточной организации работы общеобразовательных школ в данном направлении. Подобный подход не предоставляет возможности увидеть решение вопросов трудоустройства подростков в рамках приоритетных направлений молодежной политики соответствующих государственных социальных структур, а также проследить влияние вторичной занятости несовершеннолетних на формирование менталитета современной молодежи.

Анализ литературы по проблеме трудовой занятости несовершеннолетних показал, что вопрос с социологической точки зрения, в целом, недостаточно изучен. Трудоустройства подростков в условиях малых северных городов имеет ряд специфических особенностей, но данная проблема не являлась объектом исследования.

Все вышеизложенное заставляет рассмотреть проблему трудовой занятости подростков в свете ее влияния на формирования личностных качеств молодого поколения в новых рыночных реалиях в условиях малого северного города.

Глава 2. Трудовая занятость подростков: проблемы, поиски решения

2.1. Причины трудоустройства подростков

При исследовании трудовой занятости подростков в городе Радужном встал вопрос о её реальных объемах, так как официальная статистика не учитывает нелегальное устройство на работу. Данные социологического опроса показали, что уровень подростковой занятости составляет 36% от общей численности респондентов (Приложение 1), но проявляют желание совмещать работу с учебой — 73% , что свидетельствует о значимости проблемы занятости как для учащихся МОУ СОШ № 8, так, вероятно, для всех юных горожан (Приложение 2).

В ходе проведения анкетирования выяснилось:

  • на первое место среди мотивов поиска подростками работы выходит желание иметь карманные деньги, заработанные собственным трудом (29,9%);
  • стремление заработать деньги для покупки нужной вещи (22,5%);
  • получение опыта работы по будущей специальности является актуальным для 14,6% опрошенных подростков;
  • для 1,7% опрошенных подростков мотивом устройства на работу является получение денег для приобретения сигарет и спиртных напитков (Приложение 3).

Немаловажный фактор для части несовершеннолетних — трудное материальное положение в семье. Оказание помощи родителям является одним из мотивов трудоустройства для 13% респондентов. Этот факт косвенно подтверждается и мониторингом данных по трудоустройству несовершеннолетних в г. Радужный. В кризисный 2008 год в 2 раза возросло число обращений по вопросам трудоустройства в МУ ГМЦ «Вектор М». Из 100% трудоустроенных подростков 2010 году 29% находились в тяжелой жизненной ситуации.

Опрос родителей по проблеме трудовой занятости подростков показал:

  • нередко причиной конфликтов являются материальные потребности детей (44%);
  • родители одобряют трудовую занятость подростков(100%);
  • большинство опрошенных не одобряют работу подростков во время учебного года, небезосновательно опасаясь, что это ведет к переутомлению ребенка, снижению его успеваемости (64%);
  • родители считая, что работа помогает осознать «цену денег» (100%);
  • трудовая деятельность снижает возможность совершения подростками противоправных поступков (16%) (Приложение 5).

Потребность подростков работать поддерживается родителями. При этом, если для несовершеннолетней молодежи наиболее значимой является финансовая сторона вопроса — получение собственного дохода, то для родителей – воспитательный аспект, Расходуя заработанные собственным трудом деньги, ребенок учится разумно их тратить. Нереализованное желание законным путем заработать деньги может послужить мотивом к совершению противоправных действий со стороны несовершеннолетних, склонных к негативному девиантному поведению.

2.2. Подросток на рынке труда

Изъявляя желание работать, подросток должен понимать, что он выступает в качестве своеобразного товара на рынке труда. Покупатель, в данном случае, работодатель, должен ценить этот товар. Основная задача любого работника — найти на рынке потребителя своего труда.

Мировой опыт показывает, что достаточно востребованным является неквалифицированный труд молодежи. Многие подростки используют свое свободное время, подрабатывая в магазинах, работая в гаражах, разнося газеты, работая в саду, занимаясь дизайном помещений и мойкой машин для людей, живущих по соседству .

В крупных российских городах России при сравнительно высоком уровне жизни населения обслуживающий труд подростков достаточно востребован. Там же большим спросом пользуется труд несовершеннолетних в сфере частного бизнеса. Московскими работодателями подросткам предлагается работа в должности подсобного рабочего, курьера, официанта, уборщика, фасовщика, упаковщика, грузчика, мойщика машин. Встречаются вакансии оператора ПК, секретаря.

В городе Радужном часть подростков работает в сфере частного бизнеса. Из числа опрошенных учащихся МОУ СОШ №8 38% при устройстве не заполняли трудовой договор, выполняя работу на устной договоренности с частным предпринимателем. Подростки работают грузчиками в магазинах, выполняют покрасочные работы, расклеивают объявления.

Желающий работать подросток должен осознавать, чем ценен его труд, что он может предложить работодателю? При ответе на этот вопрос учащиеся МОУ СОШ №8 отметили:

  • умение набирать текст на компьютере,
  • владение иностранным языком, опыт работы с техникой,
  • интерес к фото — и видеосъемке,
  • достижения в спортивной и творческой деятельности.

При этом учащиеся старшего звена более уверены в компьютерной грамотности, чем 14-15-летние подростки. (Приложение 6,7). Но владение некоторыми навыками не означает обладание достаточной квалификацией и способностью самостоятельно выполнить порученную работу.

Незнание ценности своего труда и реалий оплаты труда ведет к тому, что при незначительном опыте работы и невысоком уровне знаний и навыков несовершеннолетняя молодежь стремятся получить высокую заработную плату. Удовлетворены полученным доходом 47% респондентов, не довольны — 53% опрошенных.

Несовершеннолетние испытывают значительные трудности в поиске работы. Школьники называют следующие источники получения информации по вопросам трудоустройства (Приложение 8):

В крупных городах России, например в Санкт-Петербурге, Тюмени, вопросы занятости подростков освещены на сайтах центров занятости . Подобная информация в интернете по г. Радужный предоставлена в недостаточном объеме .

В целом, положения несовершеннолетних на рынке труда достаточно проблематично. Претензии подростка в сфере трудоустройства зачастую не совпадают с реальными возможностями. Отсутствие специальности, квалификации, жизненного опыта, «трудная» психология подростка – всё это создает дополнительные сложности.

Уровень доходов многих горожан не способствует росту спроса на обслуживающие виды труда со стороны подростков, им следует проявлять большую активность в поиске работы, предлагая свои услуги через доску объявлений, средства СМИ, знакомых.

Подросток учится адекватно оценивать свои возможности при поиске работы и в процессе трудовой деятельности. Несовершеннолетний гражданин вступает в новые для него общественные отношения – трудовые, которые дисциплинируют подростка, способствуют формированию чувства ответственности, инициативности, активности.

В поисках работы неустойчивая психика подростка сталкивается с первыми взрослыми трудностями, это способствует формированию социальной апатии, неуверенностью в собственных силах, неудовлетворенностью жизнью у части подростков. Незнание и непонимание законов рыночной экономики, является одной из причин разочарованности подростка. Правильно осмысленный опыт трудовой деятельности, наоборот, повышает мотивацию к более глубокой учебной деятельности, к дальнейшему развитие своих способностей в целях повышения конкурентоспособности.

2.3. Организация трудовой занятости подростков

В условиях недостаточной развитости рыночных отношений в России преобладают субсидированных формах занятости подростков. Наибольшее распространение получила программа «Временная занятость несовершеннолетних граждан». Большая часть детей занимается оказанием услуг по строительству, ремонту, уборке, озеленению, участвуют в сельскохозяйственных работах. К основным формам организации занятости подростков относятся: трудовые молодежные отряды, лагеря труда и отдыха; подготовка подростков к предпринимательской деятельности .

Дефицит государственного бюджета и постоянная нехватка денег на социальную сферу активизируют деятельность общественных структур. Существует опыт привлечения негосударственных организаций к решению проблемы трудовой занятости несовершеннолетних. В 2009-2010 годах Благотворительный фонд «Утешение» реализовал программу содействия занятости несовершеннолетних в Республике Карелия «Работающий подросток» при финансовой поддержке Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд» .

Формированию российского рынка труда присущи территориальные различия. Поэтому далеко не весь российский опыт организации трудовой деятельности подростков может быть применен в должном масштабе для решения проблем трудоустройства несовершеннолетних в условиях малого северного города. Многими видами деятельности, посильными для подростков, заняты женщины, например, уборкой территории, озеленением. Причиной этому является высокий процент женской безработицы в условиях северного региона, относительно низкий образовательный уровень части взрослого населения, неспособность к более квалифицированному труду.

В городе Радужном трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется Агентством по трудоустройству молодежи при МУ ГМЦ «Вектор М». Из интервью с руководителем Захаровой О.В. стало известно, что с рядом муниципальных предприятий города подписаны договора о совместной деятельности по организации временного трудоустройства граждан, на основе которых выделяются рабочие места:

  • В 2008-2009 годах подростки были приняты на работу по следующим специальностям: помощник вожатого, уборщик территорий, курьер, журналист, консультант.
  • В 2010 году выбор специальностей был ограничен первыми тремя профессиями в связи с отсутствием заявок со стороны работодателей на остальные работы.

В летний период создаются молодежные трудовые отряды. В них подростки заняты не только работой, но и вовлечены в спортивные, культурно-массовые мероприятия.

Динамика организации трудовой занятости несовершеннолетних через отдел по трудоустройству молодежи за последние четыре года выглядит следующим образом:

  • в 2007 году трудоустроены 96% из числа обратившихся подростков;
  • в 2008 году показатель упал до 28% от числа желающих работать;
  • в 2009 году наблюдается возврат к докризисным цифрам желающих работать, при этом трудоустроено только 46%;
  • за 2010 год зарегистрировано 925 обращений несовершеннолетних, из числа обратившихся трудоустроено 555 человек, что составляет 60%.

Организаторы трудовой деятельности также преследуют цель оградить ребенка от возможных правонарушений. С 2010 года введена аналитика трудоустроенных подростков, состоящих на учете в КДН. Из данной категории принято на работу 15 человек, что составляет около 3% трудоустроенных (Приложение 9).

Деятельность Агентством по трудоустройству молодежи только частично решает проблему трудовой занятости несовершеннолетних в силу ограниченности рамками финансирования. Она носит преимущественно социальный характер, и фактически не способствует профориентации подростков, что должно являться одним из приоритетных направлений организации трудовой занятости несовершеннолетних.

Следует признать недостаточный уровень организации трудовой деятельности подростков в городе, особенно в летний период. Учитывая ограниченность финансовых средств, выделяемых на реализацию программы по трудоустройству несовершеннолетних, необходимо принятие дополнительных мер для решения данной проблемы.

Основная проблема трудоустройства несовершеннолетних заключается в отсутствии экономической заинтересованности большинства работодателей на законных основаниях принимать на работу несовершеннолетних, «так как издержки, связанные с официальным оформлением подростка на работу, зачастую превосходят эффект от его труда» .

Немаловажную роль в решении многих городских проблем играет социальное партнерство Администрации города и предприятий. Если в соглашения о партнерстве будет добавлен пункт о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних для выполнения неквалифицированного труда, то подростки получат возможность не только заработать деньги, но и ближе познакомиться с производственными объектами города. Подобное решение также будет способствовать повышению качества профориентационной работы среди молодежи, которое на данный момент находится на очень низком уровне.

Особое внимание в городе уделяется развитию детского творчества. При должном уровне организации концертной, выставочной деятельности юные жители города, обладающие творческим потенциалом, могли бы иметь определенный доход от такого вида деятельности.

В условиях низкой востребованности труда подростков государственным и общественным организациям следует усилить работу по организации занятости подростков, более широко привлекая частные структуры.

Заключение.

В процессе исследования социальные аспектов трудовой занятости несовершеннолетних пришли к следующим выводам:

  • вопрос трудоустройства подростков с социологической точки зрения недостаточно изучен в литературе;
  • для подростков наиболее важным мотивом трудовой деятельности является реализация желания частичной финансовой независимости от родителей;
  • самореализации молодежи на рынке труда способствует формированию чувства ответственности, инициативности, активности;
  • государственным и общественным организациям следует усилить работу по организации занятости подростков, более широко привлекая частные структуры.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Вторичная трудовая занятость является важным элементом правильной социализации подростка. Она дает начало трудовой адаптации.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках обществознания, классных часах. Дальнейшая работа над проблемой предполагает обращение с предложениями решения проблемы трудовой занятости подростков в Комитет по молодежной политике, что составляет ее практическую значимость.

Многие проблемы трудовой занятости несовершеннолетних имеют правовой характер. Предполагается продолжить исследование данной темы с юридической точки зрения.

Список литературы.

На протяжении многих лет государственная служба занятости населения реализует мероприятие программы содействия занятости населения «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время».

Получателями государственной услуги являются несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет. Государственная услуга предоставляется бесплатно. Подросткам гарантируется трудоустройство в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Продолжительность рабочего дня составляет:

Во время летних каникул: для 14-летних – не более 4 часов; для 15-летних – не более 5 часов; для 16-17-летних – не более 7 часов,

В свободное от учебы время: для 14-15-летних – не более 2,5 часов; для 16-17-летних – не более 4 часов.

Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан осуществляется на основании договоров, заключенных между центром занятости и организацией. Предприятие выплачивает работнику заработную плату. Служба занятости в период участия во временных работах оказывает несовершеннолетних гражданам материальную поддержку.

Выплата материальной поддержки при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан осуществляется за счет средств областного бюджета. Величина не может быть ниже минимальной величины пособия по безработице.

Для получения материальной поддержки от Центра занятости населения подростку необходимо зарегистрироваться по месту жительства в качестве ищущего работу в районном отделе занятости населения.

Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан осуществляется на основании договоров, заключенных между центром занятости и организацией. Трудоустроить несовершеннолетних могут как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Волгоградская региональная общественная организация «ПОИСК людей, идей, технологий» в июле и августе 2018 г. трудоустроила 24 подростка из Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов г. Волгограда на должность агентов. В 2017 году у организации был первый опыт по трудоустройству несовершеннолетних в летний период. По программе ЦЗН г. Волгограда были трудоустроены 7 подростков в возрасте от 16 до 18 лет на должность подсобных рабочих Поскольку в прошлом году была подготовлены шаблоны документов и отработан механизм трудоустройства, в этом году процесс трудоустройства протекал в организационном плане значительно легче и ВРОО «ПОИСК ЛИТ» приняла на работу восемь 15-летних подростков и шестнадцать 16-ти и 17-летних. Набор документов при трудоустройстве 14-летних, 15-летних и 16-ти-17-летних подростков отличается.

Более подробный перечень необходимых при трудоустройстве документов и категории лиц, пользующихся приоритетным правом при трудоустройстве, вы сможете найти на сайте ЦЗН г. Волгограда: http://czn34.volgograd.ru/index.php/dlya-grazhdan/trudoustrojstvo-nesovershennoletnikh.

Приводим отзывы подростков, трудоустроенных в летний период в ВРОО «ПОИСК ЛИТ».

Кристина, 15 лет: «В наше время подросткам нелегко устроиться на работу. Поэтому они обращаются за помощью в Центр занятости, но перед этим собирают документы. Расскажу немного про свой случай, как устраивалась на работу через эту организацию. Дело было так: изначально я собирала документы для трудоустройства. Затем пошла в ЦЗН, чтобы оставить свои данные. После нужно было ждать звонка. Когда он наконец раздался, в трубке продиктовали номер телефона одной организации, называлась она «ПОИСК ЛИТ». Я пришла на собеседование и заполнила анкету. Через некоторое время мне снова позвонили и оповестили, что со следующего дня можно приступить к работе. Я обрадовалась – ведь это была моя первая работа! В основном, касалась она сферы журналистики. Но оказалась нетрудной, даже интересной.

Нас спрашивали, кем мы хотим стать… Я мечтала стать или ветеринаром, или программистом. Выбор пал на программирование. Алексей Борисович (председатель организации) с радостью научил меня создавать сайты. Это здорово, ведь в будущем мне пригодятся эти умения. Ещё мы пишем разные статьи, редактируем справочники. В общем, опыт очень полезный, местом работы я довольна.»

Илья, 17 лет: «Работая летом в ТОС «Альянс», мы с ребятами занимались уборкой площадки, футбольного поля. Устроился в 2017 году. Ещё могу добавить, что я помогал ТОСу с документами. Нашёл вакансию через друзей.В общем, работа понравилась, я быстро влился в коллектив. Был лишь один минус – зарплату задержали.

В 2018 году, пошёл в организацию «ПОИСК ЛИТ», где в первый же день прошёл тест по профориентации. Я работал на ПК, дополняя справочник НКО и размещая статьи на сайте «Юный Журналист и Компания». Посетил занятие по видеомонтажу. Также к нам приезжали члены организации «Союз Чернобыль ТЗР» – ликвидаторы последствий взрыва на Чернобыльской АЭС. Я получил ценный опыт, полезные знания. В целом, мне все понравилось!»

Алина, 15 лет: «Этим летом я работала агентом в организации ВРОО «ПОИСК ЛИТ”. У нас был очень дружный, весёлый коллектив, мы всегда помогали друг другу. Занимались уборкой помещений – мыли окна и полы. Также писали статьи и размещали их в Интернете. Интервьюировали друг друга, проходили тесты по профориентации.

А ещё к нам приезжала журналистка Наталья Полякова – рассказывала, как грамотно писать статьи и сочинения. Кроме неё, ВРОО «Поиск ЛИТ» посещал председатель территориальной избирательной комиссии Тракторозаводского района города Волгограда Евгений Павлович Шибаков, он говорил уже о Конституции РФ и правах человека. За время работы ты получаешь огромный опыт. Мне очень понравилось работать здесь.»

Миша, 16 лет: «Почти каждый подросток хоть раз, да начинал работать в каникулы, и я – не исключение. В этом году первый раз трудоустроился. Было как-то так: мы с другом решили найти подработку на лето и обратились в организацию «ПОИСК ЛИТ» (Поиск людей, идей, технологий). К сожалению, мой друг не смог работать вместе со мной. Мы много чем занимаемся: уборкой территории, заполнением справочника «Вестник НКО» (Вестник некоммерческих организаций). Также наш труд связан с творчеством. Я писал статью на тему «Химия в нашей Жизни», снимал видео о достопримечательностях Краснооктябрьского района. В организацию часто приходят люди, рассказывающие о всяких интересных вещах. Сегодня, например, приходила женщина из Комиссии по делам несовершеннолетних. Если честно, мне понравилась эта работа, я с удовольствием приду и в следующем году.»

Артём, 17 лет: «До наступления совершеннолетия Центр занятости несовершеннолетних помог мне устроиться в две организации – «Планета Детства” и «ПОИСК ЛИТ”. В первой из них я работал несколько раз. Вместе с «коллегами” по работе работали подсобными рабочими – вешали, красили, мыли, тёрли. В этой организации я обзавёлся стандартным пакетом навыков, и уже через год подрабатывал неофициально в частном предприятии – красил, вешал, таскал. Думаю, будущее у меня есть, с такими-то скиллами… Во второй организации под названием «ПОИСК ЛИТ” дела обстояли намного интереснее. Мне дали возможность проявить себя как специалиста. В то время я увлекался редактированием видео, и мне предоставили компьютер, программу и видеостудию с профессиональной камерой. Помимо бесценного опыта, я получал ещё и деньги. Проработал там я, к сожалению, десять дней, так как они уже закончили трудоустраивать детей. Жаль, что не пришёл раньше. Но я продолжаю работать там как волонтер, чтобы дальше продолжать развиваться как видеооператор и режиссер видеомонтажа!»

Альбина, 16 лет: «За время трудоустройства к нам приходила Наталья Анатольевна Полякова – журналист, руководитель школы журналистики «Первая полоса”. Она рассказала нам о том, как написать статью, чем отличается аналитическая статья от эссе и подарила нам свой опыт. Этот опыт заключается в том, что лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, чего не сделал. Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются”- сказал Ж. Ренар. Надеюсь, я использую этот опыт. А полезное и практическое нам дали Е.П. Шибаков – председатель ТИК Тракторозаводского района г.Волгограда и Е.Ю Сушко – консультант по мероприятиям, связанным с информационной кампанией в рамках реализации Программ по повышению уровня финансовой грамотности на территории Волгоградской области. Евгений Павлович рассказал нам о правовой системе России и о том, как стать депутатом, Екатерина Юрьевна Сушко – как составить финансовый план, как экономить и тратить. На работе я являюсь агентом. Жаль, что не агент 007. Но, тем не менее, думаю моя работа не менее важна. Я пишу статьи, беру интервью на семинарах, проводимых для некоммерческих организаций, выкладываю информацию на сайты. Сейчас работа в «Поиск ЛИТ” – это не работа, а полезный опыт для вступления во взрослую жизнь.»

Официальная работа, первая запись в трудовой книжке, отношение к несовершеннолетнему как к работнику, требования, предъявляемые во время рабочего процесса – все это очень важно для подростков, для осознания того, что они уже не дети и что необходимо быть ответственными, дисциплинированными, трудолюбивыми, порядочными людьми, чтобы заслужить уважение коллег и быть оцененными начальством по достоинству за положительные нравственные качества личности и профессиональные умения. Понимание того, что нужно учиться работать в команде, но при этом сохранять свою уникальность как специалиста, творчески подходить к работе – все это доходит до сознания большинства подростков уже за 10 дней (именно столько обычно длится программа субсидирования). Если подросток справляется со своей работой в полном объеме, ведет себя порядочно и финансирование по программе продолжается, работодатель может продлить трудовые отношения с несовершеннолетним.

Для Центра занятости населения г. Волгограда и работодателей реализация программы по трудоустройству несовершеннолетних возможна лишь в случае партнерских отношений, тесного сотрудничества. Непосредственно работают с работодателями несколько специалистов, консультирующих, направляющих, контролирующих работодателей.

Волгоградская региональная общественная организация «ПОИСК людей, идей, технологий” благодарит высококвалифицированных специалистов Центра занятости населения г. Волгограда Татьяну Ивановну Силантьеву и Галину Анатольевну Полянину за содействие в организации трудоустройства несовершеннолетних и надеется на продолжение плодотворного сотрудничества.

Для устройства на работу несовершеннолетний, как и взрослый, обязан заключить трудовой договор с работодателем.

При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить лицо, не достигшее возраста 18 лет, с характером работы, условиями труда, его правами и обязанностями, внутренними правилами трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, которые имеют отношение к несовершеннолетнему. Кроме того, его необходимо проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда.

По общему правилу, предусмотренному статьей 63 Трудового кодекса РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. При наличии у подростка основного общего образования, либо оставления несовершеннолетним общеобразовательного учреждения (отчисление и т.п.) трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда. С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения несовершеннолетнего.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Согласно ст. 70 ТК РФ испытательный срок для несовершеннолетних не устанавливается, а также запрещается заключать договор о полной материальной ответственности работника, что предусмотрено ст. 244 ТК РФ.

Согласно ст. 242 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь в следующих случаях:

— умышленное причинение ущерба;

— причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— причинение ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

Условия труда несовершеннолетних работников

Трудовым законодательством предусматривается целый ряд запретов на применение труда лиц, не достигших возраста 18 лет. Так, запрещается применять труд лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. К таким работам относят игорный бизнес, работу в ночных кабаре и клубах, на производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

В соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 (с изм. и доп. от 20 июня 2001 г.).

Однако работодатель может принять решение по поводу применения труда лиц моложе 18 лет на работах, которые включены в Перечень, но при условии создания подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ безопасных условий труда.

Трудовым законодательством также запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, которые превышают установленные для них предельные нормы:

1) для юношей 14 — 15 лет — 3 кг, 16 — 17 лет — 4 кг;

2) для девушек 14 — 15 лет — 2 кг, 16 — 17 лет — 3 кг.

В соответствии со ст. 268 ТК РФ запрещается и направление несовершеннолетних работников в служебные командировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Рабочее время и оплата труда несовершеннолетних

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников установлена в ст. 92 и ст. 94 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного и ежедневного рабочего времени несовершеннолетних работников не может превышать:

1) для учащихся, которые совмещают работу с учебой, в возрасте:

а) от 16 до 18 лет — 18 ч в неделю (3,5 ч в день);

б) от 14 до 16 лет — 12 ч в неделю (2,5 ч в день);

2) для учащихся в период каникул, для лиц, окончивших либо оставивших обучение в общеобразовательных учреждениях, в возрасте:

а) от 16 до 18 лет — 36 ч в неделю (7 ч в день);

б) от 14 до 16 лет — 24 ч в неделю (5 ч в день).

Несовершеннолетние работники, поступившие на работу после окончания общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедшие профессиональное обучение на производстве, также имеют право на понижение норм выработки. Для таких работников нормы выработки понижаются на первые месяцы работы в связи с недостатком опыта.

Порядок оплаты труда работников в возрасте до 18 лет предусмотрен в ст. 271 ТК РФ. Оплата труда несовершеннолетних работников, заключивших постоянные трудовые договоры, осуществляется на основании принятых в организации форм и систем оплаты труда.

Оплата труда лиц, не достигших возраста 18 лет, принятых на работу в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выработки. В том случае, если в организации применяется почасовая форма оплаты труда, заработок работника определяется путем умножения часовой ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов.

Если несовершеннолетний работник допущен к сдельным работам, то работа ему оплачивается по установленным сдельным расценкам, за фактически выполненный объем работ в пределах сокращенных норм. В этом случае работодатель может установить ему за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность его ежедневной работы.

Работа лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и в то же время работающих в свободное от учебы время, оплачивается либо пропорционально отработанному времени (повременная система оплаты труда), либо исходя из выполненных объемов работ (сдельная оплата труда). В данном случае работодатель также может устанавливать доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Помимо оплаты труда несовершеннолетним работникам на работодателе лежит обязанность по предоставлению им всего комплекса предусмотренных трудовым законодательством льгот, гарантий и компенсаций. Кроме этого, работодатель может в пределах предоставленных им прав устанавливать несовершеннолетним работникам доплаты к заработной плате, а также предоставлять им иные льготы и компенсации. В обязанности работодателя также входит выплата заработной платы в установленный по соглашению сторон либо внутренним трудовым распорядком (коллективным договором) срок. Размер и порядок доплат к заработной плате несовершеннолетних работников могут быть закреплены локальными нормативными актами предприятия.

Об отпусках несовершеннолетних

Несовершеннолетним предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день, причем в удобное для них время. В этом случае работодатель при составлении графика отпусков обязан учитывать данное право несовершеннолетних работников. Изменение продолжительности ежегодного отпуска может осуществляться путем указания нового срока в коллективном или трудовом договоре. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работниками, не достигшими возраста 18 лет, должен использоваться ежегодно, не допускается его перенесение на другой год. В соответствии со ст. 122 ТК РФ, несовершеннолетние работники имеют право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы до истечения 6 месяцев их непрерывной работы в данной организации, в отличие от других работников, которые имеют право на ежегодный отпуск в первый год работы только по истечении 6 месяцев работы.

Порядок увольнения несовершеннолетних работников

Определенными особенностями отличается и порядок увольнения несовершеннолетних работников. Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения общей процедуры увольнения, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ). Если согласия указанных государственных органов не получено и специальная процедура увольнения нарушена, то увольнение может быть признанно незаконным, что повлечет для работодателя ряд негативных последствий: несовершеннолетний работник будет восстановлен на работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула. Кроме того, по требованию работника может быть вынесено решение о возмещении ему денежной компенсацией морального вреда, причиненного указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом (ст. 394 ТК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *