ЗАО bkr интерком аудит бюджетные учреждения

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются специальные регистры, утвержденные и введенные в действие с 1 января 2006 года Инструкцией №25н и Приказом №123н.

Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Формы регистров бюджетного учета являются унифицированными формами документов. Формы регистров содержат наименования реквизитов и показателей и соответствующие им коды по общероссийским классификаторам и классификациям, которые необходимы при автоматизированной обработке информации. Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается.

Унифицированные формы регистров бюджетного учета состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.

Заголовочная часть форм регистров содержит следующие общие реквизиты:

— наименование формы документа;

— код документа по ОКУД;

— дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения;

— наименование учреждения и его код ОКПО;

— наименование структурного подразделения учреждения;

— наименование единицы измерения и ее код по ОКЕИ.

Регистры бюджетного учета в заголовочной части могут содержать и иные сведения (например: грифы секретности, коды прямых получателей бюджетных средств ППП, коды ОКОФ и тому подобное).

Незаполнение или неправильное заполнение бюджетным учреждением какого-либо реквизита заголовочной части формы может привести к тому, что органы, контролирующие исполнение бюджетов, показателей соответствующих регистров при проведении проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, откажутся принять к учету данные формы.

Содержательная часть регистров бюджетного учета содержит показатели, характеризующие наличие и движение тех или иных объектов учета.

Оформляющая часть регистров предназначена для придания документу юридической силы.

Она включает подписи должностных лиц (с расшифровкой), ответственных за оформление регистра; даты подписания указанных документов; должность, подпись (с расшифровкой) и телефон непосредственного исполнителя.

Форматы регистров бюджетного учета, приведенные в Инструкции №25н и Приказе №123н, носят рекомендательный характер и, при необходимости, бюджетные учреждения могут самостоятельно вносить в них изменения.

Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. При этом можно руководствоваться положениями Приказом №123н.

К регистрам бюджетного учета относятся:

— инвентарные карточки,

— описи,

— инвентарные списки — оборотные ведомости,

— накопительные ведомости,

— книги учета,

— карточки накопительного и суммового учета,

— книги регистрации,

— реестры,

— книги аналитического учета,

— карточки учета средств и расчетов,

— ведомости учета,

— журналы учета,

— инвентаризационные описи,

— журналы операций,

— главная книга.

Основными регистрами бюджетного учета в учреждении являются журналы операций (форма 0504071), в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции. Журналы операций ведутся по единой форме по соответствующим направлениям деятельности учреждения отдельно. Инструкцией №25н и Приказом №123н установлены следующие формы журналов:

1) Журнал операций по счету «Касса»:

Этот журнал применяется для учета движения денежных средств в кассе бюджетного учреждения.

Записи в журнале операций производятся ежедневно на основании кассового отчета по видам валют.

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по получению наличных денежных средств со счета по учету бюджетных (внебюджетных) средств в кассу учреждения и по внесению наличных денег из кассы учреждения на счет по учету бюджетных (внебюджетных) средств, которые отражаются в журнале операций по банковскому счету.

2) Журнал операций с безналичными денежными средствами:

Журнал операций с безналичными денежными средствами применяется для учета движения средств на счетах, открытых бюджетному учреждению в кредитных организациях; по движению денежных средств по аккредитивным счетам, а также для учета расчетов с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета по средствам, поступающим в бюджет, и по платежам из бюджета.

Учет операций по движению денежных средств в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центробанка России на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Записи в журнале производятся на основании ежедневных выписок по счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, или в учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении с приложенными к ним документами.

Журнал операций составляется по каждому счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении.

3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами:

Этот журнал операций применяется бюджетными учреждениями для отражения движения средств по счету «Расчеты с подотчетными лицами» на основании авансовых отчетов, приходных и расходных ордеров. По каждой строке графы «Наименование показателя» журнала записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса, произведенного расхода, поступившего остатка неиспользованного аванса.

При отражении сумм в иностранной валюте в следующей строке показывается сумма в валюте Российской Федерации, при этом в графе «Наименование показателя» приводится запись: «в рублевом эквиваленте».

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по выдаче и возврату подотчетных сумм, которые отражаются в журнале операций по счету «Касса».

4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками:

Этот журнал предназначен для ведения аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и формируется по поставщикам и подрядчикам бюджетной организации. Журнал заполняется на основании платежных документов, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг.

В графе журнала «Наименование показателя» указываются наименования поставщиков и подрядчиков.

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по оплате, которые отражаются в соответствующих журналах операций.

5) Журнал операций расчетов по оплате труда:

В этом журнале отражаются расчеты по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям. Журнал расчетов по оплате труда составляется в бюджетных учреждениях и в централизованных бухгалтериях на основании свода расчетно-платежных ведомостей. К журналу обязательно прилагаются первичные документы:

— табель использования рабочего времени;

— приказы (выписки) о зачислении, увольнении, перемещении, об отпусках (для штатных сотрудников) работников;

— договоры и акты о выполненных работах (для внештатных сотрудников);

— документы, подтверждающие право на получение государственных пособий;

— другие документы.

Свод ведомостей составляется раздельно по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов:

Этот журнал применяется бюджетными организациями для учета выбывающих с баланса учреждения и перемещаемых объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

В этом же журнале отражаются операции по ежемесячному начислению амортизации и материальные запасы.

Записи в журнале производятся на основании соответствующих документов:

— Накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма 0306032),

— Требование-накладная (форма 0315006),

— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210),

— Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акт о списании автотранспортных средств (форма 0306004),

— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0604143),

— Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144),

— Меню-требование на выдачу продуктов питания (форма 0504202),

— Ведомость на выдачу кормов и фуража (форма 0504203),

— Путевой лист,

— Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).

При списании нефинансовых активов учитываются и суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.

В графе журнала «Наименование показателя» указываются фамилия, имя, отчество материально ответственного лица.

7) Журнал операций по расчетам с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.

В графе журнала «Наименование показателя» указывается наименование дебитора:

· наименование учреждения (организации) — для юридического лица;

· фамилия, имя, отчество — для физического лица.

8) Журнал операций по прочим операциям:

Этот журнал применяется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, для отражения операций с денежными документами, операций по движению средств на счетах аналитического учета счетов «Средства на счетах бюджетов» и «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов», по прочим операциям, не отраженным в перечисленных выше журналах.

Данные из этого журнала записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Кроме перечисленных журналов операций, в целях организации учета и контроля за получением и использованием лимитов бюджетных обязательств в учреждении ведется Журнал регистрации бюджетных обязательств (форма 0504064). Журнал регистрации бюджетных обязательств применяется бюджетными учреждениями для учета бюджетных обязательств текущего финансового года. В журнале указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.

По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.

Журналы операций формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Журналы операций открываются путем перенесения остатков на начало отчетного периода с детализацией по соответствующим аналитическим показателям (подотчетным лицам, поставщикам, дебиторам, нефинансовым активам и другим).

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Инструкцией №25н установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета:

· ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

· ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

· ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (форма 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

В настоящее время повсеместно происходит внедрение в практику бюджетного учета персональных компьютеров, поскольку в современных условиях осуществлять учет «в ручную» стало невозможно.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 1 февраля 2006 года №02-14-10а/187 устанавливает порядок хранения регистров бюджетного учета в условиях комплексной автоматизации и приводит перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях, с целью обеспечения хранения информации. В этом же письме установлена и периодичность, с которой эти регистры следует формировать на бумажных носителях.

Перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях:


п/п
Код формы
документа
Наименование регистра Периодичность
1 2 3 4
1 0504031 Инвентарная карточка учета основных средств ежегодно
2 0504032 Инвентарная карточка группового учета основных средств ежегодно
3 0504033 Опись инвентарных карточек по учету основных средств ежегодно
4 0504034 Инвентарный список нефинансовых активов ежегодно
5 0504035 Оборотная ведомость по нефинансовым активам ежемесячно
6 0504036 Оборотная ведомость ежемесячно
7 0504037 Накопительная ведомость по приходу продуктов питания ежемесячно
8 0504038 Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ежемесячно
9 0504039 Книга учета животных ежегодно
10 0504041 Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей ежегодно
11 0504042 Книга учета материальных ценностей по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
12 0504043 Карточка учета материальных ценностей ежегодно
13 0504044 Книга регистрации боя посуды по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
14 0504045 Книга учета бланков строгой отчетности по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
15 0504046 Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
16 0504047 Реестр депонированных сумм ежемесячно
17 0504048 Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий ежемесячно
18 0504049 Авансовый отчет по мере необходимости формирования регистра
19 0504051 Карточка учета средств и расчетов ежегодно
20 0504052 Реестр карточек ежегодно
21 0504053 Реестр сдачи документов по мере необходимости формирования регистра
22 0504054 Многографная карточка ежегодно
23 0504055 Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке ежегодно
24 0504056 Реестр учета ценных бумаг ежегодно
25 0504057 Карточка учета выданных ссуд (кредитов) ежегодно
26 0504058 карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям ежегодно
27 0504059 Карточка учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах ежегодно
28 0504061 Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета ежегодно
29 0504062 Карточка учета лимитов бюджетных обязательств ежегодно
30 0504063 Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения ежегодно
31 0504064 Журнал регистрации бюджетных обязательств ежегодно
32 0504071 Журналы операций ежемесячно
33 0504072 Главная книга ежегодно
34 0504081 Инвентаризационная опись ценных бумаг При инвентаризации
35 0504082 Инвентаризационная опись остатков
на счетах учета денежных средств
При инвентаризации
36 0504083 Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) При инвентаризации
37 0504084 Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах При инвентаризации
38 0504085 Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям При инвентаризации
39 0504086 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов При инвентаризации
40 0504087 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов При инвентаризации
41 0504088 Инвентаризационная опись наличных денежных средств При инвентаризации
42 0504089 Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами При инвентаризации
43 0504091 Инвентаризационная опись расчетов по доходам При инвентаризации
44 0504092 Ведомость расхождений по результатам инвентаризации При инвентаризации
45 0511015 Ведомость учета невыясненных поступлений ежегодно

По требованию проверяющих органов, регистры бюджетного учета формируются на бумажном носителе независимо от установленного срока.

Руководители органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений обязаны обеспечить сохранность в электронном виде учетной информации в первичных документах, в регистрах бюджетного учета, в бюджетной отчетности до сдачи их в архивное производство в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Главная книга

Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга, форма 0504072.

В Главной книге обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения.

В главной книге в хронологическом порядке отражаются записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания.

Главная книга формируется на основании данных журналов операций в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.

Для этого, Приложением №3 к Инструкции №25н утвержден «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей». В этом перечне приведены все Журналы операций с подробным описанием состава реквизитов и показателей каждого из Журналов.

Всего таких журналов восемь:

— Журнал операций по счету «Касса»;

— Журнал операций с безналичными денежными средствами;

— Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

— Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

— Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

— Журнал операций расчетов по оплате труда;

— Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

— Журнал по прочим операциям.

Сама Главная книга содержит следующие показатели:

— номер счета бюджетного учета,

— остатки на начало года по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— остатки на начало периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— обороты за период по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— обороты с начала года по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— остатки на конец периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— номер журнала операций,

— итоговые данные за период и сначала года.

При открытии главной книги записываются суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца или дня), которые берутся из заключительного баланса за истекший год.

Обороты по дебету и кредиту счетов за соответствующий период, как было уже отмечено, формируются на основании показателей Журналов операций.

В главной книге подсчитывается общий итог оборотов за период с начала года. По всем счетам выводятся дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего периода. При этом сумма оборотов за период, а также сумма остатков на начало следующего периода по дебету всех счетов должны быть равны сумме оборотов или остатков по кредиту всех счетов.

Бюджетные учреждения заполняют Главную книгу ежемесячно, а организации, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органы, организующие исполнение бюджетов, — ежедневно.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Кому не обойтись без раздельного учета

Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)

Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий

Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения

Нужен ли раздельный учет некоммерческим организациям

Итоги

Кому не обойтись без раздельного учета

Вопрос о необходимости ведения раздельного учета возникает, если компания или предприниматель в процессе своей деятельности:

  • сочетает различные режимы налогообложения;
  • осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции;
  • оказывает (наряду с обычными) услуги, цены на которые регулируются государством;
  • работает по госконтрактам (включая гособоронзаказы);
  • совмещает некоммерческую деятельность с коммерческой.

Раздельный учет может осуществляться не только в обязательных ситуациях, но и в добровольном порядке, к примеру в целях получения необходимой детализации информации в рамках управленческого учета.

Об управленческом учете подробнее читайте в материалах:

  • «Что является объектами управленческого учета (перечень)?»;
  • «Управленческий учет организационной деятельности (нюансы)».

В последующих разделах остановимся на отдельных случаях, когда обязанность ведения раздельного учета регламентирована законом.

Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)

Обязанность ведения раздельного учета при исполнении ГОЗ установлена для головных исполнителей и исполнителей законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Если исполнители ГОЗ пользуются средствами федерального бюджета, им необходимо руководствоваться постановлением от 19.01.1998 № 47, в котором описаны правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для таких ситуаций.

При выполнении требований закона № 275-ФЗ важно учесть следующие аспекты:

  • алгоритмы раздельного учета утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (в составе учетной политики или отдельным внутренним актом);
  • учет по каждому ГОЗ ведется обособленно;
  • оформление расходов производится посредством составления первичных учетных документов на каждое отдельное изделие, группу изделий, работу и (или) услугу, предусмотренные в ГОЗ;
  • фактические затраты отражаются в аналитических учетных регистрах в разрезе прямых, накладных и коммерческих расходов;
  • формы применяемой при исполнении ГОЗ первички (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров (карточек учета фактических затрат по калькуляционным статьям, ведомостей затрат на производство и др.) утверждаются в учетной политике;
  • для расчета финансового результата по ГОЗ применяется формула:

ФРГОЗ = ЦР – ФЗ,

где:

ЦР — цена реализации (предусмотренная в ГОЗ договорная цена);

ФЗ — фактические затраты, исчисленные с учетом п. 3 постановления № 47.

Налогоплательщик, исполняющий ГОЗ, исходя из основополагающих требований постановления № 47, разрабатывает собственные алгоритмы раздельного учета с учетом специфики своей деятельности.

О том, можно ли выступать исполнителем по госконтракту при применении ЕНВД, читайте в статье «Правомерно ли уплачивать ЕНВД при реализации товаров по государственным и муниципальным контрактам?».

Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий

В соответствии с законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к числу субъектов естественной монополии (СЕМ) относятся компании, осуществляющие:

  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • иные СЕМ (ст. 4 закона № 147-ФЗ).

Раздельный учет СЕМ обязаны вести по видам деятельности в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ или уполномоченным им органом (п. 4 ст. 8 закона № 147-ФЗ). Для ряда вышеперечисленных СЕМ такой порядок утвержден на уровне министерства, например:

  • по железнодорожным перевозкам — приказом Минтранса РФ от 12.08.2014 № 225;
  • при оказании услуг СЕМ в речных портах — приказом Минтранса РФ от 27.08.2015 № 268;
  • услуги СЕМ в аэропортах — приказом Минтранса РФ от 05.12.2011 № 303.

Порядок ведения раздельного учета для СЕМ базируется на общепринятых нормах бухучета и учитывает специфику отдельных СЕМ, в частности:

  • определяет основу ведения учета — данные бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета;
  • детализированно расписывает номенклатуру доходов и расходов;
  • описывает принципы распределения расходов СЕМ по видам деятельности между регулируемыми и нерегулируемыми сферами;
  • конкретизирует формы отчетности о результатах ведения раздельного учета;
  • расшифровывает важные специфичные ученые аспекты (схемы распределения расходов СЕМ по субъектам РФ, показатели и алгоритмы для распределения расходов).

Детальная методика раздельного учета СЕМ способствует формированию необходимой информации для обоснованного госрегулирования цен на определенные виды услуг.

О том, как цены могут влиять на уровень налоговых обязательств, читайте в материале «При изменении цены проданных товаров нужно скорректировать прибыль периода реализации».

Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения

Применение одновременно двух и более налоговых режимов является дополнительной нагрузкой для бухгалтера, который в такой ситуации:

  • производит анализ, разграничивая расходы, относящиеся к определенному виду деятельности напрямую, и расходы, подлежащие распределению;
  • устанавливает и описывает алгоритмы раздельного учета;
  • разрабатывает необходимые для такого случая аналитические учетные регистры;
  • оформляет методику раздельного учета;
  • утвержденную методику раздельного учета внедряет в учетный процесс и следует ей, осуществляя учет.

Существуют разнообразные варианты совмещения режимов — рассмотрим отдельные из них.

ЕНВД и упрощенка

В соответствии с п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ применение ЕНВД по отдельным видам деятельности предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам.

В данном случае учитываются следующие аспекты:

  • применяется основной затратно-распределительный алгоритм (ст. 346.18 НК РФ) — расходы распределяются пропорционально долям доходов, полученным в рамках применения конкретного режима налогообложения, в общем объеме полученных доходов;
  • требуется установить период распределения затрат (рекомендуемый чиновниками способ — нарастающим итогом с начала года);
  • следует обеспечить сопоставимость доходов, полученных при ЕНВД и УСН (к примеру, организовать весь учет кассовым методом);
  • важно решить иные возникающие при совмещении режимов задачи (конкретизировать ответственных за раздельный учет лиц, закрепить аналитические счета учета в рабочем плане счетов и др.).

В организации раздельного учета при совмещении ЕНВД с упрощенкой помогут статьи:

  • «Раздельный учет при УСН и ЕНВД: порядок ведения»;
  • «Как организовать раздельный учет при ЕНВД».

ЕНВД и общая система налогообложения

В данной ситуации необходимо:

  • исходить из содержания гл. 26.3 (посвященной ЕНВД), гл. 21 (НДС) и гл. 25 (налог на прибыль);
  • расписать схему «затратного» распределения — пропорционально доходам, полученным от того или иного вида деятельности (абз. 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ) или иным способом (например, пропорционально площади помещений);
  • обеспечить раздельный учет НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ);

О том, как учитывать НДС при совмещении ОСН и ЕНВД, расскажет материал «Ст. 170 НК РФ: вопросы и ответы».

  • установить период распределения затрат;
  • организовать раздельный учет имущества (используемое в ЕНВД-деятельности имущество налогом не облагается по п. 4 ст. 346.26 НК РФ, за исключением оцениваемого по кадастровой стоимости);

Об особенностях освобождения от уплаты налога на имущество читайте в статье «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

  • разработать иные алгоритмы и схемы раздельного учета (для распределения страховых взносов по видам деятельности, разграничения совокупности выплат в пользу работников по режимам и др.).

О том, как распределить вознаграждение работникам при совмещении режимов, узнайте из материала «Как правильно вести при ОСНО и ЕНВД раздельный учет?».

Нужен ли раздельный учет некоммерческим организациям

Исходя из ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой называется организация:

  • не имеющая целью работы извлечение прибыли;
  • не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В абз. 3 п. 1 ст. 32 закона № 7-ФЗ указано, что раздельный учет надлежит организовать, если НКО получило деньги (или иное имущество) от иностранных источников, и такой учет должен включать:

  • учет доходов (расходов), полученных в рамках «иностранных» поступлений;
  • учет доходов (расходов), полученных в рамках иных поступлений.

Кроме того, без раздельного учета не обойтись, если помимо уставной НКО осуществляет предпринимательскую деятельность.

Подробнее о нюансах учета в НКО читайте в статье «Особенности и задачи бухучета в НКО».

Итоги

Ведение раздельного учета доходов и расходов может быть как обязанностью налогоплательщиков (при исполнении гособоронзаказов, при совмещении налоговых режимов и в других установленных законом случаях), так и осуществляться ими в добровольном порядке. Для организации раздельного учета потребуется создать его методику и установить алгоритмы распределения расходов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Базаров Р.Т., к.э.н., доцент кафедры ценных бумаг и финансового инжиниринга НОУ ВПО Университет Управления «ТИСБИ»
Аппалонова Н.А., к.э.н., доцент кафедры ценных бумаг и финансового инжиниринга НОУ ВПО Университет Управления «ТИСБИ»
Сюрькова С.М.,к.э.н., доцент кафедры ценных бумаг и финансового инжиниринга НОУ ВПО Университет Управления «ТИСБИ»
Доходы и расходы некоммерческих организаций на примере Российской Федерации
Аннотация.В статье исследуются доходы и расходы некоммерческих организацийРоссийской Федерации.Выявленыразличные источники доходов НКО и статьи расходов.Также внимания уделено методам финансированияНКО государством, населением и юридическими лицами.Ключевые слова:некоммерческая организация, инвесторы, доходы, расходы
Средства, которыми может располагать в своей деятельности некоммерческая организация, можно разделить на группы:1. Вступительные и членские взносы. Эти средства формируются, главным образом, в общественных объединениях, их союзах и ассоциациях. Они используются для уставной деятельности, в частности, за счет этих средств покрываются административнохозяйственные расходы.2. Взносы учредителей.3. Добровольные взносы, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, граждан РФ,иностранных юридических и физических лиц на уставную деятельность.4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных (включая гранты).5. Ассигнования из бюджета на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Выделение этих средств из государственного бюджета осуществляется, как правило, в соответствии с указами Президента.6. Средства, поступающие от предпринимательской деятельности.7. Прочие поступления (излишки, выявленные при инвентаризации, невостребованная задолженность, поступления от реализации ненужного имущества).Взносы учредителей тех некоммерческих организаций, организационноправовые формы которых предусматривают наличие уставного капитала, учитываются на счете 85 «Уставный капитал», остальные средства учитываются либо непосредственно на счете 96 «Целевые финансирование и поступления» либо, если они подлежат налогообложению, сначала учитываются на счете 80 «Прибыли и убытки». Чистая прибыль (прибыль после налогообложения) может быть зачислена затем в доходы некоммерческой организации, отражаемые на счете 96, если она использована на уставную деятельность.В составе расходов целесообразно выделять:1. Административнохозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. Это заработная плата административнохозяйственного персонала, отчисления в фонды социального страхования и обеспечения по этой зарплате, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административнохозяйственный персонал, абонентская плата за телефон, почтовотелеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита (если это благотворительный или другой неинвестиционный фонд), амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуга, расходы на ремонт и др.2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений.3. Расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетного финансирования.4. Расходы по предпринимательской деятельности.5. Потери и списания.Статьи расходов, связанных с выполнением уставной деятельности, и их состав отражаются в финансовом плане или в смете.Согласно п. 3 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» каждая некоммерчесая организация составляет финансовый план, который утверждается ее высшим органом управления. Согласно Закону «О благотворительной деятельности» благотворительные организации должны составлять смету.Смета или финансовый план могут быть составлены на несколько лет. При получении целевых поступлений на определенную программу перечень расходов по ней следует согласовывать со спонсором. Использовать полученные средства на другие цели можно только, получив на это письменное согласие спонсора. Если это согласие не может быть получено, средства следует вернуть.При выполнении нескольких целевых программ по каждой целесообразно составить отдельную смету, в которой можно выделить административнохозяйственные расходы.После окончания года может быть составлен и утвержден отчет о выполнении сметы (финансового плана).Если организация выполняет только уставную непредпринимательскую деятельность, то все доходы и расходы ее учитываются на счете 86 «Целевые финансирование и поступления».Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, а также на уставные цели, отражаются по кредиту счета 96 в корреспонденции со счетами учета денежных средств: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках» (о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Расходование этих средств отражается по дебету счета 96. При выполнении некоммерческойорганизацией нескольких программ к счету 96 должны быть открыты субсчета по каждой программе. В этом случае административнохозяйственные расходы (АХР) некоммерческой организации должны будут учитываться на отдельном субсчете, открытом к счету 96. Периодически этот субсчет должен закрываться, остаток по нему списывается на расходы по выполнению отдельных программ, распределяясь между ними.Здесь возникают вопросы, как часто следует закрывать субсчет «Административнохозяйственные расходы» к счету 96 и что использовать в качестве базы распределения данных расходов. В плане счетов конкретных указаний по этим вопросам нет. На наш взгляд, этот субсчет следует закрывать ежемесячно, а в качестве базы для распределения использовать либо удельный вес средств, поступивших на каждую программу в общем объеме финансирования, либо удельный вес средств, израсходованных по каждой программе в общем объеме израсходованных средств.Такой механизм учета и распределения косвенных расходов целесообразно, на наш взгляд,применять в том случае, когда административнохозяйственные расходы входят в состав расходов по целевым программам и выделены в их сметах. Иногда в целевых программах или мероприятиях указываются только прямые расходы, в этом случае не возникает необходимости распределения косвенных расходов.Каждая некоммерческая организация имеет свою специфику, в соответствии с которой и нужно разработать механизм распределения административнохозяйственных расходов и отразить его в учетной политике.При отражении на счете 96 поступления и расходования денежных средств бухгалтер должен обратить внимание на формулировки, содержащиеся в первичных документах. В разделе, посвященном налогообложению, отмечалось, что членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады, спонсорские и целевые взносы на содержание некоммерческой организации и выполнение ее соответствующих программ (мероприятий) не облагаются налогами.Эти формулировки и должны присутствовать в тексте платежных поручений и других первичных документов суказанием «НДС не облагается».Если, например, вместо формулировки «целевой взнос на организацию конференции» будет использована формулировка «плата за участие в конференции», то проведение конференции будет считаться предпринимательской деятельностью с соответствующей уплатой НДС, налога на прибыль и других налогов.Расходование средств должно быть оформлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми налоговыми органами, в первичных документах необходимо делать четкие ссылки, на выполнение каких именно программ или мероприятий перечисляются с расчетного счета или выдаются из кассы деньги. Так, средства, передаваемые в благотворительных целях,организациям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями этих средств, а также денежные (спонсорские) средства, направленные на целевое финансирование некоммерческих организаций, освобождаются от уплаты НДС только в том случае, если они не занимаются предпринимательской деятельностью, не имеют оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества. Отчет о целевом использовании этих средств должен быть представлен в налоговый орган.С доходов, образующихся в результате целевых отчислений на содержание некоммерческих организаций, поступивших от других предприятий и граждан, с членских вступительных взносов, долевых (паевых и целевых) вкладов участников этих организаций налог на прибыль не уплачивается при условии раздельного ведения учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности.Источником формирования средств целевого назначения некоммерческой организации могут являться денежные средства, которые поступают в соответствии с договором гранта. Под грантом понимают целевые средства, предоставленные безвозмездно иностранными благотворительными организациями в денежной или натуральной форме с последующим отчетом об использовании. При этом следует обратить особое внимание на то, что средства, поступающие в соответствии с договором гранта, имеют строго целевое назначение и могут быть использованы исключительно на цели, предусмотренные договором.Средства, поступающие в соответствии с договором гранта, являются собственностью некоммерческой организации и учитываются на счете 52 «Валютный счет». Счет 52 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств, выраженных в иностранных валютах. Аналитический учет по счету 52 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах, он ведется по каждому счету, открытому в учреждениях банков для хранения денежных средств в иностранных валютах, по каждому виду валюты отдельно.Получение гранта должно быть подтверждено справкой компетентного органа иностранного государства с заверенным переводом на русский язык о том, что данная благотворительная организация зарегистрирована в установленном порядке в соответствии с законодательством этого иностранного государства.Отдельным некоммерческим организациям, осуществляющим важнейшие социальноэкономические программы, могут быть выделены средства на их реализацию из государственного и местного бюджета. Для осуществления банковских операций по движению бюджетных средств должны быть открыты текущие бюджетные счета. По окончании года остаток неиспользованных средств на текущем бюджетном счете не изымается в бюджет, а переходит на следующий год для расходования по целевому назначению.Благотворительные организации могут привлекать к выполнению свих программ добровольцев лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, но участвующих в их деятельности на добровольных началах. Эта деятельность должна соответствовать уставным целям благотворительной организации и труд добровольца не должен предполагать никакого вознаграждения, в том числе,подарков, грантов, стипендий, премий.Между добровольцем и благотворительной организацией может быть заключен договор, в котором оговариваются его конкретные обязанности. Но юридической силы такой договор не имеет, поскольку эти отношения не регулируются Трудовым кодексом РФ.В деятельности благотворительных организаций нередко возникают ситуации, связанные с необходимостью возмещения расходов добровольцев при их поездках. Эти поездки не могут считаться служебными командировками, поскольку добровольцы не состоят в трудовых отношениях с благотворительной организацией.При возмещении расходов добровольцев, связанных с этими поездками, следует руководствоваться ст. 5 Закона о благотворительной деятельности, где говорится, что «благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.)».С учетом изложенного, средства, затраченные на проживание, проезд, питание добровольцев, связанные с осуществлением уставной деятельности благотворительной организации, при наличии подтверждающих документов не включаются в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц.В случае возмещения указанных расходов добровольцев без документального подтверждения произведенныхзатрат, выплачиваемая сумма включается в налогооблагаемый доход добровольца независимо от величины сметы, утвержденной организацией для таких выплат.
Ссылки на источники1.АппалоноваН.А., Содержание и оценка экономического потенциала регионального образования Сегодня и завтра российской экономики, №51, с. 2225, 2012 год.2.Базаров Р.Т., Тишкина Т.В.К вопросу регулирования инвестиционных процессов деятельности НКО// Горизонты экономики.2015.№2 (21), С.5054
3.Базаров Р.Т., «К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан», Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.4.Базаров Р.Т., «Современное состояние и перспективы совершенствования методов инвестирования и финансирования в некоммерческие организации», Горизонты экономики, № 6, г. Москва, стр. 104109, 2014 год.5.Базаров Р.Т., «Некоторые аспекты реализации принципов менеджмента качества в некоммерческих организациях»», Сегодняи завтра российской экономики, г. Москва, №49, С. 6365, 2011 год.6.Сюркова С.М., Дашина Е.И., «Современные проблемы высшего экономического профессионального образования и опыт их решения», Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования: Материалы итоговой научнопрактической конференции преподавателей и аспирантов (Казань, 1 декабря 2015 г.); под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой –Казань: НОУ ВПО «Университет управления ТИСБИ», 2015. –436 с. С. 386392.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *