Запросы от СМИ

1.22. Образец письменного запроса на получение информации

Пример письменного запроса на получение информации

Наименование средства массовой информации

Наименование и адрес ведомства

(учреждения, организации, предприятия),

куда направляется запрос

«__» ____________________ 200 _г.

Уважаемый ____________________!

Редакция газеты «____________________»

готовит в настоящее время материал, посвященный проблеме ____________________

Просим Вас, в соответствии с Российским законодательством, извлечения из которого приведены ниже (см. примечание), предоставить нам перечисленные сведения (документы).

В случае если по каким-либо причинам Вы не можете предоставить нам эти сведения, мы хотели бы получить письменное обоснование отказа.

Заранее благодарим и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

С уважением,

главный редактор ____________________

Примечание: извлечения из Российского законодательства

«Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций…» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 38).

«Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 39).

«Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок, Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 40).

«Ущемление свободы массовой информации, в том числе посредством… нарушения права редакции на запрос и получение информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, влечет уголовную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ» (Закон «О средствах массовой информации», ст. 58).

«Полномочиями относить сведения к государственной тайне наделены только должностные лица органов государственной власти, указанные в соответствующем Перечне» (Распоряжение Президента РФ от 11.02.94 г. в ред. от 27.06.94 г.).

Сведения, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 5.12.91 г., нельзя относить к коммерческой тайне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Информация, передаваемая по каналам СМИ, характери­зуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.

Сообщения СМИ могут представлять информацию мест­ную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.

Политическая информация охватывает не только теку­щие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политичес­кой истории и образы политических деятелей нашей стра­ны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных про­цессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.

Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритет­ность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катаст­рофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рам­ки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решени­ях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах по­литиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно­сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и прави-

тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков­ной или иных структурах.

Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в ос­новном позволяет узнать, что случилось. Телевидение пока­зывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наи­более полный ответ дает пресса.

Возможность «приходить в каждый дом», наличие на те­левидении видеоряда («картинки»), который создает «эф­фект присутствия», а также сочетание зрительных и слухо­вых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей­ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля­ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс­ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю­щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.

Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуа­лов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.

Стремление создать противовес «скучным» жанрам, по­высить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печат­ные средства массовой информации не утратили своего зна­чения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные пробле­мы политики. Обращение к таким статьям и другим публи­кациям позволяет продвинуться от поверхностного представ-

ления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га­зета исключительно «для умных» или желающих быть та­ковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо­гут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть ис­пользованы и для политического манипулирования. Так на­зывают процесс воздействия на общественное мнение и по­литическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не­популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается по­луправда, а также в зависимости от характера политичес­кой организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по­требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года. Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, при­ходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос­лаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю­дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по­литики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они не­редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по­литиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.

Попытки тех или иных политических сил, применяя но­вые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити­чески оценивать информацию, отличать объективную ин­формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити­ку и роль СМИ.

Файлы для скачивания:

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), редакция от 02.12.2019 года, с последними изменениями и доп., вступившими в силу.

02.12.2019353 KB9 063

Глава IV. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 10-ФЗ)

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 10-ФЗ)

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.
(часть третья введена Федеральным законом от 09.02.2009 № 10-ФЗ)

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 10-ФЗ)

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
(часть третья введена Федеральным законом от 05.08.2000 № 110-ФЗ)

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в части шестой статьи 4 настоящего Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:

1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;

2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 50-ФЗ)

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона информации в части, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается в предусмотренных пунктами 1 — 3 части четвертой настоящей статьи случаях только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных статьями 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 05.04.2013 № 50-ФЗ)

Статья 42. Авторские произведения и письма

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Статья 43. Право на опровержение

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Статья 44. Порядок опровержения

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, — в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Статья 45. Основания отказа в опровержении

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)

Статья 46. Право на ответ

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 — 45 настоящего Закона.

На запросы СМИ должны отвечать все организации

Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда (№ 4, 2017).

В разделе Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, содержатся следующие важные разъяснения о редакционных запросах (полная версия Обзора судебной практики есть на сайте Гаранта):

ВОПРОС 1. На какие организации распространяются требования ст. 38, 39 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации” (далее – Закон о средствах массовой информации) о предоставлении сведений о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации?

ОТВЕТ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ч. 4 ст. 29, ст. 42).

В развитие указанных конституционных положений абзацами первым, вторым ст. 38 Закона о средствах массовой информации гражданам предоставлено право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Согласно ст. 39 названного закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

По смыслу ст. 38, 39 Закона о средствах массовой информации, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст. 48, 50 ГК РФ), организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества).

Напомню также, что основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации перечислены в ст. 40 Закона «О средствах массовой информации».

Ответственность за непредставление, несвоевременное представление информации либо предоставление заведомо недостоверной информации по запросу СМИ предусмотрена ст. 5.39 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 № 146-ФЗ) — административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее штраф составлял от 1 до 3 тысяч рублей).

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Выделение права получать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц из состава общего права на получение информации обусловлено характером информации, составляющей его предмет.

Обеспечение доступности информации обеспечивает достижение таких целей как:

— расширение реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления;

— обеспечение свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

— в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

— в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

— в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Неотъемлемой составляющей принципа свободы информации о деятельности госорганов является право граждан получать через СМИ оперативную информацию об этой деятельности.

Оперативной является информация, распространенная в рамках определенного временного промежутка, в течение которого она могла быть актуальной для неограниченного круга лиц.

Важным моментом является и то, что право граждан на получение информации выражается в возможности оперативно получать из сообщений и материалов СМИ не только информацию позитивного характера. Граждане имеют право, прежде всего, на достоверную информацию (какой бы она ни была, положительной или нет) об интересующих их событиях и фактах.

В качестве одного из оснований предоставления информации выступает запрос редакции СМИ. Кроме этого, сведения о деятельности указанных органов, организаций и должностных лиц также предоставляются путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Следует отметить, что органы государственной власти и местного самоуправления создают общедоступные информационные ресурсы по вопросам, касающимся деятельности этих органов и подведомственных им организаций. Также, в пределах своей компетенции, государственные органы осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Как уже отмечалось, редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, но только в тех случаях, когда она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

В уведомлении должна обязательно присутствовать мотивировочная часть, содержащая причины, руководствуясь которыми соответствующие должностные лица (руководители органов, организаций или объединений, их заместители, работники пресс-служб, иные уполномоченные лица) относят запрашиваемые сведения к разряду специально охраняемой законом тайны. В уведомлении также необходимо указать, к какой конкретно охраняемой законом тайне относится запрашиваемая информация, по мнению того или иного должностного лица.

Если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок, тогда допускается отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации.

Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Статья 41 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее Закон о СМИ) устанавливает перечень сведений конфиденциального характера, которые редакция не вправе раскрывать в сообщениях и материалах:

1. сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

2. сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

3. сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

4. сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Этот перечень не является исчерпывающим, а лишь называет некоторые виды конфиденциальной информации, с которыми чаще всего имеют дело редакции СМИ.

Первая категория сведений, которые не вправе разглашать редакция в распространяемых ею сообщениях и материалах, это информация, предоставленная гражданином с условием сохранения ее в тайне.

Таким образом, если гражданин, предоставив редакции СМИ информацию без указанной специальной оговорки о неразглашении, значит он допускал, что эта информация будет обнародована и (или) желал этого.

Редакция также обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Следующий вид конфиденциальной информации — сведения о личности несовершеннолетнего, который:

1) совершил уголовно наказуемое деяние (преступление);

2) подозревается в совершении уголовно наказуемого деяния;

3) совершил административное правонарушение;

4) совершил антиобщественное действие.

Распространяемые редакцией сообщения и материалы не должны содержать как прямых указаний на личность несовершеннолетнего правонарушителя, так и косвенных.

Под «прямым» понимается указание, содержащее имя несовершеннолетнего.

«Косвенным» указанием можно считать разглашение каких-либо персональных данных несовершеннолетнего, за исключением имени, которые тем или иным образом указывают на его личность, например адрес проживания, конкретное место учебы (номер школы и класс) и так далее.

Исключение составляют случаи, когда данная информация предается огласке с согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, за исключением случаев, когда сам несовершеннолетний потерпевший и (или) его законный представитель дали согласие на разглашение этих сведений.

В отличие от использования сведений о несовершеннолетнем нарушителе, которое предполагает обязательное получение согласия и нарушителя, и его законного представителя, данная норма позволяет решать вопрос о получении такого согласия только от потерпевшего или только от его законного представителя, либо от них вместе, с учетом конкретных обстоятельств.

Разглашение информации с ограниченным доступом, то есть разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, в соответствии со статьей 13.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:

на граждан — в размере от 5 до 10 МРОТ;

на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ.

Разглашение конфиденциальной информации может повлечь за собой и уголовное наказание.

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность.

Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

ГК РФ относит к интеллектуальной собственности исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг (статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Чаще всего возникающие в процессе деятельности редакций отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства регулируются Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее Закон об авторском праве).

Указанный Закон предусматривает, что автор в отношении созданного им произведения обладает личными неимущественными и имущественными правами. К личным неимущественным правам статья 15 Закона об авторском праве относит:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (право на имя);

— право обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные права, согласно статье 16 Закона об авторском праве, включают в себя исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Лицо, которому принадлежат исключительные права на использование произведения, обладает правом самостоятельно осуществлять или разрешать:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

— распространять экземпляры произведения любым способом (право на распространение);

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);

— публично показывать произведение (право на публичный показ);

— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

— сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

— сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

— переводить произведение (право на перевод);

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

При этом следует иметь в виду, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и не могут передаваться другим лицам, даже наследникам (кроме права на обнародование произведения). Имущественные права на использование произведения могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам по авторскому договору.

Согласно статье 9 Закона об авторском праве авторские права на произведение возникают в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторских прав не требуется ни регистрации произведения, ни соблюдения каких-либо иных формальностей.

По общему правилу авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Следует обратить внимание на то, что согласно статье 8 Закона об авторском праве к произведениям, не являющимся объектами авторского права, относятся:

— официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера);

— государственные символы и знаки;

— произведения народного творчества;

— сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Указанные произведения могут свободно использоваться редакциями без опасения нарушить чьи-либо авторские права.

Кроме того, законодательством установлены случаи свободного использования охраняемых произведений.

Например, статья 19 Закона об авторском праве допускает без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

— цитирование в информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

— воспроизведение в средствах массовой информации правомерно опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если только такое воспроизведение не было специально запрещено автором;

— воспроизведение в средствах массовой информации публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

— воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

Закон о СМИ наряду с авторскими называет и издательские права на произведения. Подобной правовой категории действующее законодательство, регулирующее отношения по использованию объектов интеллектуальной собственности, не содержит.

Издательствам могут принадлежать, и чаще всего принадлежат, исключительные имущественные права на использование произведений, приобретенные ими по авторским договорам с авторами или иными правообладателями.

При этом речь идет о праве издателя не на совокупность отдельных произведений, включенных в периодическое издание, а на само это издание в целом. В связи с этим авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений, независимо от издания в целом.

В работе редакций средств массовой информации наибольшее значение имеют так называемые служебные произведения, то есть произведения, созданные журналистами в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Обязательным условием признания произведения служебным является наличие между автором и другим лицом трудовых отношений, подпадающих под нормы трудового права.

По общему правилу авторские права на служебные произведения принадлежат их авторам.

При этом исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым журналист состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ними не предусмотрено иное.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Если лицо в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя работает над созданием периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, у него не возникает каких-либо авторских прав на данное периодическое издание в целом. Указанное исключение из общего правила закреплено в пункте 4 статьи 14 Закона об авторском праве.

За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность предусмотрена статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 7.12 КоАП РФ и статьями 48 — 50 Закона об авторском праве.

Кроме того, статья 25 Закона о СМИ устанавливает, что в случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции СМИ может быть прекращено по решению суда.

Характер и условия использования предоставляемого редакции произведения могут быть особо оговорены автором либо иным правообладателем, что может быть сделано путем заключения авторского договора.

Более того, статья 30 Закона об авторском праве прямо предусматривает, что передача имущественных прав на использование произведения может быть произведена только по авторскому договору, за исключением указанных законом случаев, когда заключение подобного договора не требуется.

Закон определяет основные условия авторского договора, которые он должен содержать. Согласно пункту 1 статьи 31 Закона об авторском праве авторский договор должен предусматривать:

— способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

— срок и территорию, на которые передается право;

— размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования произведения;

— порядок и сроки выплаты вознаграждения;

— другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Следует иметь в виду, что если указанные условия не будут оговорены автором либо иным правообладателем в авторском договоре с редакцией, то будут действовать правила, предусмотренные законом.

Например, срок, на который передается право на использование произведения, может быть определенно ограничен в авторском договоре, либо договор может быть заключен на весь срок действия авторского права на произведение либо на неопределенный срок.

Но, если в договоре будет вообще отсутствовать условие о сроке, на который передается право, то такой договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 месяцев до расторжения договора (пункт 1 статья 31 Закона об авторском праве).

Таким же образом, если в авторском договоре отсутствует условие о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Целесообразно оговорить в авторском договоре возможность передачи редакцией полученных прав другим лицам. Без такой оговорки права, переданные по авторскому договору, ни полностью, ни частично не могут передаваться другим лицам.

Передаваемые по авторскому договору права на использование произведения могут носить исключительный либо неисключительный характер.

При передаче исключительных прав использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах разрешается только лицу, которому эти права передаются и которое также получает право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Неисключительный характер передаваемых прав разрешает использование произведения пользователю, обладателю исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Условие о характере передаваемых прав следует особо оговаривать при заключении договора, так как согласно пункту 4 статьи 30 Закона об авторском праве права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Защищая интересы автора или иного правообладателя, пункт 2 статьи 31 Закона об авторском праве установил, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Существенным моментом при использовании произведения для обеих сторон является условие о вознаграждении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона об авторском праве вознаграждение в авторском договоре может быть определено следующими способами:

— в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения;

— в виде зафиксированной в договоре суммы

— либо иным образом.

Редакцией могут быть утверждены фиксированные ставки вознаграждений, исходя, например, из единицы объема произведения.

В любом случае, во избежание конфликтных ситуаций, целесообразно заранее довести условия об оплате до сведения автора или иного правообладателя.

Авторские договоры носят возмездный характер и поэтому в обязательном порядке должны содержать условия о вознаграждении за передаваемые права на использование произведения.

Авторский договор заключается в письменной форме. Однако в отношении средств массовой информации законом предусмотрено исключение, согласно которому авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме (пункт 1 статья 32 Закона об авторском праве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 158 ГК РФ сделка в устной форме считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Примером такого поведения может быть составление сопроводительного письма, прилагаемого автором к произведению, направляемому в редакцию для опубликования.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения Закона о СМИ.

К письмам в редакцию может быть применена статья 8 Закона об авторском праве предусматривающая, что не являются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Условиями указанного использования писем редакцией являются неискажение смысла письма и соблюдение положений Закона о СМИ.

Закон исходит из того, что, направляя письмо в редакцию, автор уже заранее согласен на его публикацию. Поэтому не требуется согласия автора ни на редактирование текста письма, ни на его публикацию. При этом редакторская правка не должна искажать смысл письма.

В то же время, если в письме не содержится просьбы о сохранении анонимности автора либо опубликовании письма в неизменном виде, то редакция может по своему усмотрению разместить письмо в средстве массовой информации в полном или сокращенном виде, с указанием автора или без такого указания.

Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Такое указание обусловлено тем, что подобные действия не входят в сферу задач редакции. Основной задачей редакции является производство и выпуск средства массовой информации как формы периодического распространения массовой информации. Письма граждан в основном носят индивидуальный характер, кроме того, для их надлежащей обработки редакцией требуются весьма значительные организационные и финансовые затраты.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал.

Закон о СМИ провозглашает и охраняет свободу массовой информации. Согласно статье 3 Закона о СМИ не допускается наложение запрета на распространение каких-либо сообщений или материалов, то есть цензура массовой информации.

Таким же образом не допускается принуждение редакции опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статье 19 Закона о СМИ редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, что дает ей право по своему усмотрению отклонить любое сообщение или материал, кроме случаев, когда обязанность опубликовать определенный материал предусмотрена законом.

В частности, статья 18 Закона о СМИ устанавливает, что учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.

Кроме этого, статья 35 Закона о СМИ определяет так называемые «обязательные сообщения».

Например, редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения, а также иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 года №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям законодательства. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, — в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *